«В театре единоначалие лучше демократии»
10 апреля «Мастерская П. Фоменко» представит премьеру «Театрального романа» в постановке Петра Фоменко и Кирилла Пирогова одну из самых интригующих постановок нынешнего сезона. Накануне спектакля корреспондент «Известий» встретилась с ведущей актрисой «Мастерской» Мадлен Джабраиловой.
Герой романа Булгакова Московский художественный театр. А ваш театр мог бы дать повод для книги?
Думаю, любой театр мог бы стать поводом для литературного произведения. И наш не исключение. Но зрителю, как правило, незаметны внутренние разногласия. Он видит уже результат верхушку айсберга. Когда рождается спектакль, личные амбиции подчиняются общей цели чтобы поднять бревно, нужна не одна пара рук. Булгаков не понаслышке знал, что происходит за кулисами. И гениально это описал. Только в театре все растянуто во времени, а у него сжато, спрессовано.
В книге много совпадений с театральной повседневностью?
Абсолютно все про театр. И атмосфера, и поведение людей и то, как репетируется спектакль. Человек, не знакомый с театральным процессом, может многого не понять в романе, просто прочитает как некий анекдот. Или, как главный герой романа Максудов, окажется в растерянности.
Максудов чужой в театральном мире?
Скорее, новичок. Ему, как Алисе, оказавшейся в Зазеркалье, на новой «клеточке шахматной доски», объясняют устройство этого мира, некоторые правила поведения. И «этот мир» ему нравится. Да, он полон загадок, как говорит сам Максудов, но он вызывает интерес. И к нему самому, как к автору, интерес колоссальный. В «Мастерской П. Фоменко» были случаи, когда авторы читали нам свои пьесы, но дальше читки дело не двигалось. А тут Максудов приглашается после читки к главному режиссеру, позднее пьесу будут репетировать на Основной сцене. Другое дело, что возникают по ходу дела недоразумения и препятствия но это та самая «театральная кухня». Для автора, возможно, процесс мучительный, но для театра естественный. Булгаков в этом смысле хитрый писатель, коробочка в коробочке, секрет в секрете. Он описывал себя по отношению к театру, и себя же высмеивал. Мне кажется, «Театральный роман» не о трагедии отверженного человека и театра, который его растаптывает, а о чем-то посложнее.
Максудова постоянно унижают. Достаточно вспомнить хотя бы сцену подписания договора.
А когда мы в кино подписываем контракты? Очень похожая ситуация, торги те же самые. Особенно с начинающими артистами. «Какой вы замечательный актер! Но у нас так мало денег».
Почему театральное пространство непосвященным всегда кажется загадочным?
Может быть, дело в особой атмосфере. Магия театра завораживает люди занимаются каким-то увлекательным делом и иногда непонятно «из какого сора» сплетается результат.
Вы еще в детстве попали за кулисы Театра на Таганке, где в то время играл ваш отец Расми Джабраилов. Помните свои впечатления?
Я понимала, что мир театра отличается от обычной жизни, но не удивлялась. Разве ребенка удивляет игра? В детстве настолько естественно одно перетекает в другое, что возможно оживить любой предмет. Я пошла по стопам папы, а не стала журналисткой, как мама. Играющие в увлекательно-непонятную игру люди или печатная машинка и кипа листков. Что интереснее ребенку? Естественно, театр. Так я его и запомнила в атмосфере общего дела, в котором участвует много людей, абсолютно разных. Сейчас они сидят и пьют чай, и вдруг куда-то побежали, и почему-то на сцене они уже совершенно другие.
В «Театральном романе» вы играете Августу Менажраки. Булгаков изобразил в ней секретаря Станиславского Рипсиме Таманцову. А современные прототипы у вашей роли есть?
Так как роль немногословная, я сделала акцент на внешности. Когда думала о своей героине, вспоминала об английской актрисе Хелене Бонэм Картер с ее непослушной гривой волос, как будто из головы торчат какие-то пружинки. Менажраки греческая фамилия. Надо было придумать запоминающийся образ.
Она властная женщина, командирша?
Такой мы ее видим в момент, описанный Булгаковым, и не знаем, какая она в других ситуациях. Думаю, она человек серьезный. Станиславский (в романе Иван Васильевич) слушает всего трех человек, в том числе и ее. На таких людях и стоит театр. Она дышит театром, живет им - абсолютно театральный человек.
Булгаков рассказывает о театральном двоевластии, но в каждом лагере «Независимого» (то есть Художественного) театра выстроена четкая иерархическая система со своим монархом во главе. Монархия в театре необходима?
В театре единоначалие лучше демократии. Это один из тех организмов, где необходимо подчинение. Собственно, художественный руководитель и задает тон работы в театре. Почти все события связаны с его образом мыслей и вкусами.
Кто придумал поставить «Театральный роман» в «Мастерской П. Фоменко»?
У нас в театре бывают показы самостоятельных работ. Некоторые стали поводом для спектаклей. Иногда сам Петр Наумович предлагает посмотреть тот или иной материал. Кирилл Пирогов заинтересовался «Театральным романом» из его списка, показал небольшой отрывок. Петр Наумович попросил продолжить. Работа стала разрастаться. В какой то момент к работе подключился и сам Фоменко.
У произведений Булгакова странная слава. Говорят, в них не стоит глубоко погружаться.
Да, непростой автор. Энергетический заряд романа провоцирует круговерть в жизни. Часто описанное в «Театральном романе» с буквальной точностью происходило в жизни. Да и в том, что мы так долго, полтора года, делали этот спектакль, есть тоже что-то от булгаковской фантасмагории.
Герой романа Булгакова Московский художественный театр. А ваш театр мог бы дать повод для книги?
Думаю, любой театр мог бы стать поводом для литературного произведения. И наш не исключение. Но зрителю, как правило, незаметны внутренние разногласия. Он видит уже результат верхушку айсберга. Когда рождается спектакль, личные амбиции подчиняются общей цели чтобы поднять бревно, нужна не одна пара рук. Булгаков не понаслышке знал, что происходит за кулисами. И гениально это описал. Только в театре все растянуто во времени, а у него сжато, спрессовано.
В книге много совпадений с театральной повседневностью?
Абсолютно все про театр. И атмосфера, и поведение людей и то, как репетируется спектакль. Человек, не знакомый с театральным процессом, может многого не понять в романе, просто прочитает как некий анекдот. Или, как главный герой романа Максудов, окажется в растерянности.
Максудов чужой в театральном мире?
Скорее, новичок. Ему, как Алисе, оказавшейся в Зазеркалье, на новой «клеточке шахматной доски», объясняют устройство этого мира, некоторые правила поведения. И «этот мир» ему нравится. Да, он полон загадок, как говорит сам Максудов, но он вызывает интерес. И к нему самому, как к автору, интерес колоссальный. В «Мастерской П. Фоменко» были случаи, когда авторы читали нам свои пьесы, но дальше читки дело не двигалось. А тут Максудов приглашается после читки к главному режиссеру, позднее пьесу будут репетировать на Основной сцене. Другое дело, что возникают по ходу дела недоразумения и препятствия но это та самая «театральная кухня». Для автора, возможно, процесс мучительный, но для театра естественный. Булгаков в этом смысле хитрый писатель, коробочка в коробочке, секрет в секрете. Он описывал себя по отношению к театру, и себя же высмеивал. Мне кажется, «Театральный роман» не о трагедии отверженного человека и театра, который его растаптывает, а о чем-то посложнее.
Максудова постоянно унижают. Достаточно вспомнить хотя бы сцену подписания договора.
А когда мы в кино подписываем контракты? Очень похожая ситуация, торги те же самые. Особенно с начинающими артистами. «Какой вы замечательный актер! Но у нас так мало денег».
Почему театральное пространство непосвященным всегда кажется загадочным?
Может быть, дело в особой атмосфере. Магия театра завораживает люди занимаются каким-то увлекательным делом и иногда непонятно «из какого сора» сплетается результат.
Вы еще в детстве попали за кулисы Театра на Таганке, где в то время играл ваш отец Расми Джабраилов. Помните свои впечатления?
Я понимала, что мир театра отличается от обычной жизни, но не удивлялась. Разве ребенка удивляет игра? В детстве настолько естественно одно перетекает в другое, что возможно оживить любой предмет. Я пошла по стопам папы, а не стала журналисткой, как мама. Играющие в увлекательно-непонятную игру люди или печатная машинка и кипа листков. Что интереснее ребенку? Естественно, театр. Так я его и запомнила в атмосфере общего дела, в котором участвует много людей, абсолютно разных. Сейчас они сидят и пьют чай, и вдруг куда-то побежали, и почему-то на сцене они уже совершенно другие.
В «Театральном романе» вы играете Августу Менажраки. Булгаков изобразил в ней секретаря Станиславского Рипсиме Таманцову. А современные прототипы у вашей роли есть?
Так как роль немногословная, я сделала акцент на внешности. Когда думала о своей героине, вспоминала об английской актрисе Хелене Бонэм Картер с ее непослушной гривой волос, как будто из головы торчат какие-то пружинки. Менажраки греческая фамилия. Надо было придумать запоминающийся образ.
Она властная женщина, командирша?
Такой мы ее видим в момент, описанный Булгаковым, и не знаем, какая она в других ситуациях. Думаю, она человек серьезный. Станиславский (в романе Иван Васильевич) слушает всего трех человек, в том числе и ее. На таких людях и стоит театр. Она дышит театром, живет им - абсолютно театральный человек.
Булгаков рассказывает о театральном двоевластии, но в каждом лагере «Независимого» (то есть Художественного) театра выстроена четкая иерархическая система со своим монархом во главе. Монархия в театре необходима?
В театре единоначалие лучше демократии. Это один из тех организмов, где необходимо подчинение. Собственно, художественный руководитель и задает тон работы в театре. Почти все события связаны с его образом мыслей и вкусами.
Кто придумал поставить «Театральный роман» в «Мастерской П. Фоменко»?
У нас в театре бывают показы самостоятельных работ. Некоторые стали поводом для спектаклей. Иногда сам Петр Наумович предлагает посмотреть тот или иной материал. Кирилл Пирогов заинтересовался «Театральным романом» из его списка, показал небольшой отрывок. Петр Наумович попросил продолжить. Работа стала разрастаться. В какой то момент к работе подключился и сам Фоменко.
У произведений Булгакова странная слава. Говорят, в них не стоит глубоко погружаться.
Да, непростой автор. Энергетический заряд романа провоцирует круговерть в жизни. Часто описанное в «Театральном романе» с буквальной точностью происходило в жизни. Да и в том, что мы так долго, полтора года, делали этот спектакль, есть тоже что-то от булгаковской фантасмагории.
Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- В Петербурге завершились гастроли московской «Мастерской Петра Фоменко»Анастасия Ким, «РБК Daily», 25.03.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман»Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Я верюТатьяна Власова, «http://www.teatral-online.ru», 19.11.2012
- Роман в театреПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» дает премьеру постановки по «Театральному роману» Михаила Булгакова.«Телекампания НТВ / Новости», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Однажды он любилАглая Смирнова, «Российская газета», 5.04.2012