Жертвы гипноза
В «Мастерской Петра Фоменко» выпускают спектакль по неоконченной книге Михаила Булгакова
Этот спектакль вырос из отрывка, который Кирилл Пирогов сыграл года полтора назад на так называемом вечере проб и ошибок есть в «Мастерской Фоменко» традиция устраивать показы самостоятельных работ, из которых потом иногда получаются полноценные постановки (так, например, вышло со спектаклями «Носорог» и «Как жаль…»). Пирогов на том вечере вышел в роли Максудова героя «Театрального романа» Михаила Булгакова и имел успех. Вместе с несколькими актерами он начал работать над сценами из книги, а позже к репетициям подключился сам Петр Фоменко. В результате создатель «Мастерской» значится в программке этой премьеры художественным руководителем, а Кирилл Пирогов режиссером и исполнителем главной роли.
Книга Булгакова описывает несколько совершенно разных миров в спектакле «Мастерской» они не противостоят друг другу, а благодаря подвижным, трансформирующимся декорациям Владимира Максимова друг в друга перетекают. В жилище Максудова с потолка свисают веревки, на одной из которых он в плохую минуту попробует повеситься, но вот появляется стол под оранжевым абажуром и Максудов по╜гружается в мир литературы, с его дурными пьянками и злословием. В мире театра под портретами Немировича-Данченко и Станиславского сидят верные секретарши: седая, закутанная в шаль Поликсена Торопецкая (Галина Тюнина) и вечно настороженная Августа Менажраки (Мадлен Джабраилова). А дальше перед зрителями возникает Сивцев Вражек, где затворником живет кумир Августы Иван Васильевич: художники сделали актеру Максиму Литовченко грим, лишь намекающий на сходство со Станиславским зачесанные назад вздыбленные волосы с проседью, пенсне.
Сам Булгаков в «Театральном романе» и загипнотизирован миром театра, и не может примириться с его фальшью. Есть в этой книге и тревожное ощущение, что мир этот, такой манящий, непременно принесет гибель. В премьере «Мастерской Фоменко» мрачного взгляда на театр нет вовсе создатели смотрят на описанные Булгаковым события с доброй иронией, не стремясь к разоблачению. Легкую ноту инфернальности в происходящее вносит разве что появление на сцене актера Олега Ниряна он играет одновременно и издателя Рудольфи, и режиссера Независимого театра Ильчина. Так что становится понятно, что это не столько два разных человека, сколько две маски одного и того же соблазняющего Максудова черта.
Книга Булгакова описывает несколько совершенно разных миров в спектакле «Мастерской» они не противостоят друг другу, а благодаря подвижным, трансформирующимся декорациям Владимира Максимова друг в друга перетекают. В жилище Максудова с потолка свисают веревки, на одной из которых он в плохую минуту попробует повеситься, но вот появляется стол под оранжевым абажуром и Максудов по╜гружается в мир литературы, с его дурными пьянками и злословием. В мире театра под портретами Немировича-Данченко и Станиславского сидят верные секретарши: седая, закутанная в шаль Поликсена Торопецкая (Галина Тюнина) и вечно настороженная Августа Менажраки (Мадлен Джабраилова). А дальше перед зрителями возникает Сивцев Вражек, где затворником живет кумир Августы Иван Васильевич: художники сделали актеру Максиму Литовченко грим, лишь намекающий на сходство со Станиславским зачесанные назад вздыбленные волосы с проседью, пенсне.
Сам Булгаков в «Театральном романе» и загипнотизирован миром театра, и не может примириться с его фальшью. Есть в этой книге и тревожное ощущение, что мир этот, такой манящий, непременно принесет гибель. В премьере «Мастерской Фоменко» мрачного взгляда на театр нет вовсе создатели смотрят на описанные Булгаковым события с доброй иронией, не стремясь к разоблачению. Легкую ноту инфернальности в происходящее вносит разве что появление на сцене актера Олега Ниряна он играет одновременно и издателя Рудольфи, и режиссера Независимого театра Ильчина. Так что становится понятно, что это не столько два разных человека, сколько две маски одного и того же соблазняющего Максудова черта.
Александра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- В Петербурге завершились гастроли московской «Мастерской Петра Фоменко»Анастасия Ким, «РБК Daily», 25.03.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман»Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Я верюТатьяна Власова, «http://www.teatral-online.ru», 19.11.2012
- Роман в театреПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» дает премьеру постановки по «Театральному роману» Михаила Булгакова.«Телекампания НТВ / Новости», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Однажды он любилАглая Смирнова, «Российская газета», 5.04.2012