«Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»
С собой, МХАТом и Булгаковым
В программке «Театрального романа» указано: «Авторы спектакля Петр Фоменко, Кирилл Пирогов». Только самые наивные зрители могут поверить в то, что основатель любимой народом мастерской, небожитель и великий мастер, вдруг в один прекрасный день уселся за режиссерский столик вдвоем с актером и они принялись сочинять новый спектакль. Все театральные люди знают, как это бывает: ставит второй, а потом, когда нужно довести дело до ума, приходит первый и придает спектаклю, скажем так, потребительские качества. В сущности, можно было бы и не акцентировать на строчке внимание, но в данном случае постановочная коллизия имеет непосредственное отношение к булгаковскому «Театральному роману», напоминающему, что репертуарный театр место загадочное и жестокое, где возвышенное и обыденное срослись между собой, где сталкиваются человеческие самолюбия, а прекрасное незаметно становится ужасным.
Ни для кого не секрет, что описанный Булгаковым в едко-сатирических красках Независимый театр это советский МХАТ и что у каждого из персонажей романа есть реальные прототипы (наверняка приложившие руку к тому, чтобы роман долго не публиковался). С другой стороны, мир, описанный Булгаковым, можно без труда спроецировать и на саму «Мастерскую Петра Фоменко»: она тоже занимает особое место на театральной карте, в ней тоже есть непререкаемый авторитет Учитель, есть актеры первого призыва, то есть основоположники, есть ученики моложе и еще моложе, есть разные попутчики и примкнувшие. Но вряд ли стоило ожидать, что «Мастерская», театр не просто приятный, а приятный во всех отношениях, вдруг займется осмеянием самого себя и сознательной самопародией. Так и получилось, в новом «Театральном романе» всего по чуть-чуть: немножко про МХАТ, совсем немножко про самих себя, слегка про судьбу Михаила Булгакова. Ну а о настоящих побудительных мотивах очередной работы пусть, как говорится, гадает кто-нибудь другой.
Спектакль начинается с музыки Ильи Саца к мхатовской «Синей птице» и поначалу задает всему «Театральному роману» этакое сказочное настроение: окаменевшая группа литераторов оживает, потом персонажи выходят на сцену на слегка пружинящих ногах, будто хоровод из знаменитой волшебной истории. Писатель Максудов, которого играет инициатор постановки Кирилл Пирогов, в загадочную сказку, судя по всему, вовсе не стремится: нервный и одинокий литератор, в котором по нескольким фразам легко опознать Михаила Булгакова, он ищет не встреч с чудаковатыми незнакомцами, а подлинного вдохновения, даже полузонтик в виде суфлерской будки цепляет себе за спину, как ангельские крылья. Но все у него получается как-то понарошку, даже попытка самоубийства. Вообще первый акт спектакля распадается на симпатичные этюды: событий на сцене вроде бы совершается много, но зрительный зал, кажется, полудремлет, впрочем, вполне благосклонно полудремлет. Немало оживляет обстановку лишь появление Мадлен Джабраиловой и Галины Тюниной в ролях секретарш Ивана Васильевича (Станиславский) и Аристарха Платоновича (Немирович-Данченко) соответственно: каждая сидит у задернутого шторками портрета своего хозяина.
Зато во втором акте публику ожидают две действительно очень смешные и отлично сыгранные сцены. Первая аудиенция у Ивана Васильевича: выезжающий из-под сцены, точно из преисподней, Станиславский Максима Литовченко почти не двигается во время всего разговора и оказывается каким-то полузамороженным реликтом, пугливым и далеким от реальности. Вторая заседание совета основоположников: одетые в белые костюмы и красиво рассаженные корифеи Независимого театра появляются за театральным занавесом под торжественную музыку. Обсуждение пьесы Максудова заканчивается тем, что основоположники просто коченеют, превращаются в кукол, к счастью, очень подвижных и податливых, так что Бомбардов, объясняя Максудову истинные мотивы поведения присутствовавших, устраивает целое кукольное представление, манипулируя телами великих. Но писателю не до развлечений. В спектакле «фоменок» нет последних строк «Театрального романа» лирический герой не иссушен любовью к сцене, он убегает прочь, потому что в нем уже зреют строки романа «Мастер и Маргарита». Театр преходящая безделица, а вот рукописи не горят.
Ни для кого не секрет, что описанный Булгаковым в едко-сатирических красках Независимый театр это советский МХАТ и что у каждого из персонажей романа есть реальные прототипы (наверняка приложившие руку к тому, чтобы роман долго не публиковался). С другой стороны, мир, описанный Булгаковым, можно без труда спроецировать и на саму «Мастерскую Петра Фоменко»: она тоже занимает особое место на театральной карте, в ней тоже есть непререкаемый авторитет Учитель, есть актеры первого призыва, то есть основоположники, есть ученики моложе и еще моложе, есть разные попутчики и примкнувшие. Но вряд ли стоило ожидать, что «Мастерская», театр не просто приятный, а приятный во всех отношениях, вдруг займется осмеянием самого себя и сознательной самопародией. Так и получилось, в новом «Театральном романе» всего по чуть-чуть: немножко про МХАТ, совсем немножко про самих себя, слегка про судьбу Михаила Булгакова. Ну а о настоящих побудительных мотивах очередной работы пусть, как говорится, гадает кто-нибудь другой.
Спектакль начинается с музыки Ильи Саца к мхатовской «Синей птице» и поначалу задает всему «Театральному роману» этакое сказочное настроение: окаменевшая группа литераторов оживает, потом персонажи выходят на сцену на слегка пружинящих ногах, будто хоровод из знаменитой волшебной истории. Писатель Максудов, которого играет инициатор постановки Кирилл Пирогов, в загадочную сказку, судя по всему, вовсе не стремится: нервный и одинокий литератор, в котором по нескольким фразам легко опознать Михаила Булгакова, он ищет не встреч с чудаковатыми незнакомцами, а подлинного вдохновения, даже полузонтик в виде суфлерской будки цепляет себе за спину, как ангельские крылья. Но все у него получается как-то понарошку, даже попытка самоубийства. Вообще первый акт спектакля распадается на симпатичные этюды: событий на сцене вроде бы совершается много, но зрительный зал, кажется, полудремлет, впрочем, вполне благосклонно полудремлет. Немало оживляет обстановку лишь появление Мадлен Джабраиловой и Галины Тюниной в ролях секретарш Ивана Васильевича (Станиславский) и Аристарха Платоновича (Немирович-Данченко) соответственно: каждая сидит у задернутого шторками портрета своего хозяина.
Зато во втором акте публику ожидают две действительно очень смешные и отлично сыгранные сцены. Первая аудиенция у Ивана Васильевича: выезжающий из-под сцены, точно из преисподней, Станиславский Максима Литовченко почти не двигается во время всего разговора и оказывается каким-то полузамороженным реликтом, пугливым и далеким от реальности. Вторая заседание совета основоположников: одетые в белые костюмы и красиво рассаженные корифеи Независимого театра появляются за театральным занавесом под торжественную музыку. Обсуждение пьесы Максудова заканчивается тем, что основоположники просто коченеют, превращаются в кукол, к счастью, очень подвижных и податливых, так что Бомбардов, объясняя Максудову истинные мотивы поведения присутствовавших, устраивает целое кукольное представление, манипулируя телами великих. Но писателю не до развлечений. В спектакле «фоменок» нет последних строк «Театрального романа» лирический герой не иссушен любовью к сцене, он убегает прочь, потому что в нем уже зреют строки романа «Мастер и Маргарита». Театр преходящая безделица, а вот рукописи не горят.
Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- В Петербурге завершились гастроли московской «Мастерской Петра Фоменко»Анастасия Ким, «РБК Daily», 25.03.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман»Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Я верюТатьяна Власова, «http://www.teatral-online.ru», 19.11.2012
- Роман в театреПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» дает премьеру постановки по «Театральному роману» Михаила Булгакова.«Телекампания НТВ / Новости», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Однажды он любилАглая Смирнова, «Российская газета», 5.04.2012