В тени меланхолии
В «Мастерской Фоменко» поставили «Театральный роман»
В «Мастерской Фоменко» «Театральный роман» репетировали так же долго, как и пьесу бедного Максудова в знаменитом романе Михаила Булгакова. Наконец, спектакль выпустили за подписью двух «авторов» (так они названы в программке) Петра Фоменко и Кирилла Пирогова.
Кирилл Пирогов не только репетировал спектакль, но и сыграл в нем главную роль. Его бы воля, кажется, он бы вернул роману авторское название «Записки покойника». И это бы точно соответствовало основной интонации спектакля.
Главный меланхолик московской сцены, ее «бедный рыцарь», пренебрегающий банальной реальностью и изучающий законы того мира, где царит поэзия, играющий поэта в гумилевской «Отравленной тунике» и шекспировского философа Жака-меланхолика, Пирогов начинает спектакль с известного предисловия. Настаивая на особых свойствах булгаковской речи, он читает о самоубийстве Максудова, о его болезни, «носящей весьма неприятное название меланхолия», и о записках покойного, которые тот завещал автору.
Вновь автор становится одним из главных «лиц» фоменковского театра, вновь его «законодательная» роль подчеркнута во всей ткани театрального сочинения. Есть еще одно свойство, роднящее это новое сочинение «фоменок» с историософскими взглядами Петра Фоменко, в соответствии с которыми прошлое всегда прекрасно. «Ни таких театров, ни таких людей, какие выведены в произведении покойного, нигде нет и не было», болезненно растягивает слова Пирогов-автор в начале, так же мрачно резюмирует в конце, и нам становится мучительно жаль, что их нет тех, чьи портреты висят за благоговейными шторками у двух противоположных порталов. Тех, в чьих легких штрихах мы узнаем Станиславского и Немировича-Данченко, (в романе Ивана Васильевича и Аристарха Платоновича). Конечно, с таким подходом спектакль должен был бы называться «Записки покойника». С горечью и страстью описанный Булгаковым мир Художественного театра рухнул, если и был когда-то.
Напряжение между убийственной и смешной пародией и трагическим состоянием автора все то, что так удалось Булгакову вот этот главный парадокс булгаковского романа не дается «фоменкам». У них мрачная меланхолия автора «Черного снега» явно торжествует, захватывая своим ритмом и интонацией сцены театрального «зазеркалья».
Только в самом финале, в сцене обсуждения пьесы «основоположниками», стихия трагического карнавала овладевает спектаклем. Получив, наконец, власть над восковыми небожителями, которые замерли на стульях как в музее мадам Тюссо, Максудов-Пирогов расправляется с ними, изливая всю желчь и негодование.
Спектакль мог бы зажить веселей, превратись в нем пародия на далеких мхатовских небожителей в пародию на самих себя, на своих «отцов» (в данном случае одного) и «основоположников». Но именно очищающего, карнавального смеха недостает этому меланхолическому во всех отношениях спектаклю.
Кирилл Пирогов не только репетировал спектакль, но и сыграл в нем главную роль. Его бы воля, кажется, он бы вернул роману авторское название «Записки покойника». И это бы точно соответствовало основной интонации спектакля.
Главный меланхолик московской сцены, ее «бедный рыцарь», пренебрегающий банальной реальностью и изучающий законы того мира, где царит поэзия, играющий поэта в гумилевской «Отравленной тунике» и шекспировского философа Жака-меланхолика, Пирогов начинает спектакль с известного предисловия. Настаивая на особых свойствах булгаковской речи, он читает о самоубийстве Максудова, о его болезни, «носящей весьма неприятное название меланхолия», и о записках покойного, которые тот завещал автору.
Вновь автор становится одним из главных «лиц» фоменковского театра, вновь его «законодательная» роль подчеркнута во всей ткани театрального сочинения. Есть еще одно свойство, роднящее это новое сочинение «фоменок» с историософскими взглядами Петра Фоменко, в соответствии с которыми прошлое всегда прекрасно. «Ни таких театров, ни таких людей, какие выведены в произведении покойного, нигде нет и не было», болезненно растягивает слова Пирогов-автор в начале, так же мрачно резюмирует в конце, и нам становится мучительно жаль, что их нет тех, чьи портреты висят за благоговейными шторками у двух противоположных порталов. Тех, в чьих легких штрихах мы узнаем Станиславского и Немировича-Данченко, (в романе Ивана Васильевича и Аристарха Платоновича). Конечно, с таким подходом спектакль должен был бы называться «Записки покойника». С горечью и страстью описанный Булгаковым мир Художественного театра рухнул, если и был когда-то.
Напряжение между убийственной и смешной пародией и трагическим состоянием автора все то, что так удалось Булгакову вот этот главный парадокс булгаковского романа не дается «фоменкам». У них мрачная меланхолия автора «Черного снега» явно торжествует, захватывая своим ритмом и интонацией сцены театрального «зазеркалья».
Только в самом финале, в сцене обсуждения пьесы «основоположниками», стихия трагического карнавала овладевает спектаклем. Получив, наконец, власть над восковыми небожителями, которые замерли на стульях как в музее мадам Тюссо, Максудов-Пирогов расправляется с ними, изливая всю желчь и негодование.
Спектакль мог бы зажить веселей, превратись в нем пародия на далеких мхатовских небожителей в пародию на самих себя, на своих «отцов» (в данном случае одного) и «основоположников». Но именно очищающего, карнавального смеха недостает этому меланхолическому во всех отношениях спектаклю.
Алена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- В Петербурге завершились гастроли московской «Мастерской Петра Фоменко»Анастасия Ким, «РБК Daily», 25.03.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман»Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Я верюТатьяна Власова, «http://www.teatral-online.ru», 19.11.2012
- Роман в театреПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» дает премьеру постановки по «Театральному роману» Михаила Булгакова.«Телекампания НТВ / Новости», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Однажды он любилАглая Смирнова, «Российская газета», 5.04.2012