Театр восковых фигур
Живой Станиславский и его актеры вышли на сцену в инсценировке булгаковского «Театрального романа»
Мастерская Петра Фоменко наконец-то выпустила долгожданный «Театральный роман», который начинал ставить Кирилл Пирогов, а доводил до ума сам Петр Наумович. Премьеру ждали с нетерпением, потому что знаменитая булгаковская сатира на советский МХАТ, написанная после постановки его «Дней Турбиных», обещала обернуться пародией на саму Мастерскую один из самых популярных и титулованных московских театров, куда по-прежнему трудно достать билеты, где есть свои неписаные правила и строгая иерархия: «отец-основатель», «основоположники», «середняки» и «молодежь». Однако постановщики остались верны фирменному мягкому стилю Мастерской и на открытую сатиру не решились. Вместо этого актеры разыграли историю о театральном закулисье вообще с прозрачными намеками на прежний, булгаковский МХАТ. В портретах двух директоров Независимого театра, на которые чуть ли не молятся две соперницы-секретарши, бесподобно сыгранные Мадлен Джабраиловой и Галиной Тюниной, угадываются черты Станиславского и Немировича-Данченко. За сценой звучит знаменитый марш из «Синей птицы». А играющий Ивана Васильвича Максим Литовченко загримирован под Станиславского с такой же тщательностью, как Безруков под Высоцкого. Он эффектно появляется откуда-то из-под пола, неподвижный, как восковая фигура в музее, еле шевелит губами, поминутно принимает гомеопатию, кутается в клетчатый плед и сладко спит, пока Максудов читает ему свою пьесу. Коротенькая, но блестяще сыгранная сцена срывает бурные аплодисменты. Мотив восковых фигур повторится в спектакле еще раз, когда красиво рассаженные основоположники на худсовете театра вдруг застынут и превратятся в безвольных кукол, которых артист Бомбардов, объясняющий Максудову устройство этой странной театральной машины, будет валять так и сяк.
Но таких прекрасных и с оттяжкой сделанных эпизодов в постановке не много. Вся первая часть с историей публикации романа Максудова «Черный снег» (у Булгакова имеется в виду, конечно, «Белая гвардия»), где выведена журналистская и литературная московская тусовка, вышла бледной и неинтересной. Театральное закулисье, более близкое и понятное актерам, они изображают гораздо живее и смешнее. Этой первой частью можно было бы совсем пожертвовать ради не вошедших в спектакль глав с репетициями пьесы, где Булгаков высмеивает пресловутую систему Станиславского, вот было бы раздолье для дружеских шаржей. Но спектакль останавливается на том месте, где пьесу Максудова зарубают, потому что в ней нет ролей для основоположников, и он уходит из театра писать новый роман.
Возникает ощущение, что история заканчивается на полуслове, на полдороге. В отношении замыслов тоже остается много неясного.
Затеявший всю эту историю Кирилл Пирогов, видимо, хотел высказаться на тему художника, который остается чужим для любого общества литературного или театрального. Он играет Максудова типичным поэтом-меланхоликом со спутанными волосами и суицидальными наклонностями, произносящим слова нараспев. Все остальные отрываются, изображая мир театрального закулисья. Но его нелепость, лживость и даже жестокость показаны с умилением, с каким мамаша взирает на свое капризное, измазанное в шоколаде чадо. Тут нет жесткого, ироничного взгляда со стороны, но нет и личной исповедальной интонации, будто «фоменкам» нечего рассказать о нелегкой актерской судьбе.
В результате спектакль распадается на серию этюдов милых, симпатичных, забавных, мастерски сделанных, но не срастающихся в единое целое. Зато, как говорится, никого и не обидели.
Но таких прекрасных и с оттяжкой сделанных эпизодов в постановке не много. Вся первая часть с историей публикации романа Максудова «Черный снег» (у Булгакова имеется в виду, конечно, «Белая гвардия»), где выведена журналистская и литературная московская тусовка, вышла бледной и неинтересной. Театральное закулисье, более близкое и понятное актерам, они изображают гораздо живее и смешнее. Этой первой частью можно было бы совсем пожертвовать ради не вошедших в спектакль глав с репетициями пьесы, где Булгаков высмеивает пресловутую систему Станиславского, вот было бы раздолье для дружеских шаржей. Но спектакль останавливается на том месте, где пьесу Максудова зарубают, потому что в ней нет ролей для основоположников, и он уходит из театра писать новый роман.
Возникает ощущение, что история заканчивается на полуслове, на полдороге. В отношении замыслов тоже остается много неясного.
Затеявший всю эту историю Кирилл Пирогов, видимо, хотел высказаться на тему художника, который остается чужим для любого общества литературного или театрального. Он играет Максудова типичным поэтом-меланхоликом со спутанными волосами и суицидальными наклонностями, произносящим слова нараспев. Все остальные отрываются, изображая мир театрального закулисья. Но его нелепость, лживость и даже жестокость показаны с умилением, с каким мамаша взирает на свое капризное, измазанное в шоколаде чадо. Тут нет жесткого, ироничного взгляда со стороны, но нет и личной исповедальной интонации, будто «фоменкам» нечего рассказать о нелегкой актерской судьбе.
В результате спектакль распадается на серию этюдов милых, симпатичных, забавных, мастерски сделанных, но не срастающихся в единое целое. Зато, как говорится, никого и не обидели.
Марина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- В Петербурге завершились гастроли московской «Мастерской Петра Фоменко»Анастасия Ким, «РБК Daily», 25.03.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман»Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Я верюТатьяна Власова, «http://www.teatral-online.ru», 19.11.2012
- Роман в театреПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» дает премьеру постановки по «Театральному роману» Михаила Булгакова.«Телекампания НТВ / Новости», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Однажды он любилАглая Смирнова, «Российская газета», 5.04.2012