Спектакль вынесли в фойе
В театре «Мастерская Петра Фоменко» показали премьеру спектакля «Триптих», которая одновременно стала и премьерой новой площадки малой сцены. Художественный руководитель и режиссер придумал сценическую композицию по пушкинским произведениям «Граф Нулин», «Каменный гость» и «Сцена из Фауста». Рассказывает МАРИЯ СИДЕЛЬНИКОВА.
Новое здание театра, которое «фоменки» ждали долгих пятнадцать лет, открыли без малого два года назад. За это время случилось две премьеры «Бесприданница» и «Улисс», и обе игрались на большой сцене. Другая, малая, сцена терпеливо ждала своего часа. Взяв за литературную основу «Триптиха» хрестоматийный материал, Петр Фоменко решил поэкспериментировать с его подачей и сценическим пространством.
Не имея сквозного сюжета, части спектакля мастерски сплетаются воедино фоменковскими актерами, которые меняют роли как перчатки. Галина Тюнина из томной карикатурной барыни Натальи Павловны в «Графе Нулине» превращается в набожную Донну Анну, а в последней части становится губительным наваждением Фауста холодной Гретхен. В кокетливой вертихвостке Параше Мадлен Джабраиловой в первом действии уже проглядывает сердцеедка Лаура. Карэн Бадалов от души глумится над своим офранцузившимся графом Нулиным, полон сдержанного резонерства в роли слуги Лепорелло и картинно беспощаден в мефистофелевской надменности. А Кирилл Пирогов перевоплощается то в соседа-балагура Лидина, распевающего романсы, то в скучающего Фауста.
Для каждой части Петр Фоменко подобрал и свою интонацию. В «сентиментальном анекдоте в стихах» «Граф N» актеры ловко жонглируют фразами, перебивая друг друга, подхватывают концовки, то и дело принимаясь распевать романсы. Анекдотичность этому водевильчику придает и нарочитая иллюстративность текста: от банального храпа до неожиданно возникающего в главной ночной сцене полотна Рубенса «Тарквиний и Лукреция». В «маленькой иронической трагедии» «О Донна Анна!» актеры переходят на позерскую декламацию, смакуя глухие окончания. Сложнее всего оказалось с финальным «бурлеском» «Мне скучно, бес ». Петр Фоменко разбавил пушкинский текст стихами Бродского и Гете, и когда в болтовню нечистой силы вторгается «Я есть антифашист и антифауст / Их либе жизнь и обожаю хаос», невольно спотыкаешься о несовместимость не только стиха, но и контекстов.
Но «Триптих» это тот редкий случай в «Мастерской Петра Фоменко», когда и актеры, и текст нужны, что называется, «для мебели» то есть для новой сцены. Первое действие играют на нескольких метрах, практически на авансцене, словно ностальгируя по старой «Мастерской». Рассказчик Лидин висит в каком-то гнезде под потолком, перины Натальи Павловны и сеновал барина выстелены в ногах у зрителей балкона, а со сценой их соединяют лестницы, каждый спуск по которым приравнивается чуть ли не к цирковому трюку (художник Владимир Максимов). Но уже во втором действии занавес рухнет, и перед взором зрителя окажется фойе театра, превращающееся то в Антоньев монастырь, то в бесовскую залу. «Мы тут посочиняли театр,- сказал после премьеры Петр Фоменко, пригласив на сцену, кажется, всех сотрудников театра и даже архитектора Сергея Гнедовского,- попытались соединить театр и сцену». Рассматривая этот открывшийся спичечный коробок, искренне недоумеваешь, как ловко вписалось это пространство в спектакль.
Новое здание театра, которое «фоменки» ждали долгих пятнадцать лет, открыли без малого два года назад. За это время случилось две премьеры «Бесприданница» и «Улисс», и обе игрались на большой сцене. Другая, малая, сцена терпеливо ждала своего часа. Взяв за литературную основу «Триптиха» хрестоматийный материал, Петр Фоменко решил поэкспериментировать с его подачей и сценическим пространством.
Не имея сквозного сюжета, части спектакля мастерски сплетаются воедино фоменковскими актерами, которые меняют роли как перчатки. Галина Тюнина из томной карикатурной барыни Натальи Павловны в «Графе Нулине» превращается в набожную Донну Анну, а в последней части становится губительным наваждением Фауста холодной Гретхен. В кокетливой вертихвостке Параше Мадлен Джабраиловой в первом действии уже проглядывает сердцеедка Лаура. Карэн Бадалов от души глумится над своим офранцузившимся графом Нулиным, полон сдержанного резонерства в роли слуги Лепорелло и картинно беспощаден в мефистофелевской надменности. А Кирилл Пирогов перевоплощается то в соседа-балагура Лидина, распевающего романсы, то в скучающего Фауста.
Для каждой части Петр Фоменко подобрал и свою интонацию. В «сентиментальном анекдоте в стихах» «Граф N» актеры ловко жонглируют фразами, перебивая друг друга, подхватывают концовки, то и дело принимаясь распевать романсы. Анекдотичность этому водевильчику придает и нарочитая иллюстративность текста: от банального храпа до неожиданно возникающего в главной ночной сцене полотна Рубенса «Тарквиний и Лукреция». В «маленькой иронической трагедии» «О Донна Анна!» актеры переходят на позерскую декламацию, смакуя глухие окончания. Сложнее всего оказалось с финальным «бурлеском» «Мне скучно, бес ». Петр Фоменко разбавил пушкинский текст стихами Бродского и Гете, и когда в болтовню нечистой силы вторгается «Я есть антифашист и антифауст / Их либе жизнь и обожаю хаос», невольно спотыкаешься о несовместимость не только стиха, но и контекстов.
Но «Триптих» это тот редкий случай в «Мастерской Петра Фоменко», когда и актеры, и текст нужны, что называется, «для мебели» то есть для новой сцены. Первое действие играют на нескольких метрах, практически на авансцене, словно ностальгируя по старой «Мастерской». Рассказчик Лидин висит в каком-то гнезде под потолком, перины Натальи Павловны и сеновал барина выстелены в ногах у зрителей балкона, а со сценой их соединяют лестницы, каждый спуск по которым приравнивается чуть ли не к цирковому трюку (художник Владимир Максимов). Но уже во втором действии занавес рухнет, и перед взором зрителя окажется фойе театра, превращающееся то в Антоньев монастырь, то в бесовскую залу. «Мы тут посочиняли театр,- сказал после премьеры Петр Фоменко, пригласив на сцену, кажется, всех сотрудников театра и даже архитектора Сергея Гнедовского,- попытались соединить театр и сцену». Рассматривая этот открывшийся спичечный коробок, искренне недоумеваешь, как ловко вписалось это пространство в спектакль.
Мария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Старый спектакль в новой реальности. «Мастерская Петра Фоменко» открыла сезон после пяти месяцев простояАлександра Сидорова, «Business FM», 6.08.2020
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Незавершенный сюжетВера Сенькина, «Экран и Сцена», 7.08.2013
- В театре нужен бойцовский характерЕлена Коновалова, «Страстной бульвар, № 2 (142)», 2011
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- В поисках трагического героя: что принёс на московскую сцену 2009?..Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 19.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009