RuEn

«Тёркин» в «Мастерской Петра Фоменко»: коллективное сознательное

К череде спектаклей на околовоенную тематику (великое множество их было) в начале мая присоединился и «Тёркин» «Мастерской Петра Фоменко». Великолепный выбор: если уж и отмечать 80-летие Великой Победы, то поэма Александра Твардовского для этого идеально подойдёт.

Постоянная публика «Мастерской Фоменко», полагаю, уже отлично знает режиссёрский почерк Фёдора Малышева, потому могла заранее предположить, в каком ключе будет решён спектакль. Лично я не ошиблась в своих ожиданиях: «Тёркин» у «фоменок» — очень игровое, лёгкое по форме, но глубокое по сути, наполненное символами, психологически достоверное действо… А главное, как по мне, этот «Тёркин» — очень в духе поэмы Твардовского.

Во что бы то ни было продолжать жить, в любой ситуации оставаться человеком, помнить, что шутка зачастую — лучшее лекарство и мощное орудие… К этому призывал советских солдат, сочиняя свои рифмованные строки в далёком 1942 году, Александр Трифонович Твардовский. Но сложно не согласиться с тем, что данные максимы актуальны в любое время, в любой ситуации. И сегодня быть Тёркиным, то бишь, соответствовать тем качествам, которые воспевались в поэме, точно не менее важно, чем 80 лет назад.

Ведь кто такой наш герой?
…парень хоть куда.
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.

А, значит, все мы — немного Тёркины. И потому Фёдор Малышев выводит на сцену «коллективного Тёркина»: Василия воплощают 11 артистов сразу — одновременно и по очереди. Анатолий Анциферов, Степан Владимиров, Виталий Довгалюк, Дмитрий Захаров, Вениамин Краснянский, Максим Литовченко, Дмитрий Рудков, Владислав Ташбулатов, Владимир Топцов, Павел Яковлев и Сергей Якубенко, сменяя рост, вес, возраст, внешность и характер героя, сохраняют его внутреннюю суть, душу, духовность и душевность.

Имеются, конечно, и прочие персонажи: бравый старшина (Василий Фирсов), видавший жизнь генерал (Карэн Бадалов), дед да баба (Томас Моцкус и Наталия Курдюбова), а ещё — «собирательный немец» (Анатолий Горячев). Александра Кесельман, Наталья Мартынова и София Лукиных отвечают сразу и за всех русских женщин, и за русскую природу, и за русскую душу… Лукиных, кроме того, обращается абсолютно инфернальной Смертью, и её сцена с Тёркиным-Довгалюком (благо, и София, и Виталий великолепны пластически) — мощнейший момент спектакля.

Вся эта многолюдная компания помещена волей художника-постановщика Евгении Шутиной в крайне минималистичные условия, где единственной декорацией является наклонный дощатый подиум, «играющий роли» — причём, делающий это крайне достоверно! — и элементов пейзажа, и понтонов («Переправа, переправа! Берег левый, берег правый…»), и танков, и построек… Необходимые акценты расставляет световой дизайн Степана Синицына, а всё остальное отдано на откуп артистам, их голосам и телам.

В «Тёркине» невероятно говорящий пластический рисунок, очень выразительны и вокальные моменты (хореограф и хормейстер — уже упомянутые выше Виталий Довгалюк и Александра Кесельман соответственно). И в столь жёстких условиях артисты «Мастерской Фоменко» умудряются не только чётко выполнять поставленные перед ними задачи, но и проживать каждую из доверенных им ролей — полновесно и свободно.

Ещё один немаловажный элемент спектакля — музыка. Её для зрителя рождают Рафкат Бадретдинов (виолончель, ударные; он же — композитор «Тёркина») и Савва Блинников (труба), уютно примостившиеся в уголке сцены, а также временами примыкающий к ним Дмитрий Захаров со своим аккордеоном.

Резюмирую: снова у Фёдора Малышева получилась весьма красивая постановка, способная ранить в самое сердце. Опять режиссёру покорился несценический, казалось бы, материал, засиявший на подмостках всеми своими гранями. Невероятно интересно погружаться в спектакль, ловить отсылки и аллюзии, отмечать, какие на сей раз выбрал для своего детища главы поэмы постановщик и в каком порядке их расставил (а в каждом театре, берущемся за «Василия Тёркина» этот «набор» свой собственный). Отдельное удовольствие — «переключаться» от Тёркина к Тёркину, от артиста к артисту, смакуя нюансы и акценты, уникальные для каждого.

«Фоменки» вторят Твардовскому: да, война, безусловно, ужасна. Но её можно пережить, если получится сохранить в себе человечность. А на то нам даны юмор и любовь — к жизни и к людям. Простые, казалось бы, истины. Вот только мы их всё чаще забываем.

Что ж, можно освежить себе память в «Мастерской Петра Фоменко»!

Источник: Musecube
×

Подписаться на рассылку

Ознакомиться с условиями конфиденцильности

Мы используем cookie-файлы. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия политики конфиденциальности.