«Толстой как предчувствие»: «Война и мир» в постановке Петра Фоменко в Калининграде
Московский театр «Мастерская П. Н. Фоменко» в четвёртый раз принял участие в фестивале искусств «Балтийские сезоны».
«Фоменки», как часто называют актёров «Мастерской», уже привозили в Калининград спектакли по Льву Толстому. Три года назад на VII фестивале «Балтийские сезоны» они показали спектакль «Семейное счастье». В этом году к юбилею «сезонов» в Калининград привезли постановку по роману-эпопее «Война и мир».
Текст Толстого воспроизводится на сцене со скрупулёзной точностью. За каждым словом — семь лет чтений и репетиций, 300 спектаклей, сыгранных по всему миру, 12 лет на сцене. Но это не точность воспроизведения «атмосферы тех лет», антуража или декораций. В спектакле П. Н. Фоменко нет внешней реалистичности фильма Сергея Бондарчука. На сцене два недописанных портрета Наполеона и императора Александра I, карта военных действий и недоделанная балюстрада. Герои одеты в приблизительные костюмы, а красавец Андрей Болконский и вовсе не снимает актёрской униформы — чёрной водолазки.
Но эта чисто внешняя эскизность не мешает актёрам точно и бережно воспроизводить текст Толстого таким, каким его видит проницательный читатель, свободный от школьных стереотипов. В первые минуты сценического действия режиссерская и актёрская свобода обращения с текстом Толстого может вызвать отторжение.
Разве к такому Толстому мы привыкли? Толстой, иронизирующий над своими «любимыми» героями, Толстой, за многословием которого открывается тонкая драматургия каждой сцены? Типичные представители высшего света и дворянства в исполнении «фоменок» не исчерпываются своим социальным положением. В каждом — своё очарование и своя странность. В каждом живёт человек, который показан на сцене и в фас, и в профиль. Трогательно заботится о сыне княгиня Друбецкая, она же докучливая просительница, сплетница и сентиментальная старушка, готовая пролить горячие слёзы при одном воспоминании о молодости. Старики Ростовы перед приёмом сплетничают ничуть не лучше бабушек у подъезда: всё те же «о времена, о нравы», всё та же «молодёжь» не даёт им покоя. А «высоко духовный» и «гордый мыслью» князь Андрей сам не знает, зачем идёт на войну.
Война в спектакле «Мастерской Петра Фоменко» осталась за скобками, как повод для семейной сцены между супругами, как тема для мужских споров и женских сетований. И только занавес-карта военных действий может чётко обозначить границу между настоящей войной и войной-предчувствием.
Стихия войны преследует мужчин и в мирное время. Разве не воюет с собой Пьер, разрываясь между поиском своего места в жизни и пьянками у Анатоля Курагина? Разве Андрей не проявляет воистину военную жестокость к жене, разве ему не предстоит битва с собственной гордостью, которой он так восхищается в Бонапарте? Разве не по законам военного времени живёт старый князь Болконский в Лысых Горах, отец, который не может показать сыну свои слёзы во время прощания?
Актёры «Мастерской» играют по 2-3 роли. Это даёт зрителю повод для размышления. Что общего между Элен и Наташей в исполнении Веры Строковой? Бесцеремонность, с которой блистательная княжна Курагина перебивает отца знаменитым: «Папá, мы опоздаем», а Наташа выпрашивает поцелуй у Бориса? Отчасти гротескная женственность княгини Лизы, девичья влюблённость Сони, изысканная светскость Жюли Карагиной — эти роли в исполнении Ксении Кутеповой стали настоящим украшением спектакля. В зале раздавались одобрительные аплодисменты, когда растроганная Лиза со слезами кидалась в объятия княжны Марьи, как будто каждая зрительница узнавала себя в каждом жесте, в каждом движении актрисы. Сцена «Письмо Жюли Карагиной» была встречена криками «браво». Зрители признали верность открытий Толстого, признали, что в этих сценах они увидели правду о себе.
О спектакле рассказал актёр Илья Любимов, исполнитель роли князя Андрея Болконского.
— Как изменился за 12 лет спектакль?
— За эти годы спектакль сильно вырос. Я думаю, что сейчас заканчивается период его зрелости. Спектакль — это живой организм. Подобно человеку, он переживает детство, подростковую эйфорию, зрелую молодость, затем взрослеет и приходит к старости. Наш спектакль ещё не дошёл до пенсионного возраста, но он уже находится в зрелости, в каком-то кризисе среднего возраста. Потому что люди изменились за 12 лет, поменялись их отношения с персонажами. У каждого актёра своя связь с героем, свой конфликт. Кто-то уже перерос своих персонажей, а кто-то только-только дорос до них. После ухода Петра Наумовича Фоменко на нас оказалась огромная ответственность за спектакль, ведь он остался в наших руках.
— Какие отношения сложились у вас с вашим героем?
— Я долго не мог понять Андрея Болконского. Несколько лет назад я почувствовал, что дорос до него, ощутил всё его несчастье, его одиночество. Это очень несчастный герой, заблуждающийся, гонимый своей гордостью мысли. Одно время я конфликтовал с ним, не мог найти в нем глубины, и мне кажется, что Толстой тоже. А потом я просто примирился с ним, стал ему сочувствовать, как младшему брату, и всё стало получаться.
«Фоменки», как часто называют актёров «Мастерской», уже привозили в Калининград спектакли по Льву Толстому. Три года назад на VII фестивале «Балтийские сезоны» они показали спектакль «Семейное счастье». В этом году к юбилею «сезонов» в Калининград привезли постановку по роману-эпопее «Война и мир».
Текст Толстого воспроизводится на сцене со скрупулёзной точностью. За каждым словом — семь лет чтений и репетиций, 300 спектаклей, сыгранных по всему миру, 12 лет на сцене. Но это не точность воспроизведения «атмосферы тех лет», антуража или декораций. В спектакле П. Н. Фоменко нет внешней реалистичности фильма Сергея Бондарчука. На сцене два недописанных портрета Наполеона и императора Александра I, карта военных действий и недоделанная балюстрада. Герои одеты в приблизительные костюмы, а красавец Андрей Болконский и вовсе не снимает актёрской униформы — чёрной водолазки.
Но эта чисто внешняя эскизность не мешает актёрам точно и бережно воспроизводить текст Толстого таким, каким его видит проницательный читатель, свободный от школьных стереотипов. В первые минуты сценического действия режиссерская и актёрская свобода обращения с текстом Толстого может вызвать отторжение.
Разве к такому Толстому мы привыкли? Толстой, иронизирующий над своими «любимыми» героями, Толстой, за многословием которого открывается тонкая драматургия каждой сцены? Типичные представители высшего света и дворянства в исполнении «фоменок» не исчерпываются своим социальным положением. В каждом — своё очарование и своя странность. В каждом живёт человек, который показан на сцене и в фас, и в профиль. Трогательно заботится о сыне княгиня Друбецкая, она же докучливая просительница, сплетница и сентиментальная старушка, готовая пролить горячие слёзы при одном воспоминании о молодости. Старики Ростовы перед приёмом сплетничают ничуть не лучше бабушек у подъезда: всё те же «о времена, о нравы», всё та же «молодёжь» не даёт им покоя. А «высоко духовный» и «гордый мыслью» князь Андрей сам не знает, зачем идёт на войну.
Война в спектакле «Мастерской Петра Фоменко» осталась за скобками, как повод для семейной сцены между супругами, как тема для мужских споров и женских сетований. И только занавес-карта военных действий может чётко обозначить границу между настоящей войной и войной-предчувствием.
Стихия войны преследует мужчин и в мирное время. Разве не воюет с собой Пьер, разрываясь между поиском своего места в жизни и пьянками у Анатоля Курагина? Разве Андрей не проявляет воистину военную жестокость к жене, разве ему не предстоит битва с собственной гордостью, которой он так восхищается в Бонапарте? Разве не по законам военного времени живёт старый князь Болконский в Лысых Горах, отец, который не может показать сыну свои слёзы во время прощания?
Актёры «Мастерской» играют по 2-3 роли. Это даёт зрителю повод для размышления. Что общего между Элен и Наташей в исполнении Веры Строковой? Бесцеремонность, с которой блистательная княжна Курагина перебивает отца знаменитым: «Папá, мы опоздаем», а Наташа выпрашивает поцелуй у Бориса? Отчасти гротескная женственность княгини Лизы, девичья влюблённость Сони, изысканная светскость Жюли Карагиной — эти роли в исполнении Ксении Кутеповой стали настоящим украшением спектакля. В зале раздавались одобрительные аплодисменты, когда растроганная Лиза со слезами кидалась в объятия княжны Марьи, как будто каждая зрительница узнавала себя в каждом жесте, в каждом движении актрисы. Сцена «Письмо Жюли Карагиной» была встречена криками «браво». Зрители признали верность открытий Толстого, признали, что в этих сценах они увидели правду о себе.
О спектакле рассказал актёр Илья Любимов, исполнитель роли князя Андрея Болконского.
— Как изменился за 12 лет спектакль?
— За эти годы спектакль сильно вырос. Я думаю, что сейчас заканчивается период его зрелости. Спектакль — это живой организм. Подобно человеку, он переживает детство, подростковую эйфорию, зрелую молодость, затем взрослеет и приходит к старости. Наш спектакль ещё не дошёл до пенсионного возраста, но он уже находится в зрелости, в каком-то кризисе среднего возраста. Потому что люди изменились за 12 лет, поменялись их отношения с персонажами. У каждого актёра своя связь с героем, свой конфликт. Кто-то уже перерос своих персонажей, а кто-то только-только дорос до них. После ухода Петра Наумовича Фоменко на нас оказалась огромная ответственность за спектакль, ведь он остался в наших руках.
— Какие отношения сложились у вас с вашим героем?
— Я долго не мог понять Андрея Болконского. Несколько лет назад я почувствовал, что дорос до него, ощутил всё его несчастье, его одиночество. Это очень несчастный герой, заблуждающийся, гонимый своей гордостью мысли. Одно время я конфликтовал с ним, не мог найти в нем глубины, и мне кажется, что Толстой тоже. А потом я просто примирился с ним, стал ему сочувствовать, как младшему брату, и всё стало получаться.
«Калининград.ru», 5.10.2013
- «Победы на сцене важны, но победы над собой еще важнее»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 06.2016
- Война и мир Петра ФоменкоИлья Камышев, «Ульяновская правда», 15.09.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- «Война и мир. Начало романа» с Фоменко по миру / Guerre et paix. Début du roman à travers le monde avec Piotr FomenkoНадежда Сикорская, «Наша газета / nachagazeta.ch», 20.02.2014
- «Толстой как предчувствие»: «Война и мир» в постановке Петра Фоменко в Калининграде«Калининград.ru», 5.10.2013
- Мечта русского трагикаВадим Гаевский, «Экран и Сцена», 2.09.2013
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера Строкова: ‘Хороший язычок или нет, скажите?’«Журнал “Film Sense”», 05.2012
- Вера Строкова: «Мне в кино не так комфортно, как в театре»Светлана Бердичевская, «Городские кассы», 05.2011
- Путешествие за горизонтГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 18)», 2009
- Олег Любимов: Самое страшное комплекс полноценностиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 10.04.2008
- Мучительно прекрасная жизньЕлена Кутловская, «Независимая газета Антракт», 12.10.2007
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Война и мир. Начало романаКристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. ФоменкоАлексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Галина Тюнина«Афиша», 9.07.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Известен адрес, где хранится спасительная красотаЯн Смирницкий, 03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Андрей в поход собрался«Финансовая Россия, № 7», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Амазонки неавангардаЛариса Юсипова, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001