Вера Строкова: ‘Хороший язычок или нет, скажите?’
Интервью: Виктория Локтева-Добрынина, Андрей Апостолов
Вера Строкова – артистка театра, кино и «Шапито», девушка эмоциональная и непосредственная.
Расшифровывая интервью с ней, мы столкнулись с проблемой: ремарку «смеются» приходилось ставить так часто, что в какой-то момент от нее уже рябило в глазах. Поэтому мы решили ограничиться этим вступлением и предупредить читателя, что на протяжении всего нашего разговора с Верой смех является неотъемлемой его частью.
Вика: Если посмотреть ваш послужной список, он пока невелик, пять ролей в кино, с десяток – в театре, но в нем достаточно ролей, о которых мечтают многие молодые актрисы: Наташа Ростова, Соня Мармеладова, кэрролловская Алиса, жена Штирлица, в конце концов. После всего этого у вас еще остались роли мечты?
Вера: Нет, это раньше было принято спрашивать об этом, а актеры всегда знали ответ на такой вопрос. Сейчас кого не спросишь, что вы хотите сыграть – нет ответа. Потому что раньше, в классическом театре, можно было себе представить, как это будет. А сейчас я, например, хочу сыграть Джульетту, но придет какой-нибудь режиссер и поставит ее так, что получится совсем не то, что я себе представляла. Поэтому сейчас, наверное, лучше спрашивать « кем вы хотите поработать», чем «что вы хотите сыграть».
Вика: А поработать с кем вы хотите?
Вера: Мне очень везет. С теми, с кем я работала, я бы поработала с удовольствием еще. И с Сережей (Сергей Лобан. – Film Sense), и с Сергеем Владимировичем Урсуляком. С кем еще я хотела бы поработать?.. С Мельниковым. Может быть, с Тодоровским…
Вика: А когда вы работаете над ролью классического репертуара, как-то учитывается опыт предыдущих их воплощений другими актрисами, что-то берете у них или, может, играете на контрасте?
Вера: Нет, нет.
Андрей: То есть, когда вы играли Наташу Ростову, для вас не существовало ни Одри Хэпберн, ни Савельевой?..
Вера: Да, я ничего не смотрю. Но я люблю, если идет где-то спектакль с тем же названием, посмотреть, что другие делают, в плане целого, трактовки произведения.
Андрей: А «Войну и мир» с Агуреевой вы смотрели? Вы же играете там по очереди.
Вера: Да, конечно. Когда меня вводили, я смотрела спектакль много-много раз подряд, и диск у меня был, запоминала все детали, переходы.
Андрей: К нам во ВГИК намедни приезжал Олег Павлович Табаков. Он приехал рекламировать Путина, но наткнулся на то, что ребята с актерского факультета рекламируют себя. Но меня там приятно удивили наши актеры: они постоянно спрашивали его об актерских школах, системах. А насколько для вас важен теоретический аспект профессии?
Вера: Ну, чем дольше я работаю, тем он важнее. В начале вообще все было абсолютно неважно. Когда мы поступали, казалось, что все и так понятно. Но чем больше я работаю, тем больше понимаю, что надо перечитывать теорию.
Андрей: Перечитываете?
Вера: Да.
Андрей: А кого? Станиславского?
Вера: Система есть система. «Работа актера над собой» – отличная книга. Все читают, но никто ничего не делает из того, что там написано. Да и система универсальной быть не может, актеры очень разные, невозможно учиться по книжке, что-то взять можно только от живого общения. У меня остались педагоги из Щуки, которым я иногда звоню: «Аааааа! Что делать?!», они меня хорошо знают и помогают.
Андрей: Если вернуться к вашему послужному списку, можно заметить, что есть две Веры Строковы: ваш театр молодой, но респектабельный, и играете вы там классический репертуар, а в кино вы работаете с молодыми, не очень популярными режиссерами – Бардин, Лобан, но тем не менее, именно они – наше новое отечественное кино. Вы не хотите себя попробовать в новом театре, как та же Агуреева? Вы следите за современным процессом, и как вы видите себя относительно него?
Вера: Слежу, конечно. Полина просто нашла своего режиссера, Рыжакова, это очень важно.
Андрей: Вы бы хотели найти своего режиссера?
Вера: Я работаю с Петром Фоменко.
Андрей: А в кино? Как в советское время принято было…
Вера: Это – самый эффективный способ работы, конечно, хотела бы. С Сережей Лобаном мы сошлись просто по-человечески, это важно в работе. А то, что я хожу на пробы с пересохшим горлом, все это абсолютно безрезультатно на самом деле. Потому что либо есть контакт сразу, как с Сережей, с Урсуляком, либо его нет, и тут я ничего не могу сделать. Я была последний раз на пробах, там офис, стоят столы, компьютеры, стоит режиссер, в руке у него камера малюсенькая. Меня одели в костюм Анны Карениной. В офисе. Я в шляпке.
Андрей: На Каренину пробовались?
Вера: Нет, просто костюм. В нем Анну Каренину играли. Я думаю: «Отлично!» И у меня партнер в джинсах и рубашке. Меня сразу это начинает выбивать из колеи. Он мучил меня, мучил, мы посмотрели друг на друга и разошлись. В большинстве случаев это так и происходит.
Андрей: Анну Каренину сейчас Кира Найтли играет. Я уже подумал о работе «Кира Найтли и Вера Строкова. Сравнительный анализ».
Вера: Не надо, пожалуйста…
Вика: Среди режиссеров Новой драмы, Театра.doc есть кто-то, кто вам интересен?
Вера: Там режиссеров для меня нет. Может, я не видела что-то, надо больше смотреть. Но то, что я видела, это… Cейчас скажу что-нибудь крамольное…
Андрей: Какая крамола? Они на сцене такое творят, что мы можем чувствовать себя абсолютно раскрепощенными.
Вера: Много разного, и хорошего, и плохого есть и в Новой драме, и в классической постановке. Просто есть хорошие режиссеры и плохие. Нам Фоменко все время говорит: «Не важно, что получилось, важно, чего мы хотели». Тут надо пообщаться и понять, что хотели сделать, а я мало с кем из режиссеров общалась.
Андрей: А что для вас «Алиса»?
Вера: «Алиса»?.. Это эпоха в жизни. Все эти декорации когда привезли, они же там ездят, перемещаются, у меня первое время была ужасная ревность к ним. «Почему я должен тут двигать это все?!» Говорят: «Иди туда! Двигай! Куда пошел?! Сюда! Аккуратно, это опускается!» А еще на нас одели костюмы, которые половину первого акта все только сидят и рассматривают. Но красиво. Я не могу сейчас оценить, наверное, он лучше стал. Мы много пахали, чтоб там что-то было. Думаю, какая-то мысль там сейчас появилась.
Андрей: Дети ходят?
Вера: Дети ходят. Кричат.
Андрей: Дети, мне кажется, самый честный зритель.
Вера: Ну, если два родителя и ребенок, то это самый нечестный, потому что он сидит парализованный.
Андрей: Сами смотрели детские спектакли?
Вера: Ой, один раз я была на «Синей птице», и у меня осталось омерзительное впечатление от Хлеба.
Андрей: Он был толстый?
Вера: Да, толстый, в форме какашки.
Андрей: У нас в школе в пятом классе ставили спектакль «Синяя птица», и роль Хлеба дали толстой девочке, очень непедагогично. Но ничего, справилась.
Вика: А как реагируете, когда дети кричат?
Вера: Я смотрю на них грозно. И они сразу стихают.
Андрей: Театр для вас важнее кино?
Вера: Да. Там жизнь целая проходит. Там затраты энергии гораздо больше. Поэтому это дороже.
Андрей: Но Шапито-шоу – это же не только кино, это обширный проект. И Вера Строкова выглядит в нем как приглашенная звезда, профессиональная актриса в ряду энтузиастов, которые строят полусиндикалистскую коммуну художников… Вы ощущаете себя внутри этого движения или?..
Вера: Да нет, я там лох полный. Просто меня пожалели и взяли. Они снисходительно очень относились к моей неграмотности киношной. В первый год, когда мы начали общаться с Лобаном, я поняла, что он где-то на заоблачной высоте находится. Я хлопала глазами первое время. Попросила Сережу, он составил мне список литературы на лето, список фильмов, которые я обязана посмотреть. Я все честно смотрела.
Андрей: Что там было?
Вера: Весь Ларс фон Триер…
Андрей: Посмотрели?
Вера: Да!! Жесть полная!.. Я смотрела последний его фильм…
Андрей: Меланхолия.
Вера: Да, Меланхолия. Я смотрела фильм, когда вышла из кино, ругалась матом про себя на этого человека, потому что он, сссс….а, меня обманул и изнасиловал, но талантливо. Что там еще было?.. Каурисмяки, этот кореец или кто там он?.. Давайте, помогите.
Вика: Вонг Кар-Вай?
Вера: Да, он, спасибо.
Андрей: Как Вика сразу поняла, хотя он не из Кореи, а из Гонконга.
Вика: И как вам?
Вера: Отлично. И Каурисмяки мне понравился. И французский фильм «Двое на мосту» или как он там…
Андрей: Любовники с нового моста Лео Каракаса.
Вера: Да, да.
Андрей: А для вас вообще важна такая эрудированность?
Вера: До того, как у меня начали брать интервью, я поняла, что надо что-то почитать. У нас недавно был скайп с Самарой, они там смотрели фильм, и после просмотра была беседа. И как они пошли, пошли, пошли!.. Там какие-то собрались люди с квадратными головами, я не могла даже просто понять, о чем они говорят. Но там был Попов, который во всем этом очень подкован, и они так хорошо вместе провели время!.. А я сидела и думала: «Не дай Бог, у меня что-нибудь спросят!» …А вы как думаете, уровня Лобана есть сейчас современный режиссер?
Андрей: У меня есть фаворит – Илья Хржановский, режиссер фильма 4, сумасшедшего, совершенно потрясающего фильма. Сейчас он наконец-то снял свой фильм Дау.
Вика: Он для него построил целый город, где актеры жили, носили костюмы эпохи, пользовались старой валютой.
Вера: Я записала, посмотрю.
Вика: Дау интересно посмотреть, чтобы хотя бы понять, во что все это вылилось. Потому что это совершенно особая история, закрытый городок, сталинская эпоха.
Вера: …Я пробовалась на этот фильм! Я посмотрю, конечно… Меня заставили считать в уме!! Нет уж, лучше у Лобана в Крыму с «Агдамом»!
Андрей: А когда вы снимались в Шапито-шоу, для вас была осознанной некая раздвоенность в характере вашей героини? Сначала мы видим интернет-зависимого человека, который плачет из-за того, что лишен возможности выйти в сеть, а уже в следующем кадре видим живчика, который будто всю жизнь только по горам и лазил и никогда ни за каким компьютером не сидел.
Вера: Для меня она просто человек, который выбирает себе поле деятельности и вкладывается в него на 100%. Она выбрала интернет и вложилась туда: «Я зависима! Я зависима! Боже, Боже, что же мне делать?!»
Вика: Своеобразная Душечка?
Вера: Нет. Это нельзя оправдывать с точки зрения психологии. Это же архетипы. Поэтому нельзя сказать, Душечка или не Душечка… А потом она решила пойти в поход: «Все, я все знаю! Я приду, вот пункт А, вот пункт Б…»
Андрей: Да, мне показалось, что ваш образ в Шапито-шоу — это архетип поколения. Современный молодой человек живет в этом состоянии жажды живого опыта, воссоединения с природой, но при этом он замкнут в своем мире. К вашей героине даже любовь приходит из интернета, что определенно симптом. А сами вы активный пользователь?
Вера: Видео вКонтакте.
Вика: Да, когда мы готовились ко встрече с вами, мы изучили вашу личную страницу, увидели там в достаточно большом количестве видео с Роланом Быковым, аудио Вертинского. Почему Быков? Почему Вертинский? Кто еще?
Вера: Просто я такой человек, что-то читаю, выхватываю какие-то имена, иду, смотрю, если мне интересно, я зацепляюсь. Нет такого, что я панк, я гот, и все знаю про это! Это процесс самообучения, который очень спонтанный. Музыку какую я слушаю? Петр Наумович очень любит петь какие-то старые песни на репетициях, портовые какие-то… Но он делает это блестяще, с таким смаком! Он нам прививает эту культуру. И мне было бы интересно, если б в театре был какой-то вечер, где бы пелись старые романсы, потому что их никто не знает.
Андрей: Я увидел у вас записи Татьяны Кабановой, я сам поклонник этой непманской кабацкой культуры.
Вера: Она очень необычная.
Андрей: Вы бы пели так?
Вера: Если бы у меня был такой голос, я бы пела. Когда слушала Татьяну Кабанову, мне что-то представлялось, но посмотрела ее в записи и как-то приуныла, потому что надо было оформить это как-то по-другому. Есть русская певица какая-то в Америке… «Февраль. Достать чернила плакать», только это по-английски, а потом – куплет по-русски (Regina Spektor – Apres Moi. – Film Sense). И там та же история. Я долго-долго слушала диск, мне очень нравилось, а потом посмотрела клип абсолютно в попсовом стиле и…
Андрей: А еще я обратил внимание, у вас есть видео аргентинского танго. Это спонтанный интерес или вы занимаетесь где-то?
Вера: Вдруг встаешь утром и думаешь: хочу посмотреть аргентинское танго! Там есть ролик уличного танго, его я 6 раз пересматривала. Это очень-очень круто. Сама я не танцую.
Вика: Но вы замечательно танцуете в Шапито-шоу.
Вера: Я люблю плясать.
Вика: Правда или нет, мы в одном из интервью прочитали, что вы поступили в театральное училище только со второй попытки, так как в первый раз не смогли станцевать на вступительных экзаменах?
Вера: Танец – это очень личное. Меня просили публично что-то исполнять, а дома перед шкафом я хороша…
Андрей: Но в кино вы, как перед шкафом! Совершенно органично!
Вера: Там уже так все срослись, мы стали как старые треники с вытянутыми коленками друг для друга.
Андрей: Вот удивительно, настолько органично все в первой части, но существенно слабее оказалась вторая — «Уважение и сотрудничество».
Вера: А там нет женщины. Если бы Лобан кем-то разбавил ее… Но он же такой человек, что не будет прогибаться, у него есть цель и тема, и все.
Андрей: А вы Шапито-шоу сами видели? Много раз?
Вера: Один, на премьере.
Андрей: А вообще смотреть свои роли как вам? Многие не любят.
Вера: О, да! Аааа! Ооой! Ууу!.. Фу! Блин! Через какое-то время я, наверное, воткну диск, опять посмотрю. Потому что на премьере в «Октябре» я страшно потела и смотрела только на то, какой Сережа выбрал дубль.
Андрей: А у вас случилось разделение на «до Шапито-шоу» и «после Шапито-шоу»?
Вера: Нет. Только у меня теперь три букетика на страничке вКонтакте.
Андрей: Успех фильма на фестивалях был для вас ожидаем?
Вера: Нееет! Это шок!.. Сейчас была в торговом центре, там стоит мальчик и охраняет тележки… Я смотрю на него и думаю, ну как же?! Молодой парень, стоит, охраняет тележки… А главное, играл бы он в телефон!.. А он стоит и ковыряет какую-то бумажку, расправляет ее… И я думаю, могла бы и я тоже стоять и охранять тележки…
Андрей: ВКонтакте есть видео, где преподаватель зачитывает вслух сочинение абитуриента, который описывает биографию Ленина. И он там пишет, что у Владимира Ильича были сложные времена, денег в семье не было, поэтому он был вынужден раздавать листовки.
Вера: Я раздавала листовки тоже, когда не поступила в институт. В интернете есть клип, где девушка с огромным сердцем ходит по Нью-Йорку, но люди ее игнорируют, и со временем у нее сердце все меньше, меньше, меньше.. Я, что там, после школы только тоже поначалу так же работала, до того момента, как меня обокрали.
Андрей: Обокрали человека, который раздает листовки? Отчаянный поступок.
Вера: А главное, у меня сперли пакет, где были басни Крылова! Я готовилась к поступлению. Сумку свою положила, а это Курский вокзал, надо понимать… И смотрю, поворачиваюсь, нету сумки! И я рыдаю, потому что я не знаю, что делать без денег в Москве. И я рыдаю, иду в метро, говорю этой тетеньке, пропустите меня!.. А первое, что мне захотелось, это к маме.
Андрей: В Шапито-шоу в каждой части есть обличительная речь, она повторяется слово в слово практически — «ты страшный человек!», и все персонажи, которые становятся объектами этого обвинения, все они актеры. Ваша героиня, может, и несостоявшаяся актриса, но мы видим, как она поступает в театральное училище, во второй части ученик Мамонова, в третьей – сам Мамонов, и в четвертой – эрзац-Цой. Это наводит на довольно любопытные мысли об актерской специфике. Как актерство на характер, на отношения с людьми влияет?
Вера: То, что я работаю в театре, очень замыкает. Профессия публичная, но чем больше ты публичен, тем больше замыкаешься.
Даже, наверное, чуть дольше, чем необходимо. Вот эти странности появляются. Для них для всех есть причины. И для звездной болезни, для всего есть внутренние поводы. И потом в какой-то момент происходит вот это вот (картинно трясет пальцем, подражая Гурченко)…
Андрей: Вы сейчас это делаете, а я думаю: мы же должны это напечатать!.. Ничего не будет, ничего не останется.
Вика: Я тоже об этом думаю… Как подобрать слова?..
Андрей: Напишем «жестикулирует».
Вика: Но что такое «жестикулирует»? Нам нужен карикатурист, который будет, как в суде, сидеть и делать зарисовки.
Вера: Отличная идея! Сейчас уже все поняли толк в этих рисованных афишах, как в Шапито-шоу…
Андрей: Из того, что приходилось читать, и из того, что вы сейчас говорили, складывается впечатление, что вас эта публичность несколько тяготит.
Вера: Да… Сейчас пошлые вещи буду говорить… Я очень не люблю наряжаться и приводить себя в среднестатистический вид. Чувствую себя фальшиво. Я предпочитаю нигде не показываться, потому что я не могу от этого никакого удовольствия получать, пока формат не изменится в сторону треников с вытянутыми коленками…
Андрей: С другой стороны, если он изменится, он опять будет форматом.
Вера: Ну да. А я понимаю, что это требуется. Для того, чтобы работать, нужно выработать какой-то лук, или как это сейчас называется. Или какое-то четкое разделение себя и профессии. Есть талант такой, у Охлобыстина, например, есть люди, которые что-то понимают в пиаре на интуитивном уровне. Я не могу никак включить это в свою профессию, хотя все мне говорят, что это часть профессии, это нужно уметь. Мне не хватает на это внимания совсем. Так много надо в самой профессии еще понять, что заниматься этим некогда.
Андрей: То есть на интервью жалко тратить время?
Вера: А что я могу сказать? Одно и то же все время. Если бы интервью раз в десять лет, то понятно, за десять лет есть, что сказать.
Андрей: А точно так же по другую сторону: «Что спросить?!»
Вика: Ну что, счет?
Вера: Да, что-то не несут… Но отличное место, кстати!
Андрей: Да, мы специально выбирали.
Вера: Когда сказали: «Проспект Мира, я почему-то и подумала, что это будет здесь, или в Мадам Галифе“… А вы были в ресторане Чайная высота“? Я все хожу, хожу мимо…
Вика: Это который на Покровке?
Вера: На Покровке! Ну чего там?!
Вика: Там приятно есть, когда осознаешь, что ты ешь: мороженое из пихтовых шишек, из крымской лаванды! На вкус не всегда интересно, но как звучит! Читать меню – отдельное удовольствие.
Вера: Простые смертные-то туда могут зайти?
Вика: Ой, там все очень просто.
Андрей: А почему мы не там?
Вика: Ну, следующее интервью возьмем там, и будем есть мороженое из пихтовых шишек.
Вера Строкова – артистка театра, кино и «Шапито», девушка эмоциональная и непосредственная.
Расшифровывая интервью с ней, мы столкнулись с проблемой: ремарку «смеются» приходилось ставить так часто, что в какой-то момент от нее уже рябило в глазах. Поэтому мы решили ограничиться этим вступлением и предупредить читателя, что на протяжении всего нашего разговора с Верой смех является неотъемлемой его частью.
Вика: Если посмотреть ваш послужной список, он пока невелик, пять ролей в кино, с десяток – в театре, но в нем достаточно ролей, о которых мечтают многие молодые актрисы: Наташа Ростова, Соня Мармеладова, кэрролловская Алиса, жена Штирлица, в конце концов. После всего этого у вас еще остались роли мечты?
Вера: Нет, это раньше было принято спрашивать об этом, а актеры всегда знали ответ на такой вопрос. Сейчас кого не спросишь, что вы хотите сыграть – нет ответа. Потому что раньше, в классическом театре, можно было себе представить, как это будет. А сейчас я, например, хочу сыграть Джульетту, но придет какой-нибудь режиссер и поставит ее так, что получится совсем не то, что я себе представляла. Поэтому сейчас, наверное, лучше спрашивать « кем вы хотите поработать», чем «что вы хотите сыграть».
Вика: А поработать с кем вы хотите?
Вера: Мне очень везет. С теми, с кем я работала, я бы поработала с удовольствием еще. И с Сережей (Сергей Лобан. – Film Sense), и с Сергеем Владимировичем Урсуляком. С кем еще я хотела бы поработать?.. С Мельниковым. Может быть, с Тодоровским…
Вика: А когда вы работаете над ролью классического репертуара, как-то учитывается опыт предыдущих их воплощений другими актрисами, что-то берете у них или, может, играете на контрасте?
Вера: Нет, нет.
Андрей: То есть, когда вы играли Наташу Ростову, для вас не существовало ни Одри Хэпберн, ни Савельевой?..
Вера: Да, я ничего не смотрю. Но я люблю, если идет где-то спектакль с тем же названием, посмотреть, что другие делают, в плане целого, трактовки произведения.
Андрей: А «Войну и мир» с Агуреевой вы смотрели? Вы же играете там по очереди.
Вера: Да, конечно. Когда меня вводили, я смотрела спектакль много-много раз подряд, и диск у меня был, запоминала все детали, переходы.
Андрей: К нам во ВГИК намедни приезжал Олег Павлович Табаков. Он приехал рекламировать Путина, но наткнулся на то, что ребята с актерского факультета рекламируют себя. Но меня там приятно удивили наши актеры: они постоянно спрашивали его об актерских школах, системах. А насколько для вас важен теоретический аспект профессии?
Вера: Ну, чем дольше я работаю, тем он важнее. В начале вообще все было абсолютно неважно. Когда мы поступали, казалось, что все и так понятно. Но чем больше я работаю, тем больше понимаю, что надо перечитывать теорию.
Андрей: Перечитываете?
Вера: Да.
Андрей: А кого? Станиславского?
Вера: Система есть система. «Работа актера над собой» – отличная книга. Все читают, но никто ничего не делает из того, что там написано. Да и система универсальной быть не может, актеры очень разные, невозможно учиться по книжке, что-то взять можно только от живого общения. У меня остались педагоги из Щуки, которым я иногда звоню: «Аааааа! Что делать?!», они меня хорошо знают и помогают.
Андрей: Если вернуться к вашему послужному списку, можно заметить, что есть две Веры Строковы: ваш театр молодой, но респектабельный, и играете вы там классический репертуар, а в кино вы работаете с молодыми, не очень популярными режиссерами – Бардин, Лобан, но тем не менее, именно они – наше новое отечественное кино. Вы не хотите себя попробовать в новом театре, как та же Агуреева? Вы следите за современным процессом, и как вы видите себя относительно него?
Вера: Слежу, конечно. Полина просто нашла своего режиссера, Рыжакова, это очень важно.
Андрей: Вы бы хотели найти своего режиссера?
Вера: Я работаю с Петром Фоменко.
Андрей: А в кино? Как в советское время принято было…
Вера: Это – самый эффективный способ работы, конечно, хотела бы. С Сережей Лобаном мы сошлись просто по-человечески, это важно в работе. А то, что я хожу на пробы с пересохшим горлом, все это абсолютно безрезультатно на самом деле. Потому что либо есть контакт сразу, как с Сережей, с Урсуляком, либо его нет, и тут я ничего не могу сделать. Я была последний раз на пробах, там офис, стоят столы, компьютеры, стоит режиссер, в руке у него камера малюсенькая. Меня одели в костюм Анны Карениной. В офисе. Я в шляпке.
Андрей: На Каренину пробовались?
Вера: Нет, просто костюм. В нем Анну Каренину играли. Я думаю: «Отлично!» И у меня партнер в джинсах и рубашке. Меня сразу это начинает выбивать из колеи. Он мучил меня, мучил, мы посмотрели друг на друга и разошлись. В большинстве случаев это так и происходит.
Андрей: Анну Каренину сейчас Кира Найтли играет. Я уже подумал о работе «Кира Найтли и Вера Строкова. Сравнительный анализ».
Вера: Не надо, пожалуйста…
Вика: Среди режиссеров Новой драмы, Театра.doc есть кто-то, кто вам интересен?
Вера: Там режиссеров для меня нет. Может, я не видела что-то, надо больше смотреть. Но то, что я видела, это… Cейчас скажу что-нибудь крамольное…
Андрей: Какая крамола? Они на сцене такое творят, что мы можем чувствовать себя абсолютно раскрепощенными.
Вера: Много разного, и хорошего, и плохого есть и в Новой драме, и в классической постановке. Просто есть хорошие режиссеры и плохие. Нам Фоменко все время говорит: «Не важно, что получилось, важно, чего мы хотели». Тут надо пообщаться и понять, что хотели сделать, а я мало с кем из режиссеров общалась.
Андрей: А что для вас «Алиса»?
Вера: «Алиса»?.. Это эпоха в жизни. Все эти декорации когда привезли, они же там ездят, перемещаются, у меня первое время была ужасная ревность к ним. «Почему я должен тут двигать это все?!» Говорят: «Иди туда! Двигай! Куда пошел?! Сюда! Аккуратно, это опускается!» А еще на нас одели костюмы, которые половину первого акта все только сидят и рассматривают. Но красиво. Я не могу сейчас оценить, наверное, он лучше стал. Мы много пахали, чтоб там что-то было. Думаю, какая-то мысль там сейчас появилась.
Андрей: Дети ходят?
Вера: Дети ходят. Кричат.
Андрей: Дети, мне кажется, самый честный зритель.
Вера: Ну, если два родителя и ребенок, то это самый нечестный, потому что он сидит парализованный.
Андрей: Сами смотрели детские спектакли?
Вера: Ой, один раз я была на «Синей птице», и у меня осталось омерзительное впечатление от Хлеба.
Андрей: Он был толстый?
Вера: Да, толстый, в форме какашки.
Андрей: У нас в школе в пятом классе ставили спектакль «Синяя птица», и роль Хлеба дали толстой девочке, очень непедагогично. Но ничего, справилась.
Вика: А как реагируете, когда дети кричат?
Вера: Я смотрю на них грозно. И они сразу стихают.
Андрей: Театр для вас важнее кино?
Вера: Да. Там жизнь целая проходит. Там затраты энергии гораздо больше. Поэтому это дороже.
Андрей: Но Шапито-шоу – это же не только кино, это обширный проект. И Вера Строкова выглядит в нем как приглашенная звезда, профессиональная актриса в ряду энтузиастов, которые строят полусиндикалистскую коммуну художников… Вы ощущаете себя внутри этого движения или?..
Вера: Да нет, я там лох полный. Просто меня пожалели и взяли. Они снисходительно очень относились к моей неграмотности киношной. В первый год, когда мы начали общаться с Лобаном, я поняла, что он где-то на заоблачной высоте находится. Я хлопала глазами первое время. Попросила Сережу, он составил мне список литературы на лето, список фильмов, которые я обязана посмотреть. Я все честно смотрела.
Андрей: Что там было?
Вера: Весь Ларс фон Триер…
Андрей: Посмотрели?
Вера: Да!! Жесть полная!.. Я смотрела последний его фильм…
Андрей: Меланхолия.
Вера: Да, Меланхолия. Я смотрела фильм, когда вышла из кино, ругалась матом про себя на этого человека, потому что он, сссс….а, меня обманул и изнасиловал, но талантливо. Что там еще было?.. Каурисмяки, этот кореец или кто там он?.. Давайте, помогите.
Вика: Вонг Кар-Вай?
Вера: Да, он, спасибо.
Андрей: Как Вика сразу поняла, хотя он не из Кореи, а из Гонконга.
Вика: И как вам?
Вера: Отлично. И Каурисмяки мне понравился. И французский фильм «Двое на мосту» или как он там…
Андрей: Любовники с нового моста Лео Каракаса.
Вера: Да, да.
Андрей: А для вас вообще важна такая эрудированность?
Вера: До того, как у меня начали брать интервью, я поняла, что надо что-то почитать. У нас недавно был скайп с Самарой, они там смотрели фильм, и после просмотра была беседа. И как они пошли, пошли, пошли!.. Там какие-то собрались люди с квадратными головами, я не могла даже просто понять, о чем они говорят. Но там был Попов, который во всем этом очень подкован, и они так хорошо вместе провели время!.. А я сидела и думала: «Не дай Бог, у меня что-нибудь спросят!» …А вы как думаете, уровня Лобана есть сейчас современный режиссер?
Андрей: У меня есть фаворит – Илья Хржановский, режиссер фильма 4, сумасшедшего, совершенно потрясающего фильма. Сейчас он наконец-то снял свой фильм Дау.
Вика: Он для него построил целый город, где актеры жили, носили костюмы эпохи, пользовались старой валютой.
Вера: Я записала, посмотрю.
Вика: Дау интересно посмотреть, чтобы хотя бы понять, во что все это вылилось. Потому что это совершенно особая история, закрытый городок, сталинская эпоха.
Вера: …Я пробовалась на этот фильм! Я посмотрю, конечно… Меня заставили считать в уме!! Нет уж, лучше у Лобана в Крыму с «Агдамом»!
Андрей: А когда вы снимались в Шапито-шоу, для вас была осознанной некая раздвоенность в характере вашей героини? Сначала мы видим интернет-зависимого человека, который плачет из-за того, что лишен возможности выйти в сеть, а уже в следующем кадре видим живчика, который будто всю жизнь только по горам и лазил и никогда ни за каким компьютером не сидел.
Вера: Для меня она просто человек, который выбирает себе поле деятельности и вкладывается в него на 100%. Она выбрала интернет и вложилась туда: «Я зависима! Я зависима! Боже, Боже, что же мне делать?!»
Вика: Своеобразная Душечка?
Вера: Нет. Это нельзя оправдывать с точки зрения психологии. Это же архетипы. Поэтому нельзя сказать, Душечка или не Душечка… А потом она решила пойти в поход: «Все, я все знаю! Я приду, вот пункт А, вот пункт Б…»
Андрей: Да, мне показалось, что ваш образ в Шапито-шоу — это архетип поколения. Современный молодой человек живет в этом состоянии жажды живого опыта, воссоединения с природой, но при этом он замкнут в своем мире. К вашей героине даже любовь приходит из интернета, что определенно симптом. А сами вы активный пользователь?
Вера: Видео вКонтакте.
Вика: Да, когда мы готовились ко встрече с вами, мы изучили вашу личную страницу, увидели там в достаточно большом количестве видео с Роланом Быковым, аудио Вертинского. Почему Быков? Почему Вертинский? Кто еще?
Вера: Просто я такой человек, что-то читаю, выхватываю какие-то имена, иду, смотрю, если мне интересно, я зацепляюсь. Нет такого, что я панк, я гот, и все знаю про это! Это процесс самообучения, который очень спонтанный. Музыку какую я слушаю? Петр Наумович очень любит петь какие-то старые песни на репетициях, портовые какие-то… Но он делает это блестяще, с таким смаком! Он нам прививает эту культуру. И мне было бы интересно, если б в театре был какой-то вечер, где бы пелись старые романсы, потому что их никто не знает.
Андрей: Я увидел у вас записи Татьяны Кабановой, я сам поклонник этой непманской кабацкой культуры.
Вера: Она очень необычная.
Андрей: Вы бы пели так?
Вера: Если бы у меня был такой голос, я бы пела. Когда слушала Татьяну Кабанову, мне что-то представлялось, но посмотрела ее в записи и как-то приуныла, потому что надо было оформить это как-то по-другому. Есть русская певица какая-то в Америке… «Февраль. Достать чернила плакать», только это по-английски, а потом – куплет по-русски (Regina Spektor – Apres Moi. – Film Sense). И там та же история. Я долго-долго слушала диск, мне очень нравилось, а потом посмотрела клип абсолютно в попсовом стиле и…
Андрей: А еще я обратил внимание, у вас есть видео аргентинского танго. Это спонтанный интерес или вы занимаетесь где-то?
Вера: Вдруг встаешь утром и думаешь: хочу посмотреть аргентинское танго! Там есть ролик уличного танго, его я 6 раз пересматривала. Это очень-очень круто. Сама я не танцую.
Вика: Но вы замечательно танцуете в Шапито-шоу.
Вера: Я люблю плясать.
Вика: Правда или нет, мы в одном из интервью прочитали, что вы поступили в театральное училище только со второй попытки, так как в первый раз не смогли станцевать на вступительных экзаменах?
Вера: Танец – это очень личное. Меня просили публично что-то исполнять, а дома перед шкафом я хороша…
Андрей: Но в кино вы, как перед шкафом! Совершенно органично!
Вера: Там уже так все срослись, мы стали как старые треники с вытянутыми коленками друг для друга.
Андрей: Вот удивительно, настолько органично все в первой части, но существенно слабее оказалась вторая — «Уважение и сотрудничество».
Вера: А там нет женщины. Если бы Лобан кем-то разбавил ее… Но он же такой человек, что не будет прогибаться, у него есть цель и тема, и все.
Андрей: А вы Шапито-шоу сами видели? Много раз?
Вера: Один, на премьере.
Андрей: А вообще смотреть свои роли как вам? Многие не любят.
Вера: О, да! Аааа! Ооой! Ууу!.. Фу! Блин! Через какое-то время я, наверное, воткну диск, опять посмотрю. Потому что на премьере в «Октябре» я страшно потела и смотрела только на то, какой Сережа выбрал дубль.
Андрей: А у вас случилось разделение на «до Шапито-шоу» и «после Шапито-шоу»?
Вера: Нет. Только у меня теперь три букетика на страничке вКонтакте.
Андрей: Успех фильма на фестивалях был для вас ожидаем?
Вера: Нееет! Это шок!.. Сейчас была в торговом центре, там стоит мальчик и охраняет тележки… Я смотрю на него и думаю, ну как же?! Молодой парень, стоит, охраняет тележки… А главное, играл бы он в телефон!.. А он стоит и ковыряет какую-то бумажку, расправляет ее… И я думаю, могла бы и я тоже стоять и охранять тележки…
Андрей: ВКонтакте есть видео, где преподаватель зачитывает вслух сочинение абитуриента, который описывает биографию Ленина. И он там пишет, что у Владимира Ильича были сложные времена, денег в семье не было, поэтому он был вынужден раздавать листовки.
Вера: Я раздавала листовки тоже, когда не поступила в институт. В интернете есть клип, где девушка с огромным сердцем ходит по Нью-Йорку, но люди ее игнорируют, и со временем у нее сердце все меньше, меньше, меньше.. Я, что там, после школы только тоже поначалу так же работала, до того момента, как меня обокрали.
Андрей: Обокрали человека, который раздает листовки? Отчаянный поступок.
Вера: А главное, у меня сперли пакет, где были басни Крылова! Я готовилась к поступлению. Сумку свою положила, а это Курский вокзал, надо понимать… И смотрю, поворачиваюсь, нету сумки! И я рыдаю, потому что я не знаю, что делать без денег в Москве. И я рыдаю, иду в метро, говорю этой тетеньке, пропустите меня!.. А первое, что мне захотелось, это к маме.
Андрей: В Шапито-шоу в каждой части есть обличительная речь, она повторяется слово в слово практически — «ты страшный человек!», и все персонажи, которые становятся объектами этого обвинения, все они актеры. Ваша героиня, может, и несостоявшаяся актриса, но мы видим, как она поступает в театральное училище, во второй части ученик Мамонова, в третьей – сам Мамонов, и в четвертой – эрзац-Цой. Это наводит на довольно любопытные мысли об актерской специфике. Как актерство на характер, на отношения с людьми влияет?
Вера: То, что я работаю в театре, очень замыкает. Профессия публичная, но чем больше ты публичен, тем больше замыкаешься.
Даже, наверное, чуть дольше, чем необходимо. Вот эти странности появляются. Для них для всех есть причины. И для звездной болезни, для всего есть внутренние поводы. И потом в какой-то момент происходит вот это вот (картинно трясет пальцем, подражая Гурченко)…
Андрей: Вы сейчас это делаете, а я думаю: мы же должны это напечатать!.. Ничего не будет, ничего не останется.
Вика: Я тоже об этом думаю… Как подобрать слова?..
Андрей: Напишем «жестикулирует».
Вика: Но что такое «жестикулирует»? Нам нужен карикатурист, который будет, как в суде, сидеть и делать зарисовки.
Вера: Отличная идея! Сейчас уже все поняли толк в этих рисованных афишах, как в Шапито-шоу…
Андрей: Из того, что приходилось читать, и из того, что вы сейчас говорили, складывается впечатление, что вас эта публичность несколько тяготит.
Вера: Да… Сейчас пошлые вещи буду говорить… Я очень не люблю наряжаться и приводить себя в среднестатистический вид. Чувствую себя фальшиво. Я предпочитаю нигде не показываться, потому что я не могу от этого никакого удовольствия получать, пока формат не изменится в сторону треников с вытянутыми коленками…
Андрей: С другой стороны, если он изменится, он опять будет форматом.
Вера: Ну да. А я понимаю, что это требуется. Для того, чтобы работать, нужно выработать какой-то лук, или как это сейчас называется. Или какое-то четкое разделение себя и профессии. Есть талант такой, у Охлобыстина, например, есть люди, которые что-то понимают в пиаре на интуитивном уровне. Я не могу никак включить это в свою профессию, хотя все мне говорят, что это часть профессии, это нужно уметь. Мне не хватает на это внимания совсем. Так много надо в самой профессии еще понять, что заниматься этим некогда.
Андрей: То есть на интервью жалко тратить время?
Вера: А что я могу сказать? Одно и то же все время. Если бы интервью раз в десять лет, то понятно, за десять лет есть, что сказать.
Андрей: А точно так же по другую сторону: «Что спросить?!»
Вика: Ну что, счет?
Вера: Да, что-то не несут… Но отличное место, кстати!
Андрей: Да, мы специально выбирали.
Вера: Когда сказали: «Проспект Мира, я почему-то и подумала, что это будет здесь, или в Мадам Галифе“… А вы были в ресторане Чайная высота“? Я все хожу, хожу мимо…
Вика: Это который на Покровке?
Вера: На Покровке! Ну чего там?!
Вика: Там приятно есть, когда осознаешь, что ты ешь: мороженое из пихтовых шишек, из крымской лаванды! На вкус не всегда интересно, но как звучит! Читать меню – отдельное удовольствие.
Вера: Простые смертные-то туда могут зайти?
Вика: Ой, там все очень просто.
Андрей: А почему мы не там?
Вика: Ну, следующее интервью возьмем там, и будем есть мороженое из пихтовых шишек.
«Журнал “Film Sense”», 05.2012
- «Победы на сцене важны, но победы над собой еще важнее»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 06.2016
- Война и мир Петра ФоменкоИлья Камышев, «Ульяновская правда», 15.09.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- «Война и мир. Начало романа» с Фоменко по миру / Guerre et paix. Début du roman à travers le monde avec Piotr FomenkoНадежда Сикорская, «Наша газета / nachagazeta.ch», 20.02.2014
- «Толстой как предчувствие»: «Война и мир» в постановке Петра Фоменко в Калининграде«Калининград.ru», 5.10.2013
- Мечта русского трагикаВадим Гаевский, «Экран и Сцена», 2.09.2013
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера Строкова: ‘Хороший язычок или нет, скажите?’«Журнал “Film Sense”», 05.2012
- Вера Строкова: «Мне в кино не так комфортно, как в театре»Светлана Бердичевская, «Городские кассы», 05.2011
- Путешествие за горизонтГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 18)», 2009
- Олег Любимов: Самое страшное комплекс полноценностиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 10.04.2008
- Мучительно прекрасная жизньЕлена Кутловская, «Независимая газета Антракт», 12.10.2007
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Война и мир. Начало романаКристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. ФоменкоАлексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Галина Тюнина«Афиша», 9.07.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Известен адрес, где хранится спасительная красотаЯн Смирницкий, 03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Андрей в поход собрался«Финансовая Россия, № 7», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Амазонки неавангардаЛариса Юсипова, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001