«Война и мир. Начало романа», Мастерская П. Фоменко
Алексей Бартошевич, театровед:
Я полагаю, что скажу совершенно банальную вещь, которую говорят все, кто отвечает на ваши вопросы. Но в данном случае я не боюсь быть банальным. Я верю, что одна из немногих надежд, связанных с сегодняшним и будущим русским театром это ребята Фоменко.
Мастерская Фоменко остров настоящего русского психологического, утонченного и вместе с тем глубоко современного искусства. Я надеюсь, что когда-нибудь этот остров серьезного театра станет архипелагом. Дай Бог, чтобы то, чем занимается Фоменко, снова стало определяющим в жизни нашего театра. Я имею в виду, разумеется, не стилистику, а самоощущение театра как носителя какой-то духовной или даже божественной истины. (Говорю это совершенно не будучи религиозным человеком.) Если русский театр утратит ощущение своей избранности, видение себя храмом и носителем национального самосознания, то он погибнет┘ К сожалению, немногое подкрепляет эту надежду. И среди этого немногого, конечно же, Фоменко. Мы привыкли говорить о фоменковских ребятах как о «мальчиках» и «девочках», а, между тем, именно в «Войне и мире» они показали, что стали профессионалами. При этом им удалось не утратить опять выражусь высокопарно того «священного огня», который пропадает в момент, когда человек профессионализируется. То, что они несли в пору своей юности, не исчезло, но превратилось в совершенное, утонченное искусство. В особенности, у фоменковских женщин. У всей этой прелестной компании сверхтонких актрис Г. Тюниной, сестер Кутеповых, П. Агуреевой, М. Джабраиловой. На них, по существу, держится театр. Хотя у Фоменко есть и замечательные мужчины. Что и говорить! Но все-таки для меня образ этого театра пять замечательных актрис.
Театр Фоменко несет в себе особый свет. Свет веры, мудрости, глубины, связи с русской культурой в ее основаниях. Это свет, направленный в будущее, опять же банальность, но, я думаю, в данном случае эти банальности абсолютно верны.
Я полагаю, что скажу совершенно банальную вещь, которую говорят все, кто отвечает на ваши вопросы. Но в данном случае я не боюсь быть банальным. Я верю, что одна из немногих надежд, связанных с сегодняшним и будущим русским театром это ребята Фоменко.
Мастерская Фоменко остров настоящего русского психологического, утонченного и вместе с тем глубоко современного искусства. Я надеюсь, что когда-нибудь этот остров серьезного театра станет архипелагом. Дай Бог, чтобы то, чем занимается Фоменко, снова стало определяющим в жизни нашего театра. Я имею в виду, разумеется, не стилистику, а самоощущение театра как носителя какой-то духовной или даже божественной истины. (Говорю это совершенно не будучи религиозным человеком.) Если русский театр утратит ощущение своей избранности, видение себя храмом и носителем национального самосознания, то он погибнет┘ К сожалению, немногое подкрепляет эту надежду. И среди этого немногого, конечно же, Фоменко. Мы привыкли говорить о фоменковских ребятах как о «мальчиках» и «девочках», а, между тем, именно в «Войне и мире» они показали, что стали профессионалами. При этом им удалось не утратить опять выражусь высокопарно того «священного огня», который пропадает в момент, когда человек профессионализируется. То, что они несли в пору своей юности, не исчезло, но превратилось в совершенное, утонченное искусство. В особенности, у фоменковских женщин. У всей этой прелестной компании сверхтонких актрис Г. Тюниной, сестер Кутеповых, П. Агуреевой, М. Джабраиловой. На них, по существу, держится театр. Хотя у Фоменко есть и замечательные мужчины. Что и говорить! Но все-таки для меня образ этого театра пять замечательных актрис.
Театр Фоменко несет в себе особый свет. Свет веры, мудрости, глубины, связи с русской культурой в ее основаниях. Это свет, направленный в будущее, опять же банальность, но, я думаю, в данном случае эти банальности абсолютно верны.
Алексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Победы на сцене важны, но победы над собой еще важнее»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 06.2016
- Война и мир Петра ФоменкоИлья Камышев, «Ульяновская правда», 15.09.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- «Война и мир. Начало романа» с Фоменко по миру / Guerre et paix. Début du roman à travers le monde avec Piotr FomenkoНадежда Сикорская, «Наша газета / nachagazeta.ch», 20.02.2014
- «Толстой как предчувствие»: «Война и мир» в постановке Петра Фоменко в Калининграде«Калининград.ru», 5.10.2013
- Мечта русского трагикаВадим Гаевский, «Экран и Сцена», 2.09.2013
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера Строкова: ‘Хороший язычок или нет, скажите?’«Журнал “Film Sense”», 05.2012
- Вера Строкова: «Мне в кино не так комфортно, как в театре»Светлана Бердичевская, «Городские кассы», 05.2011
- Путешествие за горизонтГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 18)», 2009
- Олег Любимов: Самое страшное комплекс полноценностиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 10.04.2008
- Мучительно прекрасная жизньЕлена Кутловская, «Независимая газета Антракт», 12.10.2007
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Война и мир. Начало романаКристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. ФоменкоАлексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Галина Тюнина«Афиша», 9.07.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Известен адрес, где хранится спасительная красотаЯн Смирницкий, 03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Андрей в поход собрался«Финансовая Россия, № 7», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Амазонки неавангардаЛариса Юсипова, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001