Война и мир. Начало романа
Режиссер П. Фоменко
Художник В. Максимов
Мастерская П. Фоменко
Говорили, что в спектакле Петра Фоменко есть только мир, а война осталась за скобками имея в виду, очевидно, художественную манеру Мастера, при которой органично и правдиво все человеческое, и не имеет права на существование все остальное. Война это реальное и здешнее. Поэтому она присутствует сначала как игра, в которую с глубокомысленным видом играют в салонах, в которой непременно хотят поучаствовать молодые Болконский, Петруша, пылкие гвардейцы; потом как грозная опасность того, что все рухнет вместе с пасторалями, танцами и Наташиными шалостями.
Войной здесь все начинается с карты-занавеса, на которой старинным почерком выведены тактики и стратегии. По ней князь Андрей будет старательно водить указкой, демонстрируя отцу демарши русской армии. В финале патетически-печально прозвучит «Мальбрук в поход собрался»: поют мальчики-воины, девочка-паж, милая Лиз, будто заглядывая и гибельное будущее князя Андрея и всех.
Впрочем, описывать проблематику спектакля значит пересказывать роман Толстого в словах самого Толстого. Можно описать полифоническую структуру, которая тождественна толстовской на всех уровнях, от визуального (здесь смонтированы два-три плана действия одновременно) до смыслового. А жизнь в формах игры описывать смысла нет, за ней лучше наблюдать. Играют ее, акцентируя одну из черт героя/героини, «цепляя» ее на простой «костюм» человека нынешнего, как пристегивает Болконский гвардейский воротничок на черный свитер с горлом.
Такой игровой психологический театр доставляет неизменное удовольствие мерцающими переходами от «жизни» к игре, от лирики к гротеску.
Узнаваемость отдельных черт героев от «казака»-Наташи до «смешного» Пьера вдруг обманывает, стоит актерам обнаружить свое присутствие, личную краску. На этом и строится их существование в роли, помимо нее и около. Правда, и актер уже узнаваем со свойственными ему хрипотцой в голосе милым манерничанием характерной пластикой и т. д. То, что каждый играет по две-три роли, лишь подтверждает это. И тогда выход каждого из них превращается в «выход».
Милые, милые «фоменки» как же вас любят, как удачен этот «война и мирский» расклад, как велика благодарность зрителей, узнающих в каждом жесте, в каждой интонации, в каждом невинном капризе свою Наташу, своего Пьера, свою княжну Марью┘ Все верно, ясно, хорошо. Мир.
Художник В. Максимов
Мастерская П. Фоменко
Говорили, что в спектакле Петра Фоменко есть только мир, а война осталась за скобками имея в виду, очевидно, художественную манеру Мастера, при которой органично и правдиво все человеческое, и не имеет права на существование все остальное. Война это реальное и здешнее. Поэтому она присутствует сначала как игра, в которую с глубокомысленным видом играют в салонах, в которой непременно хотят поучаствовать молодые Болконский, Петруша, пылкие гвардейцы; потом как грозная опасность того, что все рухнет вместе с пасторалями, танцами и Наташиными шалостями.
Войной здесь все начинается с карты-занавеса, на которой старинным почерком выведены тактики и стратегии. По ней князь Андрей будет старательно водить указкой, демонстрируя отцу демарши русской армии. В финале патетически-печально прозвучит «Мальбрук в поход собрался»: поют мальчики-воины, девочка-паж, милая Лиз, будто заглядывая и гибельное будущее князя Андрея и всех.
Впрочем, описывать проблематику спектакля значит пересказывать роман Толстого в словах самого Толстого. Можно описать полифоническую структуру, которая тождественна толстовской на всех уровнях, от визуального (здесь смонтированы два-три плана действия одновременно) до смыслового. А жизнь в формах игры описывать смысла нет, за ней лучше наблюдать. Играют ее, акцентируя одну из черт героя/героини, «цепляя» ее на простой «костюм» человека нынешнего, как пристегивает Болконский гвардейский воротничок на черный свитер с горлом.
Такой игровой психологический театр доставляет неизменное удовольствие мерцающими переходами от «жизни» к игре, от лирики к гротеску.
Узнаваемость отдельных черт героев от «казака»-Наташи до «смешного» Пьера вдруг обманывает, стоит актерам обнаружить свое присутствие, личную краску. На этом и строится их существование в роли, помимо нее и около. Правда, и актер уже узнаваем со свойственными ему хрипотцой в голосе милым манерничанием характерной пластикой и т. д. То, что каждый играет по две-три роли, лишь подтверждает это. И тогда выход каждого из них превращается в «выход».
Милые, милые «фоменки» как же вас любят, как удачен этот «война и мирский» расклад, как велика благодарность зрителей, узнающих в каждом жесте, в каждой интонации, в каждом невинном капризе свою Наташу, своего Пьера, свою княжну Марью┘ Все верно, ясно, хорошо. Мир.
Кристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Победы на сцене важны, но победы над собой еще важнее»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 06.2016
- Война и мир Петра ФоменкоИлья Камышев, «Ульяновская правда», 15.09.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- «Война и мир. Начало романа» с Фоменко по миру / Guerre et paix. Début du roman à travers le monde avec Piotr FomenkoНадежда Сикорская, «Наша газета / nachagazeta.ch», 20.02.2014
- «Толстой как предчувствие»: «Война и мир» в постановке Петра Фоменко в Калининграде«Калининград.ru», 5.10.2013
- Мечта русского трагикаВадим Гаевский, «Экран и Сцена», 2.09.2013
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера Строкова: ‘Хороший язычок или нет, скажите?’«Журнал “Film Sense”», 05.2012
- Вера Строкова: «Мне в кино не так комфортно, как в театре»Светлана Бердичевская, «Городские кассы», 05.2011
- Путешествие за горизонтГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 18)», 2009
- Олег Любимов: Самое страшное комплекс полноценностиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 10.04.2008
- Мучительно прекрасная жизньЕлена Кутловская, «Независимая газета Антракт», 12.10.2007
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Война и мир. Начало романаКристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. ФоменкоАлексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Галина Тюнина«Афиша», 9.07.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Известен адрес, где хранится спасительная красотаЯн Смирницкий, 03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Андрей в поход собрался«Финансовая Россия, № 7», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Амазонки неавангардаЛариса Юсипова, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001