Каменькович и «фоменки» переносят на большую сцену хронику Лескова
4, 5 и 6 февраля в Большом зале «Мастерской Петра Фоменко» пройдёт премьера спектакля «Чающие движения воды» — свою версию «Соборян» Лескова представит худрук театра Евгений Каменькович.
Николай Лесков, как справедливо напоминает «Мастерская Фоменко», — один из самых недооценённых русских классиков. В официальном пресс-релизе театра о «прозёванном гении» (выражение Игоря Северянина) говорится: «Для своего времени Лесков был „слишком“ — слишком необузданного темперамента и сложного конфликтного характера, при этом какой-то старомодный, патриархальный идеалист; безусловно одарённый литератор, не считавший себя профессиональным писателем, ни к одному литературному течению или направлению решительно не желавший примыкать, и всегда искавший другие, более надёжные, нежели писательство, занятия». Для многих сегодня знакомство с творчеством Лескова исчерпывается «Левшой» — и театральная «биография» писателя также практически ограничивается постановками этого текста (едва ли не единственное заметное исключение — «Захудалый род», поставленный по одноимённому роману Сергеем Женовачом в СТИ).
Однако влияние Лескова на русскую литературу и культуру вообще весьма значительно. Напоминанием об этом может отчасти считаться недавняя премьера Александра Пономарёва в РАМТе — «Блоха» по пьесе Евгения Замятина, написанной на основе «Левши». Представители отечественного авангарда начала ХХ века оценили самобытный стиль и язык Лескова, который оказался им очень близок: авторы «орнаментальной прозы» (тот же Замятин) и другие экспериментаторы обращались в своём творчестве к его открытиям и находкам. Во многом литература (и драматургия) модернистов и даже ранних советских авторов основана на эстетике лесковской прозы.
Можно считать закономерным, что к роману Лескова обратился худрук «Мастерской Петра Фоменко» Евгений Каменькович, постоянно работающий с прозой «несценичной», сложной и, в том числе, модернистской. Напомним, только в «Мастерской» он создал театральные версии «Улисса» Джойса, «Дара» Набокова, «Современной идиллии» Салтыкова-Щедрина (в собственной инсценировке), а также спектакль «Самое важное» на основе современного текста — романа Михаила Шишкина «Венерин волос». Год назад — после перерыва в несколько лет, когда Каменькович ставил в «Мастерской» пьесы, — режиссёр вновь обратился к большой во всех смыслах и сложной прозе, поставив «Доктора Живаго» Пастернака. Многие участники того спектакля задействованы и в предстоящей премьере «Чающие движения воды».
«Соборяне» — одно из самых известных и популярных сочинений Лескова, причём не только в литературоведческой или окололитературной среде. Достаточно сказать, что эта «старгородская хроника» (авторское определение жанра) уже имеет сценическую историю — в 1992 году «Соборян» ставил в Театре имени Вахтангова Роман Виктюк (правда, в основе спектакля была адаптация — пьеса Нины Садур). «Чающие движения воды» — первое название романа, отсылающее к истории о расслабленном из Евангелия от Иоанна (строчки этого евангельского рассказа использовались Лесковым и в качестве эпиграфа к «Соборянам»). «Есть же в Иерусалиме у Овечьих [ворот] купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил [в неё] по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел» (Ин. 5.1-9). Эту евангельскую историю принято интерпретировать как рассказ о (не)готовности помочь без просьбы, одиночестве («не имею человека…») и эгоизме («другой уже сходит прежде меня»), а «чающие движения воды» традиционно понимаются как образ человечества в целом.
В лесковских «Соборянах» — первом в истории русской литературы тексте, где главными героями становятся представители духовенства, — принципиальным становится жанр хроники (или даже летописи), исследование материи времени и истории. И локальное «человечество» — не столько отдельный герой, сколько галерея образов жителей вымышленного провинциального Старгорода. В релизе «Мастерской Фоменко» говорится, что «старгородская хроника в двух частях», как обозначен жанр постановки, — это «спектакль, повествующий о двух священниках, одном дьяконе и суетах провинциального Старгорода; о людях добрых и праведных, но бессильных перед доносами, клеветой и чиновничьим идиотизмом; о несоответствии церковной действительности церковным идеалам; о злодеях, вопреки сказочным канонам побеждающих богатырей; и неотвратимом ходе времени, стирающем с карты русского быта патриархальный мир».
Соавтором Евгения Каменьковича стал художник Александр Барменков — ученик Дмитрия Крымова (ГИТИСовского курса, которым вместе руководят Крымов и Каменькович, а учатся на нём актёры, режиссёры и художники), известный, в частности, по совместным работам с Кириллом Серебренниковым, Владиславом Наставшевым и Юрием Бутусовым. «Чающие движения воды» — дебют Барменкова на сцене «Мастерской». Также в постановочной команде — художник по костюмам Мария Боровская и художник по свету Владислав Фролов. За музыкальное оформление отвечает Николай Орловский — композитор и актёр «Мастерской», который также исполнит одну из центральных ролей в спектакле.
Помимо Орловского, в премьере заняты артисты театра разных поколений: Владимир Свирский, Александра Кесельман, Александр Моровов, Анатолий Анциферов, Вениамин Краснянский, Екатерина Смирнова, Лилия Егорова, Михаил Крылов, Степан Пьянков, Ольга Бодрова, Рифат Аляутдинов, Владислав Ташбулатов, Денис Аврамов и Александр Мичков. Главную роль — протопопа Туберозова — сыграет Иван Верховых.
Источник: Театр.
Николай Лесков, как справедливо напоминает «Мастерская Фоменко», — один из самых недооценённых русских классиков. В официальном пресс-релизе театра о «прозёванном гении» (выражение Игоря Северянина) говорится: «Для своего времени Лесков был „слишком“ — слишком необузданного темперамента и сложного конфликтного характера, при этом какой-то старомодный, патриархальный идеалист; безусловно одарённый литератор, не считавший себя профессиональным писателем, ни к одному литературному течению или направлению решительно не желавший примыкать, и всегда искавший другие, более надёжные, нежели писательство, занятия». Для многих сегодня знакомство с творчеством Лескова исчерпывается «Левшой» — и театральная «биография» писателя также практически ограничивается постановками этого текста (едва ли не единственное заметное исключение — «Захудалый род», поставленный по одноимённому роману Сергеем Женовачом в СТИ).
Однако влияние Лескова на русскую литературу и культуру вообще весьма значительно. Напоминанием об этом может отчасти считаться недавняя премьера Александра Пономарёва в РАМТе — «Блоха» по пьесе Евгения Замятина, написанной на основе «Левши». Представители отечественного авангарда начала ХХ века оценили самобытный стиль и язык Лескова, который оказался им очень близок: авторы «орнаментальной прозы» (тот же Замятин) и другие экспериментаторы обращались в своём творчестве к его открытиям и находкам. Во многом литература (и драматургия) модернистов и даже ранних советских авторов основана на эстетике лесковской прозы.
Можно считать закономерным, что к роману Лескова обратился худрук «Мастерской Петра Фоменко» Евгений Каменькович, постоянно работающий с прозой «несценичной», сложной и, в том числе, модернистской. Напомним, только в «Мастерской» он создал театральные версии «Улисса» Джойса, «Дара» Набокова, «Современной идиллии» Салтыкова-Щедрина (в собственной инсценировке), а также спектакль «Самое важное» на основе современного текста — романа Михаила Шишкина «Венерин волос». Год назад — после перерыва в несколько лет, когда Каменькович ставил в «Мастерской» пьесы, — режиссёр вновь обратился к большой во всех смыслах и сложной прозе, поставив «Доктора Живаго» Пастернака. Многие участники того спектакля задействованы и в предстоящей премьере «Чающие движения воды».
«Соборяне» — одно из самых известных и популярных сочинений Лескова, причём не только в литературоведческой или окололитературной среде. Достаточно сказать, что эта «старгородская хроника» (авторское определение жанра) уже имеет сценическую историю — в 1992 году «Соборян» ставил в Театре имени Вахтангова Роман Виктюк (правда, в основе спектакля была адаптация — пьеса Нины Садур). «Чающие движения воды» — первое название романа, отсылающее к истории о расслабленном из Евангелия от Иоанна (строчки этого евангельского рассказа использовались Лесковым и в качестве эпиграфа к «Соборянам»). «Есть же в Иерусалиме у Овечьих [ворот] купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил [в неё] по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел» (Ин. 5.1-9). Эту евангельскую историю принято интерпретировать как рассказ о (не)готовности помочь без просьбы, одиночестве («не имею человека…») и эгоизме («другой уже сходит прежде меня»), а «чающие движения воды» традиционно понимаются как образ человечества в целом.
В лесковских «Соборянах» — первом в истории русской литературы тексте, где главными героями становятся представители духовенства, — принципиальным становится жанр хроники (или даже летописи), исследование материи времени и истории. И локальное «человечество» — не столько отдельный герой, сколько галерея образов жителей вымышленного провинциального Старгорода. В релизе «Мастерской Фоменко» говорится, что «старгородская хроника в двух частях», как обозначен жанр постановки, — это «спектакль, повествующий о двух священниках, одном дьяконе и суетах провинциального Старгорода; о людях добрых и праведных, но бессильных перед доносами, клеветой и чиновничьим идиотизмом; о несоответствии церковной действительности церковным идеалам; о злодеях, вопреки сказочным канонам побеждающих богатырей; и неотвратимом ходе времени, стирающем с карты русского быта патриархальный мир».
Соавтором Евгения Каменьковича стал художник Александр Барменков — ученик Дмитрия Крымова (ГИТИСовского курса, которым вместе руководят Крымов и Каменькович, а учатся на нём актёры, режиссёры и художники), известный, в частности, по совместным работам с Кириллом Серебренниковым, Владиславом Наставшевым и Юрием Бутусовым. «Чающие движения воды» — дебют Барменкова на сцене «Мастерской». Также в постановочной команде — художник по костюмам Мария Боровская и художник по свету Владислав Фролов. За музыкальное оформление отвечает Николай Орловский — композитор и актёр «Мастерской», который также исполнит одну из центральных ролей в спектакле.
Помимо Орловского, в премьере заняты артисты театра разных поколений: Владимир Свирский, Александра Кесельман, Александр Моровов, Анатолий Анциферов, Вениамин Краснянский, Екатерина Смирнова, Лилия Егорова, Михаил Крылов, Степан Пьянков, Ольга Бодрова, Рифат Аляутдинов, Владислав Ташбулатов, Денис Аврамов и Александр Мичков. Главную роль — протопопа Туберозова — сыграет Иван Верховых.
Источник: Театр.
Елена Алдашева, «Театр.», 2.02.2022
- «Чающие движения воды»: хроники праведникаВячеслав Суриков, «Ведомости», 23.09.2022
- «Чающие движения воды»: чудная вещь старая сказкаИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 1.03.2022
- Священники и безбожники сошлись на сценеМария Позина, «Metro», 1.03.2022
- «Сердце чисто созижди во мне». Чарующие Фоменки в спектакле «Чающие движения воды»Наталья Анисимова, «Русский блоггер», 18.02.2022
- Праведники и искусители Лескова в Мастерской Петра ФоменкоНаталья Шаинян, «Российская газета», 17.02.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Каменькович и «фоменки» переносят на большую сцену хронику ЛесковаЕлена Алдашева, «Театр.», 2.02.2022
- Театральные премьеры февраля«The Vanderlust», 1.02.2022
- Как провести первую неделю февраля в Москве?«The Village», 31.01.2022