«Месяц в деревне»
Мастерская Петра Фоменко открыла свой четвертый сезон премьерой. Приступая к рассказу о «Месяце в деревне» в постановке Сергея Женовача, тороплюсь поприветствовать старых театралов-единомышленников, не забывших знаменитый спектакль Анатолия Эфроса в Театре на Малой Бронной с изумительной Ольгой Яковлевой в главной роли. Хочу посоветовать им оставить дома свои драгоценные воспоминания. Они слишком дороги, чтобы носить их с собой, пусть даже и в театр. Отправляясь на новый «Месяц в деревне», не ждите приближения к ушедшим потрясениям или, не дай бог, повтора прежних слез и восхищений. Идти к «фоменкам» стоит лишь в том случае, если вам вдруг сделается любопытно, как другой человек читает то же самое, что и вы, но только по-своему.
Режиссер Сергей Женовач, ей-богу, типаж презанятный. Пьесу о внезапном и драматическом пробуждении страсти, пьесу о любви, поздней и безнадежной он прочел остраненно и спокойно, без всхлипываний, представив страсть как разрушительное стихийное бедствие, как нечто враждебное житейской норме и миропорядку. Из многонаселенной пьесы Тургенева режиссеры всегда вычеркивали ненужных им проходных персонажей: маленького сына Натальи Петровны, его немецкого учителя, слуг. Драматическое действие подтягивалось, сгущалось вокруг главных героев и их душевных переживаний. Женовач выводит на сцену всех разом. Не потому, что почтителен к автору, и не затем, чтобы нас утомить длинным спектаклем. Он заворожен не текстом, не сюжетом и не самовыражением, но только и единственно жизнью, непрерывность которой для него всегда важнее интриги. Всем воспалениям и воспламенениям, сумасшедшим мечтаниям и гениальным идеям противопоставлена в его спектаклях сценически никак не выигрышная повседневность, где нежность, тепло и участие не кричат о себе возвышенно и красиво. Просто передаются от одного человека к другому от сердца к сердцу, из рук в руки.
Женовач не москвич, и у него довольно долго не было своего дома. Может быть, оттого он так кротко, но упорно держится традиций русской домашней патриархальности, когда за большим столом под матовым абажуром читают вслух книги, играют в карты или в лото, пьют чай и говорят, говорят обо всем на свете. И может быть, оттого он так свято относится к тому, что называется коротким словом «семья». В «Месяце в деревне» летняя усадебная жизнь с ее привычным укладом, милыми радостями и беспечной прелестью взорвалась и распалась из-за невнятной женской прихоти, каприза. Наталье Петровне (Галина Тюнина) отказано в сочувствии за то же, за что когда-то Лев Толстой наказал Анну Каренину. Вышла замуж, родила ребенка отвечай за их судьбу и счастье. Что офицер Вронский, что студент Беляев пустой, вздорный соблазн.
При всем том спектакль абсолютно лишен назидания и какой-либо агрессивности в утверждении любимой мысли. Представлена комедия, легкая и светлая. Населенная людьми по преимуществу славными и трогательными. Вглядитесь: одна из самых чистых лирических сцен сыграна не главными героями, охваченными злой любовной лихорадкой, но персонажами второго плана немолодым уже доктором Шпигельским (Карэн Бадалов) и перезрелой компаньонкой Лизаветой Богдановной (Ксения Кутепова). Немного нелепые одинокие люди говорят не о страсти, а о том, что пора. Пора завести семью, хозяйство и даже, может быть, детей. Эту очаровательную пару каждый раз провожают такими сочувственными аплодисментами, что меня теперь неотвязно преследует крамольная мысль: может, именно так и надо выходить замуж по спокойному сговору, взаимной уважительной выгоде? Вот вопрос, на который попробуйте-ка дать единственно правильный ответ.
Впрочем, если вы с Женовачем во всем не согласны, если для вас любовь, безумная и мучительная, смысл и оправдание жизни, не спешите гневаться, Пойдите на спектакль, прислушайтесь к его негромким аргументам, и вы поймете, что режиссер думал о вас и искренно желал вам всего самого хорошего. Знаете, как желают в Новый год: покоя и счастья в личной жизни. Мне остается только присоединиться.
Режиссер Сергей Женовач, ей-богу, типаж презанятный. Пьесу о внезапном и драматическом пробуждении страсти, пьесу о любви, поздней и безнадежной он прочел остраненно и спокойно, без всхлипываний, представив страсть как разрушительное стихийное бедствие, как нечто враждебное житейской норме и миропорядку. Из многонаселенной пьесы Тургенева режиссеры всегда вычеркивали ненужных им проходных персонажей: маленького сына Натальи Петровны, его немецкого учителя, слуг. Драматическое действие подтягивалось, сгущалось вокруг главных героев и их душевных переживаний. Женовач выводит на сцену всех разом. Не потому, что почтителен к автору, и не затем, чтобы нас утомить длинным спектаклем. Он заворожен не текстом, не сюжетом и не самовыражением, но только и единственно жизнью, непрерывность которой для него всегда важнее интриги. Всем воспалениям и воспламенениям, сумасшедшим мечтаниям и гениальным идеям противопоставлена в его спектаклях сценически никак не выигрышная повседневность, где нежность, тепло и участие не кричат о себе возвышенно и красиво. Просто передаются от одного человека к другому от сердца к сердцу, из рук в руки.
Женовач не москвич, и у него довольно долго не было своего дома. Может быть, оттого он так кротко, но упорно держится традиций русской домашней патриархальности, когда за большим столом под матовым абажуром читают вслух книги, играют в карты или в лото, пьют чай и говорят, говорят обо всем на свете. И может быть, оттого он так свято относится к тому, что называется коротким словом «семья». В «Месяце в деревне» летняя усадебная жизнь с ее привычным укладом, милыми радостями и беспечной прелестью взорвалась и распалась из-за невнятной женской прихоти, каприза. Наталье Петровне (Галина Тюнина) отказано в сочувствии за то же, за что когда-то Лев Толстой наказал Анну Каренину. Вышла замуж, родила ребенка отвечай за их судьбу и счастье. Что офицер Вронский, что студент Беляев пустой, вздорный соблазн.
При всем том спектакль абсолютно лишен назидания и какой-либо агрессивности в утверждении любимой мысли. Представлена комедия, легкая и светлая. Населенная людьми по преимуществу славными и трогательными. Вглядитесь: одна из самых чистых лирических сцен сыграна не главными героями, охваченными злой любовной лихорадкой, но персонажами второго плана немолодым уже доктором Шпигельским (Карэн Бадалов) и перезрелой компаньонкой Лизаветой Богдановной (Ксения Кутепова). Немного нелепые одинокие люди говорят не о страсти, а о том, что пора. Пора завести семью, хозяйство и даже, может быть, детей. Эту очаровательную пару каждый раз провожают такими сочувственными аплодисментами, что меня теперь неотвязно преследует крамольная мысль: может, именно так и надо выходить замуж по спокойному сговору, взаимной уважительной выгоде? Вот вопрос, на который попробуйте-ка дать единственно правильный ответ.
Впрочем, если вы с Женовачем во всем не согласны, если для вас любовь, безумная и мучительная, смысл и оправдание жизни, не спешите гневаться, Пойдите на спектакль, прислушайтесь к его негромким аргументам, и вы поймете, что режиссер думал о вас и искренно желал вам всего самого хорошего. Знаете, как желают в Новый год: покоя и счастья в личной жизни. Мне остается только присоединиться.
«Домовой, № 12», 12.1996
- Кто боится женской любви?Маруся Карабасова, «Московский Комсомолец», 22.12.1996
- В тени утраченного раяОльга Игнатюк, «Культура», 14.12.1996
- Вот парадный подъезд┘Мария Седых, «Литературная газета», 4.12.1996
- Бесстрастный этюдГригорий Заславский, «Независимая газета», 3.12.1996
- ПолупасторальИрина Глущенко, «Дом Актера», 12.1996
- «Месяц в деревне»«Домовой, № 12», 12.1996
- «Фоменки» выходят в большую жизньРоман Должанский, «Коммерсант», 11.11.1996
- И всюду страсти роковые┘Татьяна Исканцева, «Куранты», 6.11.1996
- Архаичная рок-опера и современный XIX векДина Годер, «Итоги», 5.11.1996
- Пасторальный этюд о страстиЕлена Николаева, «Новое время», 4.11.1996
- «Дать волю┘»«Экран и сцена, № 46», 11.1996
- Месяц в селе СтепанчиковоАлла Иванова, «Век, № 44», 11.1996
- «Месяц в деревне» новая работа Сергея ЖеновачаАлена Солнцева, «Огонек, № 44», 11.1996
- «Две женщины» нового времениНина Агишева, «Московские новости, № 44», 11.1996
- «Фоменки» в поисках истины и сценыОльга Фукс, «Вечерний клуб», 29.10.1996
- Без скидокАлена Злобина, «Общая газета», 24.10.1996
- «И всюду страсти роковые┘»Майя Карапетян, «Вечерняя Москва», 23.10.1996
- Тургеневские девушки вечны, потому что они верны«Комсомольская правда», 22.10.1996
- Комедия здесь и сейчасОльга Горгома, «Сегодня», 18.10.1996
- Молодой месяцЛариса Юсипова, «Коммерсант», 10.10.1996
- Дебют Ольги МухинойДжон Фридман, «“Moscow Times”», 26.07.1996
- Пространство людей и салатовЕкатерина Сальникова, «Московский наблюдатель, № 3-4», 04.1996
- Четырнадцать песен о странностях любвиЕлена Губайдуллина, «Культура», 30.03.1996
- Двадцать пять пудов любвиЕлена Кочетова, «Вечерняя Москва», 12.03.1996
- Шампанское, вальс и крушение судебНаталия Колесова, «Российские вести», 1.03.1996
- Человеческое сердцеИрина Силина, «Экран и сцена, № 13», 03.1996
- Яблоневый сад«Экран и сцена, № 13», 03.1996
- «Таня-Таня» Ольги Мухиной в Мастерской Петра ФоменкоДжон Фридман, «“Moscow Times”», 14.02.1996
- «Бердслеобразность мой девиз»Александр Соколянский, «Неделя, № 5», 02.1996
- Выбор критикаАлександр Соколянский, «Неделя, № 4», 02.1996
- Оля ОляЕлена Ковальская, «Дом актера, № 1-2», 02.1996
- В душе нашей странное естьОльга Горгома, «Сегодня», 27.01.1996
- Цветы запоздалые российского театра абсурдаЛариса Юсипова, «Коммерсант», 24.01.1996
- Четырнадцать песен о странностях любвиОльга Фукс, 1996