«И всюду страсти роковые┘»
Когда актеры молодые, красивые и уставшие выстроились вдоль авансцены на поклоны, так и хотелось выкрикнуть: «Автора!». Какая пьеса!.. Сколько ума, остроумия, сколько блеска в каждой фразе! Какие страсти, какие характеры! Грандиозная пьеса. И труднейшая. Актеры театра «Мастерская П. Фоменко» сделали, казалось, невозможное: практически без сокращений сыграли пятиактный «Месяц в деревне» И. С. Тургенева. Таинственную пьесу такую, вроде бы, понятную, прозрачную при чтении и коварно ускользавшую при попытках воплощения, воссоздания во плоти, в досках и сукнах.
В середине прошлого века ее обвинили в несценичности, а потом на протяжении полутора столетий она дарила зрителям редкие, но незабываемые театральные впечатления. С Савиной в петербургской Александринке┘ Со Станиславским и Книппер в период расцвета МХТ. Никто лучше их не мог сыграть тургеневские «кружева» чувств, знаменитый его «подтекст», подготовивший драматургию Чехова┘
Был и изысканный, с подлинной травой и живыми собаками спектакль в Польше┘ А два десятилетия назад полный горечи и смятения спектакль Анатолия Эфроса с Ольгой Яковлевой┘ Пьеса в полной мере стала классической, давая каждому времени свой шанс прочтения. Пьеса, требующая не только душевной тонкости, но и недюжинного мастерства. Полуторастраничные монологи, бесконечные переливы чувств во всех их оттенках┘
Режиссер Сергей Женовач искал трудный материал. Считая, что девять выпускников П. Н. Фоменко, ставших 4 года назад труппой самого привлекательного сегодня в Москве театра, уже миновали пору ученичества. Будучи когда-то одним из педагогов этих ребят и поставив один из первых спектаклей их театра «Владимир III степени», он искал возможность показать их в новом качестве.
С текстом «Месяца в деревне» они уехали на лето под Москву, в Любимовку, бывшее имение Станиславского. И там, в выстроенном когда-то павильоне, в изнурительной жаре нынешнего лета рождался тургеневский спектакль. Где действие происходит в жару. Летом. В богатом имении. Где страсти накалены до предела и ищут выхода.
Спектакль, целиком принадлежащий времени. Но и незримо связанный с прежними постановками. Впрочем, вполне зримо. В нарядных костюмах Алены Сидориной сквозит напоминание об изысканной красоте, созданной М. В. Добужинским на мхатовской сцене в 1909 году. А кружащиеся дорические колонны (сценография Владимира Максимова) словно выросли из кружащейся беседки эфросовского спектакля. Но откуда эта будоражащая оранжевость фона? Что-то как бы оголилось в тургеневской драме, исчез кружевной флер, все стало грубее, определеннее. Яростнее.
Например, в непривычном нешутовстве доктора Шпигельского (Карэн Бадалов). В прежних спектаклях этот персонаж и все связанное с ним служило неким облегченным фоном для главных героев. Подобно «низким» фарсовым сценам в трагедиях Шекспира. Хотя в пьесе да и в новом спектакле этот умный, ироничный, проницательный уездный доктор вносит некую отрезвляющую ноту в общее любовное безумие, охватившее благополучный дом Ислаевых.
И сам Ислаев (Юрий Степанов) из смешного обманутого мужа, каким играли его часто, превратился в неизбежного участника любовной драмы. Лишь в самом конце спектакля, в пятом тургеневском акте, мы видим «крупный план» степановского героя. И на небольшом пространстве текста актер в полной мере проживает муки помещика интеллигента, слишком порядочного, чтобы ревновать, и слишком доброго, чтобы не страдать еще и от чужой боли. Он смешон в неумении вычислить соперника, но смех застревает в горле, когда слышишь его застенчивые признания в невозможности жить без жены, видишь его недоуменные глаза глаза побитой собаки.
В этом спектакле у каждого персонажа свое время для сольной партии. И неизвестно, кому труднее Ксении Кутеповой в роли нелепой, жалкой и милой гувернантки, лишь в 4 акте получающей возможность продемонстрировать трогательную эквилибристику в почти бессловесной сцене предложения, или Рустэму Юскаеву, играющему друга дома Ракитина самого многословного персонажа пьесы. Ему удается сквозь пуды текста пронести горечь неразделенной любви и не впасть в риторику. Труднейшая роль.
То ли дело юная воспитанница Верочка. Несколько сцен но каких! Полина Кутепова блестяще использует щедрость драматурга, проходя со своей героиней путь от наивной девочки до раздавленной горем маленькой женщины, нашедшей отнюдь не благополучный выход из своего отчаяния.
В начале было сказано о девяти актерах, называемых в Москве «фоменками». Позднее к ним прибавился десятый успевший стать звездой Кирилл Пирогов. Сыгранный им в «Месяце» студент Беляев главная причина любовной горячки, охватившей благородное семейство, роль странная. О нем много говорят, а играть до 4 акта ему вроде бы нечего. А в четвертом и пятом надо оправдать вдруг налетевшее и на него безумие. А заодно оправдать и ту страсть, которую вызвал он в двух женщинах. И, думается, это получилось. Беляев стал конкретным юношей вместо не очень внятного прежде объекта любви.
Ведь автор видел в нем вполне определенный социальный тип (некую предтечу Базарова), едва ли актуальный сегодня. Хотя главный конфликт «Отцов и детей», написанных в тот же период недолгого революционного вдохновения Тургенева, что и «Месяц в деревне», вражда умирающего аристократизма и отрицающей его деловитости в спектакле прозвучал. И прозвучал как тоска Беляева, осознающего свое несовершенство. При этом в К. Пирогове есть изящество да, не случайно так обезумела от любви Наталья Петровна.
Галина Тюнина после этой работы может, думается, браться за любую роль классического репертуара. После той четырехчасовой полумуки полуинтриги, которую она прожила вместе со своей героиней. Растворившись в ней. Сумев создать непрерывную сложнейшую вязь из самых противоречивых чувств так, чтобы мы не заметили ни одного узелка. Ее Наталья Петровна поначалу не вызывает сострадания. Эгоистична, почти деспотична.
Сидя в зрительном зале, как-то невольно внутренне отстраняешься от нее. Но - странно проходит несколько часов после спектакля, и вспоминаешь именно ее лицо это на редкость выразительное лицо, надменное и умоляющее, жесткое и искаженное страданием. И все это как-то разом, непрерывно. Как и лучшие исполнительницы этой роли, она «плетет кружева» настроений и фраз, но кружева эти не белоснежные, а разноцветные, с преобладанием рыжего, красного, черного. (Может, это ее душевный пожар окрасил сцену в оранжевое?) И несмотря ни на что, становится жаль ее - благополучную, избалованную, нарядную, впервые полюбившую и не получившую выхода своему чувству, всех и себя истерзавшую. Какая трудная роль┘
Замечаю, что говорю в основном об актерах. Наверное, потому, что режиссер в этом спектакле по-старинному «умер» в исполнителях. И кажется, что это все сделали они сами, как в эпоху «дорежиссерского» театра. А постановщик вспоминался лишь тогда, когда, облегчая зрителю восприятие длиннющих монологов, он выводил на сцену героев этих монологов, Вот они, те, о ком говорят Наталья Петровна или Ракитин, безмолвные возникают на сцене, кружатся, мелькают меж колонн, ведут себя почти, как в реальной жизни┘ Какое-то коллективное помешательство. Материализовавшееся безумие. Шутки, миражи знойного летнего дня.
Пьеса «Месяц в деревне» при всей своей воздушности требует от зрителей напряжения, душевной работы. Мы привыкли бездумно воспринимать облегченные зрелища. Заглатывать их, не жуя. А тут, словно вопреки времени, в котором многое утратило цену, пьеса о любви. Только о любви. Неспешная, серьезная. Трудная пьеса. Но какая прекрасная. Какой накал страстей и какая культура чувств! Какая стихия любовного безумия и какая жертвенность, самоотреченность┘ И с сожалением признаешь, что сейчас так не умеют. Но вот молодые актеры сделали же это своим. Они уже, наверное, не смогут быть прежними, «дотургеневскими». Как и режиссер, который продолжит постижение этого удивительного драматурга в театре на Малой Бронной, где он приступает к постановке одноактных комедий Ивана Сергеевича Тургенева.
┘Усталые, измученные, красивые вышли актеры на поклоны. Жаль, что нельзя было выкрикнуть: «Автора!».
В середине прошлого века ее обвинили в несценичности, а потом на протяжении полутора столетий она дарила зрителям редкие, но незабываемые театральные впечатления. С Савиной в петербургской Александринке┘ Со Станиславским и Книппер в период расцвета МХТ. Никто лучше их не мог сыграть тургеневские «кружева» чувств, знаменитый его «подтекст», подготовивший драматургию Чехова┘
Был и изысканный, с подлинной травой и живыми собаками спектакль в Польше┘ А два десятилетия назад полный горечи и смятения спектакль Анатолия Эфроса с Ольгой Яковлевой┘ Пьеса в полной мере стала классической, давая каждому времени свой шанс прочтения. Пьеса, требующая не только душевной тонкости, но и недюжинного мастерства. Полуторастраничные монологи, бесконечные переливы чувств во всех их оттенках┘
Режиссер Сергей Женовач искал трудный материал. Считая, что девять выпускников П. Н. Фоменко, ставших 4 года назад труппой самого привлекательного сегодня в Москве театра, уже миновали пору ученичества. Будучи когда-то одним из педагогов этих ребят и поставив один из первых спектаклей их театра «Владимир III степени», он искал возможность показать их в новом качестве.
С текстом «Месяца в деревне» они уехали на лето под Москву, в Любимовку, бывшее имение Станиславского. И там, в выстроенном когда-то павильоне, в изнурительной жаре нынешнего лета рождался тургеневский спектакль. Где действие происходит в жару. Летом. В богатом имении. Где страсти накалены до предела и ищут выхода.
Спектакль, целиком принадлежащий времени. Но и незримо связанный с прежними постановками. Впрочем, вполне зримо. В нарядных костюмах Алены Сидориной сквозит напоминание об изысканной красоте, созданной М. В. Добужинским на мхатовской сцене в 1909 году. А кружащиеся дорические колонны (сценография Владимира Максимова) словно выросли из кружащейся беседки эфросовского спектакля. Но откуда эта будоражащая оранжевость фона? Что-то как бы оголилось в тургеневской драме, исчез кружевной флер, все стало грубее, определеннее. Яростнее.
Например, в непривычном нешутовстве доктора Шпигельского (Карэн Бадалов). В прежних спектаклях этот персонаж и все связанное с ним служило неким облегченным фоном для главных героев. Подобно «низким» фарсовым сценам в трагедиях Шекспира. Хотя в пьесе да и в новом спектакле этот умный, ироничный, проницательный уездный доктор вносит некую отрезвляющую ноту в общее любовное безумие, охватившее благополучный дом Ислаевых.
И сам Ислаев (Юрий Степанов) из смешного обманутого мужа, каким играли его часто, превратился в неизбежного участника любовной драмы. Лишь в самом конце спектакля, в пятом тургеневском акте, мы видим «крупный план» степановского героя. И на небольшом пространстве текста актер в полной мере проживает муки помещика интеллигента, слишком порядочного, чтобы ревновать, и слишком доброго, чтобы не страдать еще и от чужой боли. Он смешон в неумении вычислить соперника, но смех застревает в горле, когда слышишь его застенчивые признания в невозможности жить без жены, видишь его недоуменные глаза глаза побитой собаки.
В этом спектакле у каждого персонажа свое время для сольной партии. И неизвестно, кому труднее Ксении Кутеповой в роли нелепой, жалкой и милой гувернантки, лишь в 4 акте получающей возможность продемонстрировать трогательную эквилибристику в почти бессловесной сцене предложения, или Рустэму Юскаеву, играющему друга дома Ракитина самого многословного персонажа пьесы. Ему удается сквозь пуды текста пронести горечь неразделенной любви и не впасть в риторику. Труднейшая роль.
То ли дело юная воспитанница Верочка. Несколько сцен но каких! Полина Кутепова блестяще использует щедрость драматурга, проходя со своей героиней путь от наивной девочки до раздавленной горем маленькой женщины, нашедшей отнюдь не благополучный выход из своего отчаяния.
В начале было сказано о девяти актерах, называемых в Москве «фоменками». Позднее к ним прибавился десятый успевший стать звездой Кирилл Пирогов. Сыгранный им в «Месяце» студент Беляев главная причина любовной горячки, охватившей благородное семейство, роль странная. О нем много говорят, а играть до 4 акта ему вроде бы нечего. А в четвертом и пятом надо оправдать вдруг налетевшее и на него безумие. А заодно оправдать и ту страсть, которую вызвал он в двух женщинах. И, думается, это получилось. Беляев стал конкретным юношей вместо не очень внятного прежде объекта любви.
Ведь автор видел в нем вполне определенный социальный тип (некую предтечу Базарова), едва ли актуальный сегодня. Хотя главный конфликт «Отцов и детей», написанных в тот же период недолгого революционного вдохновения Тургенева, что и «Месяц в деревне», вражда умирающего аристократизма и отрицающей его деловитости в спектакле прозвучал. И прозвучал как тоска Беляева, осознающего свое несовершенство. При этом в К. Пирогове есть изящество да, не случайно так обезумела от любви Наталья Петровна.
Галина Тюнина после этой работы может, думается, браться за любую роль классического репертуара. После той четырехчасовой полумуки полуинтриги, которую она прожила вместе со своей героиней. Растворившись в ней. Сумев создать непрерывную сложнейшую вязь из самых противоречивых чувств так, чтобы мы не заметили ни одного узелка. Ее Наталья Петровна поначалу не вызывает сострадания. Эгоистична, почти деспотична.
Сидя в зрительном зале, как-то невольно внутренне отстраняешься от нее. Но - странно проходит несколько часов после спектакля, и вспоминаешь именно ее лицо это на редкость выразительное лицо, надменное и умоляющее, жесткое и искаженное страданием. И все это как-то разом, непрерывно. Как и лучшие исполнительницы этой роли, она «плетет кружева» настроений и фраз, но кружева эти не белоснежные, а разноцветные, с преобладанием рыжего, красного, черного. (Может, это ее душевный пожар окрасил сцену в оранжевое?) И несмотря ни на что, становится жаль ее - благополучную, избалованную, нарядную, впервые полюбившую и не получившую выхода своему чувству, всех и себя истерзавшую. Какая трудная роль┘
Замечаю, что говорю в основном об актерах. Наверное, потому, что режиссер в этом спектакле по-старинному «умер» в исполнителях. И кажется, что это все сделали они сами, как в эпоху «дорежиссерского» театра. А постановщик вспоминался лишь тогда, когда, облегчая зрителю восприятие длиннющих монологов, он выводил на сцену героев этих монологов, Вот они, те, о ком говорят Наталья Петровна или Ракитин, безмолвные возникают на сцене, кружатся, мелькают меж колонн, ведут себя почти, как в реальной жизни┘ Какое-то коллективное помешательство. Материализовавшееся безумие. Шутки, миражи знойного летнего дня.
Пьеса «Месяц в деревне» при всей своей воздушности требует от зрителей напряжения, душевной работы. Мы привыкли бездумно воспринимать облегченные зрелища. Заглатывать их, не жуя. А тут, словно вопреки времени, в котором многое утратило цену, пьеса о любви. Только о любви. Неспешная, серьезная. Трудная пьеса. Но какая прекрасная. Какой накал страстей и какая культура чувств! Какая стихия любовного безумия и какая жертвенность, самоотреченность┘ И с сожалением признаешь, что сейчас так не умеют. Но вот молодые актеры сделали же это своим. Они уже, наверное, не смогут быть прежними, «дотургеневскими». Как и режиссер, который продолжит постижение этого удивительного драматурга в театре на Малой Бронной, где он приступает к постановке одноактных комедий Ивана Сергеевича Тургенева.
┘Усталые, измученные, красивые вышли актеры на поклоны. Жаль, что нельзя было выкрикнуть: «Автора!».
Майя Карапетян, «Вечерняя Москва», 23.10.1996
- Кто боится женской любви?Маруся Карабасова, «Московский Комсомолец», 22.12.1996
- В тени утраченного раяОльга Игнатюк, «Культура», 14.12.1996
- Вот парадный подъезд┘Мария Седых, «Литературная газета», 4.12.1996
- Бесстрастный этюдГригорий Заславский, «Независимая газета», 3.12.1996
- ПолупасторальИрина Глущенко, «Дом Актера», 12.1996
- «Месяц в деревне»«Домовой, № 12», 12.1996
- «Фоменки» выходят в большую жизньРоман Должанский, «Коммерсант», 11.11.1996
- И всюду страсти роковые┘Татьяна Исканцева, «Куранты», 6.11.1996
- Архаичная рок-опера и современный XIX векДина Годер, «Итоги», 5.11.1996
- Пасторальный этюд о страстиЕлена Николаева, «Новое время», 4.11.1996
- «Дать волю┘»«Экран и сцена, № 46», 11.1996
- Месяц в селе СтепанчиковоАлла Иванова, «Век, № 44», 11.1996
- «Месяц в деревне» новая работа Сергея ЖеновачаАлена Солнцева, «Огонек, № 44», 11.1996
- «Две женщины» нового времениНина Агишева, «Московские новости, № 44», 11.1996
- «Фоменки» в поисках истины и сценыОльга Фукс, «Вечерний клуб», 29.10.1996
- Без скидокАлена Злобина, «Общая газета», 24.10.1996
- «И всюду страсти роковые┘»Майя Карапетян, «Вечерняя Москва», 23.10.1996
- Тургеневские девушки вечны, потому что они верны«Комсомольская правда», 22.10.1996
- Комедия здесь и сейчасОльга Горгома, «Сегодня», 18.10.1996
- Молодой месяцЛариса Юсипова, «Коммерсант», 10.10.1996
- Дебют Ольги МухинойДжон Фридман, «“Moscow Times”», 26.07.1996
- Пространство людей и салатовЕкатерина Сальникова, «Московский наблюдатель, № 3-4», 04.1996
- Четырнадцать песен о странностях любвиЕлена Губайдуллина, «Культура», 30.03.1996
- Двадцать пять пудов любвиЕлена Кочетова, «Вечерняя Москва», 12.03.1996
- Шампанское, вальс и крушение судебНаталия Колесова, «Российские вести», 1.03.1996
- Человеческое сердцеИрина Силина, «Экран и сцена, № 13», 03.1996
- Яблоневый сад«Экран и сцена, № 13», 03.1996
- «Таня-Таня» Ольги Мухиной в Мастерской Петра ФоменкоДжон Фридман, «“Moscow Times”», 14.02.1996
- «Бердслеобразность мой девиз»Александр Соколянский, «Неделя, № 5», 02.1996
- Выбор критикаАлександр Соколянский, «Неделя, № 4», 02.1996
- Оля ОляЕлена Ковальская, «Дом актера, № 1-2», 02.1996
- В душе нашей странное естьОльга Горгома, «Сегодня», 27.01.1996
- Цветы запоздалые российского театра абсурдаЛариса Юсипова, «Коммерсант», 24.01.1996
- Четырнадцать песен о странностях любвиОльга Фукс, 1996