Чичиков
Фоменко, долго болевший и давно не выпускавший премьер, показал, наконец, со своими учениками новый спектакль. Он сам, вместе с Наумом Евсеевым, сделал композицию по второму тому «Мертвых душ» тем разрозненным отрывкам, которые не то что на сцене не видели, но и читали-то не все.
Фоменко сделал спектакль смурной, почти тягостный, как, видимо, безрадостна и тяжела была для него мысль, которую он почитал для спектакля главной. Эта мысль читается и в эпиграфе из Гоголя: «Никто не в силах вынести столь страшной тоски этого рокового переходного времени┘»
В коротких, обрывочных эпизодах Фоменко снова возвращается к своей давней идее о бесовском происхождении уродства и зла русской жизни, идее, которая прежде вела его постановки по Сухово-Кобылину. В новом спектакле Лукавый становится одним из героев, превращаясь по ходу то в нотариуса, то в юрисконсульта, то в портного. И обольщает, и обольщает┘ А лишь чертыхнется кто, с готовностью заглядывает в дверную щель «Что?» Но в первую очередь Лукавый (которого играет Карэн Бадалов с его дьявольской пластичностью и желчной иронией) смущает Сочинителя и это второй сюжет спектакля о Чичикове.
В роли Сочинителя Галина Тюнина. Она действительно внешне напоминает Гоголя, но согласно природе своего дарования играет не столько человека, истощенного мукой и чувствующего близкую смерть, сколько женственно-томную усталость и тоску. В фоменковском «Чичикове» есть яркое, живое, смешное, но смущает то, что всех его прекрасных актеров и Ксению Кутепову, и Мадлен Джабраилову, и Рустэма Юскаева, и, конечно, Тюнину с Бадаловым мы примерно в таких же ролях уже видели. А коли нет новизны, значит, нет и крупного события, как ни хвали отдельные сцены, роли или мысли. Неожидан, пожалуй, только один актер Юрий Степанов (Чичиков), вместо приятного во всех отношениях кругленького живчика калягинского типа сыгравший холодного ханжу, закатывающего глаза и говорящего о высоком при каждом удобном случае. Ни дать ни взять Фома Опискин.
Фоменко сделал спектакль смурной, почти тягостный, как, видимо, безрадостна и тяжела была для него мысль, которую он почитал для спектакля главной. Эта мысль читается и в эпиграфе из Гоголя: «Никто не в силах вынести столь страшной тоски этого рокового переходного времени┘»
В коротких, обрывочных эпизодах Фоменко снова возвращается к своей давней идее о бесовском происхождении уродства и зла русской жизни, идее, которая прежде вела его постановки по Сухово-Кобылину. В новом спектакле Лукавый становится одним из героев, превращаясь по ходу то в нотариуса, то в юрисконсульта, то в портного. И обольщает, и обольщает┘ А лишь чертыхнется кто, с готовностью заглядывает в дверную щель «Что?» Но в первую очередь Лукавый (которого играет Карэн Бадалов с его дьявольской пластичностью и желчной иронией) смущает Сочинителя и это второй сюжет спектакля о Чичикове.
В роли Сочинителя Галина Тюнина. Она действительно внешне напоминает Гоголя, но согласно природе своего дарования играет не столько человека, истощенного мукой и чувствующего близкую смерть, сколько женственно-томную усталость и тоску. В фоменковском «Чичикове» есть яркое, живое, смешное, но смущает то, что всех его прекрасных актеров и Ксению Кутепову, и Мадлен Джабраилову, и Рустэма Юскаева, и, конечно, Тюнину с Бадаловым мы примерно в таких же ролях уже видели. А коли нет новизны, значит, нет и крупного события, как ни хвали отдельные сцены, роли или мысли. Неожидан, пожалуй, только один актер Юрий Степанов (Чичиков), вместо приятного во всех отношениях кругленького живчика калягинского типа сыгравший холодного ханжу, закатывающего глаза и говорящего о высоком при каждом удобном случае. Ни дать ни взять Фома Опискин.
Дина Годер, «Итоги», 19.05.1998
- Много радостей и никаких надеждАлександр Соколянский, «Эксперт», 20.07.1998
- Общество любителей бутафорииКирилл Харатьян, «Эксперт», 20.07.1998
- Героиня Серебряного века любит сказкиАнастасия Сергеева, «Разгуляй», 07.1998
- Это вам не Гоголь это ФоменкоАнна Политковская, «Общая газета», 25.06.1998
- Между замыслом и смысломВиктория Никифорова, «Русский телеграф», 25.06.1998
- В «Мастерской Петра Фоменко» рукописи не горятИрина Алпатова, «Культура», 4.06.1998
- Чичиков не поддается исправлениюАлександр Соколянский, «Неделя», 1.06.1998
- Сгоревшая рукописьЕлена Сергеева, «Театральный курьер», 06.1998
- Тринадцатая ночьАнастасия Копоть, «Вечерняя Москва», 25.05.1998
- ГоголинСтанислав Рассадин, «Литературная газета», 25.05.1998
- ЧичиковДина Годер, «Итоги», 19.05.1998
- Боже, как грустна наша Россия!Наталья Крымова, «Вечерний клуб», 14.05.1998
- Попытка медленного чтенияЕлена Губайдуллина, «Русский телеграф», 13.05.1998
- «Фоменки» обожглись на втором томе «Мертвых душ»Елена Ямпольская, «Новые Известия», 8.05.1998
- Юрий Степанов: Поймал кайф ради этого стоит житьСветлана Хохрякова, «Культура», 1998
- Черт с нами?Алексей Филиппов, «Известия», 1998
- Пока живут на свете дураки┘«Столица, № 11», 1998
- В чичиковской круговертиЛ. Осипова, «Семья и школа, № 9», 1998