Между замыслом и смыслом
Новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко» был нещадно раскритикован прессой. А зря
«Чичиков. Мертвые души, том второй» в постановке Фоменко это вопиющий разлад между замыслом и результатом. Однако в разломе между ними обретается немало занятных смыслов и неожиданных находок. Режиссер упорно тянет спектакль к сияющим высотам сверхидеи, а актеры тихо-незаметно его работу разрушают ловко плутуют интонациями, подменяют метафизику психологией, бытие бытом, вытаскивают из рукава козырной букет наработанных приемов и легко облапошивают публику. Зритель уходит в уверенности, что видел культурный спектакль на хрестоматийный сюжет без лишних претензий и попыток обобщения.
Между тем Фоменко явно замахивался на большее. Отправляя Чичикова в его последние странствия, в конце которых маячит миниатюрный Страшный Суд, выводя на сцену автора томная Галина Тюнина в белых одеждах и искусителя демоничный Карэн Бадалов с ног до головы в черном, постановщик проявил идейную агрессивность, раньше ему совершенно не свойственную. Деловую активность своего героя он попытался осмыслить метафизически. Ненавязчивой актуальности сюжета предпочел вопросы вечности. Поместил Чичикова между ангелом и бесом и решил посмотреть, что из этого выйдет.
К счастью иначе нам пришлось бы смотреть образцово логичный и скучный спектакль, у него не вышло ничего. Против Фоменко начали работать его собственные приемы. Он ведь привык внимательно вслушиваться в разноголосое бормотание текста, давая высказаться любому персонажу, мелькнувшему на полях рукописи, озвучивая любую словесную завитушку. Этот старый, давно испытанный им способ деконструкции, примененный к предсмертному бреду гоголевской прозы, позволяет добиться совершенно неожиданного эффекта. Текст лепечет что-то свое, неподвластный расшифровке, недоступный морали и смыслу, ускользающий от клещей оппозиций «черное белое», «добро зло». Все-таки Фоменко самый демократичный режиссер постсоветского театра, и авторитарное высказывание не дается ему как жанр. Его мессианские порывы обречены сама природа его творчества противится идейности. Но самые главные трудности подстерегают его в сфере тонких актерских чувств, той, где он всегда был царь и бог.
Юрий Степанов неразумное дитя человеческое, наивное до глупости и хитрое как змей-искуситель киксует один-единственный раз. И происходит это в сцене покаяния Чичикова. Добравшись до этого проклятого места, он теряет весь кураж и вместе со своим героем погружается в пучину ничтожества. Кажется, он искренне не понимает, что ему здесь играть то ли истинное обращение, то ли очередную сцену вранья а-ля Тартюф, и ненаигранная растерянность туманит его лунообразное лицо.
Его партнеры решают подобные проблемы совсем просто, превращая самых завзятых положительных героев в каких-то стивенкинговских монстров. Стоит Андрею Приходько выйти на сцену и покоситься в зал, как мы понимаем, что его откупщик Муразов не только нажил свой капитал по Марксу исключительно неправедным путем, но в свободное от бизнеса время непременно растлевал младенцев и лущил старушек. Худосочный ангел Князь, сыгранный Кириллом Пироговым, неприлично молод, истеричен и глуповат. Николай Васильевич Гоголь в исполнении Галины Тюниной смотрится вообще, прости господи, декадентом каким-то.
Актерам странно и скучно играть «высокое». А нам неловко «про это» смотреть. И в результате тайного сговора между залом и сценой мы присутствуем при симпатичном действе в лучших традициях «Мастерской» единственного московского театра, где можно просветиться, не заскучав. И не заподозрив Петра Фоменко в намерении создать нечто философическое.
Между тем Фоменко явно замахивался на большее. Отправляя Чичикова в его последние странствия, в конце которых маячит миниатюрный Страшный Суд, выводя на сцену автора томная Галина Тюнина в белых одеждах и искусителя демоничный Карэн Бадалов с ног до головы в черном, постановщик проявил идейную агрессивность, раньше ему совершенно не свойственную. Деловую активность своего героя он попытался осмыслить метафизически. Ненавязчивой актуальности сюжета предпочел вопросы вечности. Поместил Чичикова между ангелом и бесом и решил посмотреть, что из этого выйдет.
К счастью иначе нам пришлось бы смотреть образцово логичный и скучный спектакль, у него не вышло ничего. Против Фоменко начали работать его собственные приемы. Он ведь привык внимательно вслушиваться в разноголосое бормотание текста, давая высказаться любому персонажу, мелькнувшему на полях рукописи, озвучивая любую словесную завитушку. Этот старый, давно испытанный им способ деконструкции, примененный к предсмертному бреду гоголевской прозы, позволяет добиться совершенно неожиданного эффекта. Текст лепечет что-то свое, неподвластный расшифровке, недоступный морали и смыслу, ускользающий от клещей оппозиций «черное белое», «добро зло». Все-таки Фоменко самый демократичный режиссер постсоветского театра, и авторитарное высказывание не дается ему как жанр. Его мессианские порывы обречены сама природа его творчества противится идейности. Но самые главные трудности подстерегают его в сфере тонких актерских чувств, той, где он всегда был царь и бог.
Юрий Степанов неразумное дитя человеческое, наивное до глупости и хитрое как змей-искуситель киксует один-единственный раз. И происходит это в сцене покаяния Чичикова. Добравшись до этого проклятого места, он теряет весь кураж и вместе со своим героем погружается в пучину ничтожества. Кажется, он искренне не понимает, что ему здесь играть то ли истинное обращение, то ли очередную сцену вранья а-ля Тартюф, и ненаигранная растерянность туманит его лунообразное лицо.
Его партнеры решают подобные проблемы совсем просто, превращая самых завзятых положительных героев в каких-то стивенкинговских монстров. Стоит Андрею Приходько выйти на сцену и покоситься в зал, как мы понимаем, что его откупщик Муразов не только нажил свой капитал по Марксу исключительно неправедным путем, но в свободное от бизнеса время непременно растлевал младенцев и лущил старушек. Худосочный ангел Князь, сыгранный Кириллом Пироговым, неприлично молод, истеричен и глуповат. Николай Васильевич Гоголь в исполнении Галины Тюниной смотрится вообще, прости господи, декадентом каким-то.
Актерам странно и скучно играть «высокое». А нам неловко «про это» смотреть. И в результате тайного сговора между залом и сценой мы присутствуем при симпатичном действе в лучших традициях «Мастерской» единственного московского театра, где можно просветиться, не заскучав. И не заподозрив Петра Фоменко в намерении создать нечто философическое.
Виктория Никифорова, «Русский телеграф», 25.06.1998
- Много радостей и никаких надеждАлександр Соколянский, «Эксперт», 20.07.1998
- Общество любителей бутафорииКирилл Харатьян, «Эксперт», 20.07.1998
- Героиня Серебряного века любит сказкиАнастасия Сергеева, «Разгуляй», 07.1998
- Это вам не Гоголь это ФоменкоАнна Политковская, «Общая газета», 25.06.1998
- Между замыслом и смысломВиктория Никифорова, «Русский телеграф», 25.06.1998
- В «Мастерской Петра Фоменко» рукописи не горятИрина Алпатова, «Культура», 4.06.1998
- Чичиков не поддается исправлениюАлександр Соколянский, «Неделя», 1.06.1998
- Сгоревшая рукописьЕлена Сергеева, «Театральный курьер», 06.1998
- Тринадцатая ночьАнастасия Копоть, «Вечерняя Москва», 25.05.1998
- ГоголинСтанислав Рассадин, «Литературная газета», 25.05.1998
- ЧичиковДина Годер, «Итоги», 19.05.1998
- Боже, как грустна наша Россия!Наталья Крымова, «Вечерний клуб», 14.05.1998
- Попытка медленного чтенияЕлена Губайдуллина, «Русский телеграф», 13.05.1998
- «Фоменки» обожглись на втором томе «Мертвых душ»Елена Ямпольская, «Новые Известия», 8.05.1998
- Юрий Степанов: Поймал кайф ради этого стоит житьСветлана Хохрякова, «Культура», 1998
- Черт с нами?Алексей Филиппов, «Известия», 1998
- Пока живут на свете дураки┘«Столица, № 11», 1998
- В чичиковской круговертиЛ. Осипова, «Семья и школа, № 9», 1998