Сгоревшая рукопись
Режиссер, поставивший спектакль по классической, пьесе, должен считаться с ее текстом. Он может лишь сокращать те или иные моменты, иначе трактовать заданные драматургом сценические условия. Незавершенное произведение дает гораздо больше возможностей для свободной интерпретации.
П. Фоменко вместе с Н. Евсеевым сочинил собственную сценическую версию второго тома бессмертного романа Гоголя для спектакля «Чичиков» («Мертвые души», том второй)". Сюжетом стала не покупка мертвых душ, а история, которая в сохранившихся отрывках второго тома упомянута лишь вскользь: подделка завещания Александры Ивановны Ханасаровой.
Стилистика «Чичикова» напоминает «Петербургские повести» Гоголя. Возникающий на сцене мир фантастически подвижен и зыбок. Придуманная художником В. Максимовым конструкция, которая поначалу воспринимается как плотная серая стена, оказывается легкой и эфемерной.
Ханасарова (Галина Тюнина) похожа на графиню из «Пиковой дамы» Пушкина. Актрисе удалось передать инфернальность образа зловещей старухи. Ей присуща странная двойственность: согнутое существо, сидящее с опущенной головой в высокой шляпе с вуалью и хриплым голосом бормочущее невнятные фразы вдруг распрямляется и поражает красотой тонкого, истомленного лица.
Чичиков в исполнении Юрия Степанова несомненная актерская удача. Герой, кажется, и сам недоумевает, что толкает его, столь земного и любящего покушать, на бесконечные аферы. Он не очень-то уютно чувствует себя в ирреальном мире спектакля, где даже музыка может превратиться в навязчивый шепот: «Пал Иваныч, Пал Иваныч┘»
Подлог завещания ведет за собой «дело» Чичикова. Множество людей оказываются запутанными в сетях интриги, которую сплел таинственный человек в черном, с первой сцены появившийся в спектакле. Незнакомец (Карэн Бадалов) предстает то искушенным в делах «юрисконсультом», то пройдохой-портным. Мы поймем, кто перед нами, когда на возглас генерал-губернатора (Кирилл Пирогов): «чёрт, чёрт» человек в черном высунется из боковых дверей, радостно откликнувшись на зов. Пирогов, которого зрители помнят по театральным и киноролям, впервые играет не милого, немного лирического юношу, а трагического героя и поражает силой характера и темпераментом.
Режиссер подчеркивает неразрывную связь Гоголя, черта и Чичикова. Чёрт и сочинитель, впряженные в лямки, тянут коляску героя, олицетворяя извечный конфликт, происходящий в душе человека.
Чичиков у Гоголя должен решить: продолжать путь мошенничества или зажить спокойной мирной жизнью, обзаведясь своим поместьем. Фоменко, не оставляет герою такой возможности. Сочинитель заново сжигает рукопись, а Чичиков дремлет, утомленно откинувшись на спинку коляски.
П. Фоменко вместе с Н. Евсеевым сочинил собственную сценическую версию второго тома бессмертного романа Гоголя для спектакля «Чичиков» («Мертвые души», том второй)". Сюжетом стала не покупка мертвых душ, а история, которая в сохранившихся отрывках второго тома упомянута лишь вскользь: подделка завещания Александры Ивановны Ханасаровой.
Стилистика «Чичикова» напоминает «Петербургские повести» Гоголя. Возникающий на сцене мир фантастически подвижен и зыбок. Придуманная художником В. Максимовым конструкция, которая поначалу воспринимается как плотная серая стена, оказывается легкой и эфемерной.
Ханасарова (Галина Тюнина) похожа на графиню из «Пиковой дамы» Пушкина. Актрисе удалось передать инфернальность образа зловещей старухи. Ей присуща странная двойственность: согнутое существо, сидящее с опущенной головой в высокой шляпе с вуалью и хриплым голосом бормочущее невнятные фразы вдруг распрямляется и поражает красотой тонкого, истомленного лица.
Чичиков в исполнении Юрия Степанова несомненная актерская удача. Герой, кажется, и сам недоумевает, что толкает его, столь земного и любящего покушать, на бесконечные аферы. Он не очень-то уютно чувствует себя в ирреальном мире спектакля, где даже музыка может превратиться в навязчивый шепот: «Пал Иваныч, Пал Иваныч┘»
Подлог завещания ведет за собой «дело» Чичикова. Множество людей оказываются запутанными в сетях интриги, которую сплел таинственный человек в черном, с первой сцены появившийся в спектакле. Незнакомец (Карэн Бадалов) предстает то искушенным в делах «юрисконсультом», то пройдохой-портным. Мы поймем, кто перед нами, когда на возглас генерал-губернатора (Кирилл Пирогов): «чёрт, чёрт» человек в черном высунется из боковых дверей, радостно откликнувшись на зов. Пирогов, которого зрители помнят по театральным и киноролям, впервые играет не милого, немного лирического юношу, а трагического героя и поражает силой характера и темпераментом.
Режиссер подчеркивает неразрывную связь Гоголя, черта и Чичикова. Чёрт и сочинитель, впряженные в лямки, тянут коляску героя, олицетворяя извечный конфликт, происходящий в душе человека.
Чичиков у Гоголя должен решить: продолжать путь мошенничества или зажить спокойной мирной жизнью, обзаведясь своим поместьем. Фоменко, не оставляет герою такой возможности. Сочинитель заново сжигает рукопись, а Чичиков дремлет, утомленно откинувшись на спинку коляски.
Елена Сергеева, «Театральный курьер», 06.1998
- Много радостей и никаких надеждАлександр Соколянский, «Эксперт», 20.07.1998
- Общество любителей бутафорииКирилл Харатьян, «Эксперт», 20.07.1998
- Героиня Серебряного века любит сказкиАнастасия Сергеева, «Разгуляй», 07.1998
- Это вам не Гоголь это ФоменкоАнна Политковская, «Общая газета», 25.06.1998
- Между замыслом и смысломВиктория Никифорова, «Русский телеграф», 25.06.1998
- В «Мастерской Петра Фоменко» рукописи не горятИрина Алпатова, «Культура», 4.06.1998
- Чичиков не поддается исправлениюАлександр Соколянский, «Неделя», 1.06.1998
- Сгоревшая рукописьЕлена Сергеева, «Театральный курьер», 06.1998
- Тринадцатая ночьАнастасия Копоть, «Вечерняя Москва», 25.05.1998
- ГоголинСтанислав Рассадин, «Литературная газета», 25.05.1998
- ЧичиковДина Годер, «Итоги», 19.05.1998
- Боже, как грустна наша Россия!Наталья Крымова, «Вечерний клуб», 14.05.1998
- Попытка медленного чтенияЕлена Губайдуллина, «Русский телеграф», 13.05.1998
- «Фоменки» обожглись на втором томе «Мертвых душ»Елена Ямпольская, «Новые Известия», 8.05.1998
- Юрий Степанов: Поймал кайф ради этого стоит житьСветлана Хохрякова, «Культура», 1998
- Черт с нами?Алексей Филиппов, «Известия», 1998
- Пока живут на свете дураки┘«Столица, № 11», 1998
- В чичиковской круговертиЛ. Осипова, «Семья и школа, № 9», 1998