Пока живут на свете дураки┘
Название нового спектакля Петра Фоменко интригует чрезвычайно и вызывает мучительный вопрос что же еще сотворили с многострадальным Гоголем? Сразу хочу успокоить радетелей неискаженной авангардными веяниями российской словесности писателя не обидели, не перекроили и не переписали. Авторы спектакля представили второй том «Мертвых душ», восстановив утраченные для потомков страницы. Спектакль созвучен Гоголю. И все же┘
Поэму о России Гоголь писал в Италии, быть может, потому получилось оптимистично. Фоменко и Евсеев творили на родине, где по-прежнему живы-здоровы основные национальные беды дороги и дураки. Безнадежную затею вывести на сцену российское бездорожье постановщики мудро оставили в стороне. А вот дураки в спектакле просто восхитительны. Чичиков (Юрий Степанов) сам шалеет от столь великолепной дури. Дураки все. Помещики, их жены и дочери, кокетливо демонстрирующие роскошные туалеты. Чиновники, продажные или просто ленивые. Добросовестные эти дураки путаются в ими самими созданных бюрократических рамках (на сцене рамки деревянные и весьма материальные). Соблазнительно жующие или лицемерно рыдающие над собственной ничтожностью идиоты начисто затмевают блеклых положительных персонажей, которых постановщики, судя по всему, и не собирались щадить.
Есть, правда, неглупая богачка-богомолка, но она не в счет, потому что очень быстро умирает. И единственный умный Чичиков в одиночестве ходит кругами и думает, как же ему жить дальше. А тут дурак-трудоголик Костанжогло бросает гениальную мысль, что «всякая дрянь дает доход». Чичиков и после тюрьмы строит криминальные планы, подстрекаемый изысканным Лукавым (блестящая роль Карэна Бадалова). «Как слаб человек! Как силен лукавый!» ужасается несбыточности своих иллюзий Сочинитель. А противопоставить-то Лукавому нечего разве что фразу Костанжогло: «Умри, скотина, на работе!» Или Муразова, патологически честного миллионщика (придумать сей казус мог только в Италии больной русский). Нечего сказать Сочинителю. Он разочарован и бессилен. Он сжигает обнадеживающую грядущие поколения россиян рукопись спокойно, красиво и без пафоса. Да и сам спектакль безумно красив в своей черно-белой графичности. Он (слава Богу!) не апеллирует к духовности и не призывает Русь дать немедленный и проблематичный ответ. Просто напутствует Родину «Попутной песней» Глинки. Несись, родимая┘ Кривая или Авось куда-нибудь да вывезут.
Поэму о России Гоголь писал в Италии, быть может, потому получилось оптимистично. Фоменко и Евсеев творили на родине, где по-прежнему живы-здоровы основные национальные беды дороги и дураки. Безнадежную затею вывести на сцену российское бездорожье постановщики мудро оставили в стороне. А вот дураки в спектакле просто восхитительны. Чичиков (Юрий Степанов) сам шалеет от столь великолепной дури. Дураки все. Помещики, их жены и дочери, кокетливо демонстрирующие роскошные туалеты. Чиновники, продажные или просто ленивые. Добросовестные эти дураки путаются в ими самими созданных бюрократических рамках (на сцене рамки деревянные и весьма материальные). Соблазнительно жующие или лицемерно рыдающие над собственной ничтожностью идиоты начисто затмевают блеклых положительных персонажей, которых постановщики, судя по всему, и не собирались щадить.
Есть, правда, неглупая богачка-богомолка, но она не в счет, потому что очень быстро умирает. И единственный умный Чичиков в одиночестве ходит кругами и думает, как же ему жить дальше. А тут дурак-трудоголик Костанжогло бросает гениальную мысль, что «всякая дрянь дает доход». Чичиков и после тюрьмы строит криминальные планы, подстрекаемый изысканным Лукавым (блестящая роль Карэна Бадалова). «Как слаб человек! Как силен лукавый!» ужасается несбыточности своих иллюзий Сочинитель. А противопоставить-то Лукавому нечего разве что фразу Костанжогло: «Умри, скотина, на работе!» Или Муразова, патологически честного миллионщика (придумать сей казус мог только в Италии больной русский). Нечего сказать Сочинителю. Он разочарован и бессилен. Он сжигает обнадеживающую грядущие поколения россиян рукопись спокойно, красиво и без пафоса. Да и сам спектакль безумно красив в своей черно-белой графичности. Он (слава Богу!) не апеллирует к духовности и не призывает Русь дать немедленный и проблематичный ответ. Просто напутствует Родину «Попутной песней» Глинки. Несись, родимая┘ Кривая или Авось куда-нибудь да вывезут.
«Столица, № 11», 1998
- Много радостей и никаких надеждАлександр Соколянский, «Эксперт», 20.07.1998
- Общество любителей бутафорииКирилл Харатьян, «Эксперт», 20.07.1998
- Героиня Серебряного века любит сказкиАнастасия Сергеева, «Разгуляй», 07.1998
- Это вам не Гоголь это ФоменкоАнна Политковская, «Общая газета», 25.06.1998
- Между замыслом и смысломВиктория Никифорова, «Русский телеграф», 25.06.1998
- В «Мастерской Петра Фоменко» рукописи не горятИрина Алпатова, «Культура», 4.06.1998
- Чичиков не поддается исправлениюАлександр Соколянский, «Неделя», 1.06.1998
- Сгоревшая рукописьЕлена Сергеева, «Театральный курьер», 06.1998
- Тринадцатая ночьАнастасия Копоть, «Вечерняя Москва», 25.05.1998
- ГоголинСтанислав Рассадин, «Литературная газета», 25.05.1998
- ЧичиковДина Годер, «Итоги», 19.05.1998
- Боже, как грустна наша Россия!Наталья Крымова, «Вечерний клуб», 14.05.1998
- Попытка медленного чтенияЕлена Губайдуллина, «Русский телеграф», 13.05.1998
- «Фоменки» обожглись на втором томе «Мертвых душ»Елена Ямпольская, «Новые Известия», 8.05.1998
- Юрий Степанов: Поймал кайф ради этого стоит житьСветлана Хохрякова, «Культура», 1998
- Черт с нами?Алексей Филиппов, «Известия», 1998
- Пока живут на свете дураки┘«Столица, № 11», 1998
- В чичиковской круговертиЛ. Осипова, «Семья и школа, № 9», 1998