Эти разные, разные «Варвары»
В театре-студии Петра Фоменко снова премьера. На этот раз Горький. «Варвары». Потрясающая пьеса первая мысль после спектакля. Не каждому драматургу выпадает счастье заглянуть в глаза Истине, свободной от классовых предрассудков и партийных симпатий. Труппа театра-студии во главе с постановщиком этого спектакля Евгением Каменьковичем привела систему символов и знаков времен далеких в соответствие с реалиями сегодняшнего дня. Причем сделано это безо всякого напряжения и насилия над пьесой.
Действие происходит на собранной из отдельных помостов сцене. Эти помосты по ходу спектакля меняются местами, раздвигаются, громоздятся один на другой. Точно так же и сам спектакль складывается из множества плоскостей, которые пересекаются, скрещиваются и снова расходятся. Каждая из них тянет на отдельный сюжет так глубоко и красиво они разыграны. В любую из этих мини-пьес, предложенных актерами, можно погрузиться с головой.
Первая про то, как серое убожество периферии нарушает приезд яркой столичной группы инженеров. Вечная для России тема глубинка и столица. Любой самый заурядный, но столичный обыватель в провинции ощущает себя большим человеком продвинутым интеллектуалом и подчеркнуто не снобом. А каждый провинциал заранее видит в госте «оттуда» высшее существо. Столичные осознают свой священный долг принести глубинке просвещение или, как в пьесе, провести железную дорогу словом, научить глубинку жить. А в конце концов сами растворяются в этой жизни, внешние столичные признаки покрываются местной пылью. Да и продвинутость здесь нужна совсем другая. Якобы благоговеющие перед столицей аборигены могут и просто обобрать до нитки┘ А то и такая беда приключится столичность обернется вдруг пустотой, а провинциалы окажутся и ярче, и сильнее.
Пьеса вторая про любовь. Про дикий запутанный узел настоящих страстей и легких флиртов, ревности, преданности и предательства. В центре этого сюжета четырехугольник Черкун (С. Тарамаев), его жена и местная светская львица (П. и К. Кутеповы, похожие и разные, как две стороны одной медали), а также здешняя красавица Надежда (Г. Тюнина). Остальные любви вращаются уже вокруг них, оттеняя основную линию. Женские образы особенно ярки в этой второй пьесе. Трогательно-нелепая Притыкина (О. Левитина), прекрасная Надежда, казалось бы, такая неуязвимая и хладнокровная, а на самом деле начитавшаяся книжек мечтательница. Ее-то и губит накатившая столичная волна. Такие они вроде бы разные женщины из этой пьесы, но к концу спектакля разность практически исчезает. Все героини переодеваются в красное, становясь многочисленными оттенками одного целого.
Играется на подмостках и третья пьеса про молодое и свежее на фоне блестящего, легкого и развращенного. Столичный инженер дядя Серж (Р. Юскаев) человек, приятный во всех отношениях, оставляет после себя пустыню. Он, как спусковой механизм, приводит в действие все пороки уездного городка. Он сибарит и прожигатель жизни, что очень заразительно и гибельно для слабых аборигенов.
Пожалуй, больше всех страдает от «набега» столичных инженеров семья городского головы (Т. Рахимов). Спивается Гриша (очень милый в исполнении Ю. Степанова), и устремляется к другой жизни Катя (М. Джабраилова), бросая разбитого и рухнувшего с высоты своего значительного положения отца. Впрочем, Катя-то уезжает вслед за студентом Степой (К. Пирогов). Они двое как раз и есть та светлая и как бы устремленная в будущее линия спектакля.
Невозможно удержаться от упоминания еще одной пьесы той, что играет прекрасная актриса Л. Аринина. В нескольких сценах она раскрывает настоящую драму одинокой, стареющей в глуши интеллигентной женщины. Да и вообще, как оказалось, здесь нет маленьких ролей и проходных героев все они яркие черточки на большом полотне жизни.
Конечно, такое деление на пьесы условно это все те же «Варвары» со множеством линий, пластов и плоскостей. Счастлив тот зритель, кому удается охватить сознанием весь этот прекрасный многоплановый спектакль. И уж конечно, ни один из сидящих в зале не останется свободным от мучительного внутреннего вопроса: а варвары-то кто? А все! И в себе поискать стоит наверняка найдется.
Действие происходит на собранной из отдельных помостов сцене. Эти помосты по ходу спектакля меняются местами, раздвигаются, громоздятся один на другой. Точно так же и сам спектакль складывается из множества плоскостей, которые пересекаются, скрещиваются и снова расходятся. Каждая из них тянет на отдельный сюжет так глубоко и красиво они разыграны. В любую из этих мини-пьес, предложенных актерами, можно погрузиться с головой.
Первая про то, как серое убожество периферии нарушает приезд яркой столичной группы инженеров. Вечная для России тема глубинка и столица. Любой самый заурядный, но столичный обыватель в провинции ощущает себя большим человеком продвинутым интеллектуалом и подчеркнуто не снобом. А каждый провинциал заранее видит в госте «оттуда» высшее существо. Столичные осознают свой священный долг принести глубинке просвещение или, как в пьесе, провести железную дорогу словом, научить глубинку жить. А в конце концов сами растворяются в этой жизни, внешние столичные признаки покрываются местной пылью. Да и продвинутость здесь нужна совсем другая. Якобы благоговеющие перед столицей аборигены могут и просто обобрать до нитки┘ А то и такая беда приключится столичность обернется вдруг пустотой, а провинциалы окажутся и ярче, и сильнее.
Пьеса вторая про любовь. Про дикий запутанный узел настоящих страстей и легких флиртов, ревности, преданности и предательства. В центре этого сюжета четырехугольник Черкун (С. Тарамаев), его жена и местная светская львица (П. и К. Кутеповы, похожие и разные, как две стороны одной медали), а также здешняя красавица Надежда (Г. Тюнина). Остальные любви вращаются уже вокруг них, оттеняя основную линию. Женские образы особенно ярки в этой второй пьесе. Трогательно-нелепая Притыкина (О. Левитина), прекрасная Надежда, казалось бы, такая неуязвимая и хладнокровная, а на самом деле начитавшаяся книжек мечтательница. Ее-то и губит накатившая столичная волна. Такие они вроде бы разные женщины из этой пьесы, но к концу спектакля разность практически исчезает. Все героини переодеваются в красное, становясь многочисленными оттенками одного целого.
Играется на подмостках и третья пьеса про молодое и свежее на фоне блестящего, легкого и развращенного. Столичный инженер дядя Серж (Р. Юскаев) человек, приятный во всех отношениях, оставляет после себя пустыню. Он, как спусковой механизм, приводит в действие все пороки уездного городка. Он сибарит и прожигатель жизни, что очень заразительно и гибельно для слабых аборигенов.
Пожалуй, больше всех страдает от «набега» столичных инженеров семья городского головы (Т. Рахимов). Спивается Гриша (очень милый в исполнении Ю. Степанова), и устремляется к другой жизни Катя (М. Джабраилова), бросая разбитого и рухнувшего с высоты своего значительного положения отца. Впрочем, Катя-то уезжает вслед за студентом Степой (К. Пирогов). Они двое как раз и есть та светлая и как бы устремленная в будущее линия спектакля.
Невозможно удержаться от упоминания еще одной пьесы той, что играет прекрасная актриса Л. Аринина. В нескольких сценах она раскрывает настоящую драму одинокой, стареющей в глуши интеллигентной женщины. Да и вообще, как оказалось, здесь нет маленьких ролей и проходных героев все они яркие черточки на большом полотне жизни.
Конечно, такое деление на пьесы условно это все те же «Варвары» со множеством линий, пластов и плоскостей. Счастлив тот зритель, кому удается охватить сознанием весь этот прекрасный многоплановый спектакль. И уж конечно, ни один из сидящих в зале не останется свободным от мучительного внутреннего вопроса: а варвары-то кто? А все! И в себе поискать стоит наверняка найдется.
Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- «Одна абсолютно счастливая деревня» в постановке Петра Фоменко«Культура», 28.12.2000
- Игра со счастьем«Алфавит», 14.12.2000
- «Семейное счастье» в «Мастерской Петра Фоменко»Екатерина Васенина, «Афиша@MAIL. RU», 7.12.2000
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Пресса о спектакле «Горе от ума» с сайта «Театральный смотритель»2.11.2000
- Сударь из ЛенинградаГалина Нечаева, «Общая газета», 2.11.2000
- Медленное чтение счастияОлег Дуленин, «Литературная газета», 1.11.2000
- Ощущение радости бытияОльга Егошина, «Экран и сцена, № 43 (563)», 11.2000
- Завязали Маше узелок на счастьеНадежда Ефремова, «Экран и сцена № 43 (563)», 11.2000
- ШорохиЕлена Ковальская, «Афиша», 30.10.2000
- Вспомни дикий восторгМария Седых, «Общая газета», 19.10.2000
- Домик в деревнеОлег Зинцов, «Ведомости», 16.10.2000
- Такая любовьДенис Сергеев, «Эксперт», 16.10.2000
- Толстой у Фоменко: Кутепова и Тарамаев сыграли то счастье, которого нетКирилл Рогов, «Полит. Ру», 14.10.2000
- Соната для отличных инструментовГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 13.10.2000
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Одна абсолютно счастливая семьяСветлана Хохрякова, «Культура», 12.10.2000
- О любви пронзительно и безнадежноВера Максимова, «Независимая газета», 12.10.2000
- Спектакль для двоихАлексей Филиппов, «Известия», 11.10.2000
- Лучше ТолстогоМайа Одина, «Сегодня», 10.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом ТолстымРоман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Счастье выдохлосьОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 9.10.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Русская мысль», 28.09.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- Чаепитие у Петра ФоменкоАнна Гудкова, «Труд», 9.08.2000
- Шерше ля Мефистофель-фамМарина Давыдова, «Время новостей», 7.08.2000
- Это штука посильнее
Ирина Родионова, «Сегодня», 7.08.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Деревня, где всегда войнаНина Агишева, «Московские новости», 18.07.2000
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Счастливая деревня на Кутузовском проспектеЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 6.07.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- В поднебесье с биркой на ногеГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 1.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Лучезарное коромыслоАлена Солнцева, «Время новостей», 23.06.2000
- Седьмой континентЛариса Юсипова, «Ведомости», 23.06.2000
- Фоменко построил деревнюЕлена Ковальская, «Коммерсант», 23.06.2000
- Нежный реализмМайа Одина, «Сегодня», 22.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Одна абсолютно театральная деревняИгорь Овчинников, «Вести.ру», 22.06.2000
- Петр Фоменко подался в деревнюОльга Романцова, «Век», 21.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- Возвращение «датских» спектаклейМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 28», 06.2000
- Новая чертовщина на ПатриаршихЕлена Ямпольская, «Новые известия», 18.05.2000
- Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красномАлла Шевелева, «Diplomat», 05.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Не будьте как детиМарина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Варвары и варваршиМария Седых, «Общая газета», 13.01.2000
- Горький в стиле ЧеховаМайа Одина, «Сегодня», 11.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- В тюрьме и без герояГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- Пять пудов любвиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2000
- Семейное счастиеДина Годер, «Итоги», 10.2000
- «В образе бабочки или девушки»Инна Соловьева (Базилевская), «Театр», 2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Современная драматургия», 2000