Горький в стиле Чехова
В «Мастерской Петра Фоменко» вышел первый спектакль на новой сцене «Варвары»
В «Варварах» режиссер Евгений Каменькович сохранил все, что всегда составляло особое обаяние «фоменок», нетрадиционное, не совсем театральное пространство, непременно с каким-нибудь сюрпризом, вроде бильярда в дальних комнатах, отсутствие громоздких декораций, песенки, романсы, изящный психологизм и легкую манерность в игре актеров, и в особенности актрис. А также гитаристов, которые в мастерской пользуются особой любовью: редко в каком спектакле не присутствует струнный перебор и какая-нибудь чуть приметная мелодия невзначай, из глубины кулис, не сопровождает действие, тихо напевая о чем-то самом важном. Вот и в «Варварах» поют. То знаменитую песню из «На дне»: «Солнце всходит и заходит. ..», то дышащий тоской и меланхолией романс: «Говорят, весна вернется, расцветет природа вновь, все воскреснет, оживится; не вернется лишь любовь
».
В режиссуре Евгения Каменьковича горьковские «Варвары», целиком состоящие из семейных сцен, ссор, скандалов и драм, обрели какую-то чеховскую атмосферу и тургеневское изящество. Щебечут птицы, бренчит оркестрик, мелькают дамочки в легких нарядах. Горьковские вопросы: кто в славном городе Верхополье те самые варвары циничные столичные инженеры, взбаламутившие глупую жизнь обитателей уездного города, или же сами пошлые и никчемные Павлины, Маврикии, Архипы и Палагеи, слоняющиеся по улицам родного захолустья, как-то незаметно растворились в легкости и обаянии «фоменок». Варваров нет. Все милые люди. Но жизнь тем не менее тяжела и невыносима. Как говорит несчастный Маврикий Монахов: «Все мы хорошие люди, главное не надо нам мешать друг другу». Но ведь мешают же. И «лезут!». Да еще и в такую тонкую материю, как любовь.
Спектакль получился про «пять пудов любви». Причем самой горькой, мучительной, убивающей душу и не дающей жить. И о том, как верно и красиво умеют любить женщины и как беспомощны и жалки мужчины.
Каменьковича трудно заподозрить в симпатиях к идеям феминизма, но, так или иначе, в его постановке все женщины прекрасны. Какими бы они ни были. Пошлыми и смешными, как выслеживающая своего молодого супруга Палагея Притыкина (Ольга Левитина), дерзкими, как юная Катя Редозубова (Мадлен Джабраилова), глубоко провинциальными, как Надежда Монахова (Галина Тюнина), беспомощными в своей вдруг ставшей ненужной любви, как Анна (Полина Кутепова), слишком гордые, чтобы полюбить, как Лидия Богаевская (Ксения Кутепова), или просто старые, как ее тетушка (Людмила Аринина). А что касается мужчин, то даже главный герой Егор Черкун (Сергей Тарамаев), пленивший решительностью характера всех женщин, в результате оказывается и хлипок, и слаб.
Такая изящная трансформация пьесы интересна и даже неожиданна. И главное внешне очень красива, что при скромности новой сценической площадки немаловажно. Но держится вся эта любопытная конструкция не на четкости режиссерской мысли (она как-то размыта), а на том эфемерном и трудно определяемом понятии, именуемом обаянием театра, которое в своей почти десятилетней скитальческой жизни «фоменки» ничуть не утеряли.
В режиссуре Евгения Каменьковича горьковские «Варвары», целиком состоящие из семейных сцен, ссор, скандалов и драм, обрели какую-то чеховскую атмосферу и тургеневское изящество. Щебечут птицы, бренчит оркестрик, мелькают дамочки в легких нарядах. Горьковские вопросы: кто в славном городе Верхополье те самые варвары циничные столичные инженеры, взбаламутившие глупую жизнь обитателей уездного города, или же сами пошлые и никчемные Павлины, Маврикии, Архипы и Палагеи, слоняющиеся по улицам родного захолустья, как-то незаметно растворились в легкости и обаянии «фоменок». Варваров нет. Все милые люди. Но жизнь тем не менее тяжела и невыносима. Как говорит несчастный Маврикий Монахов: «Все мы хорошие люди, главное не надо нам мешать друг другу». Но ведь мешают же. И «лезут!». Да еще и в такую тонкую материю, как любовь.
Спектакль получился про «пять пудов любви». Причем самой горькой, мучительной, убивающей душу и не дающей жить. И о том, как верно и красиво умеют любить женщины и как беспомощны и жалки мужчины.
Каменьковича трудно заподозрить в симпатиях к идеям феминизма, но, так или иначе, в его постановке все женщины прекрасны. Какими бы они ни были. Пошлыми и смешными, как выслеживающая своего молодого супруга Палагея Притыкина (Ольга Левитина), дерзкими, как юная Катя Редозубова (Мадлен Джабраилова), глубоко провинциальными, как Надежда Монахова (Галина Тюнина), беспомощными в своей вдруг ставшей ненужной любви, как Анна (Полина Кутепова), слишком гордые, чтобы полюбить, как Лидия Богаевская (Ксения Кутепова), или просто старые, как ее тетушка (Людмила Аринина). А что касается мужчин, то даже главный герой Егор Черкун (Сергей Тарамаев), пленивший решительностью характера всех женщин, в результате оказывается и хлипок, и слаб.
Такая изящная трансформация пьесы интересна и даже неожиданна. И главное внешне очень красива, что при скромности новой сценической площадки немаловажно. Но держится вся эта любопытная конструкция не на четкости режиссерской мысли (она как-то размыта), а на том эфемерном и трудно определяемом понятии, именуемом обаянием театра, которое в своей почти десятилетней скитальческой жизни «фоменки» ничуть не утеряли.
Майа Одина, «Сегодня», 11.01.2000
- «Одна абсолютно счастливая деревня» в постановке Петра Фоменко«Культура», 28.12.2000
- Игра со счастьем«Алфавит», 14.12.2000
- «Семейное счастье» в «Мастерской Петра Фоменко»Екатерина Васенина, «Афиша@MAIL. RU», 7.12.2000
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Пресса о спектакле «Горе от ума» с сайта «Театральный смотритель»2.11.2000
- Сударь из ЛенинградаГалина Нечаева, «Общая газета», 2.11.2000
- Медленное чтение счастияОлег Дуленин, «Литературная газета», 1.11.2000
- Ощущение радости бытияОльга Егошина, «Экран и сцена, № 43 (563)», 11.2000
- Завязали Маше узелок на счастьеНадежда Ефремова, «Экран и сцена № 43 (563)», 11.2000
- ШорохиЕлена Ковальская, «Афиша», 30.10.2000
- Вспомни дикий восторгМария Седых, «Общая газета», 19.10.2000
- Домик в деревнеОлег Зинцов, «Ведомости», 16.10.2000
- Такая любовьДенис Сергеев, «Эксперт», 16.10.2000
- Толстой у Фоменко: Кутепова и Тарамаев сыграли то счастье, которого нетКирилл Рогов, «Полит. Ру», 14.10.2000
- Соната для отличных инструментовГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 13.10.2000
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Одна абсолютно счастливая семьяСветлана Хохрякова, «Культура», 12.10.2000
- О любви пронзительно и безнадежноВера Максимова, «Независимая газета», 12.10.2000
- Спектакль для двоихАлексей Филиппов, «Известия», 11.10.2000
- Лучше ТолстогоМайа Одина, «Сегодня», 10.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом ТолстымРоман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Счастье выдохлосьОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 9.10.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Русская мысль», 28.09.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- Чаепитие у Петра ФоменкоАнна Гудкова, «Труд», 9.08.2000
- Шерше ля Мефистофель-фамМарина Давыдова, «Время новостей», 7.08.2000
- Это штука посильнее
Ирина Родионова, «Сегодня», 7.08.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Деревня, где всегда войнаНина Агишева, «Московские новости», 18.07.2000
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Счастливая деревня на Кутузовском проспектеЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 6.07.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- В поднебесье с биркой на ногеГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 1.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Лучезарное коромыслоАлена Солнцева, «Время новостей», 23.06.2000
- Седьмой континентЛариса Юсипова, «Ведомости», 23.06.2000
- Фоменко построил деревнюЕлена Ковальская, «Коммерсант», 23.06.2000
- Нежный реализмМайа Одина, «Сегодня», 22.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Одна абсолютно театральная деревняИгорь Овчинников, «Вести.ру», 22.06.2000
- Петр Фоменко подался в деревнюОльга Романцова, «Век», 21.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- Возвращение «датских» спектаклейМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 28», 06.2000
- Новая чертовщина на ПатриаршихЕлена Ямпольская, «Новые известия», 18.05.2000
- Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красномАлла Шевелева, «Diplomat», 05.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Не будьте как детиМарина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Варвары и варваршиМария Седых, «Общая газета», 13.01.2000
- Горький в стиле ЧеховаМайа Одина, «Сегодня», 11.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- В тюрьме и без герояГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- Пять пудов любвиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2000
- Семейное счастиеДина Годер, «Итоги», 10.2000
- «В образе бабочки или девушки»Инна Соловьева (Базилевская), «Театр», 2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Современная драматургия», 2000