Объяснение в любви
«Одна абсолютно счастливая деревня» в «Мастерской Петра Фоменко»
Повесть о том, как простой деревенский парень Михеев полюбил простую деревенскую девушку Полину, пошел на войну и был там убит, написанная покойным ленинградским писателем Борисом Вахтиным в 1965 г., легла в основу очень неожиданного спектакля Петра Фоменко.
С момента написания повести прошло более трех десятилетий. В 60-е годы ее невозможно было опубликовать по цензурным соображениям. Не только потому, что она изображала больше трагическую, чем героическую сторону войны, но еще и заканчивалась тем, что Полина после гибели своего мужа выходила замуж за бывшего пленного немца, осевшего в их деревне. Писатель ставил ценность человеческой жизни и человеческого чувства выше идеологических соображений (по тогдашним меркам, немец был фашистом и врагом).
На пресс-конференции, состоявшейся в июле сразу после первых прогонов спектакля в «Мастерской», сам режиссер комментировал спектакль так: «Это объяснение в любви тому времени. Мне очень хотелось объясниться в добром чувстве тому времени, которое нельзя вычеркивать, потому что ничто из жизни не выпадает».
Да, что-то такое есть в этом спектакле, в котором важна не столько сама история гибели героя и замужества его вдовы, хотя сцены любви Михеева и Полины прекрасны, удивительно тонко сыграны, поэтичны и немножко комичны. Здесь важен контекст эпохи, в которой повесть была написана, чувство, которым проникнуто все повествование, чувство приятия и любви к этому идеальному и прекрасному миру у «синей-синей» реки, который, как сказал Петр Фоменко, «живет в душе каждого горожанина».
Автор повести, положенной в основу спектакля китаист и печатавшийся в «Континенте» писатель, сын Веры Пановой и ученик академика Н. Конрада, настоящий ленинградский «шестидесятник» Борис Вахтин. Он является для режиссера образцом некоего идеального человека (Петр Фоменко, когда в 70-е работал в ленинградском Театре комедии, дружил с семейством Вахтина и испытывал к нему, как он сам говорит, очень теплые и глубокие чувства).
Ностальгический нотки у Петра Фоменко, объясняющегося в любви эпохе 60-х, дают нам возможность увидеть в своем прошлом не только плохие стороны, но и те хорошие, что породили кое у кого веру в «лучшую жизнь», в «одну абсолютно счастливую деревню, которая есть в душе у каждого горожанина».
Молодые московские актеры так просто и органично чувствуют себя в образах деревенских баб и мужиков. Тут нет никакой стилизации. А есть чувство той жизни, ее колорита с ведрами, коромыслами, заткнутыми за пояс подолами во время работы, стиркой в холодной реке, пилкой дров, протяжными голосами и еще многими другими подробностями той жизни, которой уже нет.
Он прекрасно сыгран, обладает внутренней поэзией, пронизан любовью к героям Полине (П. Агуреева), Михееву (С. Тарамаев), к пленному немцу (И. Любимов), ко всем жителям деревни учителю (О. Любимов), дремучему деду (К. Бадалов), Егоровне (О. Левитина), матери Полины (Л. Аринина), даже к корове (М. Джабраилова). Здесь много маленьких, почти эпизодических ролей, и их соединение рождает удивительный ансамбль. В особой театральной методологии Петра Фоменко, который занимается и этюдами, и воспитанием артиста, предпочитая процесс результату, во всем том, чем был славен отечественный театр в лучшие его времена (в те же 60-80-е) тоже есть знак ушедшего времени.
С момента написания повести прошло более трех десятилетий. В 60-е годы ее невозможно было опубликовать по цензурным соображениям. Не только потому, что она изображала больше трагическую, чем героическую сторону войны, но еще и заканчивалась тем, что Полина после гибели своего мужа выходила замуж за бывшего пленного немца, осевшего в их деревне. Писатель ставил ценность человеческой жизни и человеческого чувства выше идеологических соображений (по тогдашним меркам, немец был фашистом и врагом).
На пресс-конференции, состоявшейся в июле сразу после первых прогонов спектакля в «Мастерской», сам режиссер комментировал спектакль так: «Это объяснение в любви тому времени. Мне очень хотелось объясниться в добром чувстве тому времени, которое нельзя вычеркивать, потому что ничто из жизни не выпадает».
Да, что-то такое есть в этом спектакле, в котором важна не столько сама история гибели героя и замужества его вдовы, хотя сцены любви Михеева и Полины прекрасны, удивительно тонко сыграны, поэтичны и немножко комичны. Здесь важен контекст эпохи, в которой повесть была написана, чувство, которым проникнуто все повествование, чувство приятия и любви к этому идеальному и прекрасному миру у «синей-синей» реки, который, как сказал Петр Фоменко, «живет в душе каждого горожанина».
Автор повести, положенной в основу спектакля китаист и печатавшийся в «Континенте» писатель, сын Веры Пановой и ученик академика Н. Конрада, настоящий ленинградский «шестидесятник» Борис Вахтин. Он является для режиссера образцом некоего идеального человека (Петр Фоменко, когда в 70-е работал в ленинградском Театре комедии, дружил с семейством Вахтина и испытывал к нему, как он сам говорит, очень теплые и глубокие чувства).
Ностальгический нотки у Петра Фоменко, объясняющегося в любви эпохе 60-х, дают нам возможность увидеть в своем прошлом не только плохие стороны, но и те хорошие, что породили кое у кого веру в «лучшую жизнь», в «одну абсолютно счастливую деревню, которая есть в душе у каждого горожанина».
Молодые московские актеры так просто и органично чувствуют себя в образах деревенских баб и мужиков. Тут нет никакой стилизации. А есть чувство той жизни, ее колорита с ведрами, коромыслами, заткнутыми за пояс подолами во время работы, стиркой в холодной реке, пилкой дров, протяжными голосами и еще многими другими подробностями той жизни, которой уже нет.
Он прекрасно сыгран, обладает внутренней поэзией, пронизан любовью к героям Полине (П. Агуреева), Михееву (С. Тарамаев), к пленному немцу (И. Любимов), ко всем жителям деревни учителю (О. Любимов), дремучему деду (К. Бадалов), Егоровне (О. Левитина), матери Полины (Л. Аринина), даже к корове (М. Джабраилова). Здесь много маленьких, почти эпизодических ролей, и их соединение рождает удивительный ансамбль. В особой театральной методологии Петра Фоменко, который занимается и этюдами, и воспитанием артиста, предпочитая процесс результату, во всем том, чем был славен отечественный театр в лучшие его времена (в те же 60-80-е) тоже есть знак ушедшего времени.
Полина Богданова, «Русская мысль», 28.09.2000
- «Одна абсолютно счастливая деревня» в постановке Петра Фоменко«Культура», 28.12.2000
- Игра со счастьем«Алфавит», 14.12.2000
- «Семейное счастье» в «Мастерской Петра Фоменко»Екатерина Васенина, «Афиша@MAIL. RU», 7.12.2000
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Пресса о спектакле «Горе от ума» с сайта «Театральный смотритель»2.11.2000
- Сударь из ЛенинградаГалина Нечаева, «Общая газета», 2.11.2000
- Медленное чтение счастияОлег Дуленин, «Литературная газета», 1.11.2000
- Ощущение радости бытияОльга Егошина, «Экран и сцена, № 43 (563)», 11.2000
- Завязали Маше узелок на счастьеНадежда Ефремова, «Экран и сцена № 43 (563)», 11.2000
- ШорохиЕлена Ковальская, «Афиша», 30.10.2000
- Вспомни дикий восторгМария Седых, «Общая газета», 19.10.2000
- Домик в деревнеОлег Зинцов, «Ведомости», 16.10.2000
- Такая любовьДенис Сергеев, «Эксперт», 16.10.2000
- Толстой у Фоменко: Кутепова и Тарамаев сыграли то счастье, которого нетКирилл Рогов, «Полит. Ру», 14.10.2000
- Соната для отличных инструментовГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 13.10.2000
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Одна абсолютно счастливая семьяСветлана Хохрякова, «Культура», 12.10.2000
- О любви пронзительно и безнадежноВера Максимова, «Независимая газета», 12.10.2000
- Спектакль для двоихАлексей Филиппов, «Известия», 11.10.2000
- Лучше ТолстогоМайа Одина, «Сегодня», 10.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом ТолстымРоман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Счастье выдохлосьОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 9.10.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Русская мысль», 28.09.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- Чаепитие у Петра ФоменкоАнна Гудкова, «Труд», 9.08.2000
- Шерше ля Мефистофель-фамМарина Давыдова, «Время новостей», 7.08.2000
- Это штука посильнее
Ирина Родионова, «Сегодня», 7.08.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Деревня, где всегда войнаНина Агишева, «Московские новости», 18.07.2000
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Счастливая деревня на Кутузовском проспектеЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 6.07.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- В поднебесье с биркой на ногеГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 1.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Лучезарное коромыслоАлена Солнцева, «Время новостей», 23.06.2000
- Седьмой континентЛариса Юсипова, «Ведомости», 23.06.2000
- Фоменко построил деревнюЕлена Ковальская, «Коммерсант», 23.06.2000
- Нежный реализмМайа Одина, «Сегодня», 22.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Одна абсолютно театральная деревняИгорь Овчинников, «Вести.ру», 22.06.2000
- Петр Фоменко подался в деревнюОльга Романцова, «Век», 21.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- Возвращение «датских» спектаклейМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 28», 06.2000
- Новая чертовщина на ПатриаршихЕлена Ямпольская, «Новые известия», 18.05.2000
- Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красномАлла Шевелева, «Diplomat», 05.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Не будьте как детиМарина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Варвары и варваршиМария Седых, «Общая газета», 13.01.2000
- Горький в стиле ЧеховаМайа Одина, «Сегодня», 11.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- В тюрьме и без герояГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- Пять пудов любвиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2000
- Семейное счастиеДина Годер, «Итоги», 10.2000
- «В образе бабочки или девушки»Инна Соловьева (Базилевская), «Театр», 2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Современная драматургия», 2000