История подождет сначала про корову
В «Мастерской Петра Фоменко» премьера"Одной абсолютно счастливой деревни
Уж сколько поколений театроведов и критиков сходятся в мнении, что спектакль «Братья и сестры», поставленный Львом Додиным по повести Федора Абрамова, есть самое совершенное и непревзойденное, что только знает советская и постсоветская сцена. Премьеру в театре Петра Фоменко по одноименной повести Бориса Вахтина можно назвать запоздалым эхом додинских «Братьев┘», долетевшим до нас спустя десятилетия. Как некогда Додин, Фоменко выбрал ту же немодную по нынешним временам прозу деревенскую. Воздействовать «фоменки» стараются на то же зрительское сердце, струны души затрагивают те же, действо ведут, не делая лишних пауз между смешным и трагическим, и даже в сценографии обнаруживаются тени легендарного додинского спектакля на досках любят, зачинают детей, прощаются с жизнью. Ведь сказ про абсолютно счастливую деревню это не повесть и не поэма, это, по определению режиссера, песня, в которую ворвалась война.
В спектакле много условностей, но он избавлен от двусмысленностей. Даже вознесение души убиенного на войне происходит наглядно актер забирается под потолок, откуда будет всю вторую половину действа глядеть на жизнь деревни, побалтывая босой ногой и изредка давая советы живущим. Пространство небольшого зала в новом помещении театра на Кутузовском проспекте используют и по горизонтали, и по вертикали. Не из соображений экономии места, а с целью наполнить пространство целительной вахтинской прозой, переведенной Фоменко этюдами, эскизами, фантазиями в сценическую поэзию. «Борис Вахтин был ученым и писателем, которому ученость не помешала писать то, что трогает», проводил ликбез Петр Фоменко перед вторым прогоном спектакля, который, по его признанию, «еще ветром качало», но судя по тому, куда дул ветер, клонило к лучшему.
Что в спектакле недосказали пропели.
Любоваться главными героями лирической истории заставили. Про Полину (Полина Агуреева) хочется написать: жизнь брызжет из нее через край, грех в такую диву не влюбиться, и Сергею Тарамаеву, который играет ее суженого, восхищаться ею можно совершенно искренне, ничего не играя.
Необычным побаловали. Давно известно, что Карэн Бадалов сыграть может кого угодно и что угодно. В «Деревне» ему представилась такая возможность он там и колодец с журавлем, и огородное пугало, и дремучий дед, и замполит; и так он един во всех лицах, точно всю жизнь этюдами «я неодушевленный в предлагаемых обстоятельствах» занимался.
Школьного учителя, взявшего на себя миссию летописца деревни, в спектакле на стуле «между землей и небом» подвесили. Чтоб не мешал, ведь не про историю идет речь, как его поминутно перебивают участники, сначала про корову┘
Где расположена эта абсолютно счастливая деревня, не сказать ни за что «фоменки» обещают с самого начала спектакля. Почему счастливая самим предлагают догадаться. Может, потому она счастливая, что она же и самая обычная, философия жизни в которой одна нехитрая. А еще, может, потому, что умеют в ней говорить с любимыми через пространство и советоваться с ними через время. Могут разговоры с ними вести даже после их смерти, и жаловаться им, словно ближайшим соседям, как невмоготу стало жить в их деревне. Где так же, как и везде на земле, когда муж рядом, жена с ним постоянно спорит, когда его нет постоянно с ним соглашается, но где духовные связи людей сильнее, чем в любом городе. И дело не в свежем воздухе и чистой колодезной воде┘
Эффекта додинских «Братьев и сестер», конечно, повторить не удалось, на то они и есть совершенные-неповторимые. Но после такого спектакля хочется в деревню. Пусть счастливую не абсолютно, а относительно. Да хоть в какую-нибудь подальше от городской зауми, поближе к природе.
В спектакле много условностей, но он избавлен от двусмысленностей. Даже вознесение души убиенного на войне происходит наглядно актер забирается под потолок, откуда будет всю вторую половину действа глядеть на жизнь деревни, побалтывая босой ногой и изредка давая советы живущим. Пространство небольшого зала в новом помещении театра на Кутузовском проспекте используют и по горизонтали, и по вертикали. Не из соображений экономии места, а с целью наполнить пространство целительной вахтинской прозой, переведенной Фоменко этюдами, эскизами, фантазиями в сценическую поэзию. «Борис Вахтин был ученым и писателем, которому ученость не помешала писать то, что трогает», проводил ликбез Петр Фоменко перед вторым прогоном спектакля, который, по его признанию, «еще ветром качало», но судя по тому, куда дул ветер, клонило к лучшему.
Что в спектакле недосказали пропели.
Любоваться главными героями лирической истории заставили. Про Полину (Полина Агуреева) хочется написать: жизнь брызжет из нее через край, грех в такую диву не влюбиться, и Сергею Тарамаеву, который играет ее суженого, восхищаться ею можно совершенно искренне, ничего не играя.
Необычным побаловали. Давно известно, что Карэн Бадалов сыграть может кого угодно и что угодно. В «Деревне» ему представилась такая возможность он там и колодец с журавлем, и огородное пугало, и дремучий дед, и замполит; и так он един во всех лицах, точно всю жизнь этюдами «я неодушевленный в предлагаемых обстоятельствах» занимался.
Школьного учителя, взявшего на себя миссию летописца деревни, в спектакле на стуле «между землей и небом» подвесили. Чтоб не мешал, ведь не про историю идет речь, как его поминутно перебивают участники, сначала про корову┘
Где расположена эта абсолютно счастливая деревня, не сказать ни за что «фоменки» обещают с самого начала спектакля. Почему счастливая самим предлагают догадаться. Может, потому она счастливая, что она же и самая обычная, философия жизни в которой одна нехитрая. А еще, может, потому, что умеют в ней говорить с любимыми через пространство и советоваться с ними через время. Могут разговоры с ними вести даже после их смерти, и жаловаться им, словно ближайшим соседям, как невмоготу стало жить в их деревне. Где так же, как и везде на земле, когда муж рядом, жена с ним постоянно спорит, когда его нет постоянно с ним соглашается, но где духовные связи людей сильнее, чем в любом городе. И дело не в свежем воздухе и чистой колодезной воде┘
Эффекта додинских «Братьев и сестер», конечно, повторить не удалось, на то они и есть совершенные-неповторимые. Но после такого спектакля хочется в деревню. Пусть счастливую не абсолютно, а относительно. Да хоть в какую-нибудь подальше от городской зауми, поближе к природе.
Ирина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- «Одна абсолютно счастливая деревня» в постановке Петра Фоменко«Культура», 28.12.2000
- Игра со счастьем«Алфавит», 14.12.2000
- «Семейное счастье» в «Мастерской Петра Фоменко»Екатерина Васенина, «Афиша@MAIL. RU», 7.12.2000
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Пресса о спектакле «Горе от ума» с сайта «Театральный смотритель»2.11.2000
- Сударь из ЛенинградаГалина Нечаева, «Общая газета», 2.11.2000
- Медленное чтение счастияОлег Дуленин, «Литературная газета», 1.11.2000
- Ощущение радости бытияОльга Егошина, «Экран и сцена, № 43 (563)», 11.2000
- Завязали Маше узелок на счастьеНадежда Ефремова, «Экран и сцена № 43 (563)», 11.2000
- ШорохиЕлена Ковальская, «Афиша», 30.10.2000
- Вспомни дикий восторгМария Седых, «Общая газета», 19.10.2000
- Домик в деревнеОлег Зинцов, «Ведомости», 16.10.2000
- Такая любовьДенис Сергеев, «Эксперт», 16.10.2000
- Толстой у Фоменко: Кутепова и Тарамаев сыграли то счастье, которого нетКирилл Рогов, «Полит. Ру», 14.10.2000
- Соната для отличных инструментовГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 13.10.2000
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Одна абсолютно счастливая семьяСветлана Хохрякова, «Культура», 12.10.2000
- О любви пронзительно и безнадежноВера Максимова, «Независимая газета», 12.10.2000
- Спектакль для двоихАлексей Филиппов, «Известия», 11.10.2000
- Лучше ТолстогоМайа Одина, «Сегодня», 10.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом ТолстымРоман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Счастье выдохлосьОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 9.10.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Русская мысль», 28.09.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- Чаепитие у Петра ФоменкоАнна Гудкова, «Труд», 9.08.2000
- Шерше ля Мефистофель-фамМарина Давыдова, «Время новостей», 7.08.2000
- Это штука посильнее
Ирина Родионова, «Сегодня», 7.08.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Деревня, где всегда войнаНина Агишева, «Московские новости», 18.07.2000
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Счастливая деревня на Кутузовском проспектеЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 6.07.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- В поднебесье с биркой на ногеГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 1.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Лучезарное коромыслоАлена Солнцева, «Время новостей», 23.06.2000
- Седьмой континентЛариса Юсипова, «Ведомости», 23.06.2000
- Фоменко построил деревнюЕлена Ковальская, «Коммерсант», 23.06.2000
- Нежный реализмМайа Одина, «Сегодня», 22.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Одна абсолютно театральная деревняИгорь Овчинников, «Вести.ру», 22.06.2000
- Петр Фоменко подался в деревнюОльга Романцова, «Век», 21.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- Возвращение «датских» спектаклейМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 28», 06.2000
- Новая чертовщина на ПатриаршихЕлена Ямпольская, «Новые известия», 18.05.2000
- Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красномАлла Шевелева, «Diplomat», 05.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Не будьте как детиМарина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Варвары и варваршиМария Седых, «Общая газета», 13.01.2000
- Горький в стиле ЧеховаМайа Одина, «Сегодня», 11.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- В тюрьме и без герояГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- Пять пудов любвиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2000
- Семейное счастиеДина Годер, «Итоги», 10.2000
- «В образе бабочки или девушки»Инна Соловьева (Базилевская), «Театр», 2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Современная драматургия», 2000