Шорохи
«Семейное счастие» в мастерской П. Фоменко
Молоденькая Маша (Ксения Кутепова) рано лишилась родителей. Ее единственная наперсница немолодая гувернантка (Людмила Аринина). Опекун не очень молодой Сергей Михайлович (Сергей Тарамаев). Маша полюбила Сергея Михайловича, он полюбил ее, и, к удовольствию Катерины Карловны, они создают семью. Но это только начало раннего романа Толстого. Позже Лев Николаевич устроит чистой деве нравственную провокацию: отправит ее в Петербург, а дальше на воды, где бросит к ногам Маши праздного бонвивана. И только для того не позволит ей низко пасть, чтобы она смогла вернуться к мужу измученной и кающейся. В пору написания «Семейного счастия» Толстой еще не решался бросить женщину под колеса паровоза. Но уже и не сомневался, что жена должна любить в муже не мужчину, а исключительно отца ее детей. Будет так будет и семейное счастие.
Спектакль Петра Фоменко обошелся без тяжеловесного толстовского морализаторства. Режиссер великодушно простил Маше легкомыслие, дав Ксении Кутеповой (для которой и ставился спектакль) сыграть универсальную историю о взрослении, разочаровании и о том, как с ним жить. Действие происходит на крохотном пятачке (зрительные ряды заняли половину и без того маленького зала Мастерской) и время от времени вырывается наружу: то рояль зазвучит этажом ниже, в буфете, то Людмила Аринина отправится в коридоры звать Григория, и звук голоса будет затихать вместе с шагами. Вырывается от переполняющих спектакль чувств, аранжированных что Фоменко делает виртуозно игрой свечного света и звяканьем ложечки о чашку, стуком счетных костяшек и шорохом шелковых юбок. И сама инсценировка выполнена композиторски, в форме рондо: сюжет закольцован, внутри разрабатывается тема с вариациями. Бесконечным легким пробежкам Маши по комнате аккомпанирует дробный фортепьянный пассаж. В Баден-Бадене ее срывающийся в каждом куплете романса голос будут бесконечно подхватывать галантные кавалеры (Илья Любимов и Андрей Щенников). Но лейтмотив «Семейного счастия» чаепитие. И в пору Машиного девичества, и в пору сватовства, и тогда, когда они вернулись в свое Покровское с вод, все будет как всегда: Катерина Карловна принесет приборы. Усядутся за круглый стол. Будут разливать чай. Маша тонкой рукой разломает баранку. Сергей Михайлович, чтобы развеселить жену, напялит на голову грелку. Одну и ту же сцену проиграют несколько раз и всегда по-новому. Без слов позой, поворотом головы, междометиями. Такое возможно только в камерном пространстве: когда актерам нет нужды брать форте, появляются новые оттенки пиано. У Фоменко вкус к оттенкам и абсолютный слух на них. Ему всегда удаются камерные спектакли. «Семейное счастие» не производит впечатления значительного события, каким стала «Одна абсолютно счастливая деревня». Оно просто производит впечатление.
Спектакль Петра Фоменко обошелся без тяжеловесного толстовского морализаторства. Режиссер великодушно простил Маше легкомыслие, дав Ксении Кутеповой (для которой и ставился спектакль) сыграть универсальную историю о взрослении, разочаровании и о том, как с ним жить. Действие происходит на крохотном пятачке (зрительные ряды заняли половину и без того маленького зала Мастерской) и время от времени вырывается наружу: то рояль зазвучит этажом ниже, в буфете, то Людмила Аринина отправится в коридоры звать Григория, и звук голоса будет затихать вместе с шагами. Вырывается от переполняющих спектакль чувств, аранжированных что Фоменко делает виртуозно игрой свечного света и звяканьем ложечки о чашку, стуком счетных костяшек и шорохом шелковых юбок. И сама инсценировка выполнена композиторски, в форме рондо: сюжет закольцован, внутри разрабатывается тема с вариациями. Бесконечным легким пробежкам Маши по комнате аккомпанирует дробный фортепьянный пассаж. В Баден-Бадене ее срывающийся в каждом куплете романса голос будут бесконечно подхватывать галантные кавалеры (Илья Любимов и Андрей Щенников). Но лейтмотив «Семейного счастия» чаепитие. И в пору Машиного девичества, и в пору сватовства, и тогда, когда они вернулись в свое Покровское с вод, все будет как всегда: Катерина Карловна принесет приборы. Усядутся за круглый стол. Будут разливать чай. Маша тонкой рукой разломает баранку. Сергей Михайлович, чтобы развеселить жену, напялит на голову грелку. Одну и ту же сцену проиграют несколько раз и всегда по-новому. Без слов позой, поворотом головы, междометиями. Такое возможно только в камерном пространстве: когда актерам нет нужды брать форте, появляются новые оттенки пиано. У Фоменко вкус к оттенкам и абсолютный слух на них. Ему всегда удаются камерные спектакли. «Семейное счастие» не производит впечатления значительного события, каким стала «Одна абсолютно счастливая деревня». Оно просто производит впечатление.
Елена Ковальская, «Афиша», 30.10.2000
- «Одна абсолютно счастливая деревня» в постановке Петра Фоменко«Культура», 28.12.2000
- Игра со счастьем«Алфавит», 14.12.2000
- «Семейное счастье» в «Мастерской Петра Фоменко»Екатерина Васенина, «Афиша@MAIL. RU», 7.12.2000
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Пресса о спектакле «Горе от ума» с сайта «Театральный смотритель»2.11.2000
- Сударь из ЛенинградаГалина Нечаева, «Общая газета», 2.11.2000
- Медленное чтение счастияОлег Дуленин, «Литературная газета», 1.11.2000
- Ощущение радости бытияОльга Егошина, «Экран и сцена, № 43 (563)», 11.2000
- Завязали Маше узелок на счастьеНадежда Ефремова, «Экран и сцена № 43 (563)», 11.2000
- ШорохиЕлена Ковальская, «Афиша», 30.10.2000
- Вспомни дикий восторгМария Седых, «Общая газета», 19.10.2000
- Домик в деревнеОлег Зинцов, «Ведомости», 16.10.2000
- Такая любовьДенис Сергеев, «Эксперт», 16.10.2000
- Толстой у Фоменко: Кутепова и Тарамаев сыграли то счастье, которого нетКирилл Рогов, «Полит. Ру», 14.10.2000
- Соната для отличных инструментовГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 13.10.2000
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Одна абсолютно счастливая семьяСветлана Хохрякова, «Культура», 12.10.2000
- О любви пронзительно и безнадежноВера Максимова, «Независимая газета», 12.10.2000
- Спектакль для двоихАлексей Филиппов, «Известия», 11.10.2000
- Лучше ТолстогоМайа Одина, «Сегодня», 10.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом ТолстымРоман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Счастье выдохлосьОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 9.10.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Русская мысль», 28.09.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- Чаепитие у Петра ФоменкоАнна Гудкова, «Труд», 9.08.2000
- Шерше ля Мефистофель-фамМарина Давыдова, «Время новостей», 7.08.2000
- Это штука посильнее
Ирина Родионова, «Сегодня», 7.08.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Деревня, где всегда войнаНина Агишева, «Московские новости», 18.07.2000
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Счастливая деревня на Кутузовском проспектеЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 6.07.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- В поднебесье с биркой на ногеГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 1.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Лучезарное коромыслоАлена Солнцева, «Время новостей», 23.06.2000
- Седьмой континентЛариса Юсипова, «Ведомости», 23.06.2000
- Фоменко построил деревнюЕлена Ковальская, «Коммерсант», 23.06.2000
- Нежный реализмМайа Одина, «Сегодня», 22.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Одна абсолютно театральная деревняИгорь Овчинников, «Вести.ру», 22.06.2000
- Петр Фоменко подался в деревнюОльга Романцова, «Век», 21.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- Возвращение «датских» спектаклейМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 28», 06.2000
- Новая чертовщина на ПатриаршихЕлена Ямпольская, «Новые известия», 18.05.2000
- Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красномАлла Шевелева, «Diplomat», 05.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Не будьте как детиМарина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Варвары и варваршиМария Седых, «Общая газета», 13.01.2000
- Горький в стиле ЧеховаМайа Одина, «Сегодня», 11.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- В тюрьме и без герояГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- Пять пудов любвиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2000
- Семейное счастиеДина Годер, «Итоги», 10.2000
- «В образе бабочки или девушки»Инна Соловьева (Базилевская), «Театр», 2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Современная драматургия», 2000