Медленное чтение счастия
Новая работа Петра Фоменко
Театр для Фоменко это слово. «Оно есть дело, оно есть суть и божество», изречено им от души. И, конечно, от бездонной любви к театру. Это сказано им давно и, разумеется, навсегда, а блестящими интерпретациями великих русских пиитов и доказано. А поскольку работу с чужеземным языком иначе как поцелуем через стекло он просто не называет, очередную его трактовку «охотливого» до слова графа Толстого вполне можно назвать поцелуем через век, ибо Фоменко интерпретировал его любовную повесть 1859 года.
┘Первый сценический полумрак, однако черты усадебного быта различимы вполне. И вот где-то за ними уже чудятся широкие деревенские голоса, мнимое солнце за реальной колоннадой сочно пронзает террасу, и вдруг кажется, что во всем каменном мире ничего изящнее и величественнее, чем эта фоменковская мастодонтная колоннада, просто и нет. Полевым ветерком с запахом и «снежка талого», и «травы весенней» по террасе проносится Маша (Ксения Кутепова) и, стараясь не попасть на всевидящие очи гувернантки Кати (Людмила Аринина), влетает в забытые жизнью покровские покои (художник Владимир Максимов). Машино изысканное личико хоть и вполне отягчено всем «суетным» знанием жизни, но все еще и субтильно, и любопытно. Но вот уже под трепетной шляпкой вдруг просвечивает самый «дикий восторг» «девочки-фиялки», девочки, которая некогда, готовясь стать невестою, говела и читала Евангелие, мечтала о «тихой семейной жизни в деревне, с вечным самопожертвованием, с вечною любовью друг к другу и с вечным сознанием во всем кроткого и помогающего провидения» и так хотела быть «невозможно счастливым»┘
По меньшей мере странно, что ни один гегемон современной режиссуры до наших пор не постиг-таки нарочитой сценичности этой подлинно семейной прозы, которая натурально есть тот крайний случай, когда, выражаясь слогом Фоменко, театральная кровь от вливания крови чисто литературной «не сворачивается», а выразительно и изобразительно богатеет. И совсем не значимо то, что написана она уже как 141 год, в другое время и за другие деньги, а совершенно значимо, что поставить ее мог бы, думается, даже неофит, ибо в этой толстовской прилежной повести, помимо безусловного присутствия и завсегда модной абсолютной мелодраматичности, и сценически выгодного распределения в пространстве семейное действо разворачивается то в теплой родовой усадьбе, то в альбионе Петербурга, то на водах Баден-Бадена, а значит, что, помимо весьма колоритного внешнего действия, в повести зримо присутствует и действие внутреннее.
Само собой, Фоменко не неофит, вовсе даже наоборот, потому, разумеется, наглядных действенных «пособий» в его спектакле просто нет; есть же, выражаясь опять-таки фоменковским слогом, мудрое «медленное чтение» бессрочной эволюции супружеской связи. Действенные «пособия» же с жадностью «выкуплены» Ксенией Кутеповой и с безусловной щедростью «распроданы»; и хоть «прикуп» ей известен довольно, но она предпочитает игру, игру добросовестную, добросердечную, игру добротворческую. Впрочем, последние слова равно справедливо относятся и к Людмиле Арининой, являющейся своего рода сердцещипательной душой композиции, даже душкой, и к Сергею Тарамаеву Сергею Михайловичу. В отличие от пронзительно чувствующей Ксении, он и чувствителен в меру, и разумен так, как может быть чувствителен и разумен тот человек, который прежде всего семейного прочего занят делом: «Когда я читаю романы, мне всегда представляется, какое должно быть озадаченное лицо у поручика Стрельского или у Альфреда, когда он скажет: Я люблю тебя, Элеонора!“ и думает, что вдруг произойдет необыкновенное; и ничего не происходит ни у ней, ни у него, те же самые глаза и нос, и все то же самое». Однако Сергей и излишнюю экзальтированность, и характерную для героев Толстого мужскую робость, равно как и немужское великодушие терпимости и терпеливости в роковом ожидании семейного счастия, проявляет достаточно: «Я теперь так доволен, что мне ничего не нужно, совершенно счастлив!.. В каждой поре есть своя любовь┘»
Фоменко восхитительно «расщепляет» сперва чопорность петербургского света гениально костюмированную (художник по костюмам Мария Данилова), выспреннюю, липкую, двуличную, кстати, двумя ликами всего и исполненную (подлинно бурлескные работы Ильи Любимова и Андрея Щенникова), своими мнимыми велеречивыми «волнениями, опасностями и самопожертвованиями» явно потрафляющую Машиному самолюбию; а затем и бесцеремонность иноземного Баден-Бадена чрезмерно красивую, довольную, с фарисейскими безразличными лицами, из которых, на семейное несчастье Маши, вдруг выделяется супротивный русской морали Маркиз-итальянец (и снова браво, Илья Любимов), жизнь понимающий как роман┘ И уже почти счастливая «сама в себе» (вот оно, истинно женское счастье!), Маша вдруг решается подумать: «Я так несчастна┘ Пускай, пускай еще и еще накопляется стыд и грех на мою голову», однако в «притягивающую бездну запрещенных наслаждений» все же не бросается. Но и для Толстого, и для Фоменко достаточно и мысли, ибо, пользуя все тот же выразительный фоменковский слог, «физиология человека широка, а психология необъятна»┘ Потому, наверное, и шутка спектакля, вложенная во французские уста приятеля маркиза (Андрей Щенников), шутка, заимствованная Фоменко натурально не у Толстого, так понятно серьезно-смешна: «Эти русские слишком много плачут. Это у них национальное грешить и каяться».
В среде ловко «расщепленных» Фоменко предложенных Толстым обстоятельств Маша «расколота» как никто. Кажется, Ксения Кутепова готова оправдать даже то движение души, которого у Толстого и нет. А быть может, она склонна к партнерству раньше, чем оно требуется, она неиссякаемо лучезарна светла даже во мраке «мильона терзаний», в исступленном движении от пункта «физического чувства благосостояния» в «сумасбродно счастливом мирке» к контрапункту ощущения «навеки ушедшего, невозвратившегося счастья» и чувства «уже совершенно иначе счастливой жизни» самозабвенна почти без меры, однако ретива вполне. Ей веришь-таки безгранично, веришь Всей. И всю оправдываешь и с открытым русским сердцем всецело прощаешь, потому как расейское женское счастье-доля обнажается невообразимо┘ Стало быть, магия режиссера оказывается много ярче «магического кристалла» писателя, ибо прямая исповедь Фоменко действует сильнее, чем скрытая проповедь графа Толстого┘
«Всем нам, а особенно вам, женщинам, надо прожить самим весь вздор жизни, для того, чтобы вернуться к самой жизни; а другому верить нельзя. Ты еще далеко не прожила тогда этот прелестный и милый вздор┘ и я оставлял тебя выживать его и чувствовал, что не имел права стеснять тебя┘ ты сама должна была узнать и узнала» заметьте, это говорит муж своей жене. Так сказать, на исходе поэтических мучений, в начале обыденных наслаждений. Святые слова, они, в общем-то, и формулируют моралите «Семейного счастия». Конечно, они равно священны и для Толстого, и для Фоменко, но, само собой, в сценической редакции отсутствуют, точнее, их материальная форма отсутствует для реальных семейных отношений они действительно малореальны, сущее же их идеальное содержание, разумеется, есть, ибо если бы его не было, то не было бы, собственно, и ничего.
┘Первый сценический полумрак, однако черты усадебного быта различимы вполне. И вот где-то за ними уже чудятся широкие деревенские голоса, мнимое солнце за реальной колоннадой сочно пронзает террасу, и вдруг кажется, что во всем каменном мире ничего изящнее и величественнее, чем эта фоменковская мастодонтная колоннада, просто и нет. Полевым ветерком с запахом и «снежка талого», и «травы весенней» по террасе проносится Маша (Ксения Кутепова) и, стараясь не попасть на всевидящие очи гувернантки Кати (Людмила Аринина), влетает в забытые жизнью покровские покои (художник Владимир Максимов). Машино изысканное личико хоть и вполне отягчено всем «суетным» знанием жизни, но все еще и субтильно, и любопытно. Но вот уже под трепетной шляпкой вдруг просвечивает самый «дикий восторг» «девочки-фиялки», девочки, которая некогда, готовясь стать невестою, говела и читала Евангелие, мечтала о «тихой семейной жизни в деревне, с вечным самопожертвованием, с вечною любовью друг к другу и с вечным сознанием во всем кроткого и помогающего провидения» и так хотела быть «невозможно счастливым»┘
По меньшей мере странно, что ни один гегемон современной режиссуры до наших пор не постиг-таки нарочитой сценичности этой подлинно семейной прозы, которая натурально есть тот крайний случай, когда, выражаясь слогом Фоменко, театральная кровь от вливания крови чисто литературной «не сворачивается», а выразительно и изобразительно богатеет. И совсем не значимо то, что написана она уже как 141 год, в другое время и за другие деньги, а совершенно значимо, что поставить ее мог бы, думается, даже неофит, ибо в этой толстовской прилежной повести, помимо безусловного присутствия и завсегда модной абсолютной мелодраматичности, и сценически выгодного распределения в пространстве семейное действо разворачивается то в теплой родовой усадьбе, то в альбионе Петербурга, то на водах Баден-Бадена, а значит, что, помимо весьма колоритного внешнего действия, в повести зримо присутствует и действие внутреннее.
Само собой, Фоменко не неофит, вовсе даже наоборот, потому, разумеется, наглядных действенных «пособий» в его спектакле просто нет; есть же, выражаясь опять-таки фоменковским слогом, мудрое «медленное чтение» бессрочной эволюции супружеской связи. Действенные «пособия» же с жадностью «выкуплены» Ксенией Кутеповой и с безусловной щедростью «распроданы»; и хоть «прикуп» ей известен довольно, но она предпочитает игру, игру добросовестную, добросердечную, игру добротворческую. Впрочем, последние слова равно справедливо относятся и к Людмиле Арининой, являющейся своего рода сердцещипательной душой композиции, даже душкой, и к Сергею Тарамаеву Сергею Михайловичу. В отличие от пронзительно чувствующей Ксении, он и чувствителен в меру, и разумен так, как может быть чувствителен и разумен тот человек, который прежде всего семейного прочего занят делом: «Когда я читаю романы, мне всегда представляется, какое должно быть озадаченное лицо у поручика Стрельского или у Альфреда, когда он скажет: Я люблю тебя, Элеонора!“ и думает, что вдруг произойдет необыкновенное; и ничего не происходит ни у ней, ни у него, те же самые глаза и нос, и все то же самое». Однако Сергей и излишнюю экзальтированность, и характерную для героев Толстого мужскую робость, равно как и немужское великодушие терпимости и терпеливости в роковом ожидании семейного счастия, проявляет достаточно: «Я теперь так доволен, что мне ничего не нужно, совершенно счастлив!.. В каждой поре есть своя любовь┘»
Фоменко восхитительно «расщепляет» сперва чопорность петербургского света гениально костюмированную (художник по костюмам Мария Данилова), выспреннюю, липкую, двуличную, кстати, двумя ликами всего и исполненную (подлинно бурлескные работы Ильи Любимова и Андрея Щенникова), своими мнимыми велеречивыми «волнениями, опасностями и самопожертвованиями» явно потрафляющую Машиному самолюбию; а затем и бесцеремонность иноземного Баден-Бадена чрезмерно красивую, довольную, с фарисейскими безразличными лицами, из которых, на семейное несчастье Маши, вдруг выделяется супротивный русской морали Маркиз-итальянец (и снова браво, Илья Любимов), жизнь понимающий как роман┘ И уже почти счастливая «сама в себе» (вот оно, истинно женское счастье!), Маша вдруг решается подумать: «Я так несчастна┘ Пускай, пускай еще и еще накопляется стыд и грех на мою голову», однако в «притягивающую бездну запрещенных наслаждений» все же не бросается. Но и для Толстого, и для Фоменко достаточно и мысли, ибо, пользуя все тот же выразительный фоменковский слог, «физиология человека широка, а психология необъятна»┘ Потому, наверное, и шутка спектакля, вложенная во французские уста приятеля маркиза (Андрей Щенников), шутка, заимствованная Фоменко натурально не у Толстого, так понятно серьезно-смешна: «Эти русские слишком много плачут. Это у них национальное грешить и каяться».
В среде ловко «расщепленных» Фоменко предложенных Толстым обстоятельств Маша «расколота» как никто. Кажется, Ксения Кутепова готова оправдать даже то движение души, которого у Толстого и нет. А быть может, она склонна к партнерству раньше, чем оно требуется, она неиссякаемо лучезарна светла даже во мраке «мильона терзаний», в исступленном движении от пункта «физического чувства благосостояния» в «сумасбродно счастливом мирке» к контрапункту ощущения «навеки ушедшего, невозвратившегося счастья» и чувства «уже совершенно иначе счастливой жизни» самозабвенна почти без меры, однако ретива вполне. Ей веришь-таки безгранично, веришь Всей. И всю оправдываешь и с открытым русским сердцем всецело прощаешь, потому как расейское женское счастье-доля обнажается невообразимо┘ Стало быть, магия режиссера оказывается много ярче «магического кристалла» писателя, ибо прямая исповедь Фоменко действует сильнее, чем скрытая проповедь графа Толстого┘
«Всем нам, а особенно вам, женщинам, надо прожить самим весь вздор жизни, для того, чтобы вернуться к самой жизни; а другому верить нельзя. Ты еще далеко не прожила тогда этот прелестный и милый вздор┘ и я оставлял тебя выживать его и чувствовал, что не имел права стеснять тебя┘ ты сама должна была узнать и узнала» заметьте, это говорит муж своей жене. Так сказать, на исходе поэтических мучений, в начале обыденных наслаждений. Святые слова, они, в общем-то, и формулируют моралите «Семейного счастия». Конечно, они равно священны и для Толстого, и для Фоменко, но, само собой, в сценической редакции отсутствуют, точнее, их материальная форма отсутствует для реальных семейных отношений они действительно малореальны, сущее же их идеальное содержание, разумеется, есть, ибо если бы его не было, то не было бы, собственно, и ничего.
Олег Дуленин, «Литературная газета», 1.11.2000
- «Одна абсолютно счастливая деревня» в постановке Петра Фоменко«Культура», 28.12.2000
- Игра со счастьем«Алфавит», 14.12.2000
- «Семейное счастье» в «Мастерской Петра Фоменко»Екатерина Васенина, «Афиша@MAIL. RU», 7.12.2000
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Пресса о спектакле «Горе от ума» с сайта «Театральный смотритель»2.11.2000
- Сударь из ЛенинградаГалина Нечаева, «Общая газета», 2.11.2000
- Медленное чтение счастияОлег Дуленин, «Литературная газета», 1.11.2000
- Ощущение радости бытияОльга Егошина, «Экран и сцена, № 43 (563)», 11.2000
- Завязали Маше узелок на счастьеНадежда Ефремова, «Экран и сцена № 43 (563)», 11.2000
- ШорохиЕлена Ковальская, «Афиша», 30.10.2000
- Вспомни дикий восторгМария Седых, «Общая газета», 19.10.2000
- Домик в деревнеОлег Зинцов, «Ведомости», 16.10.2000
- Такая любовьДенис Сергеев, «Эксперт», 16.10.2000
- Толстой у Фоменко: Кутепова и Тарамаев сыграли то счастье, которого нетКирилл Рогов, «Полит. Ру», 14.10.2000
- Соната для отличных инструментовГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 13.10.2000
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Одна абсолютно счастливая семьяСветлана Хохрякова, «Культура», 12.10.2000
- О любви пронзительно и безнадежноВера Максимова, «Независимая газета», 12.10.2000
- Спектакль для двоихАлексей Филиппов, «Известия», 11.10.2000
- Лучше ТолстогоМайа Одина, «Сегодня», 10.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом ТолстымРоман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Счастье выдохлосьОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 9.10.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Русская мысль», 28.09.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- Чаепитие у Петра ФоменкоАнна Гудкова, «Труд», 9.08.2000
- Шерше ля Мефистофель-фамМарина Давыдова, «Время новостей», 7.08.2000
- Это штука посильнее
Ирина Родионова, «Сегодня», 7.08.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Деревня, где всегда войнаНина Агишева, «Московские новости», 18.07.2000
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Счастливая деревня на Кутузовском проспектеЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 6.07.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- В поднебесье с биркой на ногеГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 1.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Лучезарное коромыслоАлена Солнцева, «Время новостей», 23.06.2000
- Седьмой континентЛариса Юсипова, «Ведомости», 23.06.2000
- Фоменко построил деревнюЕлена Ковальская, «Коммерсант», 23.06.2000
- Нежный реализмМайа Одина, «Сегодня», 22.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Одна абсолютно театральная деревняИгорь Овчинников, «Вести.ру», 22.06.2000
- Петр Фоменко подался в деревнюОльга Романцова, «Век», 21.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- Возвращение «датских» спектаклейМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 28», 06.2000
- Новая чертовщина на ПатриаршихЕлена Ямпольская, «Новые известия», 18.05.2000
- Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красномАлла Шевелева, «Diplomat», 05.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Не будьте как детиМарина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Варвары и варваршиМария Седых, «Общая газета», 13.01.2000
- Горький в стиле ЧеховаМайа Одина, «Сегодня», 11.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- В тюрьме и без герояГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- Пять пудов любвиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2000
- Семейное счастиеДина Годер, «Итоги», 10.2000
- «В образе бабочки или девушки»Инна Соловьева (Базилевская), «Театр», 2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Современная драматургия», 2000