Толстой у Фоменко: Кутепова и Тарамаев сыграли то счастье, которого нет
Петр Фоменко поставил «Семейное счастье» не слишком удавшийся роман Толстого, хотя и пронизанный по-толстовски бескомпромиссной, почти авангардной мыслью, камуфлирующей себя под дидактику. Фоменко ставит этот роман уже второй раз. Параллельно он репетирует «Войну и мир». Этот толстовский приступ в некотором смысле выглядит как своеобразный ответ на эксперимент Сергея Женовача, поразившего несколько лет назад Москву трехчастным «Идиотом» Достоевского. В обоих случаях строй и воздух заведомо нетеатральной прозы и является главной целью режиссерского замысла.
Параллель эта отнюдь не формальная, ибо именно Петр Фоменко и Сергей Женовач, работавшие много лет вместе в ГИТИСе-РАТИ, нащупали и создали новую театральную манеру пожалуй, наиболее значительное и, действительно, новое явление в русском театре последнего десятилетия. Техника эта, как бы естественно выросшая из работы с совсем еще молодыми гитисовскими студентами, составившими впоследствии Мастерскую Петра Фоменко, ключевым понятием своим имеет этюд. Микродраматургия этюда как бы освобождает сцену и актера от телеологии смысла, монотонной заданости характера и классического «правдоподобия» русского психологизма. Правдоподобие характера и обстановки уступает правдоподобию реакций и ситуации. Вот этюд «объяснение в любви», вот «чаепитие», вот «сборы на бал». Именно поэтому девочки и мальчики Мастерской с очаровывающей легкостью и убедительностью играли стариков и старух, характерного Островского, несценическую прозу (к примеру, Фолкнера) по выстроенной канве таких этюдных эпизодов, освобождая текст от смысловых клише и возвращая ему живой рисунок эмоций и микроконфликтов.
Позднее Женовач перенес эту технику на свою вполне взрослую труппу в театре на Малой Бронной. В знаменитом «Идиоте» все многоступенчатая композиционная конструкция и достоевская сложность будет также тонко и плотно прошита этюдными шутками и парадоксами, возвращающими достоевские идеологемы и характеры к житейской естественной правде. Так, в одной из классических достоевских сцен, когда ход событий все больше и больше завязывает всех героев в единый узел самовозрастающего тотального скандала, персонажи вдруг садились пить чай минут пять не происходило ничего, кроме позвякиванья ложечек, пододвигания вазочек, обыденных благодарствий, и этот простейший рисунок чаепития вдруг оказывались настоящим катарсическим снятием предшествующей сцены, обозначая ту мышкинскую перспективу происходящего, которая вслед за Достоевским была названа Женовачем в его трилогии «Русский свет».
«Семейное счастье» очередной опыт в развитии этой техники, который еще раз подтверждает закон: чем сложнее и несценичнее проза, тем эффектнее ее взрывает этюдная техника. Характерно и то, что две кульминационные симметричные сцены в первом и во втором действии суть сцены чаепития со столь же характерным этюдным ходом: Тарамаев Сергей Михалыч неловко шутит, надевая на голову самоварную бабу, неудавшаяся шутка обнажает другую, внутреннюю драматургию ситуации.
В отличие от эффектной «Одной абсолютно счастливой деревни», в которой этюдная техника встроена в изящный и тонкий римейк театра 60-70х (т.е. той эпохи, когда Борис Вахтин и написал свою повесть), «Семейное счастье» почти бенефисный спектакль, в котором едва ли не главный трюк неожиданная новизна актеров. Действительно, несмотря на их театральную широкоизвестность, для обоих Ксении Кутеповой и Сергея Тарамаева спектакль обозначает рубеж и поворот в карьере.
Для Ксении Кутеповой это первый настоящий и долгожданный успех. Благополучно начавшись, ее театральная карьера сыграла с ней недобрую шутку, на несколько лет превратив актрису в функциональную часть популярного и очаровательного явления «сестры Кутеповы». Причем, лидировала в нем большей частью Полина, а более характерная и драматичная Ксения оставалась в некотором смысле заложницей этой игры природы. В «Семейном счастье» получилось. Очаровательная ювенильная эмоциональность с самого начала имеет драматический привкус не случайно реплики финала, обозначающие типично толстовский кризис-перерождение, вкраплены в начало действия. Вообще, за танцем порывов и эмоций, который исполняет Кутепова на протяжении спектакля, ей выпало выстраивать (при помощи Фоменко и Тарамаева, само собой) жесткую толстовскую теорему о неполноте любви, которая в начале для героини вся ожидание и в будущем, а потом вдруг оказывается безнадежно отрезанной и в прошлом.
Для Сергея Тарамаева роль тоже очень важна, ибо обозначает попытку преодолеть амплуа «Блаженного», принесшее ему совершенно справедливую известность и, казалось, почти намертво приросшее к нему. Тарамаев почти напрочь лишен тарамаевских открытых как песня монологов и даже там, где на его долю выпадает достаточное для монолога пространство текста, старательно режет его на отдельные предложения, зажимая актерский порыв точно так, как его персонаж принужден постоянно зажимать и отодвигать от себя порывы полной любви и полного счастья, оставаясь и для зрителя, и для Кутеповой-Маши до самого конца не только не понятым вполне, но ощутимо чужим. Так хитрый Фоменко замкнул актерские биографии на рисунки их ролей.
Но Петр Наумович Фоменко есть Петр Наумович Фоменко. Построив этот замечательный рисунок Кутеповой и оттенив его сдержанным, закрытым Тарамаевым, он все же не доверил им спектакля вполне, подперев его жесткими мастеровитыми фоменковскими конструкциями. Бесконечные кутеповские пробежки и круги по сценическому пространству должны, понятное дело, держать ритм сцен и всего спектакля, но, несмотря на известное изящество, может, несколько многочисленны. Ну, а вся «история греха» Петербург и Баден-Баден и вовсе представляют собой типично фоменковский каскад опереточных шутливых эффектов пользующихся у публики почти гарантированным успехом, но досадно отвлекающим действие от тонкого, а потому действительно драматического рисунка, выводимого дуэтом Кутеповой- Тарамаева и помогающей им очень умело Арининой-Кати. Рисунка всех этих непонятных вещей про счастье, которое то ли есть, то ли нет.
Параллель эта отнюдь не формальная, ибо именно Петр Фоменко и Сергей Женовач, работавшие много лет вместе в ГИТИСе-РАТИ, нащупали и создали новую театральную манеру пожалуй, наиболее значительное и, действительно, новое явление в русском театре последнего десятилетия. Техника эта, как бы естественно выросшая из работы с совсем еще молодыми гитисовскими студентами, составившими впоследствии Мастерскую Петра Фоменко, ключевым понятием своим имеет этюд. Микродраматургия этюда как бы освобождает сцену и актера от телеологии смысла, монотонной заданости характера и классического «правдоподобия» русского психологизма. Правдоподобие характера и обстановки уступает правдоподобию реакций и ситуации. Вот этюд «объяснение в любви», вот «чаепитие», вот «сборы на бал». Именно поэтому девочки и мальчики Мастерской с очаровывающей легкостью и убедительностью играли стариков и старух, характерного Островского, несценическую прозу (к примеру, Фолкнера) по выстроенной канве таких этюдных эпизодов, освобождая текст от смысловых клише и возвращая ему живой рисунок эмоций и микроконфликтов.
Позднее Женовач перенес эту технику на свою вполне взрослую труппу в театре на Малой Бронной. В знаменитом «Идиоте» все многоступенчатая композиционная конструкция и достоевская сложность будет также тонко и плотно прошита этюдными шутками и парадоксами, возвращающими достоевские идеологемы и характеры к житейской естественной правде. Так, в одной из классических достоевских сцен, когда ход событий все больше и больше завязывает всех героев в единый узел самовозрастающего тотального скандала, персонажи вдруг садились пить чай минут пять не происходило ничего, кроме позвякиванья ложечек, пододвигания вазочек, обыденных благодарствий, и этот простейший рисунок чаепития вдруг оказывались настоящим катарсическим снятием предшествующей сцены, обозначая ту мышкинскую перспективу происходящего, которая вслед за Достоевским была названа Женовачем в его трилогии «Русский свет».
«Семейное счастье» очередной опыт в развитии этой техники, который еще раз подтверждает закон: чем сложнее и несценичнее проза, тем эффектнее ее взрывает этюдная техника. Характерно и то, что две кульминационные симметричные сцены в первом и во втором действии суть сцены чаепития со столь же характерным этюдным ходом: Тарамаев Сергей Михалыч неловко шутит, надевая на голову самоварную бабу, неудавшаяся шутка обнажает другую, внутреннюю драматургию ситуации.
В отличие от эффектной «Одной абсолютно счастливой деревни», в которой этюдная техника встроена в изящный и тонкий римейк театра 60-70х (т.е. той эпохи, когда Борис Вахтин и написал свою повесть), «Семейное счастье» почти бенефисный спектакль, в котором едва ли не главный трюк неожиданная новизна актеров. Действительно, несмотря на их театральную широкоизвестность, для обоих Ксении Кутеповой и Сергея Тарамаева спектакль обозначает рубеж и поворот в карьере.
Для Ксении Кутеповой это первый настоящий и долгожданный успех. Благополучно начавшись, ее театральная карьера сыграла с ней недобрую шутку, на несколько лет превратив актрису в функциональную часть популярного и очаровательного явления «сестры Кутеповы». Причем, лидировала в нем большей частью Полина, а более характерная и драматичная Ксения оставалась в некотором смысле заложницей этой игры природы. В «Семейном счастье» получилось. Очаровательная ювенильная эмоциональность с самого начала имеет драматический привкус не случайно реплики финала, обозначающие типично толстовский кризис-перерождение, вкраплены в начало действия. Вообще, за танцем порывов и эмоций, который исполняет Кутепова на протяжении спектакля, ей выпало выстраивать (при помощи Фоменко и Тарамаева, само собой) жесткую толстовскую теорему о неполноте любви, которая в начале для героини вся ожидание и в будущем, а потом вдруг оказывается безнадежно отрезанной и в прошлом.
Для Сергея Тарамаева роль тоже очень важна, ибо обозначает попытку преодолеть амплуа «Блаженного», принесшее ему совершенно справедливую известность и, казалось, почти намертво приросшее к нему. Тарамаев почти напрочь лишен тарамаевских открытых как песня монологов и даже там, где на его долю выпадает достаточное для монолога пространство текста, старательно режет его на отдельные предложения, зажимая актерский порыв точно так, как его персонаж принужден постоянно зажимать и отодвигать от себя порывы полной любви и полного счастья, оставаясь и для зрителя, и для Кутеповой-Маши до самого конца не только не понятым вполне, но ощутимо чужим. Так хитрый Фоменко замкнул актерские биографии на рисунки их ролей.
Но Петр Наумович Фоменко есть Петр Наумович Фоменко. Построив этот замечательный рисунок Кутеповой и оттенив его сдержанным, закрытым Тарамаевым, он все же не доверил им спектакля вполне, подперев его жесткими мастеровитыми фоменковскими конструкциями. Бесконечные кутеповские пробежки и круги по сценическому пространству должны, понятное дело, держать ритм сцен и всего спектакля, но, несмотря на известное изящество, может, несколько многочисленны. Ну, а вся «история греха» Петербург и Баден-Баден и вовсе представляют собой типично фоменковский каскад опереточных шутливых эффектов пользующихся у публики почти гарантированным успехом, но досадно отвлекающим действие от тонкого, а потому действительно драматического рисунка, выводимого дуэтом Кутеповой- Тарамаева и помогающей им очень умело Арининой-Кати. Рисунка всех этих непонятных вещей про счастье, которое то ли есть, то ли нет.
Кирилл Рогов, «Полит. Ру», 14.10.2000
- «Одна абсолютно счастливая деревня» в постановке Петра Фоменко«Культура», 28.12.2000
- Игра со счастьем«Алфавит», 14.12.2000
- «Семейное счастье» в «Мастерской Петра Фоменко»Екатерина Васенина, «Афиша@MAIL. RU», 7.12.2000
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Пресса о спектакле «Горе от ума» с сайта «Театральный смотритель»2.11.2000
- Сударь из ЛенинградаГалина Нечаева, «Общая газета», 2.11.2000
- Медленное чтение счастияОлег Дуленин, «Литературная газета», 1.11.2000
- Ощущение радости бытияОльга Егошина, «Экран и сцена, № 43 (563)», 11.2000
- Завязали Маше узелок на счастьеНадежда Ефремова, «Экран и сцена № 43 (563)», 11.2000
- ШорохиЕлена Ковальская, «Афиша», 30.10.2000
- Вспомни дикий восторгМария Седых, «Общая газета», 19.10.2000
- Домик в деревнеОлег Зинцов, «Ведомости», 16.10.2000
- Такая любовьДенис Сергеев, «Эксперт», 16.10.2000
- Толстой у Фоменко: Кутепова и Тарамаев сыграли то счастье, которого нетКирилл Рогов, «Полит. Ру», 14.10.2000
- Соната для отличных инструментовГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 13.10.2000
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Одна абсолютно счастливая семьяСветлана Хохрякова, «Культура», 12.10.2000
- О любви пронзительно и безнадежноВера Максимова, «Независимая газета», 12.10.2000
- Спектакль для двоихАлексей Филиппов, «Известия», 11.10.2000
- Лучше ТолстогоМайа Одина, «Сегодня», 10.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом ТолстымРоман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Счастье выдохлосьОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 9.10.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Русская мысль», 28.09.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- Чаепитие у Петра ФоменкоАнна Гудкова, «Труд», 9.08.2000
- Шерше ля Мефистофель-фамМарина Давыдова, «Время новостей», 7.08.2000
- Это штука посильнее
Ирина Родионова, «Сегодня», 7.08.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Деревня, где всегда войнаНина Агишева, «Московские новости», 18.07.2000
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Счастливая деревня на Кутузовском проспектеЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 6.07.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- В поднебесье с биркой на ногеГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 1.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Лучезарное коромыслоАлена Солнцева, «Время новостей», 23.06.2000
- Седьмой континентЛариса Юсипова, «Ведомости», 23.06.2000
- Фоменко построил деревнюЕлена Ковальская, «Коммерсант», 23.06.2000
- Нежный реализмМайа Одина, «Сегодня», 22.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Одна абсолютно театральная деревняИгорь Овчинников, «Вести.ру», 22.06.2000
- Петр Фоменко подался в деревнюОльга Романцова, «Век», 21.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- Возвращение «датских» спектаклейМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 28», 06.2000
- Новая чертовщина на ПатриаршихЕлена Ямпольская, «Новые известия», 18.05.2000
- Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красномАлла Шевелева, «Diplomat», 05.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Не будьте как детиМарина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Варвары и варваршиМария Седых, «Общая газета», 13.01.2000
- Горький в стиле ЧеховаМайа Одина, «Сегодня», 11.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- В тюрьме и без герояГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- Пять пудов любвиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2000
- Семейное счастиеДина Годер, «Итоги», 10.2000
- «В образе бабочки или девушки»Инна Соловьева (Базилевская), «Театр», 2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Современная драматургия», 2000