Вспомни дикий восторг
«Семейное счастие» в Мастерской П. Фоменко
Всем известно, что фоменки уже несколько лет работают над романом «Война и мир». Каким получится спектакль, знать не дано. Но и теперь очевидно, восхождение к Толстому, сам труд пути вносят ясность во все, к чему они прикасаются. В то время когда большинство бредет, они идут.
Две последние остановки на этой дороге: «Абсолютно счастливая деревня» и «Семейное счастие». Только пленники прямых слов и сюжетов могут увидеть в одном спектакле историю нищей советской деревни 40-х, а в другой небедного дворянского гнезда. И там и там персонажи дышат одним воздухом, насыщенным силой первозданных чувств детства, отрочества и юности вне зависимости от возраста и социального происхождения. Оптика, в которой они предстают перед нами, настроена таким чудесным образом, что трагизм жизни не оборачивается бессмыслицей бытия, трагедиями жизней, растраченных в пустом изживании времени.
По Фоменко, награды достойно усилие жить. И зритель получает ее вместе с героями в ту минуту, когда с душевного дна, где у каждого своя муть, его поднимает на поверхность второе дыхание, взявшееся невесть откуда.
Нет, Фоменко не утешитель, не обманщик, не Лука такими уже начинают вырисовываться его портреты. Те сулят надежду задаром, он же требует плату. О том, какова она, и рассказывает «Семейное счастие».
Этот небольшой роман молодого Льва Толстого мало кто читал. В главных героях юной Маше и ее опекуне Сергее Михайловиче нетрудно разглядеть черты персонажей более знакомых: в ней Наташи Ростовой, Кити Щербацкой, «маленькой княгини», в нем что-то от Левина, князя Андрея, Пьера┘ Словом, здесь «ото всего пахло хорошими, честными семейными воспоминаниями», толстовскими воспоминаниями, кому что памятней. Историю рассказывает Маша от первого лица и, если отбросить перипетии фабулы: пору томительной летней деревенской влюбленности, вихрь зимней светской петербургской жизни, опустошающую круговерть Баден-Бадена, то можно заключить сюжет в две короткие цитаты, как в пролог и эпилог.
«Когда затих уже топот его лошади, я пошла кругом на террасу и опять стала смотреть в сад, и в росистом тумане, в котором стояли ночные звуки, долго еще видела и слышала все то, что хотела видеть и слышать». Прошло пять лет, и на той же террасе, в такую же летнюю ночь она спросит его, а он ответит:
И ничего тебе не хочется?
Ничего невозможного.
У этого финала по Толстому и по Фоменко есть небольшое разночтение: писатель считает, что в эту минуту кончается игра в жизнь и начинается настоящая жизнь, режиссер скорее наоборот. Объединяет же их то, что оба видят любой сюжет как часть жизни, не ими начавшейся и не с ними закончащейся. Оттого пыль, покрывающая рояль в гостиной покровского имения, словно благородная седина, а несчастные колонны, навечно доставшиеся фоменкам от советского классицизма и «мучающие» каждый их спектакль, создают на сей раз надежное ощущение дома с прошлым.
Ксения Кутепова виртуозно ведет партию Маши. Она ее и вытанцовывает, и выпевает. В каждой секунде ее сценического существования есть и наслаждение той девушкой-фиялкой, какой она предстала будущему мужу, и горечь по безвозвратно утраченному. Этот театральный рассказ, исполняемый в прошедшем времени, создает объем, который нельзя заполнить лишь обаянием молодости, испугом чувственности, вздором кокетства, трепетом наивности, в него надо добавить изящество мастерства и память сердечной боли. То, что молодость знала, а зрелость уже смогла┘ Перед нами актриса в расцвете сил, одаривающая публику, как любили восклицать в счастливые минуты Маша и Сергей Михайлович, диким восторгом.
Сергей Тарамаев и Людмила Аринина (гувернантка Катерина Карловна) каждый по-своему поддерживают соло актрисы, поддерживают бережно и нежно. Аринина юмором очерчивает границы патриархальной сентиментальности, Тарамаев сверх-, архи-серьезностью уберегает от назидательности.
Не могу согласиться с теми, кто видит в «Семейном счастии» только изящество фарфоровой безделушки, вещицы, конечно, приятной, но бесполезной.
Лидия Гинзбург выписывает в свой дневник строки из письма Чехова Суворину: «Кто ничего не хочет, ни на что не надеется и ничего не боится, тот не может быть художником». И продолжает запись уже сама: «Пушкин хотел и иногда надеялся. Лермонтов хотел. Тургенев еще боялся. Толстой и хотел, и надеялся, и боялся».
Именно желаниями, надеждами и страхами насыщен воздух последнего спектакля Мастерской. Насыщен абсолютно. Как «Счастливая деревня» в половодье.
Две последние остановки на этой дороге: «Абсолютно счастливая деревня» и «Семейное счастие». Только пленники прямых слов и сюжетов могут увидеть в одном спектакле историю нищей советской деревни 40-х, а в другой небедного дворянского гнезда. И там и там персонажи дышат одним воздухом, насыщенным силой первозданных чувств детства, отрочества и юности вне зависимости от возраста и социального происхождения. Оптика, в которой они предстают перед нами, настроена таким чудесным образом, что трагизм жизни не оборачивается бессмыслицей бытия, трагедиями жизней, растраченных в пустом изживании времени.
По Фоменко, награды достойно усилие жить. И зритель получает ее вместе с героями в ту минуту, когда с душевного дна, где у каждого своя муть, его поднимает на поверхность второе дыхание, взявшееся невесть откуда.
Нет, Фоменко не утешитель, не обманщик, не Лука такими уже начинают вырисовываться его портреты. Те сулят надежду задаром, он же требует плату. О том, какова она, и рассказывает «Семейное счастие».
Этот небольшой роман молодого Льва Толстого мало кто читал. В главных героях юной Маше и ее опекуне Сергее Михайловиче нетрудно разглядеть черты персонажей более знакомых: в ней Наташи Ростовой, Кити Щербацкой, «маленькой княгини», в нем что-то от Левина, князя Андрея, Пьера┘ Словом, здесь «ото всего пахло хорошими, честными семейными воспоминаниями», толстовскими воспоминаниями, кому что памятней. Историю рассказывает Маша от первого лица и, если отбросить перипетии фабулы: пору томительной летней деревенской влюбленности, вихрь зимней светской петербургской жизни, опустошающую круговерть Баден-Бадена, то можно заключить сюжет в две короткие цитаты, как в пролог и эпилог.
«Когда затих уже топот его лошади, я пошла кругом на террасу и опять стала смотреть в сад, и в росистом тумане, в котором стояли ночные звуки, долго еще видела и слышала все то, что хотела видеть и слышать». Прошло пять лет, и на той же террасе, в такую же летнюю ночь она спросит его, а он ответит:
И ничего тебе не хочется?
Ничего невозможного.
У этого финала по Толстому и по Фоменко есть небольшое разночтение: писатель считает, что в эту минуту кончается игра в жизнь и начинается настоящая жизнь, режиссер скорее наоборот. Объединяет же их то, что оба видят любой сюжет как часть жизни, не ими начавшейся и не с ними закончащейся. Оттого пыль, покрывающая рояль в гостиной покровского имения, словно благородная седина, а несчастные колонны, навечно доставшиеся фоменкам от советского классицизма и «мучающие» каждый их спектакль, создают на сей раз надежное ощущение дома с прошлым.
Ксения Кутепова виртуозно ведет партию Маши. Она ее и вытанцовывает, и выпевает. В каждой секунде ее сценического существования есть и наслаждение той девушкой-фиялкой, какой она предстала будущему мужу, и горечь по безвозвратно утраченному. Этот театральный рассказ, исполняемый в прошедшем времени, создает объем, который нельзя заполнить лишь обаянием молодости, испугом чувственности, вздором кокетства, трепетом наивности, в него надо добавить изящество мастерства и память сердечной боли. То, что молодость знала, а зрелость уже смогла┘ Перед нами актриса в расцвете сил, одаривающая публику, как любили восклицать в счастливые минуты Маша и Сергей Михайлович, диким восторгом.
Сергей Тарамаев и Людмила Аринина (гувернантка Катерина Карловна) каждый по-своему поддерживают соло актрисы, поддерживают бережно и нежно. Аринина юмором очерчивает границы патриархальной сентиментальности, Тарамаев сверх-, архи-серьезностью уберегает от назидательности.
Не могу согласиться с теми, кто видит в «Семейном счастии» только изящество фарфоровой безделушки, вещицы, конечно, приятной, но бесполезной.
Лидия Гинзбург выписывает в свой дневник строки из письма Чехова Суворину: «Кто ничего не хочет, ни на что не надеется и ничего не боится, тот не может быть художником». И продолжает запись уже сама: «Пушкин хотел и иногда надеялся. Лермонтов хотел. Тургенев еще боялся. Толстой и хотел, и надеялся, и боялся».
Именно желаниями, надеждами и страхами насыщен воздух последнего спектакля Мастерской. Насыщен абсолютно. Как «Счастливая деревня» в половодье.
Мария Седых, «Общая газета», 19.10.2000
- «Одна абсолютно счастливая деревня» в постановке Петра Фоменко«Культура», 28.12.2000
- Игра со счастьем«Алфавит», 14.12.2000
- «Семейное счастье» в «Мастерской Петра Фоменко»Екатерина Васенина, «Афиша@MAIL. RU», 7.12.2000
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Пресса о спектакле «Горе от ума» с сайта «Театральный смотритель»2.11.2000
- Сударь из ЛенинградаГалина Нечаева, «Общая газета», 2.11.2000
- Медленное чтение счастияОлег Дуленин, «Литературная газета», 1.11.2000
- Ощущение радости бытияОльга Егошина, «Экран и сцена, № 43 (563)», 11.2000
- Завязали Маше узелок на счастьеНадежда Ефремова, «Экран и сцена № 43 (563)», 11.2000
- ШорохиЕлена Ковальская, «Афиша», 30.10.2000
- Вспомни дикий восторгМария Седых, «Общая газета», 19.10.2000
- Домик в деревнеОлег Зинцов, «Ведомости», 16.10.2000
- Такая любовьДенис Сергеев, «Эксперт», 16.10.2000
- Толстой у Фоменко: Кутепова и Тарамаев сыграли то счастье, которого нетКирилл Рогов, «Полит. Ру», 14.10.2000
- Соната для отличных инструментовГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 13.10.2000
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Одна абсолютно счастливая семьяСветлана Хохрякова, «Культура», 12.10.2000
- О любви пронзительно и безнадежноВера Максимова, «Независимая газета», 12.10.2000
- Спектакль для двоихАлексей Филиппов, «Известия», 11.10.2000
- Лучше ТолстогоМайа Одина, «Сегодня», 10.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом ТолстымРоман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Счастье выдохлосьОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 9.10.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Русская мысль», 28.09.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- Чаепитие у Петра ФоменкоАнна Гудкова, «Труд», 9.08.2000
- Шерше ля Мефистофель-фамМарина Давыдова, «Время новостей», 7.08.2000
- Это штука посильнее
Ирина Родионова, «Сегодня», 7.08.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Деревня, где всегда войнаНина Агишева, «Московские новости», 18.07.2000
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Счастливая деревня на Кутузовском проспектеЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 6.07.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- В поднебесье с биркой на ногеГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 1.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Лучезарное коромыслоАлена Солнцева, «Время новостей», 23.06.2000
- Седьмой континентЛариса Юсипова, «Ведомости», 23.06.2000
- Фоменко построил деревнюЕлена Ковальская, «Коммерсант», 23.06.2000
- Нежный реализмМайа Одина, «Сегодня», 22.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Одна абсолютно театральная деревняИгорь Овчинников, «Вести.ру», 22.06.2000
- Петр Фоменко подался в деревнюОльга Романцова, «Век», 21.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- Возвращение «датских» спектаклейМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 28», 06.2000
- Новая чертовщина на ПатриаршихЕлена Ямпольская, «Новые известия», 18.05.2000
- Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красномАлла Шевелева, «Diplomat», 05.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Не будьте как детиМарина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Варвары и варваршиМария Седых, «Общая газета», 13.01.2000
- Горький в стиле ЧеховаМайа Одина, «Сегодня», 11.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- В тюрьме и без герояГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- Пять пудов любвиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2000
- Семейное счастиеДина Годер, «Итоги», 10.2000
- «В образе бабочки или девушки»Инна Соловьева (Базилевская), «Театр», 2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Современная драматургия», 2000