Домик в деревне
В театре «Мастерская П. Фоменко» сыграли новый спектакль «Семейное счастье» по раннему и не слишком известному сочинению графа Толстого. Эту камерную постановку можно рассматривать как эскиз к главной премьере «Мастерской» в начавшемся сезоне «Войне и миру», которую театр планирует показать в январе. С другой стороны, спектакль отчасти перекликается и с выпущенной летом «Одной абсолютно счастливой деревней» по повести Бориса Вахтина.
Вряд ли Петр Фоменко случайно поставил подряд два спектакля, в названии которых есть слово «счастье». Причем в обеих постановках нимало не иронизируя над этой странной материей. В перенаселенной, сделанной этюдным методом «Деревне» гармония была данностью, неким главным свойством миропорядка; разрушить ее не могла даже война. В новом спектакле счастье переводится в категорию возможного и неосуществленного, но опять же не отменяется вовсе.
В персонажах «Семейного счастья», несколько одномерных, угадываются, конечно, будущие герои главных романов Толстого. В Сергее Михайловиче умном, деликатном и рассудительном господине, в 36 лет женившемся на дочери своего покойного друга, можно узнать Константина Левина, самого добродетельного и скучного персонажа «Анны Карениной». В его жене Маше юной, порывистой и жадной до светских соблазнов разглядеть, пожалуй, черты Наташи Ростовой.
История их отношений проста: первое действие воспитание чувств, свадьба, счастливый месяц в деревне, надежды и тревоги; второе переезд в Петербург, балы, первые ссоры; затем заграница (он в Гейдельберге, она в Баден-Бадене), флирт, запоздалое раскаяние, возвращение домой, отчуждение; чувство долга вместо любви и вновь патриархальный уклад «Маша, Катерина Карловна, давайте пить чай», но уже без прежней идиллии.
Режиссера, однако, занимают не столько моральные выводы из этой семейной драмы слишком очевидные и не слишком интересные, сколько возможность превратить ее в сценическую игру, в которой только и можно услышать тот самый заявленный в заглавии мотив: в удивленных интонациях Маши Ксении Кутеповой, в легком и нежном рисунке роли, в пробежках по сцене, заставляющих вдруг вспомнить романтических героинь старого советского кино, во всем этом есть разом отменяющая тягостные толстовские нравоучения уверенность: все будет хорошо. Даже если по сюжету должно быть иначе.
Что до театрального смысла всей этой истории, то «Мастерская П. Фоменко», самая молодая из популярных столичных трупп, давно уже стала для московской сцены практически единственным реальным напоминанием о мхатовской традиции, и нынешняя премьера, при всей ее камерности как раз из тех спектаклей, на которых не без удивления обнаруживаешь, что связь театральных времен по-прежнему существует.
Во всяком случае, пленительная игра Ксении Кутеповой и дивная старомодная дикция ее партнера Сергея Тарамаева заставляют поверить в то, что как бы там ни было у Толстого со счастьем семейным, но театральное временами все же случается: да вот послушайте хотя бы, как смешно произносит Тарамаев «девочка-фиялка» ведь этакая глупость, а, право слово, хорошо.
Вряд ли Петр Фоменко случайно поставил подряд два спектакля, в названии которых есть слово «счастье». Причем в обеих постановках нимало не иронизируя над этой странной материей. В перенаселенной, сделанной этюдным методом «Деревне» гармония была данностью, неким главным свойством миропорядка; разрушить ее не могла даже война. В новом спектакле счастье переводится в категорию возможного и неосуществленного, но опять же не отменяется вовсе.
В персонажах «Семейного счастья», несколько одномерных, угадываются, конечно, будущие герои главных романов Толстого. В Сергее Михайловиче умном, деликатном и рассудительном господине, в 36 лет женившемся на дочери своего покойного друга, можно узнать Константина Левина, самого добродетельного и скучного персонажа «Анны Карениной». В его жене Маше юной, порывистой и жадной до светских соблазнов разглядеть, пожалуй, черты Наташи Ростовой.
История их отношений проста: первое действие воспитание чувств, свадьба, счастливый месяц в деревне, надежды и тревоги; второе переезд в Петербург, балы, первые ссоры; затем заграница (он в Гейдельберге, она в Баден-Бадене), флирт, запоздалое раскаяние, возвращение домой, отчуждение; чувство долга вместо любви и вновь патриархальный уклад «Маша, Катерина Карловна, давайте пить чай», но уже без прежней идиллии.
Режиссера, однако, занимают не столько моральные выводы из этой семейной драмы слишком очевидные и не слишком интересные, сколько возможность превратить ее в сценическую игру, в которой только и можно услышать тот самый заявленный в заглавии мотив: в удивленных интонациях Маши Ксении Кутеповой, в легком и нежном рисунке роли, в пробежках по сцене, заставляющих вдруг вспомнить романтических героинь старого советского кино, во всем этом есть разом отменяющая тягостные толстовские нравоучения уверенность: все будет хорошо. Даже если по сюжету должно быть иначе.
Что до театрального смысла всей этой истории, то «Мастерская П. Фоменко», самая молодая из популярных столичных трупп, давно уже стала для московской сцены практически единственным реальным напоминанием о мхатовской традиции, и нынешняя премьера, при всей ее камерности как раз из тех спектаклей, на которых не без удивления обнаруживаешь, что связь театральных времен по-прежнему существует.
Во всяком случае, пленительная игра Ксении Кутеповой и дивная старомодная дикция ее партнера Сергея Тарамаева заставляют поверить в то, что как бы там ни было у Толстого со счастьем семейным, но театральное временами все же случается: да вот послушайте хотя бы, как смешно произносит Тарамаев «девочка-фиялка» ведь этакая глупость, а, право слово, хорошо.
Олег Зинцов, «Ведомости», 16.10.2000
- «Одна абсолютно счастливая деревня» в постановке Петра Фоменко«Культура», 28.12.2000
- Игра со счастьем«Алфавит», 14.12.2000
- «Семейное счастье» в «Мастерской Петра Фоменко»Екатерина Васенина, «Афиша@MAIL. RU», 7.12.2000
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Пресса о спектакле «Горе от ума» с сайта «Театральный смотритель»2.11.2000
- Сударь из ЛенинградаГалина Нечаева, «Общая газета», 2.11.2000
- Медленное чтение счастияОлег Дуленин, «Литературная газета», 1.11.2000
- Ощущение радости бытияОльга Егошина, «Экран и сцена, № 43 (563)», 11.2000
- Завязали Маше узелок на счастьеНадежда Ефремова, «Экран и сцена № 43 (563)», 11.2000
- ШорохиЕлена Ковальская, «Афиша», 30.10.2000
- Вспомни дикий восторгМария Седых, «Общая газета», 19.10.2000
- Домик в деревнеОлег Зинцов, «Ведомости», 16.10.2000
- Такая любовьДенис Сергеев, «Эксперт», 16.10.2000
- Толстой у Фоменко: Кутепова и Тарамаев сыграли то счастье, которого нетКирилл Рогов, «Полит. Ру», 14.10.2000
- Соната для отличных инструментовГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 13.10.2000
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Одна абсолютно счастливая семьяСветлана Хохрякова, «Культура», 12.10.2000
- О любви пронзительно и безнадежноВера Максимова, «Независимая газета», 12.10.2000
- Спектакль для двоихАлексей Филиппов, «Известия», 11.10.2000
- Лучше ТолстогоМайа Одина, «Сегодня», 10.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом ТолстымРоман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Счастье выдохлосьОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 9.10.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Русская мысль», 28.09.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- Чаепитие у Петра ФоменкоАнна Гудкова, «Труд», 9.08.2000
- Шерше ля Мефистофель-фамМарина Давыдова, «Время новостей», 7.08.2000
- Это штука посильнее
Ирина Родионова, «Сегодня», 7.08.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Деревня, где всегда войнаНина Агишева, «Московские новости», 18.07.2000
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Счастливая деревня на Кутузовском проспектеЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 6.07.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- В поднебесье с биркой на ногеГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 1.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Лучезарное коромыслоАлена Солнцева, «Время новостей», 23.06.2000
- Седьмой континентЛариса Юсипова, «Ведомости», 23.06.2000
- Фоменко построил деревнюЕлена Ковальская, «Коммерсант», 23.06.2000
- Нежный реализмМайа Одина, «Сегодня», 22.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Одна абсолютно театральная деревняИгорь Овчинников, «Вести.ру», 22.06.2000
- Петр Фоменко подался в деревнюОльга Романцова, «Век», 21.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- Возвращение «датских» спектаклейМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 28», 06.2000
- Новая чертовщина на ПатриаршихЕлена Ямпольская, «Новые известия», 18.05.2000
- Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красномАлла Шевелева, «Diplomat», 05.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Не будьте как детиМарина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Варвары и варваршиМария Седых, «Общая газета», 13.01.2000
- Горький в стиле ЧеховаМайа Одина, «Сегодня», 11.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- В тюрьме и без герояГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- Пять пудов любвиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2000
- Семейное счастиеДина Годер, «Итоги», 10.2000
- «В образе бабочки или девушки»Инна Соловьева (Базилевская), «Театр», 2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Современная драматургия», 2000