Чаепитие у Петра Фоменко
После постановки «Одной счастливой деревни» знаменитый режиссер продолжил свои театральные исследования в области человеческого счастья, выбрав для этого раннюю повесть Льва Толстого «Семейное счастье». Но в процессе работы выяснилось, что у него кардинально иные взгляды на женское легкомыслие и непостоянство, чем у великого русского моралиста.
Перед Фоменко стояла отнюдь не легкая задача: не просто рассказать о судьбе молодой женщины, прошедшей через искушения и греховные соблазны и в конце концов вернувшейся к мужу и детям, а все-таки попытаться разобраться, отчего это происходит. Действительно, почему два вначале влюбленных человека со временем становятся чужими и вынуждены терпеть друг друга, оставаясь под одной крышей? В отличие от автора режиссер не торопится осуждать «неправильную» жену положительного во всем Сергея Михайловича. Более того, именно ее он ставит на первое место в спектакле, предлагая зрителям понять природу ошибок женщины, запутавшейся не только в своих чувствах, но и в самой жизни.
Центральным персонажем спектакля «Мастерской Петра Фоменко» становится Маша в исполнении Ксении Кутеповой, долгое время находившейся в тени своей знаменитой сестры Полины. В течение спектакля от нее глаз невозможно оторвать, настолько актриса правдоподобно и тонко рисует характер своей противоречивой героини. Вот перед нами предстает избалованная девушка-подросток, без дела слоняющаяся по дому и пока еще не бросившая своих кукол. А вот мы видим резко повзрослевшую барышню, напуганную новыми чувствами и бурными ощущениями. Далее действие окрашивается во все более драматические тона. Уже не просто Маша, а роскошная красавица кокетничает с великосветскими кавалерами. Ей жутко и весело, а сердце замирает оттого, что она может броситься в пропасть соблазна с незнакомым мужчиной, и тогда все полетит кувырком.
Когда же разум берет верх и взрослая женщина понимает, что мгновенная вспышка могла погубить ее душу, семью, то она обнаруживает рядом с собой непреклонного в своих нравственных принципах мужа, никому ничего не прощающего┘
Сергей Тарамаев играет правильного и умного человека, но настолько жесткого, что это граничит с душевной черствостью. Сергей Михайлович любит свою жену и все-таки никак не может понять ее «завихрений». Большую часть спектакля он проводит, стоя за конторкой, занимаясь ужасно важными и серьезными делами, и его совсем не волнует, что в это время Маша делает, о чем думает.
Тщательность и безошибочность в проработке всех деталей спектакля главные качества постановщика Фоменко. В «Семейном счастии» нет ни одной приблизительной, служебной сцены, все выверено и продумано до мелочей. Например, прекрасно сделана одна из первых встреч Маши и ее серьезного жениха, когда они, уютно расположившись на полу, строят из цветочных горшков что-то наподобие будущего сада, в котором обязательно будут пить чай. Кстати, чаепитие рефреном проходит через весь спектакль. Это своего рода ритуал, которому в этом доме придают особое значение. По внешним параметрам он всегда одинаков: стол с белой скатертью, начищенный самовар, блюдечки, чашечки, сушки, варенье. А вот персонажи чувствуют и ведут себя по-разному. В результате получается примерно так, как сказано у Чехова: «Люди пьют чай, а в это время рушатся их судьбы».
Перед Фоменко стояла отнюдь не легкая задача: не просто рассказать о судьбе молодой женщины, прошедшей через искушения и греховные соблазны и в конце концов вернувшейся к мужу и детям, а все-таки попытаться разобраться, отчего это происходит. Действительно, почему два вначале влюбленных человека со временем становятся чужими и вынуждены терпеть друг друга, оставаясь под одной крышей? В отличие от автора режиссер не торопится осуждать «неправильную» жену положительного во всем Сергея Михайловича. Более того, именно ее он ставит на первое место в спектакле, предлагая зрителям понять природу ошибок женщины, запутавшейся не только в своих чувствах, но и в самой жизни.
Центральным персонажем спектакля «Мастерской Петра Фоменко» становится Маша в исполнении Ксении Кутеповой, долгое время находившейся в тени своей знаменитой сестры Полины. В течение спектакля от нее глаз невозможно оторвать, настолько актриса правдоподобно и тонко рисует характер своей противоречивой героини. Вот перед нами предстает избалованная девушка-подросток, без дела слоняющаяся по дому и пока еще не бросившая своих кукол. А вот мы видим резко повзрослевшую барышню, напуганную новыми чувствами и бурными ощущениями. Далее действие окрашивается во все более драматические тона. Уже не просто Маша, а роскошная красавица кокетничает с великосветскими кавалерами. Ей жутко и весело, а сердце замирает оттого, что она может броситься в пропасть соблазна с незнакомым мужчиной, и тогда все полетит кувырком.
Когда же разум берет верх и взрослая женщина понимает, что мгновенная вспышка могла погубить ее душу, семью, то она обнаруживает рядом с собой непреклонного в своих нравственных принципах мужа, никому ничего не прощающего┘
Сергей Тарамаев играет правильного и умного человека, но настолько жесткого, что это граничит с душевной черствостью. Сергей Михайлович любит свою жену и все-таки никак не может понять ее «завихрений». Большую часть спектакля он проводит, стоя за конторкой, занимаясь ужасно важными и серьезными делами, и его совсем не волнует, что в это время Маша делает, о чем думает.
Тщательность и безошибочность в проработке всех деталей спектакля главные качества постановщика Фоменко. В «Семейном счастии» нет ни одной приблизительной, служебной сцены, все выверено и продумано до мелочей. Например, прекрасно сделана одна из первых встреч Маши и ее серьезного жениха, когда они, уютно расположившись на полу, строят из цветочных горшков что-то наподобие будущего сада, в котором обязательно будут пить чай. Кстати, чаепитие рефреном проходит через весь спектакль. Это своего рода ритуал, которому в этом доме придают особое значение. По внешним параметрам он всегда одинаков: стол с белой скатертью, начищенный самовар, блюдечки, чашечки, сушки, варенье. А вот персонажи чувствуют и ведут себя по-разному. В результате получается примерно так, как сказано у Чехова: «Люди пьют чай, а в это время рушатся их судьбы».
Анна Гудкова, «Труд», 9.08.2000
- «Одна абсолютно счастливая деревня» в постановке Петра Фоменко«Культура», 28.12.2000
- Игра со счастьем«Алфавит», 14.12.2000
- «Семейное счастье» в «Мастерской Петра Фоменко»Екатерина Васенина, «Афиша@MAIL. RU», 7.12.2000
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Пресса о спектакле «Горе от ума» с сайта «Театральный смотритель»2.11.2000
- Сударь из ЛенинградаГалина Нечаева, «Общая газета», 2.11.2000
- Медленное чтение счастияОлег Дуленин, «Литературная газета», 1.11.2000
- Ощущение радости бытияОльга Егошина, «Экран и сцена, № 43 (563)», 11.2000
- Завязали Маше узелок на счастьеНадежда Ефремова, «Экран и сцена № 43 (563)», 11.2000
- ШорохиЕлена Ковальская, «Афиша», 30.10.2000
- Вспомни дикий восторгМария Седых, «Общая газета», 19.10.2000
- Домик в деревнеОлег Зинцов, «Ведомости», 16.10.2000
- Такая любовьДенис Сергеев, «Эксперт», 16.10.2000
- Толстой у Фоменко: Кутепова и Тарамаев сыграли то счастье, которого нетКирилл Рогов, «Полит. Ру», 14.10.2000
- Соната для отличных инструментовГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 13.10.2000
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Одна абсолютно счастливая семьяСветлана Хохрякова, «Культура», 12.10.2000
- О любви пронзительно и безнадежноВера Максимова, «Независимая газета», 12.10.2000
- Спектакль для двоихАлексей Филиппов, «Известия», 11.10.2000
- Лучше ТолстогоМайа Одина, «Сегодня», 10.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом ТолстымРоман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Счастье выдохлосьОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 9.10.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Русская мысль», 28.09.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- Чаепитие у Петра ФоменкоАнна Гудкова, «Труд», 9.08.2000
- Шерше ля Мефистофель-фамМарина Давыдова, «Время новостей», 7.08.2000
- Это штука посильнее
Ирина Родионова, «Сегодня», 7.08.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Деревня, где всегда войнаНина Агишева, «Московские новости», 18.07.2000
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Счастливая деревня на Кутузовском проспектеЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 6.07.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- В поднебесье с биркой на ногеГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 1.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Лучезарное коромыслоАлена Солнцева, «Время новостей», 23.06.2000
- Седьмой континентЛариса Юсипова, «Ведомости», 23.06.2000
- Фоменко построил деревнюЕлена Ковальская, «Коммерсант», 23.06.2000
- Нежный реализмМайа Одина, «Сегодня», 22.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Одна абсолютно театральная деревняИгорь Овчинников, «Вести.ру», 22.06.2000
- Петр Фоменко подался в деревнюОльга Романцова, «Век», 21.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- Возвращение «датских» спектаклейМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 28», 06.2000
- Новая чертовщина на ПатриаршихЕлена Ямпольская, «Новые известия», 18.05.2000
- Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красномАлла Шевелева, «Diplomat», 05.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Не будьте как детиМарина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Варвары и варваршиМария Седых, «Общая газета», 13.01.2000
- Горький в стиле ЧеховаМайа Одина, «Сегодня», 11.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- В тюрьме и без герояГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- Пять пудов любвиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2000
- Семейное счастиеДина Годер, «Итоги», 10.2000
- «В образе бабочки или девушки»Инна Соловьева (Базилевская), «Театр», 2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Современная драматургия», 2000