В поднебесье с биркой на ноге
«Одна абсолютно счастливая деревня», Б, Вахтин, режиссер Петр Фоменко. Театр «Мастерская П. Фоменко»
В далекой-далекой деревне жили-были парень и девушка. Они любили друг друга, а потом, когда девушка забеременела, то и поженились. А на следующий день после свадьбы парня забрали на войну и убили.
Эта история, простая, как пение пастушеской свирели, была написана ленинградским писателем Борисом Вахтиным в 60-е годы, и Петр Фоменко хотел инсценировать повесть друга еще тогда, но цензуре что-то не понравилось, и спектакль не вышел.
Сейчас, десятилетия спустя, Фоменко взялся наполнить свой новый дом на Кутузовской теми голосами, что давно замолкли, теми людьми, которых давно уже нет, взялся обжить и согреть дыханием свое новое театральное пространство.
Пространство тесно и ничтожно, но режиссеру Фоменко это нипочем: кажется, что он способен повелевать целым миром, будучи даже замкнут в ореховую скорлупу. Под потолки бывшего советского кинотеатра он с легкостью помещает и небо с которого глядят на нас наши мертвые, и землю в которую нам предстоит лечь, и реку на берегах которой нам коротать наш век.
На «берегах» разместились немногочисленные зрители (слева тридцать шесть и справа тридцать шесть), а сама река и вообще вся эта неторопливая и быстротекущая жизнь льется посередине. Фоменко показывает реку всего двумя штрихами: ставит повсюду тазики с водой и перебрасывает через все пространство деревенские мостки, где обычно стирают бабы.
Простую историю Фоменко намеренно сводит к выполнению задач тоже простых, почти учебных. Для того, чтобы дать картины деревенской жизни, достаточно нескольких этюдов по сценречи и сцендвижению. Вот этюд «Бабы пололи картошку» смешная скороговорка вкупе с энергичными телодвижениями колхозниц. Или этюд «Трактор»: бьются в конвульсиях чьи-то руки и ноги, а в такт судорогам из большого ящика несется «каррррр-бюррр-рра-торрррр», «акккккк-селллл-ле-ррррраторррр», «маттт-перрре-маттт».
Это типичный взгляд горожанина на сельскую жизнь, и в нем есть, как водится, и извечная наша романтическая тяга к земле, и здоровая урбанистическая ирония. «Взгляд со стороны» вообще, наверное, главное, что определяет суть этого спектакля. Мы смотрим на всю эту жизнь то бесстрастными глазами огородного пугала («А он что ей говорит? А она ему что?», переспрашивает Карэн Бадалов с вороньим гнездом на голове), а то волоокими глазами коровы (Мадлен Джабраилова). Подвешенный на стульчике между небом и землей, за историей Абсолютно Счастливой Деревни с самого начала наблюдает летописец-учитель (Олег Любимов), а финал мы досмотрим уже глазами погибшего солдата: Михеев (Сергей Тарамаев) с биркой на ноге заберется в свой поднебесный гамак и будет оттуда вести нежные беседы со своей бедной Полиной (Полина Агуреева). Каждый актер, и каждый зритель.
Любовные сцены Михеева и Полины сделали бы честь любому театру. Сергей Тарамаев играет не только нежность, но и силу. Полина Агуреева играет не только девичью строптивость, но и бабью жалость. А жалеть это по-деревенски все равно что любить. Эпизод, в котором Михеев разматывает на Полине длинное и струящееся, как река, полотно, мог бы войти в какие-нибудь театральные хрестоматии в качестве примера ключевой мизансцены, организующей пространство спектакля.
Льются в этом спектакле не только реки, но и песни. Еще в самом начале спектакля сельский учитель объяснит нам, что эта история, в сущности, «довольно долгая песня». И песни за два с половиной часа, что длится спектакль, действительно почти не смолкают. «Верила, верила, верю» плавно перетекает в кокетливую песенку «В деревне нашей ты не найдешь другой такой Чаниты», а «Не для меня цветут сады» в «Лили Марлен».
«В деревне Бог живет не по углам, как думают насмешники, а всюду», сказал когда-то поэт. Петр Фоменко, одушевляющий в своем спектакле и каждую животину, и каждый предмет, добивается того, что в какой-то миг зритель забывает вдруг про многочисленные углы бывшего кинотеатра «Киев» и помнит только о пресловутом «всюду».
Эта история, простая, как пение пастушеской свирели, была написана ленинградским писателем Борисом Вахтиным в 60-е годы, и Петр Фоменко хотел инсценировать повесть друга еще тогда, но цензуре что-то не понравилось, и спектакль не вышел.
Сейчас, десятилетия спустя, Фоменко взялся наполнить свой новый дом на Кутузовской теми голосами, что давно замолкли, теми людьми, которых давно уже нет, взялся обжить и согреть дыханием свое новое театральное пространство.
Пространство тесно и ничтожно, но режиссеру Фоменко это нипочем: кажется, что он способен повелевать целым миром, будучи даже замкнут в ореховую скорлупу. Под потолки бывшего советского кинотеатра он с легкостью помещает и небо с которого глядят на нас наши мертвые, и землю в которую нам предстоит лечь, и реку на берегах которой нам коротать наш век.
На «берегах» разместились немногочисленные зрители (слева тридцать шесть и справа тридцать шесть), а сама река и вообще вся эта неторопливая и быстротекущая жизнь льется посередине. Фоменко показывает реку всего двумя штрихами: ставит повсюду тазики с водой и перебрасывает через все пространство деревенские мостки, где обычно стирают бабы.
Простую историю Фоменко намеренно сводит к выполнению задач тоже простых, почти учебных. Для того, чтобы дать картины деревенской жизни, достаточно нескольких этюдов по сценречи и сцендвижению. Вот этюд «Бабы пололи картошку» смешная скороговорка вкупе с энергичными телодвижениями колхозниц. Или этюд «Трактор»: бьются в конвульсиях чьи-то руки и ноги, а в такт судорогам из большого ящика несется «каррррр-бюррр-рра-торрррр», «акккккк-селллл-ле-ррррраторррр», «маттт-перрре-маттт».
Это типичный взгляд горожанина на сельскую жизнь, и в нем есть, как водится, и извечная наша романтическая тяга к земле, и здоровая урбанистическая ирония. «Взгляд со стороны» вообще, наверное, главное, что определяет суть этого спектакля. Мы смотрим на всю эту жизнь то бесстрастными глазами огородного пугала («А он что ей говорит? А она ему что?», переспрашивает Карэн Бадалов с вороньим гнездом на голове), а то волоокими глазами коровы (Мадлен Джабраилова). Подвешенный на стульчике между небом и землей, за историей Абсолютно Счастливой Деревни с самого начала наблюдает летописец-учитель (Олег Любимов), а финал мы досмотрим уже глазами погибшего солдата: Михеев (Сергей Тарамаев) с биркой на ноге заберется в свой поднебесный гамак и будет оттуда вести нежные беседы со своей бедной Полиной (Полина Агуреева). Каждый актер, и каждый зритель.
Любовные сцены Михеева и Полины сделали бы честь любому театру. Сергей Тарамаев играет не только нежность, но и силу. Полина Агуреева играет не только девичью строптивость, но и бабью жалость. А жалеть это по-деревенски все равно что любить. Эпизод, в котором Михеев разматывает на Полине длинное и струящееся, как река, полотно, мог бы войти в какие-нибудь театральные хрестоматии в качестве примера ключевой мизансцены, организующей пространство спектакля.
Льются в этом спектакле не только реки, но и песни. Еще в самом начале спектакля сельский учитель объяснит нам, что эта история, в сущности, «довольно долгая песня». И песни за два с половиной часа, что длится спектакль, действительно почти не смолкают. «Верила, верила, верю» плавно перетекает в кокетливую песенку «В деревне нашей ты не найдешь другой такой Чаниты», а «Не для меня цветут сады» в «Лили Марлен».
«В деревне Бог живет не по углам, как думают насмешники, а всюду», сказал когда-то поэт. Петр Фоменко, одушевляющий в своем спектакле и каждую животину, и каждый предмет, добивается того, что в какой-то миг зритель забывает вдруг про многочисленные углы бывшего кинотеатра «Киев» и помнит только о пресловутом «всюду».
Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 1.07.2000
- «Одна абсолютно счастливая деревня» в постановке Петра Фоменко«Культура», 28.12.2000
- Игра со счастьем«Алфавит», 14.12.2000
- «Семейное счастье» в «Мастерской Петра Фоменко»Екатерина Васенина, «Афиша@MAIL. RU», 7.12.2000
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Пресса о спектакле «Горе от ума» с сайта «Театральный смотритель»2.11.2000
- Сударь из ЛенинградаГалина Нечаева, «Общая газета», 2.11.2000
- Медленное чтение счастияОлег Дуленин, «Литературная газета», 1.11.2000
- Ощущение радости бытияОльга Егошина, «Экран и сцена, № 43 (563)», 11.2000
- Завязали Маше узелок на счастьеНадежда Ефремова, «Экран и сцена № 43 (563)», 11.2000
- ШорохиЕлена Ковальская, «Афиша», 30.10.2000
- Вспомни дикий восторгМария Седых, «Общая газета», 19.10.2000
- Домик в деревнеОлег Зинцов, «Ведомости», 16.10.2000
- Такая любовьДенис Сергеев, «Эксперт», 16.10.2000
- Толстой у Фоменко: Кутепова и Тарамаев сыграли то счастье, которого нетКирилл Рогов, «Полит. Ру», 14.10.2000
- Соната для отличных инструментовГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 13.10.2000
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Одна абсолютно счастливая семьяСветлана Хохрякова, «Культура», 12.10.2000
- О любви пронзительно и безнадежноВера Максимова, «Независимая газета», 12.10.2000
- Спектакль для двоихАлексей Филиппов, «Известия», 11.10.2000
- Лучше ТолстогоМайа Одина, «Сегодня», 10.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом ТолстымРоман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Счастье выдохлосьОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 9.10.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Русская мысль», 28.09.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- Чаепитие у Петра ФоменкоАнна Гудкова, «Труд», 9.08.2000
- Шерше ля Мефистофель-фамМарина Давыдова, «Время новостей», 7.08.2000
- Это штука посильнее
Ирина Родионова, «Сегодня», 7.08.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Деревня, где всегда войнаНина Агишева, «Московские новости», 18.07.2000
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Счастливая деревня на Кутузовском проспектеЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 6.07.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- В поднебесье с биркой на ногеГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 1.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Лучезарное коромыслоАлена Солнцева, «Время новостей», 23.06.2000
- Седьмой континентЛариса Юсипова, «Ведомости», 23.06.2000
- Фоменко построил деревнюЕлена Ковальская, «Коммерсант», 23.06.2000
- Нежный реализмМайа Одина, «Сегодня», 22.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Одна абсолютно театральная деревняИгорь Овчинников, «Вести.ру», 22.06.2000
- Петр Фоменко подался в деревнюОльга Романцова, «Век», 21.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- Возвращение «датских» спектаклейМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 28», 06.2000
- Новая чертовщина на ПатриаршихЕлена Ямпольская, «Новые известия», 18.05.2000
- Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красномАлла Шевелева, «Diplomat», 05.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Не будьте как детиМарина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Варвары и варваршиМария Седых, «Общая газета», 13.01.2000
- Горький в стиле ЧеховаМайа Одина, «Сегодня», 11.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- В тюрьме и без герояГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- Пять пудов любвиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2000
- Семейное счастиеДина Годер, «Итоги», 10.2000
- «В образе бабочки или девушки»Инна Соловьева (Базилевская), «Театр», 2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Современная драматургия», 2000