Разбиваются сердца под воздействием винца
Вторая мхатовская премьера на Малой сцене со смешным названием «Ю» могла бы возглавить список претендентов на премию «Лучший спектакль о Москве». Но поскольку круглая дата столицы миновала, «Ю» имеет шансы быть отмеченным за другие заслуги.
Пьеса Ольги Мухиной, режиссер Евгений Каменькович, художник Александр Боровский.
Небрежно напетая Гошей Куценко в начале песенка сообщает: «Жил человек по фамилии Ю». Наверное, китаец, думает зритель. Ни китайца, ни другого гражданина с подобной фамилией в спектакле не будет. А будут Степан Иванович, Елизавета Сергеевна, сестры (Аня и безымянная сестра), а также Сева, Андрей, Пирогова, Барсуков и две старушки-веселушки. Вся эта коммуна будет жить-поживать на одном балконе одной московской квартиры и вести как будто бы ни к чему не обязывающие разговоры:
А я в детстве любила смотреть
А я в детстве на велосипеде любил кататься.
Прямо-таки прозаический вариант стишка Михалкова-старшего: «А у нас в квартире газ. А у вас? А у нас водопровод. Вот!». Только в отличие от михалковского детского шлягера в «Ю» все и легкомысленно, и серьезно. Много любви, выпивки и стихов на эту тему.
Как разбиваются сердца под воздействием винца, декламирует Степан Иванович и разливает всем. Одни пьют с радости, другие с горя. Одни прыгают с балкона, но не разбиваются, другие выпивают не то что надо и попадают в Склиф. Влюбленный летчик стреляет по балкону, а кто-то стреляет в себя. Почему-то все это как в вальсе, а может, как во сне или в метели. Когда люди заблудились в белом вихре и, как сомнамбулы, выписывают в воздухе кривую траекторию своего движения.
Удивительное ощущение от текста Мухиной: реалистическая абстракция и абстрактный реализм в каком-то завораживающем ритме. Настолько необычном, что кажется, будто на балконе не говорят, а поют. Режиссер Каменькович, уже имевший дело с драматургией Мухиной, нашел к ней идеальный ключ, открыл ее и показал всем, как можно «сбороть» актуальную и непростую прозу. Атмосфера «Ю» как показатель успешности спектакля состоит из ритма, контекстуальной, а не лобовой страсти, предощущений и предчувствий, что всегда ценнее и тоньше открытых эмоций. А также милых технических примочек в виде проектируемых настенных надписей: «Все ждут Героя», «Он пришел» и в финале просто «Занавес».
В «Ю» есть актерский ансамбль, в котором работа каждого, от главной до маленькой, самоценна. Можно поздравить разновозрастных дебютантов на мхатовской сцене Владимира Краснова, влившегося в труппу из саратовской драмы, и Егора Бероева, получившего свою первую большую роль. Это он Герой, которого все ждали в пьесе, и не исключено, что им он окажется и в списке восходящих звезд. Замечательные работы у Евгении Добровольской (сестра), Ольги Барнет, Максима Виторгана (муж сестры), Александра Мохова (Андрей), Станислава Любшина (Барсуков), студентов Николая Исакова и Дарьи Мороз. Даже эпизодически возникающие ремарки в черном парочка старушек-веселушек (Нина Килимник и Елена Лемешко) совсем не проходные.
Похоже, что после этого чудного «Ю» москвичи с облегчением вздохнут: слава Богу, столица наводнена не одними бомжами, наркоманами и проститутками с новыми русскими, а нормальными людьми с их нормальной жизнью, которая может быть куда интереснее жизни социального дна.
Пьеса Ольги Мухиной, режиссер Евгений Каменькович, художник Александр Боровский.
Небрежно напетая Гошей Куценко в начале песенка сообщает: «Жил человек по фамилии Ю». Наверное, китаец, думает зритель. Ни китайца, ни другого гражданина с подобной фамилией в спектакле не будет. А будут Степан Иванович, Елизавета Сергеевна, сестры (Аня и безымянная сестра), а также Сева, Андрей, Пирогова, Барсуков и две старушки-веселушки. Вся эта коммуна будет жить-поживать на одном балконе одной московской квартиры и вести как будто бы ни к чему не обязывающие разговоры:
А я в детстве любила смотреть
А я в детстве на велосипеде любил кататься.
Прямо-таки прозаический вариант стишка Михалкова-старшего: «А у нас в квартире газ. А у вас? А у нас водопровод. Вот!». Только в отличие от михалковского детского шлягера в «Ю» все и легкомысленно, и серьезно. Много любви, выпивки и стихов на эту тему.
Как разбиваются сердца под воздействием винца, декламирует Степан Иванович и разливает всем. Одни пьют с радости, другие с горя. Одни прыгают с балкона, но не разбиваются, другие выпивают не то что надо и попадают в Склиф. Влюбленный летчик стреляет по балкону, а кто-то стреляет в себя. Почему-то все это как в вальсе, а может, как во сне или в метели. Когда люди заблудились в белом вихре и, как сомнамбулы, выписывают в воздухе кривую траекторию своего движения.
Удивительное ощущение от текста Мухиной: реалистическая абстракция и абстрактный реализм в каком-то завораживающем ритме. Настолько необычном, что кажется, будто на балконе не говорят, а поют. Режиссер Каменькович, уже имевший дело с драматургией Мухиной, нашел к ней идеальный ключ, открыл ее и показал всем, как можно «сбороть» актуальную и непростую прозу. Атмосфера «Ю» как показатель успешности спектакля состоит из ритма, контекстуальной, а не лобовой страсти, предощущений и предчувствий, что всегда ценнее и тоньше открытых эмоций. А также милых технических примочек в виде проектируемых настенных надписей: «Все ждут Героя», «Он пришел» и в финале просто «Занавес».
В «Ю» есть актерский ансамбль, в котором работа каждого, от главной до маленькой, самоценна. Можно поздравить разновозрастных дебютантов на мхатовской сцене Владимира Краснова, влившегося в труппу из саратовской драмы, и Егора Бероева, получившего свою первую большую роль. Это он Герой, которого все ждали в пьесе, и не исключено, что им он окажется и в списке восходящих звезд. Замечательные работы у Евгении Добровольской (сестра), Ольги Барнет, Максима Виторгана (муж сестры), Александра Мохова (Андрей), Станислава Любшина (Барсуков), студентов Николая Исакова и Дарьи Мороз. Даже эпизодически возникающие ремарки в черном парочка старушек-веселушек (Нина Килимник и Елена Лемешко) совсем не проходные.
Похоже, что после этого чудного «Ю» москвичи с облегчением вздохнут: слава Богу, столица наводнена не одними бомжами, наркоманами и проститутками с новыми русскими, а нормальными людьми с их нормальной жизнью, которая может быть куда интереснее жизни социального дна.
Марина Райкина, «Московский комсомолец», 25.09.2001
- На пиру у старосветских помещиковАлена Карась, «Российская газета», 27.12.2001
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- «Танцы на праздник урожая»«Афиша», 29.10.2001
- Танцы у костраОлег Дуленин, 24.10.2001
- Оля Мухина и ее «Ю»Марина Мурзина, «АиФ Москва», 3.10.2001
- Да-да, нет-нет Оли МухинойКонстантин Александров, «dellAPT», 1.10.2001
- Могу лететь? - Лети!Елена Гинцберг, «dellAPT», 1.10.2001
- Москва слезам не веритЮрий Алесин, «www.MoscowOut.ru», 1.10.2001
- «Ю» Ольги Мухиной во МХАТе им. ЧеховаДжон Фридман, «“Moscow Times”», 27.09.2001
- Чай, кофе, потанцуемАнтон Красовский, «Независимая газета», 27.09.2001
- Молодая кровьГригорий Заславский, «Русский журнал», 26.09.2001
- Разбиваются сердца под воздействием винцаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 25.09.2001
- Из жизни шпротАлексей Филиппов, «Известия», 24.09.2001
- Время ЮИрина Корнеева, «Время МН», 20.09.2001
- Я комедиант. Ничтожная роль?Наталия Каминская, «Культура», 13.09.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Галина Тюнина«Афиша», 9.07.2001
- Бабье царство по-ирландскиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 24», 07.2001
- Пять сестер и один ребенокСаша Канноне, «Московские новости», 07.2001
- Женщины ПедаясаЕлена Ковальская, «Афиша», 25.06.2001
- Дансинг в пустынеЕкатерина Васенина, «Новая газета», 25.06.2001
- Сегодня праздник у девчат, сегодня будут танцыИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 8.06.2001
- «Танцы на празднике урожая»Маша Иванова, «Итоги», 5.06.2001
- Между Пиусом и ЛунасомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 1.06.2001
- Сестер стало пятьОлег Зинцов, «Ведомости», 1.06.2001
- Тоскливый праздникЕлена Губайдуллина, «Независимая газета», 1.06.2001
- Чужие на «празднике урожая»Ирина Леонидова, «Культура», 31.05.2001
- Мастерская без мастераРоман Должанский, «Коммерсант», 31.05.2001
- Танцующие на светуМария Седых, «Общая газета», 31.05.2001
- Мастерская успехаОльга Романцова, «Вести.Ru», 31.05.2001
- Танцующие в теснотеМарина Давыдова, «Время новостей», 30.05.2001
- Пять сестерОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 30.05.2001
- Танцы в сельских интерьерахИрина Корнеева, «Время МН», 29.05.2001
- Танцы по-ирландскиАлексей Филиппов, «Известия», 29.05.2001
- Сладкий яд большого мираЕлена Дьякова, «Газета.Ru», 28.05.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Известен адрес, где хранится спасительная красотаЯн Смирницкий, 03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Андрей в поход собрался«Финансовая Россия, № 7», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Амазонки неавангардаЛариса Юсипова, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Уроки музыкиАнатолий Смелянский, «Московские новости», 12.01.2001
- Театр семьиОлег Дуленин, «Планета Красота, № 1-2», 01.2001
- «Гармония мира не знает границ┘»Марина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 24», 2001