Да-да, нет-нет Оли Мухиной
Оля Мухина в первую очередь вспоминается как автор замечательной пьесы «Таня-Таня» уже много лет с неизменным успехом идущей в театре Петра Фоменко. С этими повторяющимися словами свыкаешься, благо что такие сцепочки разбрасываются ею по тексту и проступают забавным бормотанием, простодушностью, романтикой, удивительной и очень простой (или непростой) историей о любви и счастливо распахнутыми глазами. Оттого и эту пьесу хочется назвать «Ю-Ю». Почему бы и нет?
Кстати, Евгений Каменькович сам «выходец из Фоменок» уже ставил эту пьесу несколько лет назад Полина Агуреева выходила на сцену студенческого театра ГИТИС в роли Пироговой вместе со своими сокурсниками. То есть для режиссера это своеобразный ремейк, с которым он пришел во МХАТ, принявшийся постепенно обновлять свой репертуар. Спектакль «Ю» на малой сцене стал второй премьерой сезона, и, хотя в спектакле можно найти изрядное количество шероховатостей как по части актерской игры, так и по части режиссуры, он наверняка понравится зрителям. Потому что это еще одна простая (непростая) чудесная история о любви, происходящая в нашей славной, родной столице. Потому что текст порхает, а герои близки и приятны они наши соседи, а мы их (сцена-то маленькая, сидим рядом они на балконе, мы так, как бы на жердочках). Хорошо.
Вообще пьеса чрезвычайно напоминает собой «Таню-Таню» и по языку (что вовсе не странно, а очень даже понятно и приветствуется), и по структуре (тут они практически близнецы) лишь персонажей больше, оттого и узелков больше, а пауз меньше и огрехи актерские меньше замечаются, поскольку спешащим действием скрадываются. Поколений больше, да и живут не на окраине вроде и не сейчас вроде. Впрочем, может быть и сейчас, а скоре всего именно сейчас то есть вот ТУТ и ТЕПЕРЬ, когда идет спектакль, поскольку время у пьесы свое и пространство свое и оттого хорошо зрителям и приятно вроде оно и правда все, а с другой стороны сказка, а сказка это ведь для детей, чтобы приятно им было и чтобы спалось хорошо и потому становятся зрители детьми и радуются, а после спектакля идут домой, унося каждый свой маленький кусочек счастья и спать им потом хорошо.
В общем, удачно все это Табаков придумал и чтобы Каменьковича пригласить (после неудачных, по-моему, «Любовных писем» и халтурной, по отзывам иных, постановки в театре Эстрады), и чтобы Олю Мухину поставить, и чтобы Александр Боровский им помог (простенько так все, темненько, без яркости и претензий, по домашнему, можно сказать ничто не отвлекает, все для актеров: балкон, за дверью балконной комната какая-то, там что-то стоит, стол со скатерочкой, лампа жилое помещение), и чтобы музыку им подобрал хоть и Василий, но все же Немирович-Данченко, и чтобы Гоша Куценко песенку придумал милую такую, приятную, и чтобы актеров отовсюду понабрать и стар, и млад, и получился бы ансамбль, как на лестничной клетке тут вам и народные Краснов с Барнет, да Любшин, любимый многими, в качестве третьего для геометрической фигуры любовного порядка, тут и МХАТовская же Женя Добровольская, с которой, в общем, все и начинается по сюжету, и приглашенный специально из Табакерки Александр Мохов, находящий очень трогательный портрет для своего персонажа, и взятая из собственной Школы-студии Дарья Мороз, прекрасно справляющаяся с ролью юной блондинки (ноги да улыбка до ушей), и Максим Виторган, который хоть поначалу и стоит как истукан, будто не понимает, куда попал и что делать надо, но потом ничего находит свое место, и Луиза Хуснутдинова, очень правильно на роль выбранная и очень к ней подходящая, и Егор Бероев главный по сюжету соблазнитель и дурачок, в фас очень напоминающий испанского актера по фамилии Бандерас, и Николай Исаков, зачем-то пытающийся играть, что вредно, но ничего все ведь еще можно исправить, объяснить, и в конечном счете даже местами раздражающие старушки и те кстати; ну и «Ю» это ведь то ли «Вы», то ли «ты» как Вам (тебе) будет угодно, ведь главное-то все равно результат, общий итог, а он, даже учитывая немалое количество сцен угловатых, неловких, не плавно друг в друга переходящих, скорее положительный, потому что общие впечатления, финалом оставляемые, довольно приятные, а что не все получилось, и что с некоторыми глупостями зрителю приходится свыкаться, чтобы принять (тут и старушки пресловутые, и полеты поначалу нелепые), то это исправимо. Нужно лишь: знаете, нужно лишь, чтобы и актеры вместо работы профессиональной, которая зачастую сквозит и которая для пьесы этой не подходит совершенно, нужно чтобы все они чувствовали себя счастливыми. Вот чего не хватает для того, чтобы спектакль полетел, по-настоящему шагнул за балкон чуть больше счастья в сердцах и легкости. Тогда-то все и получится примеры есть, я о них уже говорил.
Кстати, Евгений Каменькович сам «выходец из Фоменок» уже ставил эту пьесу несколько лет назад Полина Агуреева выходила на сцену студенческого театра ГИТИС в роли Пироговой вместе со своими сокурсниками. То есть для режиссера это своеобразный ремейк, с которым он пришел во МХАТ, принявшийся постепенно обновлять свой репертуар. Спектакль «Ю» на малой сцене стал второй премьерой сезона, и, хотя в спектакле можно найти изрядное количество шероховатостей как по части актерской игры, так и по части режиссуры, он наверняка понравится зрителям. Потому что это еще одна простая (непростая) чудесная история о любви, происходящая в нашей славной, родной столице. Потому что текст порхает, а герои близки и приятны они наши соседи, а мы их (сцена-то маленькая, сидим рядом они на балконе, мы так, как бы на жердочках). Хорошо.
Вообще пьеса чрезвычайно напоминает собой «Таню-Таню» и по языку (что вовсе не странно, а очень даже понятно и приветствуется), и по структуре (тут они практически близнецы) лишь персонажей больше, оттого и узелков больше, а пауз меньше и огрехи актерские меньше замечаются, поскольку спешащим действием скрадываются. Поколений больше, да и живут не на окраине вроде и не сейчас вроде. Впрочем, может быть и сейчас, а скоре всего именно сейчас то есть вот ТУТ и ТЕПЕРЬ, когда идет спектакль, поскольку время у пьесы свое и пространство свое и оттого хорошо зрителям и приятно вроде оно и правда все, а с другой стороны сказка, а сказка это ведь для детей, чтобы приятно им было и чтобы спалось хорошо и потому становятся зрители детьми и радуются, а после спектакля идут домой, унося каждый свой маленький кусочек счастья и спать им потом хорошо.
В общем, удачно все это Табаков придумал и чтобы Каменьковича пригласить (после неудачных, по-моему, «Любовных писем» и халтурной, по отзывам иных, постановки в театре Эстрады), и чтобы Олю Мухину поставить, и чтобы Александр Боровский им помог (простенько так все, темненько, без яркости и претензий, по домашнему, можно сказать ничто не отвлекает, все для актеров: балкон, за дверью балконной комната какая-то, там что-то стоит, стол со скатерочкой, лампа жилое помещение), и чтобы музыку им подобрал хоть и Василий, но все же Немирович-Данченко, и чтобы Гоша Куценко песенку придумал милую такую, приятную, и чтобы актеров отовсюду понабрать и стар, и млад, и получился бы ансамбль, как на лестничной клетке тут вам и народные Краснов с Барнет, да Любшин, любимый многими, в качестве третьего для геометрической фигуры любовного порядка, тут и МХАТовская же Женя Добровольская, с которой, в общем, все и начинается по сюжету, и приглашенный специально из Табакерки Александр Мохов, находящий очень трогательный портрет для своего персонажа, и взятая из собственной Школы-студии Дарья Мороз, прекрасно справляющаяся с ролью юной блондинки (ноги да улыбка до ушей), и Максим Виторган, который хоть поначалу и стоит как истукан, будто не понимает, куда попал и что делать надо, но потом ничего находит свое место, и Луиза Хуснутдинова, очень правильно на роль выбранная и очень к ней подходящая, и Егор Бероев главный по сюжету соблазнитель и дурачок, в фас очень напоминающий испанского актера по фамилии Бандерас, и Николай Исаков, зачем-то пытающийся играть, что вредно, но ничего все ведь еще можно исправить, объяснить, и в конечном счете даже местами раздражающие старушки и те кстати; ну и «Ю» это ведь то ли «Вы», то ли «ты» как Вам (тебе) будет угодно, ведь главное-то все равно результат, общий итог, а он, даже учитывая немалое количество сцен угловатых, неловких, не плавно друг в друга переходящих, скорее положительный, потому что общие впечатления, финалом оставляемые, довольно приятные, а что не все получилось, и что с некоторыми глупостями зрителю приходится свыкаться, чтобы принять (тут и старушки пресловутые, и полеты поначалу нелепые), то это исправимо. Нужно лишь: знаете, нужно лишь, чтобы и актеры вместо работы профессиональной, которая зачастую сквозит и которая для пьесы этой не подходит совершенно, нужно чтобы все они чувствовали себя счастливыми. Вот чего не хватает для того, чтобы спектакль полетел, по-настоящему шагнул за балкон чуть больше счастья в сердцах и легкости. Тогда-то все и получится примеры есть, я о них уже говорил.
Константин Александров, «dellAPT», 1.10.2001
- На пиру у старосветских помещиковАлена Карась, «Российская газета», 27.12.2001
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- «Танцы на праздник урожая»«Афиша», 29.10.2001
- Танцы у костраОлег Дуленин, 24.10.2001
- Оля Мухина и ее «Ю»Марина Мурзина, «АиФ Москва», 3.10.2001
- Да-да, нет-нет Оли МухинойКонстантин Александров, «dellAPT», 1.10.2001
- Могу лететь? - Лети!Елена Гинцберг, «dellAPT», 1.10.2001
- Москва слезам не веритЮрий Алесин, «www.MoscowOut.ru», 1.10.2001
- «Ю» Ольги Мухиной во МХАТе им. ЧеховаДжон Фридман, «“Moscow Times”», 27.09.2001
- Чай, кофе, потанцуемАнтон Красовский, «Независимая газета», 27.09.2001
- Молодая кровьГригорий Заславский, «Русский журнал», 26.09.2001
- Разбиваются сердца под воздействием винцаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 25.09.2001
- Из жизни шпротАлексей Филиппов, «Известия», 24.09.2001
- Время ЮИрина Корнеева, «Время МН», 20.09.2001
- Я комедиант. Ничтожная роль?Наталия Каминская, «Культура», 13.09.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Галина Тюнина«Афиша», 9.07.2001
- Бабье царство по-ирландскиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 24», 07.2001
- Пять сестер и один ребенокСаша Канноне, «Московские новости», 07.2001
- Женщины ПедаясаЕлена Ковальская, «Афиша», 25.06.2001
- Дансинг в пустынеЕкатерина Васенина, «Новая газета», 25.06.2001
- Сегодня праздник у девчат, сегодня будут танцыИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 8.06.2001
- «Танцы на празднике урожая»Маша Иванова, «Итоги», 5.06.2001
- Между Пиусом и ЛунасомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 1.06.2001
- Сестер стало пятьОлег Зинцов, «Ведомости», 1.06.2001
- Тоскливый праздникЕлена Губайдуллина, «Независимая газета», 1.06.2001
- Чужие на «празднике урожая»Ирина Леонидова, «Культура», 31.05.2001
- Мастерская без мастераРоман Должанский, «Коммерсант», 31.05.2001
- Танцующие на светуМария Седых, «Общая газета», 31.05.2001
- Мастерская успехаОльга Романцова, «Вести.Ru», 31.05.2001
- Танцующие в теснотеМарина Давыдова, «Время новостей», 30.05.2001
- Пять сестерОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 30.05.2001
- Танцы в сельских интерьерахИрина Корнеева, «Время МН», 29.05.2001
- Танцы по-ирландскиАлексей Филиппов, «Известия», 29.05.2001
- Сладкий яд большого мираЕлена Дьякова, «Газета.Ru», 28.05.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Известен адрес, где хранится спасительная красотаЯн Смирницкий, 03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Андрей в поход собрался«Финансовая Россия, № 7», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Амазонки неавангардаЛариса Юсипова, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Уроки музыкиАнатолий Смелянский, «Московские новости», 12.01.2001
- Театр семьиОлег Дуленин, «Планета Красота, № 1-2», 01.2001
- «Гармония мира не знает границ┘»Марина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 24», 2001