Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременно
Петр Фоменко поставил наконец давно обещанный спектакль по роману Льва Толстого «Война и мир»
На премьеру «Войны и мира» я отправился в первую очередь из любопытства.
Согласитесь, у каждого, кто читал эту четырехтомную эпопею Льва Толстого, сложились свои образы Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Элен Курагиной┘ У кого-то эти образы слились с масками актеров из фильма Бондарчука и стали для обывателя едва ли не шаблонными┘
Петр Фоменко задумал свой спектакль аж пять лет назад. Говорят, актеры на первых репетициях прочитали вслух весь роман┘
Я озадачен (первый акт)
Декорации в спектакле нарочито скромны: 7 жестких стульев, стремянка и два незавершенных портрета императоров Александра I и Наполеона. О масштабности первоисточника напоминает лишь огромная карта Европы 1805 года, заменяющая занавес.
Начало было неспешным. В салоне Анны Павловны Шерер актеры с томиками Толстого в руках вели чинный салонный треп. Я успел заподозрить, что дальше будет скучно┘ И зря.
Когда гости стали расходиться, рамы от императорских портретов вдруг превратились во вращающиеся двери, и все закружилось, и тонкая пряжа сюжета стала сплетаться в мудреное кружево┘ Князь Андрей (Илья Любимов) и Пьер Безухов (Андрей Казаков) продолжали беседу, посадив балаболку Шерер с виконтом де Мортемаром себе на плечи┘ А потом следует динамичная сцена лихой попойки с участием Безухова, за которой Болконский наблюдает со стороны с немым укором┘ В финале действия князя Андрея с медным тазом на голове (привет Дон-Кихоту!) отправляют на войну и разухабистые собутыльники, ставшие вдруг такими пай-мальчиками, поют отходную песню «Мальбрук в поход собрался».
Вопросик в антракте
Вот интересно: в спектакле более 30 персонажей. По нескольку на каждого актера. Так что некоторым приходится в каждом акте играть нового героя. Разумеется, дело не в нехватке актеров видимо, это нужно Фоменко для того самого плетения петелек и крючочков, составляющих ткань спектакля?
Я удивлен (второй акт)
О том, что актеры вышли на сцену в совершенно новых амплуа, зрители забыли через пару минут. Действие развивается параллельно на именинах в семействе Ростовых и в комнате мучительно умирающего старого графа Безухова. Безудержное веселье переплетено со смертельным трагизмом. Пьер кружится в замысловатом танце с тринадцатилетней Наташей Ростовой, которая, теряя бальную белоснежную перчатку, заменяет ее грубо связанной варежкой (подобных прелестных мелочей в спектакле немало). А следом врачи хлопочут вокруг старого графа, стараясь облегчить его страдания. О смерти графа зрители узнают по капелькам воды, звонко капающим во все тот же медный таз.
Я в восторге (третий акт)
Заключительное действие отдельный, третий спектакль. Забавен эпистолярный диалог двух подруг, княжны Марьи Болконской и Жюли Карагиной, прощание Андрея Болконского со своим отцом (пожалуй, самая пронзительная сцена спектакля, в которой, казалось, уже нельзя достичь большего напряжения, а оно все нарастало и нарастало). А в итоге вновь поют «Мальбрука»┘
Война так и остается «за кадром». Здесь лишь сгущающаяся атмосфера мира накануне. Мира перед грозой┘
Ксения Кутепова в один вечер играет беременную княгиню Болконскую, подвижную хохотушку Соню и Жюли, пишущую своей подруге душевные письма.
Три роли и у Галины Тюниной. Причем, как и Ксения, она не просто хороша, а блистательна. Хотя другие актеры на их фоне отнюдь не теряются.
Прелестна в роли Наташи Ростовой Полина Агуреева, очарователен старый граф Безухов Борис Горбачев. Запоминается даже Сергей Якубенко, сыгравший всего-то трех эпизодических персонажей.
Выдох
Фоменковская «Война и мир» длится более четырех часов, однако время не тянется тягостно. Очевидно, что спектакль, как живой организм, еще будет меняться. Интересно как. Я бы сходил еще раз. Может быть, это субъективно и эмоционально, но «Война и мир» показалась мне лучшим спектаклем из тех, что я видел за последние лет пять.
Согласитесь, у каждого, кто читал эту четырехтомную эпопею Льва Толстого, сложились свои образы Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Элен Курагиной┘ У кого-то эти образы слились с масками актеров из фильма Бондарчука и стали для обывателя едва ли не шаблонными┘
Петр Фоменко задумал свой спектакль аж пять лет назад. Говорят, актеры на первых репетициях прочитали вслух весь роман┘
Я озадачен (первый акт)
Декорации в спектакле нарочито скромны: 7 жестких стульев, стремянка и два незавершенных портрета императоров Александра I и Наполеона. О масштабности первоисточника напоминает лишь огромная карта Европы 1805 года, заменяющая занавес.
Начало было неспешным. В салоне Анны Павловны Шерер актеры с томиками Толстого в руках вели чинный салонный треп. Я успел заподозрить, что дальше будет скучно┘ И зря.
Когда гости стали расходиться, рамы от императорских портретов вдруг превратились во вращающиеся двери, и все закружилось, и тонкая пряжа сюжета стала сплетаться в мудреное кружево┘ Князь Андрей (Илья Любимов) и Пьер Безухов (Андрей Казаков) продолжали беседу, посадив балаболку Шерер с виконтом де Мортемаром себе на плечи┘ А потом следует динамичная сцена лихой попойки с участием Безухова, за которой Болконский наблюдает со стороны с немым укором┘ В финале действия князя Андрея с медным тазом на голове (привет Дон-Кихоту!) отправляют на войну и разухабистые собутыльники, ставшие вдруг такими пай-мальчиками, поют отходную песню «Мальбрук в поход собрался».
Вопросик в антракте
Вот интересно: в спектакле более 30 персонажей. По нескольку на каждого актера. Так что некоторым приходится в каждом акте играть нового героя. Разумеется, дело не в нехватке актеров видимо, это нужно Фоменко для того самого плетения петелек и крючочков, составляющих ткань спектакля?
Я удивлен (второй акт)
О том, что актеры вышли на сцену в совершенно новых амплуа, зрители забыли через пару минут. Действие развивается параллельно на именинах в семействе Ростовых и в комнате мучительно умирающего старого графа Безухова. Безудержное веселье переплетено со смертельным трагизмом. Пьер кружится в замысловатом танце с тринадцатилетней Наташей Ростовой, которая, теряя бальную белоснежную перчатку, заменяет ее грубо связанной варежкой (подобных прелестных мелочей в спектакле немало). А следом врачи хлопочут вокруг старого графа, стараясь облегчить его страдания. О смерти графа зрители узнают по капелькам воды, звонко капающим во все тот же медный таз.
Я в восторге (третий акт)
Заключительное действие отдельный, третий спектакль. Забавен эпистолярный диалог двух подруг, княжны Марьи Болконской и Жюли Карагиной, прощание Андрея Болконского со своим отцом (пожалуй, самая пронзительная сцена спектакля, в которой, казалось, уже нельзя достичь большего напряжения, а оно все нарастало и нарастало). А в итоге вновь поют «Мальбрука»┘
Война так и остается «за кадром». Здесь лишь сгущающаяся атмосфера мира накануне. Мира перед грозой┘
Ксения Кутепова в один вечер играет беременную княгиню Болконскую, подвижную хохотушку Соню и Жюли, пишущую своей подруге душевные письма.
Три роли и у Галины Тюниной. Причем, как и Ксения, она не просто хороша, а блистательна. Хотя другие актеры на их фоне отнюдь не теряются.
Прелестна в роли Наташи Ростовой Полина Агуреева, очарователен старый граф Безухов Борис Горбачев. Запоминается даже Сергей Якубенко, сыгравший всего-то трех эпизодических персонажей.
Выдох
Фоменковская «Война и мир» длится более четырех часов, однако время не тянется тягостно. Очевидно, что спектакль, как живой организм, еще будет меняться. Интересно как. Я бы сходил еще раз. Может быть, это субъективно и эмоционально, но «Война и мир» показалась мне лучшим спектаклем из тех, что я видел за последние лет пять.
Алексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- На пиру у старосветских помещиковАлена Карась, «Российская газета», 27.12.2001
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- «Танцы на праздник урожая»«Афиша», 29.10.2001
- Танцы у костраОлег Дуленин, 24.10.2001
- Оля Мухина и ее «Ю»Марина Мурзина, «АиФ Москва», 3.10.2001
- Да-да, нет-нет Оли МухинойКонстантин Александров, «dellAPT», 1.10.2001
- Могу лететь? - Лети!Елена Гинцберг, «dellAPT», 1.10.2001
- Москва слезам не веритЮрий Алесин, «www.MoscowOut.ru», 1.10.2001
- «Ю» Ольги Мухиной во МХАТе им. ЧеховаДжон Фридман, «“Moscow Times”», 27.09.2001
- Чай, кофе, потанцуемАнтон Красовский, «Независимая газета», 27.09.2001
- Молодая кровьГригорий Заславский, «Русский журнал», 26.09.2001
- Разбиваются сердца под воздействием винцаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 25.09.2001
- Из жизни шпротАлексей Филиппов, «Известия», 24.09.2001
- Время ЮИрина Корнеева, «Время МН», 20.09.2001
- Я комедиант. Ничтожная роль?Наталия Каминская, «Культура», 13.09.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Галина Тюнина«Афиша», 9.07.2001
- Бабье царство по-ирландскиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 24», 07.2001
- Пять сестер и один ребенокСаша Канноне, «Московские новости», 07.2001
- Женщины ПедаясаЕлена Ковальская, «Афиша», 25.06.2001
- Дансинг в пустынеЕкатерина Васенина, «Новая газета», 25.06.2001
- Сегодня праздник у девчат, сегодня будут танцыИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 8.06.2001
- «Танцы на празднике урожая»Маша Иванова, «Итоги», 5.06.2001
- Между Пиусом и ЛунасомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 1.06.2001
- Сестер стало пятьОлег Зинцов, «Ведомости», 1.06.2001
- Тоскливый праздникЕлена Губайдуллина, «Независимая газета», 1.06.2001
- Чужие на «празднике урожая»Ирина Леонидова, «Культура», 31.05.2001
- Мастерская без мастераРоман Должанский, «Коммерсант», 31.05.2001
- Танцующие на светуМария Седых, «Общая газета», 31.05.2001
- Мастерская успехаОльга Романцова, «Вести.Ru», 31.05.2001
- Танцующие в теснотеМарина Давыдова, «Время новостей», 30.05.2001
- Пять сестерОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 30.05.2001
- Танцы в сельских интерьерахИрина Корнеева, «Время МН», 29.05.2001
- Танцы по-ирландскиАлексей Филиппов, «Известия», 29.05.2001
- Сладкий яд большого мираЕлена Дьякова, «Газета.Ru», 28.05.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Известен адрес, где хранится спасительная красотаЯн Смирницкий, 03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Андрей в поход собрался«Финансовая Россия, № 7», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Амазонки неавангардаЛариса Юсипова, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Уроки музыкиАнатолий Смелянский, «Московские новости», 12.01.2001
- Театр семьиОлег Дуленин, «Планета Красота, № 1-2», 01.2001
- «Гармония мира не знает границ┘»Марина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 24», 2001