До войны
Петр Фоменко поставил Льва Толстого
«Война и мир. Начало романа. Сцены» так спектакль называется. Карта Европы его занавес. Жанр этюды. Похоже на то, как если бы актеры только что читали роман за столом, стол здесь же, на сцене, читали неторопливо, смакуя детали, и от избытка впечатлений взялись тут же разыграть сцену. Костюмом часто служит собственная одежда так что Илье Любимову довольно нацепить позументы на джемпер, чтобы стать собравшимся на войну Болконским. Галине Тюниной элегантно заколоть шелковый шарф, чтобы из нее вышла салонная дива. Книга порой так и остается в руках. Поэтому антресоли и стремянки на сцене напоминают о библиотеке, где Пьер, всклокоченный Андрей Казаков в длинной вязанной кофте и очках на кончике носа, библиотекарь. В эпизодах петербургских, московских и деревенских (действие заканчивается отъездом Андрея из Лысых Гор на войну) участвует почти вся труппа, однако почти всем досталось по несколько ролей. Толстой сыгран точно, мягко и легко так здесь играют всегда. И как всегда, в центре женщины: Полина Агуреева, Ксения Кутепова, Мадлен Джабраилова. Три радикально разные роли играет Галина Тюнина светскую львицу Шерер, стареющую девушку княгиню Марью и мамашу Ростову. Все три роли сделаны виртуозно, но без видимого усилия. Количество настолько же эталонных актерских работ в отдельно взятой мастерской удерживает от превосходных степеней в оценке новой постановки. И все же ясно: в своем реалистическом стане она будет одной из лучших, если не лучшей, в нынешнем сезоне. Но, как и в других спектаклях Петра Фоменко, в «Войне и мире» больше запоминаются не оттенки, а краски. Не психологические нюансы, а гротеск. Запоминается, как Шерер-Тюнина перебрасывает несгибающуюся ногу через спинку стула. Как Карен Бадалов осерчавший за обедом старый Болконский затачивает вилку. Запоминается смерть старого Безухова. Толстого в этой сцене играют, как играли чеховскую «Свадьбу», как играли бы Сухово-Кобылина, после нее все последующее кажется сладковатым.
Еще все это похоже на неоконченную акварель (мало ли законченных спектаклей сделано по отрывку). Незаконченную, потому что на антресолях недостроена балюстрада, а ростовые портреты двух императоров по краям сцены недописаны. Потому что четырехчасовой спектакль мог бы длиться еще и еще: сам процесс чтения был интересен театру больше, чем собственное высказывание, недаром процесс занял в театре много лет. И только песенка «Мальбрук в поход собрался» не раз напетая и инсценированная закольцовывает действие и сообщает ему законченность: Мальбрук-то не только собирался на войну, но и погиб на ней.
Еще все это похоже на неоконченную акварель (мало ли законченных спектаклей сделано по отрывку). Незаконченную, потому что на антресолях недостроена балюстрада, а ростовые портреты двух императоров по краям сцены недописаны. Потому что четырехчасовой спектакль мог бы длиться еще и еще: сам процесс чтения был интересен театру больше, чем собственное высказывание, недаром процесс занял в театре много лет. И только песенка «Мальбрук в поход собрался» не раз напетая и инсценированная закольцовывает действие и сообщает ему законченность: Мальбрук-то не только собирался на войну, но и погиб на ней.
Елена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- На пиру у старосветских помещиковАлена Карась, «Российская газета», 27.12.2001
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- «Танцы на праздник урожая»«Афиша», 29.10.2001
- Танцы у костраОлег Дуленин, 24.10.2001
- Оля Мухина и ее «Ю»Марина Мурзина, «АиФ Москва», 3.10.2001
- Да-да, нет-нет Оли МухинойКонстантин Александров, «dellAPT», 1.10.2001
- Могу лететь? - Лети!Елена Гинцберг, «dellAPT», 1.10.2001
- Москва слезам не веритЮрий Алесин, «www.MoscowOut.ru», 1.10.2001
- «Ю» Ольги Мухиной во МХАТе им. ЧеховаДжон Фридман, «“Moscow Times”», 27.09.2001
- Чай, кофе, потанцуемАнтон Красовский, «Независимая газета», 27.09.2001
- Молодая кровьГригорий Заславский, «Русский журнал», 26.09.2001
- Разбиваются сердца под воздействием винцаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 25.09.2001
- Из жизни шпротАлексей Филиппов, «Известия», 24.09.2001
- Время ЮИрина Корнеева, «Время МН», 20.09.2001
- Я комедиант. Ничтожная роль?Наталия Каминская, «Культура», 13.09.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Галина Тюнина«Афиша», 9.07.2001
- Бабье царство по-ирландскиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 24», 07.2001
- Пять сестер и один ребенокСаша Канноне, «Московские новости», 07.2001
- Женщины ПедаясаЕлена Ковальская, «Афиша», 25.06.2001
- Дансинг в пустынеЕкатерина Васенина, «Новая газета», 25.06.2001
- Сегодня праздник у девчат, сегодня будут танцыИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 8.06.2001
- «Танцы на празднике урожая»Маша Иванова, «Итоги», 5.06.2001
- Между Пиусом и ЛунасомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 1.06.2001
- Сестер стало пятьОлег Зинцов, «Ведомости», 1.06.2001
- Тоскливый праздникЕлена Губайдуллина, «Независимая газета», 1.06.2001
- Чужие на «празднике урожая»Ирина Леонидова, «Культура», 31.05.2001
- Мастерская без мастераРоман Должанский, «Коммерсант», 31.05.2001
- Танцующие на светуМария Седых, «Общая газета», 31.05.2001
- Мастерская успехаОльга Романцова, «Вести.Ru», 31.05.2001
- Танцующие в теснотеМарина Давыдова, «Время новостей», 30.05.2001
- Пять сестерОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 30.05.2001
- Танцы в сельских интерьерахИрина Корнеева, «Время МН», 29.05.2001
- Танцы по-ирландскиАлексей Филиппов, «Известия», 29.05.2001
- Сладкий яд большого мираЕлена Дьякова, «Газета.Ru», 28.05.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Известен адрес, где хранится спасительная красотаЯн Смирницкий, 03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Андрей в поход собрался«Финансовая Россия, № 7», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Амазонки неавангардаЛариса Юсипова, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Уроки музыкиАнатолий Смелянский, «Московские новости», 12.01.2001
- Театр семьиОлег Дуленин, «Планета Красота, № 1-2», 01.2001
- «Гармония мира не знает границ┘»Марина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 24», 2001