Андрей в поход собрался
«Война и мир» в мастерской Фоменко
Петр Фоменко в очередной раз переполошил критическую массу столичных театралов. Один из них, тяжело вздохнув, констатировал: «Вот так и живем от Фоменко до Фоменко». И в этих словах нет преувеличения, одна только голая правда. Три вершины нынешнего театрального сезона высятся гордо и одиноко «Одна абсолютно счастливая деревня» по повести Бориса Вахтина и два толстовских сочинения: «Семейное счастие» да «Война и мир». Все три создания мастерской и ее руководителя.
Затея с «Войной и миром» (несколько лет назад заявленная), честно говоря, казалась странной и даже сомнительной. И эпопея для театра громоздкая, и Толстой, если уже и не «зеркало русской революции», то точно наше все, так что вольности над собой не потерпит. Из недр мастерской доходили сведения, что роман долго читали вслух по ролям и представить публике собираются именно чтение. Давно забытое, умилительное семейное чтение с непременной зеленой лампой и прочими атрибутами домашней интеллигентской благости. Но вот спектакль, наконец, вышел, и на него, конечно, стоит пойти всей семьей, но только благости и умиления в нем нет как нет.
С эпопеей обошлись легко и просто выбрали для инсценировки первую часть первого тома (салон Анны Павловны Шерер, семейная идиллия Ростовых и смерть старшего графа Безухова, семейство Болконских в Лысых горах и отъезд князя Андрея на войну). И название дали нехитрое: «Война и мир“. Начало романа». Но вот что интересно. Сцены представлены мирные, даже демонстративно мирные светские сплетни, любовные восторги и переживания, бытовые неурядицы и болезни, а все же война при всем этом присутствует и на легкую житейскую прелесть, представлять которую Фоменко умеет как никто, так и норовит бросить мрачную, гротескную тень. Вместо занавеса тут карта воюющей Европы, а по бокам тесноватого сценического пространства (где каким-то загадочным образом умещаются именно что война и мир во всем своем философическом размахе) не до конца дорисованные портреты Наполеона и Александра, которые в один прекрасный момент начинают вдруг произносить программные речи.
В чтение романа погрузились серьезно и ответственно, а предъявленный публике итог многотрудной работы, несмотря на то, что длительность спектакля внушительная четыре часа, оказался легким, как дыхание. Будто на наших глазах пробежались рукой по черно-белой клавиатуре и сказали: «Это будет примерно так». Актеры мастерской играют по нескольку ролей не только оттого, что персонажей у Толстого больше, чем имеющихся в наличии артистов. Именно так и создается воздушная переменчивость действия, что давно стала фирменным знаком этого театра. Хорошо играют все: и Людмила Аринина (старая тетушка, Марья Дмитриевна Ахросимова, Катишь), и Мадлен Джабраилова (княгиня Друбецкая и мадемуазель Бурьен), и Андрей Казаков (Пьер Безухов), и Полина Агуреева (Элен Курагина и Наташа Ростова)┘ А лучше других Галина Тюнина (Анна Павловна Шерер, графиня Ростова и княжна Марья Болконская), Ксения Кутепова («маленькая княгиня» Лиза Болконская, Соня, Жюли Карагина) и Карэн Бадалов (старый князь Болконский в его предельно остром, эксцентрическом исполнении теперь уже вряд ли забудется).
А война не просто присутствует, она наступает непостижимая и торжественная, манящая. «Отчего люди идут на войну»? этим вопросом мучается не один только Пьер Безухов. Отчего это русские мальчики испытывают столь странную и неотвратимую тягу к смерти? Андрей Болконский отправляется на фронт. Надевает на голову большой медный таз и марширует под аккомпанемент легкомысленной старинной песенки: «Мальбрук в поход собрался». Поют в общем-то весело, шутливо, пока не прозвучит, последняя строчка «Вернется ли? Бог весть». Тут-то спектакль и закончился.
Затея с «Войной и миром» (несколько лет назад заявленная), честно говоря, казалась странной и даже сомнительной. И эпопея для театра громоздкая, и Толстой, если уже и не «зеркало русской революции», то точно наше все, так что вольности над собой не потерпит. Из недр мастерской доходили сведения, что роман долго читали вслух по ролям и представить публике собираются именно чтение. Давно забытое, умилительное семейное чтение с непременной зеленой лампой и прочими атрибутами домашней интеллигентской благости. Но вот спектакль, наконец, вышел, и на него, конечно, стоит пойти всей семьей, но только благости и умиления в нем нет как нет.
С эпопеей обошлись легко и просто выбрали для инсценировки первую часть первого тома (салон Анны Павловны Шерер, семейная идиллия Ростовых и смерть старшего графа Безухова, семейство Болконских в Лысых горах и отъезд князя Андрея на войну). И название дали нехитрое: «Война и мир“. Начало романа». Но вот что интересно. Сцены представлены мирные, даже демонстративно мирные светские сплетни, любовные восторги и переживания, бытовые неурядицы и болезни, а все же война при всем этом присутствует и на легкую житейскую прелесть, представлять которую Фоменко умеет как никто, так и норовит бросить мрачную, гротескную тень. Вместо занавеса тут карта воюющей Европы, а по бокам тесноватого сценического пространства (где каким-то загадочным образом умещаются именно что война и мир во всем своем философическом размахе) не до конца дорисованные портреты Наполеона и Александра, которые в один прекрасный момент начинают вдруг произносить программные речи.
В чтение романа погрузились серьезно и ответственно, а предъявленный публике итог многотрудной работы, несмотря на то, что длительность спектакля внушительная четыре часа, оказался легким, как дыхание. Будто на наших глазах пробежались рукой по черно-белой клавиатуре и сказали: «Это будет примерно так». Актеры мастерской играют по нескольку ролей не только оттого, что персонажей у Толстого больше, чем имеющихся в наличии артистов. Именно так и создается воздушная переменчивость действия, что давно стала фирменным знаком этого театра. Хорошо играют все: и Людмила Аринина (старая тетушка, Марья Дмитриевна Ахросимова, Катишь), и Мадлен Джабраилова (княгиня Друбецкая и мадемуазель Бурьен), и Андрей Казаков (Пьер Безухов), и Полина Агуреева (Элен Курагина и Наташа Ростова)┘ А лучше других Галина Тюнина (Анна Павловна Шерер, графиня Ростова и княжна Марья Болконская), Ксения Кутепова («маленькая княгиня» Лиза Болконская, Соня, Жюли Карагина) и Карэн Бадалов (старый князь Болконский в его предельно остром, эксцентрическом исполнении теперь уже вряд ли забудется).
А война не просто присутствует, она наступает непостижимая и торжественная, манящая. «Отчего люди идут на войну»? этим вопросом мучается не один только Пьер Безухов. Отчего это русские мальчики испытывают столь странную и неотвратимую тягу к смерти? Андрей Болконский отправляется на фронт. Надевает на голову большой медный таз и марширует под аккомпанемент легкомысленной старинной песенки: «Мальбрук в поход собрался». Поют в общем-то весело, шутливо, пока не прозвучит, последняя строчка «Вернется ли? Бог весть». Тут-то спектакль и закончился.
«Финансовая Россия, № 7», 03.2001
- На пиру у старосветских помещиковАлена Карась, «Российская газета», 27.12.2001
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- «Танцы на праздник урожая»«Афиша», 29.10.2001
- Танцы у костраОлег Дуленин, 24.10.2001
- Оля Мухина и ее «Ю»Марина Мурзина, «АиФ Москва», 3.10.2001
- Да-да, нет-нет Оли МухинойКонстантин Александров, «dellAPT», 1.10.2001
- Могу лететь? - Лети!Елена Гинцберг, «dellAPT», 1.10.2001
- Москва слезам не веритЮрий Алесин, «www.MoscowOut.ru», 1.10.2001
- «Ю» Ольги Мухиной во МХАТе им. ЧеховаДжон Фридман, «“Moscow Times”», 27.09.2001
- Чай, кофе, потанцуемАнтон Красовский, «Независимая газета», 27.09.2001
- Молодая кровьГригорий Заславский, «Русский журнал», 26.09.2001
- Разбиваются сердца под воздействием винцаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 25.09.2001
- Из жизни шпротАлексей Филиппов, «Известия», 24.09.2001
- Время ЮИрина Корнеева, «Время МН», 20.09.2001
- Я комедиант. Ничтожная роль?Наталия Каминская, «Культура», 13.09.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Галина Тюнина«Афиша», 9.07.2001
- Бабье царство по-ирландскиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 24», 07.2001
- Пять сестер и один ребенокСаша Канноне, «Московские новости», 07.2001
- Женщины ПедаясаЕлена Ковальская, «Афиша», 25.06.2001
- Дансинг в пустынеЕкатерина Васенина, «Новая газета», 25.06.2001
- Сегодня праздник у девчат, сегодня будут танцыИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 8.06.2001
- «Танцы на празднике урожая»Маша Иванова, «Итоги», 5.06.2001
- Между Пиусом и ЛунасомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 1.06.2001
- Сестер стало пятьОлег Зинцов, «Ведомости», 1.06.2001
- Тоскливый праздникЕлена Губайдуллина, «Независимая газета», 1.06.2001
- Чужие на «празднике урожая»Ирина Леонидова, «Культура», 31.05.2001
- Мастерская без мастераРоман Должанский, «Коммерсант», 31.05.2001
- Танцующие на светуМария Седых, «Общая газета», 31.05.2001
- Мастерская успехаОльга Романцова, «Вести.Ru», 31.05.2001
- Танцующие в теснотеМарина Давыдова, «Время новостей», 30.05.2001
- Пять сестерОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 30.05.2001
- Танцы в сельских интерьерахИрина Корнеева, «Время МН», 29.05.2001
- Танцы по-ирландскиАлексей Филиппов, «Известия», 29.05.2001
- Сладкий яд большого мираЕлена Дьякова, «Газета.Ru», 28.05.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Известен адрес, где хранится спасительная красотаЯн Смирницкий, 03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Андрей в поход собрался«Финансовая Россия, № 7», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Амазонки неавангардаЛариса Юсипова, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Уроки музыкиАнатолий Смелянский, «Московские новости», 12.01.2001
- Театр семьиОлег Дуленин, «Планета Красота, № 1-2», 01.2001
- «Гармония мира не знает границ┘»Марина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 24», 2001