Шпрехопера в трех актах
«Война и мир. Начало романа» в Мастерской П. Фоменко
Петр Наумович Фоменко опер не ставил и ставить их, увы, не собирается. Но все равно в нем отчетливо просматривается оперный режиссер. Не в том смысле, что он в своих драматических спектаклях исходит в основном из музыки (слов, фраз, текстовых фрагментов). И не в том смысле, что он тяготеет, как большинство режиссеров музыкального театра, к «крупному помолу». Нет, Фоменко внедряется в музыку текста но со стороны «прикладной» музыки, а не «чистой». И работает с актерами, конечно, в технике помола самого мелкого. Но у Фоменко есть свойство, которое словно выводится из строя классической музыки, его интересует тонкость чувств, благородство натуры, обаяние возвышенного строя мыслей, легкая и красивая вязь сверкающих фраз, мерцающий поток «нас возвышающего обмана» на фоне подспудно гудящих «горьких истин». Все это принадлежит классической опере и остается в ее шедеврах в любой сценической интерпретации (если музыкальная не направлена на сознательное разрушение этой красивой целостности). Неспроста Фоменко любит оперный принцип примадонны* дамы и барышни его спектаклей всегда увлекают лучезарной магией личности.
Казалось бы, инсценировка начальных эпизодов «Войны и мира» сегодня не может быть актуальной как театр. Для музыкального мира опера Прокофьева словно закрыла своей широкой спиной саму возможность вглядываться в персонажей и мысли Толстого на подмостках. Но Фоменко сочиняет такую интонацию и (вместе с инсценировщиками) такую структуру что мы против воли (да, да, сознаюсь в этом!) оказываемся втянутыми в затейливое трехчастное действо с отчетливо проступающим содержательным стержнем.
Стержнем драматургическим становится прежде всего примадонна актриса, предстающая в трех разных обликах, которые и определяют сердцевину спектакля. Галина Тюнина по воле Фоменко создает вокруг себя воронки водоворота, выступая в трех ипостасях. В качестве Анны Павловны Шерер, с негнущейся ногой, лишенная привычных тюнинских интонаций, сухая и скучная, она доводит атмосферу первой части до такой степени непривлекательности, что начинаешь подозревать спектакль в несостоятельности. Слишком рано! Потому что во второй части графиня Ростова в исполнении Тюниной организует вокруг себя такой цветущий остров тепла и семейного счастья, что сердце тает от восторга и умиления. Разыгранная семейством Ростовых пастораль к тому же искусно соединяет эпохи, превращаясь в модель универсального вневременного парадиза. Тюнина не действует в качестве исполнительницы в лихом дивертисменте, только сидит и подпевает, но ее участие в празднике становится поистине его мотором.
В третьей части Тюнина является нам княжной Марьей. Центральной сценой здесь становится эпизод с Андреем, когда Марья проявляет свою глубинную и бескомпромиссную религиозность. В героине Тюниной обнаруживаются такие безмерные холодные глубины, такие вселенские дали, что духовное пространство спектакля размыкается до истинно толстовских широт. Мы вдруг понимаем, что текст романа оказался только «орудием» в руках Фоменко, который как истинный большой талант просто «вчитывает» в знакомый всем текст свои сокровенные мысли. Политическая реальность, семейные ценности, метафизические опоры это триединство, являемое через протеически меняющуюся Галину Тюнину, позволяет нам сложить в уме и чувствах цельную вселенную и ощущаем ее, пользуясь ученым словом, релевантность.
В спектакле много хороших актерских работ (как всегда, блистают Ксения Кутепова и Мадлен Джабраилова: уверенно лепит свою не слишком приятную Наташу Ростову Полина Агуреева), но именно Тюнина «держит удар». Трехактная шпрехопера с романсами и дивертисментами в постановке Петра Наумовича Фоменко уверенно входит в виртуальное пространство музыкального театра.
* См. Алексей Парин. Квартет примадонн. Сегодня, 15.03.1994.
Казалось бы, инсценировка начальных эпизодов «Войны и мира» сегодня не может быть актуальной как театр. Для музыкального мира опера Прокофьева словно закрыла своей широкой спиной саму возможность вглядываться в персонажей и мысли Толстого на подмостках. Но Фоменко сочиняет такую интонацию и (вместе с инсценировщиками) такую структуру что мы против воли (да, да, сознаюсь в этом!) оказываемся втянутыми в затейливое трехчастное действо с отчетливо проступающим содержательным стержнем.
Стержнем драматургическим становится прежде всего примадонна актриса, предстающая в трех разных обликах, которые и определяют сердцевину спектакля. Галина Тюнина по воле Фоменко создает вокруг себя воронки водоворота, выступая в трех ипостасях. В качестве Анны Павловны Шерер, с негнущейся ногой, лишенная привычных тюнинских интонаций, сухая и скучная, она доводит атмосферу первой части до такой степени непривлекательности, что начинаешь подозревать спектакль в несостоятельности. Слишком рано! Потому что во второй части графиня Ростова в исполнении Тюниной организует вокруг себя такой цветущий остров тепла и семейного счастья, что сердце тает от восторга и умиления. Разыгранная семейством Ростовых пастораль к тому же искусно соединяет эпохи, превращаясь в модель универсального вневременного парадиза. Тюнина не действует в качестве исполнительницы в лихом дивертисменте, только сидит и подпевает, но ее участие в празднике становится поистине его мотором.
В третьей части Тюнина является нам княжной Марьей. Центральной сценой здесь становится эпизод с Андреем, когда Марья проявляет свою глубинную и бескомпромиссную религиозность. В героине Тюниной обнаруживаются такие безмерные холодные глубины, такие вселенские дали, что духовное пространство спектакля размыкается до истинно толстовских широт. Мы вдруг понимаем, что текст романа оказался только «орудием» в руках Фоменко, который как истинный большой талант просто «вчитывает» в знакомый всем текст свои сокровенные мысли. Политическая реальность, семейные ценности, метафизические опоры это триединство, являемое через протеически меняющуюся Галину Тюнину, позволяет нам сложить в уме и чувствах цельную вселенную и ощущаем ее, пользуясь ученым словом, релевантность.
В спектакле много хороших актерских работ (как всегда, блистают Ксения Кутепова и Мадлен Джабраилова: уверенно лепит свою не слишком приятную Наташу Ростову Полина Агуреева), но именно Тюнина «держит удар». Трехактная шпрехопера с романсами и дивертисментами в постановке Петра Наумовича Фоменко уверенно входит в виртуальное пространство музыкального театра.
* См. Алексей Парин. Квартет примадонн. Сегодня, 15.03.1994.
Алексей Парин, 03.2001
- На пиру у старосветских помещиковАлена Карась, «Российская газета», 27.12.2001
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- «Танцы на праздник урожая»«Афиша», 29.10.2001
- Танцы у костраОлег Дуленин, 24.10.2001
- Оля Мухина и ее «Ю»Марина Мурзина, «АиФ Москва», 3.10.2001
- Да-да, нет-нет Оли МухинойКонстантин Александров, «dellAPT», 1.10.2001
- Могу лететь? - Лети!Елена Гинцберг, «dellAPT», 1.10.2001
- Москва слезам не веритЮрий Алесин, «www.MoscowOut.ru», 1.10.2001
- «Ю» Ольги Мухиной во МХАТе им. ЧеховаДжон Фридман, «“Moscow Times”», 27.09.2001
- Чай, кофе, потанцуемАнтон Красовский, «Независимая газета», 27.09.2001
- Молодая кровьГригорий Заславский, «Русский журнал», 26.09.2001
- Разбиваются сердца под воздействием винцаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 25.09.2001
- Из жизни шпротАлексей Филиппов, «Известия», 24.09.2001
- Время ЮИрина Корнеева, «Время МН», 20.09.2001
- Я комедиант. Ничтожная роль?Наталия Каминская, «Культура», 13.09.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Галина Тюнина«Афиша», 9.07.2001
- Бабье царство по-ирландскиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 24», 07.2001
- Пять сестер и один ребенокСаша Канноне, «Московские новости», 07.2001
- Женщины ПедаясаЕлена Ковальская, «Афиша», 25.06.2001
- Дансинг в пустынеЕкатерина Васенина, «Новая газета», 25.06.2001
- Сегодня праздник у девчат, сегодня будут танцыИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 8.06.2001
- «Танцы на празднике урожая»Маша Иванова, «Итоги», 5.06.2001
- Между Пиусом и ЛунасомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 1.06.2001
- Сестер стало пятьОлег Зинцов, «Ведомости», 1.06.2001
- Тоскливый праздникЕлена Губайдуллина, «Независимая газета», 1.06.2001
- Чужие на «празднике урожая»Ирина Леонидова, «Культура», 31.05.2001
- Мастерская без мастераРоман Должанский, «Коммерсант», 31.05.2001
- Танцующие на светуМария Седых, «Общая газета», 31.05.2001
- Мастерская успехаОльга Романцова, «Вести.Ru», 31.05.2001
- Танцующие в теснотеМарина Давыдова, «Время новостей», 30.05.2001
- Пять сестерОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 30.05.2001
- Танцы в сельских интерьерахИрина Корнеева, «Время МН», 29.05.2001
- Танцы по-ирландскиАлексей Филиппов, «Известия», 29.05.2001
- Сладкий яд большого мираЕлена Дьякова, «Газета.Ru», 28.05.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Известен адрес, где хранится спасительная красотаЯн Смирницкий, 03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Андрей в поход собрался«Финансовая Россия, № 7», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Амазонки неавангардаЛариса Юсипова, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Уроки музыкиАнатолий Смелянский, «Московские новости», 12.01.2001
- Театр семьиОлег Дуленин, «Планета Красота, № 1-2», 01.2001
- «Гармония мира не знает границ┘»Марина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 24», 2001