Мир без войны
Петр Фоменко доказал своим спектаклем, что грандиозную «Войну и мир» можно поставить и в маленьком театре
Еще когда Петр Фоменко репетировал рассказ Льва Толстого «Семейное счастье», говорили, что это своего рода подготовка к дерзкому замыслу спектакля по роману «Война и мир». Хотя никто всерьез не верил в осуществление столь грандиозного проекта на крошечной сцене театра с маленькой труппой. И вот недавно в Мастерской Фоменко состоялась премьера сложнейшего эпического произведения, впервые в истории русского театра осуществленного на драматической сцене.
На подобное мог, казалось, решиться или безумец, или страдающий манией величия режиссер. Фоменко не похож ни на первого, ни на второго, к тому же он не настолько наивен, чтобы подражать фильму Сергея Бондарчука и «понарошку» изображать военные баталии на сцене, выкатывая туда бутафорские пушки и паля из них с помощью хлопушек за кулисами. Согласитесь, это выглядело бы смешно и глупо в наш век. Сценическое изложение «Войны и мира» требовало особого подхода, тут было над чем поломать голову. Но Петр Фоменко (изгнанный в 1981 году из ленинградского Театра комедии за выпады против советской власти) не привык отступать. Его не испугало огромное количество персонажей в романе. Фоменко поступил как истинный стратег: не стал слово в слово пересказывать сюжет романа (это практически и невозможно), а выбрал начало первого тома «Войны и мира», где Толстой рассказывает о тех нравственных и психологических изменениях, которые происходят с людьми в связи с приближающейся войной┘
С первой минуты действия режиссер устанавливает контакт с публикой через чтение романа. Артисты, передавая из рук в руки книгу, читают выбранные режиссером отрывки из первой части «Войны и мира», а потом представляют их в своем исполнении, импровизируя и «сочиняя» каждую роль «на ходу». Такое наглядное перевоплощение артистов кажется зрителям настолько естественным и органичным, что они с радостью воспринимают появление Ксении Кутеповой сначала в роли жены Андрея Болконского, а во втором акте в образе грациозной Сони. К тому же так интересно наблюдать, как ее Лиза, переваливаясь, словно уточка, с ноги на ногу, с большим животом плывет среди гостей Анны Шерер, осторожно усаживается на стул, вытаскивает из ридикюля вышивание и, улыбаясь, оглядывает всех присутствующих. В ней столько покоя и тихого счастья, что зрители, глядя на нее, тоже начинают улыбаться. В сцене же именин Наташи Ростовой хрупкая и нервная Соня постоянно следит за Николенькой, подстерегает его на каждом шагу, и, подозревая в измене, плачет, плачет┘
Через историю двух семейств Ростовых и Болконских Фоменко показывает, как много значит для каждого человека дом, семья и как легко это начинает разрушаться в атмосфере надвигающейся беды. Люди ходят в гости друг к другу, шьют себе новые платья, сватаются, влюбляются и стараются не думать о той катастрофе, которая вот-вот разразится над их головами. Впрочем, в России всегда так было: «пока гром не грянет мужик не перекрестится». Тем не менее постепенно в петербургском салоне Анны Шерер о русском императоре начинают говорить не иначе, как о главном спасителе Отечества. Князь Андрей Болконский оставляет беременную жену и отправляется в действующую армию, а безусый Николенька Ростов бросает университет и поступает в гусарский полк, чтобы сражаться против Наполеона. Привычный, размеренный быт незаметно рушится на наших глазах┘ Но чем сильнее становится страх, тем больше люди стараются выглядеть внешне спокойными, веселыми, беззаботными. Старый князь Николай Болконский тоже уговаривает себя не думать о надвигающейся катастрофе, но карта Европы 1805 года, висящая за его спиной, не дает ему спать по ночам, как магнитом притягивает к себе, поскольку именно туда, на Запад, уезжает его единственный сын Андрей.
Эта огромная карта в виде раздвижного занавеса несет в спектакле огромную смысловую нагрузку. Ведь именно ради ее передела в начале XIX века Россия вступила в кровопролитную войну, мирной жизни пришел конец, и люди стали убивать друг друга. Но, впрочем, говорит Толстой, смерть всегда страшна как на поле брани, так и в собственной постели. Фоменко придумал для материализации этой мысли замечательный режиссерский ход. В то время, когда в доме Ростовых все веселятся, поют, пляшут, целуются, вверху, на маленькой площадке, отходит в мир иной безразличный всем граф Безухов. Режиссер «монтирует» события, как в кино, попеременно чередуя смешные и трогательные сцены объяснения в любви Наташи и Бориса Трубецкого, Сони и Николая Ростова с гнетущей обстановкой у постели умирающего вельможи. В финале второго акта две параллельно текущие линии соединятся, когда князь Василий Курагин, потрясенный видом смерти, произнесет: «Сколько мы грешим, сколько мы обманываем, и все для чего? Все кончится смертью, все. Смерть ужасна»┘
После этого кульминационного момента спектакля дальнейшее действие несколько затормозится, станет более плавным и раздумчивым, и на первый план выйдет Мария Болконская в исполнении Галины Тюниной (в других актах играющей пожилую княгиню Ростову и хозяйку гостиной Анну Шерер). Комок подступает к горлу у зрителей, когда княжна Болконская вешает образок уходящему на войну брату и умоляет Андрея никогда не снимать его. Артисты играют сцену прощания столь трепетно, с такой внутренней дрожью, будто они на самом деле связаны кровными узами. Да и вообще в спектакле так много проявлений истинной дружбы, сочувствия к бедам ближнего, что невольно начинаешь задумываться: отчего все это исчезло из нашей жизни, куда пропало?..
Казалось бы, на этом можно было закончить рассказ о спектакле Фоменко, но, как мне кажется, он будет неполным без грустного и смешного эпилога, придуманного режиссером. Под звуки тирольской песенки «Мальбрук в поход собрался» князь Андрей в исполнении Ильи Любимова надевает на голову медный таз и в сопровождении верного «пажа» Наташи Ростовой (Полина Агуреева), на которой, как вы помните из романа, он чуть не женился, а также своей беременной жены в подвенечном платье, маршируя, отправляется на войну┘ Такой художественной аллегорией Фоменко воспользовался под занавес представления не случайно. Ему как человеку, прожившему большую жизнь и запомнившему вторую мировую войну еще подростком, непонятно, как можно видеть что-то героическое в убийстве людей? Вот почему он иронизирует по поводу Болконского, отправляющегося на войну ради подвигов и не представляющего, что его жена может умереть при мирной жизни от тяжелых родов. Вот в таком совершенно неожиданном ключе заканчивает Петр Фоменко свой философский спектакль, который смотрится на одном дыхании, несмотря на то, что идет четыре часа.
На подобное мог, казалось, решиться или безумец, или страдающий манией величия режиссер. Фоменко не похож ни на первого, ни на второго, к тому же он не настолько наивен, чтобы подражать фильму Сергея Бондарчука и «понарошку» изображать военные баталии на сцене, выкатывая туда бутафорские пушки и паля из них с помощью хлопушек за кулисами. Согласитесь, это выглядело бы смешно и глупо в наш век. Сценическое изложение «Войны и мира» требовало особого подхода, тут было над чем поломать голову. Но Петр Фоменко (изгнанный в 1981 году из ленинградского Театра комедии за выпады против советской власти) не привык отступать. Его не испугало огромное количество персонажей в романе. Фоменко поступил как истинный стратег: не стал слово в слово пересказывать сюжет романа (это практически и невозможно), а выбрал начало первого тома «Войны и мира», где Толстой рассказывает о тех нравственных и психологических изменениях, которые происходят с людьми в связи с приближающейся войной┘
С первой минуты действия режиссер устанавливает контакт с публикой через чтение романа. Артисты, передавая из рук в руки книгу, читают выбранные режиссером отрывки из первой части «Войны и мира», а потом представляют их в своем исполнении, импровизируя и «сочиняя» каждую роль «на ходу». Такое наглядное перевоплощение артистов кажется зрителям настолько естественным и органичным, что они с радостью воспринимают появление Ксении Кутеповой сначала в роли жены Андрея Болконского, а во втором акте в образе грациозной Сони. К тому же так интересно наблюдать, как ее Лиза, переваливаясь, словно уточка, с ноги на ногу, с большим животом плывет среди гостей Анны Шерер, осторожно усаживается на стул, вытаскивает из ридикюля вышивание и, улыбаясь, оглядывает всех присутствующих. В ней столько покоя и тихого счастья, что зрители, глядя на нее, тоже начинают улыбаться. В сцене же именин Наташи Ростовой хрупкая и нервная Соня постоянно следит за Николенькой, подстерегает его на каждом шагу, и, подозревая в измене, плачет, плачет┘
Через историю двух семейств Ростовых и Болконских Фоменко показывает, как много значит для каждого человека дом, семья и как легко это начинает разрушаться в атмосфере надвигающейся беды. Люди ходят в гости друг к другу, шьют себе новые платья, сватаются, влюбляются и стараются не думать о той катастрофе, которая вот-вот разразится над их головами. Впрочем, в России всегда так было: «пока гром не грянет мужик не перекрестится». Тем не менее постепенно в петербургском салоне Анны Шерер о русском императоре начинают говорить не иначе, как о главном спасителе Отечества. Князь Андрей Болконский оставляет беременную жену и отправляется в действующую армию, а безусый Николенька Ростов бросает университет и поступает в гусарский полк, чтобы сражаться против Наполеона. Привычный, размеренный быт незаметно рушится на наших глазах┘ Но чем сильнее становится страх, тем больше люди стараются выглядеть внешне спокойными, веселыми, беззаботными. Старый князь Николай Болконский тоже уговаривает себя не думать о надвигающейся катастрофе, но карта Европы 1805 года, висящая за его спиной, не дает ему спать по ночам, как магнитом притягивает к себе, поскольку именно туда, на Запад, уезжает его единственный сын Андрей.
Эта огромная карта в виде раздвижного занавеса несет в спектакле огромную смысловую нагрузку. Ведь именно ради ее передела в начале XIX века Россия вступила в кровопролитную войну, мирной жизни пришел конец, и люди стали убивать друг друга. Но, впрочем, говорит Толстой, смерть всегда страшна как на поле брани, так и в собственной постели. Фоменко придумал для материализации этой мысли замечательный режиссерский ход. В то время, когда в доме Ростовых все веселятся, поют, пляшут, целуются, вверху, на маленькой площадке, отходит в мир иной безразличный всем граф Безухов. Режиссер «монтирует» события, как в кино, попеременно чередуя смешные и трогательные сцены объяснения в любви Наташи и Бориса Трубецкого, Сони и Николая Ростова с гнетущей обстановкой у постели умирающего вельможи. В финале второго акта две параллельно текущие линии соединятся, когда князь Василий Курагин, потрясенный видом смерти, произнесет: «Сколько мы грешим, сколько мы обманываем, и все для чего? Все кончится смертью, все. Смерть ужасна»┘
После этого кульминационного момента спектакля дальнейшее действие несколько затормозится, станет более плавным и раздумчивым, и на первый план выйдет Мария Болконская в исполнении Галины Тюниной (в других актах играющей пожилую княгиню Ростову и хозяйку гостиной Анну Шерер). Комок подступает к горлу у зрителей, когда княжна Болконская вешает образок уходящему на войну брату и умоляет Андрея никогда не снимать его. Артисты играют сцену прощания столь трепетно, с такой внутренней дрожью, будто они на самом деле связаны кровными узами. Да и вообще в спектакле так много проявлений истинной дружбы, сочувствия к бедам ближнего, что невольно начинаешь задумываться: отчего все это исчезло из нашей жизни, куда пропало?..
Казалось бы, на этом можно было закончить рассказ о спектакле Фоменко, но, как мне кажется, он будет неполным без грустного и смешного эпилога, придуманного режиссером. Под звуки тирольской песенки «Мальбрук в поход собрался» князь Андрей в исполнении Ильи Любимова надевает на голову медный таз и в сопровождении верного «пажа» Наташи Ростовой (Полина Агуреева), на которой, как вы помните из романа, он чуть не женился, а также своей беременной жены в подвенечном платье, маршируя, отправляется на войну┘ Такой художественной аллегорией Фоменко воспользовался под занавес представления не случайно. Ему как человеку, прожившему большую жизнь и запомнившему вторую мировую войну еще подростком, непонятно, как можно видеть что-то героическое в убийстве людей? Вот почему он иронизирует по поводу Болконского, отправляющегося на войну ради подвигов и не представляющего, что его жена может умереть при мирной жизни от тяжелых родов. Вот в таком совершенно неожиданном ключе заканчивает Петр Фоменко свой философский спектакль, который смотрится на одном дыхании, несмотря на то, что идет четыре часа.
Любовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- На пиру у старосветских помещиковАлена Карась, «Российская газета», 27.12.2001
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- «Танцы на праздник урожая»«Афиша», 29.10.2001
- Танцы у костраОлег Дуленин, 24.10.2001
- Оля Мухина и ее «Ю»Марина Мурзина, «АиФ Москва», 3.10.2001
- Да-да, нет-нет Оли МухинойКонстантин Александров, «dellAPT», 1.10.2001
- Могу лететь? - Лети!Елена Гинцберг, «dellAPT», 1.10.2001
- Москва слезам не веритЮрий Алесин, «www.MoscowOut.ru», 1.10.2001
- «Ю» Ольги Мухиной во МХАТе им. ЧеховаДжон Фридман, «“Moscow Times”», 27.09.2001
- Чай, кофе, потанцуемАнтон Красовский, «Независимая газета», 27.09.2001
- Молодая кровьГригорий Заславский, «Русский журнал», 26.09.2001
- Разбиваются сердца под воздействием винцаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 25.09.2001
- Из жизни шпротАлексей Филиппов, «Известия», 24.09.2001
- Время ЮИрина Корнеева, «Время МН», 20.09.2001
- Я комедиант. Ничтожная роль?Наталия Каминская, «Культура», 13.09.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Галина Тюнина«Афиша», 9.07.2001
- Бабье царство по-ирландскиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 24», 07.2001
- Пять сестер и один ребенокСаша Канноне, «Московские новости», 07.2001
- Женщины ПедаясаЕлена Ковальская, «Афиша», 25.06.2001
- Дансинг в пустынеЕкатерина Васенина, «Новая газета», 25.06.2001
- Сегодня праздник у девчат, сегодня будут танцыИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 8.06.2001
- «Танцы на празднике урожая»Маша Иванова, «Итоги», 5.06.2001
- Между Пиусом и ЛунасомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 1.06.2001
- Сестер стало пятьОлег Зинцов, «Ведомости», 1.06.2001
- Тоскливый праздникЕлена Губайдуллина, «Независимая газета», 1.06.2001
- Чужие на «празднике урожая»Ирина Леонидова, «Культура», 31.05.2001
- Мастерская без мастераРоман Должанский, «Коммерсант», 31.05.2001
- Танцующие на светуМария Седых, «Общая газета», 31.05.2001
- Мастерская успехаОльга Романцова, «Вести.Ru», 31.05.2001
- Танцующие в теснотеМарина Давыдова, «Время новостей», 30.05.2001
- Пять сестерОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 30.05.2001
- Танцы в сельских интерьерахИрина Корнеева, «Время МН», 29.05.2001
- Танцы по-ирландскиАлексей Филиппов, «Известия», 29.05.2001
- Сладкий яд большого мираЕлена Дьякова, «Газета.Ru», 28.05.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Известен адрес, где хранится спасительная красотаЯн Смирницкий, 03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Андрей в поход собрался«Финансовая Россия, № 7», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Амазонки неавангардаЛариса Юсипова, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Уроки музыкиАнатолий Смелянский, «Московские новости», 12.01.2001
- Театр семьиОлег Дуленин, «Планета Красота, № 1-2», 01.2001
- «Гармония мира не знает границ┘»Марина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 24», 2001