От мира до войны
Еще ни один из театральных режиссеров не пытался поставить «Войну и мир» Л. Н. Толстого. Огромный массив текста, несчетное количество героев, эпический размах батальных сцен одним словом, все, что обеспечило роману кинематографическую жизнь, казалось неподходящим для театра. Петр Фоменко решил опровергнуть это мнение. Он около семи лет репетировал роман со своими учениками актерами «Мастерской Петра Фоменко» и выпустил с ними спектакль под довольно длинным названием «Война и мир. Начало романа. Сцены».
В сценический вариант вошли эпизоды первой части первого тома: от вечера в салоне Анны Павловны Шерер до отъезда князя Андрея из имения Лысые горы в действующую армию. Режиссеру удалось найти сценический эквивалент текста русского классика. Спектакль в трех действиях идет около четырех часов, но смотрится на удивление легко. Часть эпизодов происходит на фоне карты Европы, в салоне Анны Павловны Шерер висят портреты Александра I и Наполеона, но исторические события служат лишь фоном, на котором развивается жизнь нескольких московских и петербургских семейств. Петербургское общество получилось в спектакле изысканным, но слегка холодноватым. Симпатии режиссера, а вместе с ним и всех зрителей на стороне простодушных, немного смешных и хлебосольных москвичей. Спектакль еще раз подтвердил уникальную способность Фоменко открывать магическую театральность в самых обычных событиях и предметах. С началом сцен в доме Ростовых жизненная ткань спектакля оживает, поражая богатством оттенков, звуков и эмоциональных порывов. Кульминацией второго акта становится пастораль «Восторг любви», которую наивно и по-детски неумело исполняет молодежь. Однако в новой работе Фоменко нет ни тени слащавости или слезливой сентиментальности.
Персонажи первой части романа, которых с лихвой хватило бы на большую труппу академического театра, распределены между актерами театра Фоменко. Они с удивительным мастерством играют по нескольку ролей и от действия к действию меняются до неузнаваемости. Галина Тюнина в первой сцене по-декадентски изломанная Анна Павловна Шерер, во втором действии неповоротливая, полноватая графиня Ростова, а в третьем и романтичная, и самоотверженная княжна Мария Болконская. Ксения Кутепова играет нервную хрупкую Лизу жену князя Андрея Болконского, воспитанницу Ростовых Соню и подругу Марии Болконской Жюли. Неизменными остаются только застенчивый, немного неповоротливый Пьер (Андрей Казаков) и князь Андрей (Илья Любимов). Их история является композиционным стержнем спектакля. На фоне жизненного потока разговоры о войне кажутся особенно нелепыми, но тема войны вторгается в спектакль. Новая работа Фоменко начинается вопросом Пьера «Какая сила движет народами?» и обрывается на тревожной, трагической ноте.
В сценический вариант вошли эпизоды первой части первого тома: от вечера в салоне Анны Павловны Шерер до отъезда князя Андрея из имения Лысые горы в действующую армию. Режиссеру удалось найти сценический эквивалент текста русского классика. Спектакль в трех действиях идет около четырех часов, но смотрится на удивление легко. Часть эпизодов происходит на фоне карты Европы, в салоне Анны Павловны Шерер висят портреты Александра I и Наполеона, но исторические события служат лишь фоном, на котором развивается жизнь нескольких московских и петербургских семейств. Петербургское общество получилось в спектакле изысканным, но слегка холодноватым. Симпатии режиссера, а вместе с ним и всех зрителей на стороне простодушных, немного смешных и хлебосольных москвичей. Спектакль еще раз подтвердил уникальную способность Фоменко открывать магическую театральность в самых обычных событиях и предметах. С началом сцен в доме Ростовых жизненная ткань спектакля оживает, поражая богатством оттенков, звуков и эмоциональных порывов. Кульминацией второго акта становится пастораль «Восторг любви», которую наивно и по-детски неумело исполняет молодежь. Однако в новой работе Фоменко нет ни тени слащавости или слезливой сентиментальности.
Персонажи первой части романа, которых с лихвой хватило бы на большую труппу академического театра, распределены между актерами театра Фоменко. Они с удивительным мастерством играют по нескольку ролей и от действия к действию меняются до неузнаваемости. Галина Тюнина в первой сцене по-декадентски изломанная Анна Павловна Шерер, во втором действии неповоротливая, полноватая графиня Ростова, а в третьем и романтичная, и самоотверженная княжна Мария Болконская. Ксения Кутепова играет нервную хрупкую Лизу жену князя Андрея Болконского, воспитанницу Ростовых Соню и подругу Марии Болконской Жюли. Неизменными остаются только застенчивый, немного неповоротливый Пьер (Андрей Казаков) и князь Андрей (Илья Любимов). Их история является композиционным стержнем спектакля. На фоне жизненного потока разговоры о войне кажутся особенно нелепыми, но тема войны вторгается в спектакль. Новая работа Фоменко начинается вопросом Пьера «Какая сила движет народами?» и обрывается на тревожной, трагической ноте.
Ольга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- На пиру у старосветских помещиковАлена Карась, «Российская газета», 27.12.2001
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- «Танцы на праздник урожая»«Афиша», 29.10.2001
- Танцы у костраОлег Дуленин, 24.10.2001
- Оля Мухина и ее «Ю»Марина Мурзина, «АиФ Москва», 3.10.2001
- Да-да, нет-нет Оли МухинойКонстантин Александров, «dellAPT», 1.10.2001
- Могу лететь? - Лети!Елена Гинцберг, «dellAPT», 1.10.2001
- Москва слезам не веритЮрий Алесин, «www.MoscowOut.ru», 1.10.2001
- «Ю» Ольги Мухиной во МХАТе им. ЧеховаДжон Фридман, «“Moscow Times”», 27.09.2001
- Чай, кофе, потанцуемАнтон Красовский, «Независимая газета», 27.09.2001
- Молодая кровьГригорий Заславский, «Русский журнал», 26.09.2001
- Разбиваются сердца под воздействием винцаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 25.09.2001
- Из жизни шпротАлексей Филиппов, «Известия», 24.09.2001
- Время ЮИрина Корнеева, «Время МН», 20.09.2001
- Я комедиант. Ничтожная роль?Наталия Каминская, «Культура», 13.09.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Галина Тюнина«Афиша», 9.07.2001
- Бабье царство по-ирландскиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 24», 07.2001
- Пять сестер и один ребенокСаша Канноне, «Московские новости», 07.2001
- Женщины ПедаясаЕлена Ковальская, «Афиша», 25.06.2001
- Дансинг в пустынеЕкатерина Васенина, «Новая газета», 25.06.2001
- Сегодня праздник у девчат, сегодня будут танцыИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 8.06.2001
- «Танцы на празднике урожая»Маша Иванова, «Итоги», 5.06.2001
- Между Пиусом и ЛунасомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 1.06.2001
- Сестер стало пятьОлег Зинцов, «Ведомости», 1.06.2001
- Тоскливый праздникЕлена Губайдуллина, «Независимая газета», 1.06.2001
- Чужие на «празднике урожая»Ирина Леонидова, «Культура», 31.05.2001
- Мастерская без мастераРоман Должанский, «Коммерсант», 31.05.2001
- Танцующие на светуМария Седых, «Общая газета», 31.05.2001
- Мастерская успехаОльга Романцова, «Вести.Ru», 31.05.2001
- Танцующие в теснотеМарина Давыдова, «Время новостей», 30.05.2001
- Пять сестерОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 30.05.2001
- Танцы в сельских интерьерахИрина Корнеева, «Время МН», 29.05.2001
- Танцы по-ирландскиАлексей Филиппов, «Известия», 29.05.2001
- Сладкий яд большого мираЕлена Дьякова, «Газета.Ru», 28.05.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Известен адрес, где хранится спасительная красотаЯн Смирницкий, 03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Андрей в поход собрался«Финансовая Россия, № 7», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Амазонки неавангардаЛариса Юсипова, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Уроки музыкиАнатолий Смелянский, «Московские новости», 12.01.2001
- Театр семьиОлег Дуленин, «Планета Красота, № 1-2», 01.2001
- «Гармония мира не знает границ┘»Марина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 24», 2001