Сегодня праздник у девчат, сегодня будут танцы
в «Мастерской Петра Фоменко»
Светотень и плывущее время
Те, кто бывал в «Мастерской Фоменко», легко вспомнят, насколько тесны здесь и зал, и сцена. И кажется, что невозможна ведь легкость дыхания в такой тесноте. Но после спектакля зритель уходит именно с этим, неожиданным, ощущением легкости. Откуда оно?
В «Танцах на праздник урожая» герой, Майкл, вспоминает два дня своего детства. А память о том, что было с тобой свыше четверти века назад, штука зыбкая. Как свет, стекающий на сцену с нарисованного неба сквозь длинный частокол теней.
Сколько лет ему сейчас? Видимо, где-то за 40, когда начинаешь ощущать озноб от течения отмеренной жизни. Персонажи могут не замечать Майкла (Кирилл Пирогов), когда он ходит между ними, ему не требуется перемена грима, когда он становится тем 8-летним пацаном, в своем воображении он может быть каким ему угодно┘
Иллюзии житейской мути
Мальчик Майкл живет с матерью (Крис Полина Агуреева) и четырьмя ее сестрами возле ирландского местечка Беллибег. Занудные, истеричные бабы, одна и вовсе «дурочка». Вяжут, гладят, стряпают что-то. Сцену рассекает бельевая веревка с застиранным бельем или вязаными перчатками. Нет в спектакле ничего специального, что украсило бы бытовуху с тусклыми пересудами и яркими нервотрепками. Но┘ зрителя не давит эта тяжесть. Он же видит так, как подсмотрел все Майкл┘
К нему пристает тетя Мегги (Мадлен Джабраилова) с нелепыми загадками: волосат снаружи, волосат изнутри, а чтоб ответ узнать, надо ногу приподнять. Это шерстяной носок. Он и не пытается разгадать. Но что касается «ногу приподнять» зацепило. Оттого тетушки в его памяти вечно задирают платья и выставляют бледные панталоны, подтяжки да ляжки (томно им, не старые еще). Вдруг кидаются плясать друг с дружкой, так же вдруг останавливаются.
Мужчин здесь поносят почем зря, но едва появляется отец Майкла, Агнес (Ксения Кутепова) вмиг натягивает голубое платье, ярко раскрашивает губы и с сестрами подглядывает за Крис и Джерри. А потом они лезут потанцевать с ним. А потом Мегги признается, что даже сигарету променяла бы на вдовца лет 52, пусть и толстого. А потом┘ Майкл вспоминает, как через 25 лет он нашел одну из сбежавших из дома тетушек, и она его даже не узнала, а вторая была уже мертва.
Отсутствие отца и танцев
Доминанта спектакля даже не танцы, а отсутствие желанных танцев. То, что вспоминает Майкл, что видит зритель, только обрывки танцев (хотя и завораживающих) под шипящие звуки радио. Отсутствие их - настоящая трагедия дома, где допотопный Радиоприемник заменяет сестрам мужа, его, постылого, ругает «дерьмом чертовым» мать Майкла┘
И главный герой для Майкла, как ни странно, отсутствующий отец. Хотя боль свою, знание о том, как отец обманул мать, он упоминает лишь вскользь┘ Он говорит, а в это время она, милая Крис, смеется о чем-то с сестрами в глубине сцены под синей лодкой, уткнувшейся в теплое небо.
Теплый день и легкое дыхание
О чем спектакль? У рецензентов уже мелькнули мысли о жизненном смысле, а кто-то даже посетовал, мол, режиссер был невнимателен к «противопоставлению христианской морали и дикарского язычества». Но┘ мне-то, простому зрителю, трудно представить себе такие мудреные концепции на сцене, да и спектакль вышел бы совсем другой.
┘Где-то за сценой Холмы, пугавшие и манившие сестер другой жизнью. И загадочный Лис, удавивший петуха (но оставивший курочек), тоже за сценой. Все таинственное за кулисой. Здесь утюги, панталоны, спрятанная под подолом брошка. Но┘ противный сюжет действительной жизни вытесняет впечатление. Два дня, колыхнувших память, как занавеску сквозняк. Или бунинское «легкое дыхание». Вот оно, само по себе, и есть смысл.
«Слова не главное», сказал Майкл в конце спектакля. И все, что было жизнью семьи Майкла, как легкое дыхание, «рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном┘ ветре».
Те, кто бывал в «Мастерской Фоменко», легко вспомнят, насколько тесны здесь и зал, и сцена. И кажется, что невозможна ведь легкость дыхания в такой тесноте. Но после спектакля зритель уходит именно с этим, неожиданным, ощущением легкости. Откуда оно?
В «Танцах на праздник урожая» герой, Майкл, вспоминает два дня своего детства. А память о том, что было с тобой свыше четверти века назад, штука зыбкая. Как свет, стекающий на сцену с нарисованного неба сквозь длинный частокол теней.
Сколько лет ему сейчас? Видимо, где-то за 40, когда начинаешь ощущать озноб от течения отмеренной жизни. Персонажи могут не замечать Майкла (Кирилл Пирогов), когда он ходит между ними, ему не требуется перемена грима, когда он становится тем 8-летним пацаном, в своем воображении он может быть каким ему угодно┘
Иллюзии житейской мути
Мальчик Майкл живет с матерью (Крис Полина Агуреева) и четырьмя ее сестрами возле ирландского местечка Беллибег. Занудные, истеричные бабы, одна и вовсе «дурочка». Вяжут, гладят, стряпают что-то. Сцену рассекает бельевая веревка с застиранным бельем или вязаными перчатками. Нет в спектакле ничего специального, что украсило бы бытовуху с тусклыми пересудами и яркими нервотрепками. Но┘ зрителя не давит эта тяжесть. Он же видит так, как подсмотрел все Майкл┘
К нему пристает тетя Мегги (Мадлен Джабраилова) с нелепыми загадками: волосат снаружи, волосат изнутри, а чтоб ответ узнать, надо ногу приподнять. Это шерстяной носок. Он и не пытается разгадать. Но что касается «ногу приподнять» зацепило. Оттого тетушки в его памяти вечно задирают платья и выставляют бледные панталоны, подтяжки да ляжки (томно им, не старые еще). Вдруг кидаются плясать друг с дружкой, так же вдруг останавливаются.
Мужчин здесь поносят почем зря, но едва появляется отец Майкла, Агнес (Ксения Кутепова) вмиг натягивает голубое платье, ярко раскрашивает губы и с сестрами подглядывает за Крис и Джерри. А потом они лезут потанцевать с ним. А потом Мегги признается, что даже сигарету променяла бы на вдовца лет 52, пусть и толстого. А потом┘ Майкл вспоминает, как через 25 лет он нашел одну из сбежавших из дома тетушек, и она его даже не узнала, а вторая была уже мертва.
Отсутствие отца и танцев
Доминанта спектакля даже не танцы, а отсутствие желанных танцев. То, что вспоминает Майкл, что видит зритель, только обрывки танцев (хотя и завораживающих) под шипящие звуки радио. Отсутствие их - настоящая трагедия дома, где допотопный Радиоприемник заменяет сестрам мужа, его, постылого, ругает «дерьмом чертовым» мать Майкла┘
И главный герой для Майкла, как ни странно, отсутствующий отец. Хотя боль свою, знание о том, как отец обманул мать, он упоминает лишь вскользь┘ Он говорит, а в это время она, милая Крис, смеется о чем-то с сестрами в глубине сцены под синей лодкой, уткнувшейся в теплое небо.
Теплый день и легкое дыхание
О чем спектакль? У рецензентов уже мелькнули мысли о жизненном смысле, а кто-то даже посетовал, мол, режиссер был невнимателен к «противопоставлению христианской морали и дикарского язычества». Но┘ мне-то, простому зрителю, трудно представить себе такие мудреные концепции на сцене, да и спектакль вышел бы совсем другой.
┘Где-то за сценой Холмы, пугавшие и манившие сестер другой жизнью. И загадочный Лис, удавивший петуха (но оставивший курочек), тоже за сценой. Все таинственное за кулисой. Здесь утюги, панталоны, спрятанная под подолом брошка. Но┘ противный сюжет действительной жизни вытесняет впечатление. Два дня, колыхнувших память, как занавеску сквозняк. Или бунинское «легкое дыхание». Вот оно, само по себе, и есть смысл.
«Слова не главное», сказал Майкл в конце спектакля. И все, что было жизнью семьи Майкла, как легкое дыхание, «рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном┘ ветре».
Игорь Вирабов, «Комсомольская правда», 8.06.2001
- На пиру у старосветских помещиковАлена Карась, «Российская газета», 27.12.2001
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- «Танцы на праздник урожая»«Афиша», 29.10.2001
- Танцы у костраОлег Дуленин, 24.10.2001
- Оля Мухина и ее «Ю»Марина Мурзина, «АиФ Москва», 3.10.2001
- Да-да, нет-нет Оли МухинойКонстантин Александров, «dellAPT», 1.10.2001
- Могу лететь? - Лети!Елена Гинцберг, «dellAPT», 1.10.2001
- Москва слезам не веритЮрий Алесин, «www.MoscowOut.ru», 1.10.2001
- «Ю» Ольги Мухиной во МХАТе им. ЧеховаДжон Фридман, «“Moscow Times”», 27.09.2001
- Чай, кофе, потанцуемАнтон Красовский, «Независимая газета», 27.09.2001
- Молодая кровьГригорий Заславский, «Русский журнал», 26.09.2001
- Разбиваются сердца под воздействием винцаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 25.09.2001
- Из жизни шпротАлексей Филиппов, «Известия», 24.09.2001
- Время ЮИрина Корнеева, «Время МН», 20.09.2001
- Я комедиант. Ничтожная роль?Наталия Каминская, «Культура», 13.09.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Галина Тюнина«Афиша», 9.07.2001
- Бабье царство по-ирландскиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 24», 07.2001
- Пять сестер и один ребенокСаша Канноне, «Московские новости», 07.2001
- Женщины ПедаясаЕлена Ковальская, «Афиша», 25.06.2001
- Дансинг в пустынеЕкатерина Васенина, «Новая газета», 25.06.2001
- Сегодня праздник у девчат, сегодня будут танцыИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 8.06.2001
- «Танцы на празднике урожая»Маша Иванова, «Итоги», 5.06.2001
- Между Пиусом и ЛунасомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 1.06.2001
- Сестер стало пятьОлег Зинцов, «Ведомости», 1.06.2001
- Тоскливый праздникЕлена Губайдуллина, «Независимая газета», 1.06.2001
- Чужие на «празднике урожая»Ирина Леонидова, «Культура», 31.05.2001
- Мастерская без мастераРоман Должанский, «Коммерсант», 31.05.2001
- Танцующие на светуМария Седых, «Общая газета», 31.05.2001
- Мастерская успехаОльга Романцова, «Вести.Ru», 31.05.2001
- Танцующие в теснотеМарина Давыдова, «Время новостей», 30.05.2001
- Пять сестерОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 30.05.2001
- Танцы в сельских интерьерахИрина Корнеева, «Время МН», 29.05.2001
- Танцы по-ирландскиАлексей Филиппов, «Известия», 29.05.2001
- Сладкий яд большого мираЕлена Дьякова, «Газета.Ru», 28.05.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Известен адрес, где хранится спасительная красотаЯн Смирницкий, 03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Андрей в поход собрался«Финансовая Россия, № 7», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Амазонки неавангардаЛариса Юсипова, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Уроки музыкиАнатолий Смелянский, «Московские новости», 12.01.2001
- Театр семьиОлег Дуленин, «Планета Красота, № 1-2», 01.2001
- «Гармония мира не знает границ┘»Марина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 24», 2001