Мастерская успеха
В Мастерской Петра Фоменко новая постановка. Режиссер никому не известен, сюжет пьесы умещается в одну фразу. Но качество по-прежнему гарантируется.
Пытаясь найти секрет успеха «Мастерской Петра Фоменко», критики сперва говорили о студенческом энтузиазме молодой труппы. Шло время, актеры взрослели, а интерес публики не уменьшился. Тогда критики сочинили другую формулу: актеры театра могут работать только со своими режиссерами. Действительно, репертуар «Мастерской» всегда складывался из старых дипломных спектаклей, постановок ее художественного руководителя Петра Фоменко и спектаклей Сергея Женовача и Евгения Каменьковича, преподававших у него на курсе. Но формулы и театр понятия несовместимые.
Новый спектакль «Мастерской» «Танцы на праздник урожая» поставил режиссер из Эстонии Прийт Педаяс, до этого ни разу до этого не работавший с актерами Петра Фоменко. Премьера стала первой постановкой в России пьесе ирландского драматурга Брайена Фрила (уже известного у нас как автор «Молли Суини»).
Сюжет ее умещается в одну фразу тяжелая судьба шестерых сестер, живущих вместе в бедной ирландской деревушке. Ход времени безнадежно запутан. Наблюдая события, происходившие в детстве, Майкл (Кирилл Пирогов), которому отведена роль рассказчика, то и дело сообщает зрителям, что произойдет с героинями его повествования в будущем. Автор дает возможность увидеть одно и то же событие с разных точек зрения, одновременно в прямой и обратной перспективе.
Пьеса Фрила напоминает шкатулку со множеством потайных ящиков. После спектакля становится очевидно, что Прийту Педаясу удалось открыть только некоторые из них. Декорация Владимира Максимова вполне подошла бы для одной из чеховских пьес. Спектакль не поражает эффектными мизансценами и экстравагантными режиссерскими находками. Не открыл Педаяс и новых качеств у актеров. И все же у него получился профессионально сделанный, качественный и очень интересный спектакль. Поставив его в рекордные для «Мастерской» сроки (репетиции заняли чуть больше двух месяцев), Педаяс смог сохранить стиль игры, созданный в этом театре.
Спектакль выстроен гармонично, как музыкальное произведение. У каждой исполнительницы: от серьезной и строгой учительницы Кейт (Галина Тюнина) до смешной дурочки Роуз (Полина Кутепова) есть своя партия, и они ведут их, дожидаясь момента, когда можно будет проявить себя в полную силу. Полина Агуреева (она играет мать рассказчика Крис), впервые сыгравшая с полной отдачей в «Одной абсолютно счастливой деревне», удерживает взятую тогда высоту.
Время от времени ритм спектакля меняется. В лирическое повествование врывается стихия танца начинает играть старенький радиоприемник, и с сестер слетает серьезность. Выбросив из головы мысли о бедности и заботы о хлебе насущном, они самозабвенно отплясывают ирландскую джигу, будто принимают участие в некоем древнем колдовском обряде в честь бога урожая. Кроме сестер и рассказчика, в пьесе есть еще два героя: священник Джек (Карэн Бадалов), отец Майкла Джерри (Рустэм Юскаев). Но они скромно остаются в тени, подчеркивая достоинства своих партнерш.
И все-таки, в чем формула успеха «Мастерской»? Скорее всего, в верности актеров и актрис своей индивидуальности и следование принципам актерской игры, которые открывает с ними Петр Фоменко. Посмотрев «Танцы на празднике урожая», хочется придумать для спектакля какой-нибудь слоган. Например: сделано в «Мастерской» качество гарантируется.
Пытаясь найти секрет успеха «Мастерской Петра Фоменко», критики сперва говорили о студенческом энтузиазме молодой труппы. Шло время, актеры взрослели, а интерес публики не уменьшился. Тогда критики сочинили другую формулу: актеры театра могут работать только со своими режиссерами. Действительно, репертуар «Мастерской» всегда складывался из старых дипломных спектаклей, постановок ее художественного руководителя Петра Фоменко и спектаклей Сергея Женовача и Евгения Каменьковича, преподававших у него на курсе. Но формулы и театр понятия несовместимые.
Новый спектакль «Мастерской» «Танцы на праздник урожая» поставил режиссер из Эстонии Прийт Педаяс, до этого ни разу до этого не работавший с актерами Петра Фоменко. Премьера стала первой постановкой в России пьесе ирландского драматурга Брайена Фрила (уже известного у нас как автор «Молли Суини»).
Сюжет ее умещается в одну фразу тяжелая судьба шестерых сестер, живущих вместе в бедной ирландской деревушке. Ход времени безнадежно запутан. Наблюдая события, происходившие в детстве, Майкл (Кирилл Пирогов), которому отведена роль рассказчика, то и дело сообщает зрителям, что произойдет с героинями его повествования в будущем. Автор дает возможность увидеть одно и то же событие с разных точек зрения, одновременно в прямой и обратной перспективе.
Пьеса Фрила напоминает шкатулку со множеством потайных ящиков. После спектакля становится очевидно, что Прийту Педаясу удалось открыть только некоторые из них. Декорация Владимира Максимова вполне подошла бы для одной из чеховских пьес. Спектакль не поражает эффектными мизансценами и экстравагантными режиссерскими находками. Не открыл Педаяс и новых качеств у актеров. И все же у него получился профессионально сделанный, качественный и очень интересный спектакль. Поставив его в рекордные для «Мастерской» сроки (репетиции заняли чуть больше двух месяцев), Педаяс смог сохранить стиль игры, созданный в этом театре.
Спектакль выстроен гармонично, как музыкальное произведение. У каждой исполнительницы: от серьезной и строгой учительницы Кейт (Галина Тюнина) до смешной дурочки Роуз (Полина Кутепова) есть своя партия, и они ведут их, дожидаясь момента, когда можно будет проявить себя в полную силу. Полина Агуреева (она играет мать рассказчика Крис), впервые сыгравшая с полной отдачей в «Одной абсолютно счастливой деревне», удерживает взятую тогда высоту.
Время от времени ритм спектакля меняется. В лирическое повествование врывается стихия танца начинает играть старенький радиоприемник, и с сестер слетает серьезность. Выбросив из головы мысли о бедности и заботы о хлебе насущном, они самозабвенно отплясывают ирландскую джигу, будто принимают участие в некоем древнем колдовском обряде в честь бога урожая. Кроме сестер и рассказчика, в пьесе есть еще два героя: священник Джек (Карэн Бадалов), отец Майкла Джерри (Рустэм Юскаев). Но они скромно остаются в тени, подчеркивая достоинства своих партнерш.
И все-таки, в чем формула успеха «Мастерской»? Скорее всего, в верности актеров и актрис своей индивидуальности и следование принципам актерской игры, которые открывает с ними Петр Фоменко. Посмотрев «Танцы на празднике урожая», хочется придумать для спектакля какой-нибудь слоган. Например: сделано в «Мастерской» качество гарантируется.
Ольга Романцова, «Вести.Ru», 31.05.2001
- На пиру у старосветских помещиковАлена Карась, «Российская газета», 27.12.2001
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- «Танцы на праздник урожая»«Афиша», 29.10.2001
- Танцы у костраОлег Дуленин, 24.10.2001
- Оля Мухина и ее «Ю»Марина Мурзина, «АиФ Москва», 3.10.2001
- Да-да, нет-нет Оли МухинойКонстантин Александров, «dellAPT», 1.10.2001
- Могу лететь? - Лети!Елена Гинцберг, «dellAPT», 1.10.2001
- Москва слезам не веритЮрий Алесин, «www.MoscowOut.ru», 1.10.2001
- «Ю» Ольги Мухиной во МХАТе им. ЧеховаДжон Фридман, «“Moscow Times”», 27.09.2001
- Чай, кофе, потанцуемАнтон Красовский, «Независимая газета», 27.09.2001
- Молодая кровьГригорий Заславский, «Русский журнал», 26.09.2001
- Разбиваются сердца под воздействием винцаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 25.09.2001
- Из жизни шпротАлексей Филиппов, «Известия», 24.09.2001
- Время ЮИрина Корнеева, «Время МН», 20.09.2001
- Я комедиант. Ничтожная роль?Наталия Каминская, «Культура», 13.09.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Галина Тюнина«Афиша», 9.07.2001
- Бабье царство по-ирландскиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 24», 07.2001
- Пять сестер и один ребенокСаша Канноне, «Московские новости», 07.2001
- Женщины ПедаясаЕлена Ковальская, «Афиша», 25.06.2001
- Дансинг в пустынеЕкатерина Васенина, «Новая газета», 25.06.2001
- Сегодня праздник у девчат, сегодня будут танцыИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 8.06.2001
- «Танцы на празднике урожая»Маша Иванова, «Итоги», 5.06.2001
- Между Пиусом и ЛунасомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 1.06.2001
- Сестер стало пятьОлег Зинцов, «Ведомости», 1.06.2001
- Тоскливый праздникЕлена Губайдуллина, «Независимая газета», 1.06.2001
- Чужие на «празднике урожая»Ирина Леонидова, «Культура», 31.05.2001
- Мастерская без мастераРоман Должанский, «Коммерсант», 31.05.2001
- Танцующие на светуМария Седых, «Общая газета», 31.05.2001
- Мастерская успехаОльга Романцова, «Вести.Ru», 31.05.2001
- Танцующие в теснотеМарина Давыдова, «Время новостей», 30.05.2001
- Пять сестерОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 30.05.2001
- Танцы в сельских интерьерахИрина Корнеева, «Время МН», 29.05.2001
- Танцы по-ирландскиАлексей Филиппов, «Известия», 29.05.2001
- Сладкий яд большого мираЕлена Дьякова, «Газета.Ru», 28.05.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Известен адрес, где хранится спасительная красотаЯн Смирницкий, 03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Андрей в поход собрался«Финансовая Россия, № 7», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Амазонки неавангардаЛариса Юсипова, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Уроки музыкиАнатолий Смелянский, «Московские новости», 12.01.2001
- Театр семьиОлег Дуленин, «Планета Красота, № 1-2», 01.2001
- «Гармония мира не знает границ┘»Марина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 24», 2001