Театр семьи
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».
Л. Н. Толстой.
О том, почему на современном русском театре необратимо набирает силу тема семьи, семьи не кремлевской, а обыкновенной большой-малой расейской и всегда исключительной, наверное, можно было бы написать искусствоведческую статью. В самом деле, разве не занимательно то, что идеологические приоритеты априори замещаются приоритетами антропологическими? И превалировавшее некогда движение в сторону широкой человеческой физиологии, как-то безудержное смакование сексуальных ориентиров, слава Мельпомене, вдруг начинает неотступно девальвировать и разворачиваться в сторону необъятной психологии. И индивидуальной, и социальной.
Поцелуй через столетие
Театр для П. Н. Фоменко это слово. Оно есть дело, оно есть суть и божество, изречено им от души. И, конечно, от бездонной любви к театру. Это сказано им давно и блестящими интерпретациями великих русских поэтов-писателей доказано. А поскольку работу с чужеземным языком иначе как поцелуем через стекло П. Н. просто не называет, то очередную его трактовку «охотливого» до слова графа Толстого вполне можно назвать поцелуем через век, ибо Фоменко интерпретировал его любовную повесть 1859 года, повесть, которую Л. Н. назвал немудрено, но мудро «Семейное счастие».
Первый сценический полумрак, однако, черты усадебного быта различимы вполне. И вот где-то за ними уже чудятся широкие деревенские голоса, мнимое солнце за реальной колоннадой сочно пронзает террасу, и вдруг кажется, что во всем каменном мире ничего изящнее и величественнее, чем эта фоменковская мастодонтная колоннада, просто и нет. Полевым ветерком с запахом и «снежка талого», и «травы весенней» по террасе проносится Маша (Ксения Кутепова) и, стараясь не попасть на всевидящие очи гувернантки Кати (Людмила Аринина), влетает в забытые жизнью покровские покои (художник Владимир Максимов). Машино изысканное личико, хоть и вполне отягчено всем «суетным» знанием жизни, но все еще и субтильно, и любопытно. Но вот уже под трепетной шляпкой вдруг просвечивает самый «дикий восторг» «девочки-фиялки», девочки, которая некогда, готовясь стать невестою, говела и читала Евангелие, мечтала о "тихой семейной жизни в деревне, с вечным самопожертвованием, с вечною любовью и так хотела быть «невозможно счастливой»┘
«Душистая девочка-фиялка» в бесконечном мажоре прошлого, наливной «целый розан» в миноре настоящего, есть хоть и робкое еще, но совершенно реальное предчувствие мятежной Анны. Оттого, вероятно, и один из главных постулатов повести фантастически прозрачен и сполна сценичен: «Мне мало было любить после того, как я испытала счастье полюбить его. Мне хотелось движения, а не спокойного течения жизни. Мне хотелось волнений, опасностей и самопожертвования для чувства. Во мне был избыток силы, не находивший места в нашей тихой жизни».
Pro и contra супружеской жизни
«Семейное счастье» есть, выражаясь слаженным фоменковским слогом, умное медленное чтение бессрочной эволюции супружеской связи. Фоменко восхитительно «расщепляет» сперва чопорность петербургского света распрекрасно костюмированную (художник по костюмам Мария Данилова), выспреннюю, липкую, двуличную, кстати, двумя ликами всего и исполненную (примечательные работы Ильи Любимова и Андрея Щенникова), а затем и бесцеремонность иноземного Баден-Бадена чрезмерно красивую, довольную, с фарисейскими безразличными лицами, из которых на семейное несчастье Маши вдруг выделяется супротивный русской морали Маркиз-итальянец (и снова Илья Любимов), жизнь понимающий как роман. И уже почти счастливая «сама в себе» Маша (вот оно истинно женское счастье!) вдруг решается подумать: «Я так несчастна, пускай же еще больше и больше несчастий собирается на мою голову», однако в «притягивающую бездну запрещенных наслаждений» все же не бросается.
Но и для Толстого, и для Фоменко достаточно и мысли, ибо, пользуя все тот же выразительный фоменковский слог, физиология человека широка, а психология необъятна┘ Потому, наверное, и шутка спектакля, вложенная во французские уста приятеля маркиза (Андрей Щенников), шутка, заимствованная Фоменко натурально не у Толстого, так понятно серьезно-смешна: «Эти русские слишком много плачут муки совести┘ Это у них национальное грешить и каяться».
В среде ловко расщепленных Фоменко предложенных Толстым обстоятельств Маша «расколота» как никто до «протоплазмы». Кажется, Ксения Кутепова готова оправдать даже то движение души, которого у Толстого и нет. А быть может, она склонна к партнерству раньше, чем оно требуется. Она неиссякаемо лучезарно-светла даже во мраке «мильона терзаний». Ей веришь безгранично, веришь Всей. И всю оправдываешь и с открытым русским сердцем всецело прощаешь, потому как расейское женское счастье-доля обнажается невообразимо. И магия режиссера оказывается много ярче"магического кристалла"писателя, потому как прямая исповедь Фоменко действует сильнее, чем скрытая проповедь графа Толстого┘
Чай пить только у Фоменко!
Фоменко который уже раз демонстрирует совершенно гениальную обработку своего нового сценического пространства. Глубочайшего смысла исполнены, как всегда, и каждый метр, и каждый миллиметр и уже упомянутых подлинных монументальных колонн, и бутафорских изящных окон, и лесенок-перил, и дверок-занавесок, и столиков, и стульчиков, и диванчика с ласковыми подушечками, равно как и канделябров, и пианин с «художественно правдивым» слоем пыльцы, в смысле пыли: ах, Петр Наумыч! И ничего лишнего, ибо все суть, пространство как траектория движения человека в мире. То видимая, а то и не совсем. Ибо неотступно кажется, что на равных с «миром» осязаемым бытует и «мир» неосязаемый, или осязаемый не вполне.
П. Н. как человек смачного вкуса обожает-таки разного рода реминисценции и перманентно и устраивает на «носу зрителя» вкуснейшие чаепития, при разных обстоятельствах, с разными мыслями, с разными словами, с разными глотками, но с неизменными белоснежной скатерочкой, сушечками, вареньицем и чайничком, накрытом вовсе не бабой, а куклой, тонко исполненной и похожей на Ксению Кутепову (впрочем, и на Полину тоже). В общем, люди пьют обыкновенный чай, а в это время, необыкновенно, сами собой┘
И среди череды чаепитий, между затрапезной повседневностью и воскресной праздностью, между искренним признанием и вымышленным знанием, наконец, между возвышенным одиночеством и земным счастьем ненавязчиво-то и проявляется, как всегда, утонченно вскрытая возлюбленная фоменковская тема игра судьбы, в данном случае игра как вечно инфернальный пасьянс семейного сосуществования.
Л. Н. Толстой.
О том, почему на современном русском театре необратимо набирает силу тема семьи, семьи не кремлевской, а обыкновенной большой-малой расейской и всегда исключительной, наверное, можно было бы написать искусствоведческую статью. В самом деле, разве не занимательно то, что идеологические приоритеты априори замещаются приоритетами антропологическими? И превалировавшее некогда движение в сторону широкой человеческой физиологии, как-то безудержное смакование сексуальных ориентиров, слава Мельпомене, вдруг начинает неотступно девальвировать и разворачиваться в сторону необъятной психологии. И индивидуальной, и социальной.
Поцелуй через столетие
Театр для П. Н. Фоменко это слово. Оно есть дело, оно есть суть и божество, изречено им от души. И, конечно, от бездонной любви к театру. Это сказано им давно и блестящими интерпретациями великих русских поэтов-писателей доказано. А поскольку работу с чужеземным языком иначе как поцелуем через стекло П. Н. просто не называет, то очередную его трактовку «охотливого» до слова графа Толстого вполне можно назвать поцелуем через век, ибо Фоменко интерпретировал его любовную повесть 1859 года, повесть, которую Л. Н. назвал немудрено, но мудро «Семейное счастие».
Первый сценический полумрак, однако, черты усадебного быта различимы вполне. И вот где-то за ними уже чудятся широкие деревенские голоса, мнимое солнце за реальной колоннадой сочно пронзает террасу, и вдруг кажется, что во всем каменном мире ничего изящнее и величественнее, чем эта фоменковская мастодонтная колоннада, просто и нет. Полевым ветерком с запахом и «снежка талого», и «травы весенней» по террасе проносится Маша (Ксения Кутепова) и, стараясь не попасть на всевидящие очи гувернантки Кати (Людмила Аринина), влетает в забытые жизнью покровские покои (художник Владимир Максимов). Машино изысканное личико, хоть и вполне отягчено всем «суетным» знанием жизни, но все еще и субтильно, и любопытно. Но вот уже под трепетной шляпкой вдруг просвечивает самый «дикий восторг» «девочки-фиялки», девочки, которая некогда, готовясь стать невестою, говела и читала Евангелие, мечтала о "тихой семейной жизни в деревне, с вечным самопожертвованием, с вечною любовью и так хотела быть «невозможно счастливой»┘
«Душистая девочка-фиялка» в бесконечном мажоре прошлого, наливной «целый розан» в миноре настоящего, есть хоть и робкое еще, но совершенно реальное предчувствие мятежной Анны. Оттого, вероятно, и один из главных постулатов повести фантастически прозрачен и сполна сценичен: «Мне мало было любить после того, как я испытала счастье полюбить его. Мне хотелось движения, а не спокойного течения жизни. Мне хотелось волнений, опасностей и самопожертвования для чувства. Во мне был избыток силы, не находивший места в нашей тихой жизни».
Pro и contra супружеской жизни
«Семейное счастье» есть, выражаясь слаженным фоменковским слогом, умное медленное чтение бессрочной эволюции супружеской связи. Фоменко восхитительно «расщепляет» сперва чопорность петербургского света распрекрасно костюмированную (художник по костюмам Мария Данилова), выспреннюю, липкую, двуличную, кстати, двумя ликами всего и исполненную (примечательные работы Ильи Любимова и Андрея Щенникова), а затем и бесцеремонность иноземного Баден-Бадена чрезмерно красивую, довольную, с фарисейскими безразличными лицами, из которых на семейное несчастье Маши вдруг выделяется супротивный русской морали Маркиз-итальянец (и снова Илья Любимов), жизнь понимающий как роман. И уже почти счастливая «сама в себе» Маша (вот оно истинно женское счастье!) вдруг решается подумать: «Я так несчастна, пускай же еще больше и больше несчастий собирается на мою голову», однако в «притягивающую бездну запрещенных наслаждений» все же не бросается.
Но и для Толстого, и для Фоменко достаточно и мысли, ибо, пользуя все тот же выразительный фоменковский слог, физиология человека широка, а психология необъятна┘ Потому, наверное, и шутка спектакля, вложенная во французские уста приятеля маркиза (Андрей Щенников), шутка, заимствованная Фоменко натурально не у Толстого, так понятно серьезно-смешна: «Эти русские слишком много плачут муки совести┘ Это у них национальное грешить и каяться».
В среде ловко расщепленных Фоменко предложенных Толстым обстоятельств Маша «расколота» как никто до «протоплазмы». Кажется, Ксения Кутепова готова оправдать даже то движение души, которого у Толстого и нет. А быть может, она склонна к партнерству раньше, чем оно требуется. Она неиссякаемо лучезарно-светла даже во мраке «мильона терзаний». Ей веришь безгранично, веришь Всей. И всю оправдываешь и с открытым русским сердцем всецело прощаешь, потому как расейское женское счастье-доля обнажается невообразимо. И магия режиссера оказывается много ярче"магического кристалла"писателя, потому как прямая исповедь Фоменко действует сильнее, чем скрытая проповедь графа Толстого┘
Чай пить только у Фоменко!
Фоменко который уже раз демонстрирует совершенно гениальную обработку своего нового сценического пространства. Глубочайшего смысла исполнены, как всегда, и каждый метр, и каждый миллиметр и уже упомянутых подлинных монументальных колонн, и бутафорских изящных окон, и лесенок-перил, и дверок-занавесок, и столиков, и стульчиков, и диванчика с ласковыми подушечками, равно как и канделябров, и пианин с «художественно правдивым» слоем пыльцы, в смысле пыли: ах, Петр Наумыч! И ничего лишнего, ибо все суть, пространство как траектория движения человека в мире. То видимая, а то и не совсем. Ибо неотступно кажется, что на равных с «миром» осязаемым бытует и «мир» неосязаемый, или осязаемый не вполне.
П. Н. как человек смачного вкуса обожает-таки разного рода реминисценции и перманентно и устраивает на «носу зрителя» вкуснейшие чаепития, при разных обстоятельствах, с разными мыслями, с разными словами, с разными глотками, но с неизменными белоснежной скатерочкой, сушечками, вареньицем и чайничком, накрытом вовсе не бабой, а куклой, тонко исполненной и похожей на Ксению Кутепову (впрочем, и на Полину тоже). В общем, люди пьют обыкновенный чай, а в это время, необыкновенно, сами собой┘
И среди череды чаепитий, между затрапезной повседневностью и воскресной праздностью, между искренним признанием и вымышленным знанием, наконец, между возвышенным одиночеством и земным счастьем ненавязчиво-то и проявляется, как всегда, утонченно вскрытая возлюбленная фоменковская тема игра судьбы, в данном случае игра как вечно инфернальный пасьянс семейного сосуществования.
Олег Дуленин, «Планета Красота, № 1-2», 01.2001
- На пиру у старосветских помещиковАлена Карась, «Российская газета», 27.12.2001
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- «Танцы на праздник урожая»«Афиша», 29.10.2001
- Танцы у костраОлег Дуленин, 24.10.2001
- Оля Мухина и ее «Ю»Марина Мурзина, «АиФ Москва», 3.10.2001
- Да-да, нет-нет Оли МухинойКонстантин Александров, «dellAPT», 1.10.2001
- Могу лететь? - Лети!Елена Гинцберг, «dellAPT», 1.10.2001
- Москва слезам не веритЮрий Алесин, «www.MoscowOut.ru», 1.10.2001
- «Ю» Ольги Мухиной во МХАТе им. ЧеховаДжон Фридман, «“Moscow Times”», 27.09.2001
- Чай, кофе, потанцуемАнтон Красовский, «Независимая газета», 27.09.2001
- Молодая кровьГригорий Заславский, «Русский журнал», 26.09.2001
- Разбиваются сердца под воздействием винцаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 25.09.2001
- Из жизни шпротАлексей Филиппов, «Известия», 24.09.2001
- Время ЮИрина Корнеева, «Время МН», 20.09.2001
- Я комедиант. Ничтожная роль?Наталия Каминская, «Культура», 13.09.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Галина Тюнина«Афиша», 9.07.2001
- Бабье царство по-ирландскиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 24», 07.2001
- Пять сестер и один ребенокСаша Канноне, «Московские новости», 07.2001
- Женщины ПедаясаЕлена Ковальская, «Афиша», 25.06.2001
- Дансинг в пустынеЕкатерина Васенина, «Новая газета», 25.06.2001
- Сегодня праздник у девчат, сегодня будут танцыИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 8.06.2001
- «Танцы на празднике урожая»Маша Иванова, «Итоги», 5.06.2001
- Между Пиусом и ЛунасомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 1.06.2001
- Сестер стало пятьОлег Зинцов, «Ведомости», 1.06.2001
- Тоскливый праздникЕлена Губайдуллина, «Независимая газета», 1.06.2001
- Чужие на «празднике урожая»Ирина Леонидова, «Культура», 31.05.2001
- Мастерская без мастераРоман Должанский, «Коммерсант», 31.05.2001
- Танцующие на светуМария Седых, «Общая газета», 31.05.2001
- Мастерская успехаОльга Романцова, «Вести.Ru», 31.05.2001
- Танцующие в теснотеМарина Давыдова, «Время новостей», 30.05.2001
- Пять сестерОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 30.05.2001
- Танцы в сельских интерьерахИрина Корнеева, «Время МН», 29.05.2001
- Танцы по-ирландскиАлексей Филиппов, «Известия», 29.05.2001
- Сладкий яд большого мираЕлена Дьякова, «Газета.Ru», 28.05.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Известен адрес, где хранится спасительная красотаЯн Смирницкий, 03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Андрей в поход собрался«Финансовая Россия, № 7», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Амазонки неавангардаЛариса Юсипова, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Уроки музыкиАнатолий Смелянский, «Московские новости», 12.01.2001
- Театр семьиОлег Дуленин, «Планета Красота, № 1-2», 01.2001
- «Гармония мира не знает границ┘»Марина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 24», 2001