Между Пиусом и Лунасом
«Танцы на праздник урожая» Брайана Фрила, реж. Прийт Педаяс. «Мастерская П. Фоменко».
Кто-кто? Прийт Педаяс? Коллеги напрягали лоб, пытаясь сообразить, кто это. Оказалось режиссер из соседней страны Эстонии, главреж Таллинского театра драмы. У Фоменко он нарисовался почти случайно, уверившись, что женский актерский ансамбль именно этого театра идеален для пьесы ирландца Брайана Фрила «Танцы на праздник урожая».
Потом-то выяснилось, что Педаяс был прав. Но после тройного удара Петра Фоменко (вышедшие у него в этом сезоне «Одна абсолютно счастливая деревня», «Семейное счастие», «Война и мир» это безоговорочные сценические шедевры) идти на спектакль эстонца было боязно. И, выражаясь словами рассказчика Майкла (Кирилл Пирогов) из пьесы Фрила, «некоторые опасения не случились, а некоторые произошли».
Конечно, Брайан Фрил такого бы в жизни не написал, поскольку отличный драматург и вообще классик ирландской литературы. Но более бездарный и безграмотный перевод на московской сцене еще поискать. Даже если закрыть глаза на стилистическую несуразицу (ну нельзя по-русски сказать «Опять вечная дилемма (!), что готовить на ужин»), поневоле вздрогнешь, когда тебе начнут рассказывать о римском папе Пиусе XI вместо Пия XI.
Хуже всех, однако, пришлось древнекельтскому богу Лугу, которому Брайан Фрил посвятил свою драму. Дело в том, что в оригинале пьеса называется “Dancing at Lughnasa” («Танцы на праздник Лугназад»), и именем солнечного бога Луга у Фрила освещена вся пасмурная жизнь пятерых «синих чулков» из ирландской глухомани. Каждый год 1 августа ирландцы разжигают в честь бога Луга костры, танцуют и прыгают через них. Однако переводчик Валентин Хитрово-Шмыров, упрямо мешая божий дар с яичницей, отчего-то именует кельтского бога Лунасом. Да и зачем ему, в самом деле, эти кликухи языческие разбирать?
Пятеро сестер из пьесы Брайана Фрила живут как раз в узкой щелочке между «Пиусом» и «Лунасом», между католицизмом и язычеством. Наши «три сестры» по сравнению с ними были счастливицы. Им хоть было о чем мечтать и куда стремиться. В Москву, в Москву.
У ирландок же, за неимением Москвы, другой клич: «К Маркони, к Маркони!». Маркони имя старенького радиоприемника, которому сестры поклоняются не меньше, чем любому языческому идолу. Когда Маркони вздумается заработать, бедные замарашки преображаются, их глаза загораются, и они устраивают ритуальные танцы вокруг радиоприемника.
Их восторженный вопль разбудит мурашек на коже. Точно такой же гортанный крик тысячелетия назад издавали женщины, вступая в танец вокруг костров. И фоменковские актрисы безошибочно находят ту древнюю ноту. Они не врут ни лицом, ни жестом, ни голосом. Не врут ни Галина Тюнина (Кейт), ни Мадлен Джабраилова (Мегги), ни Ксения (Агнес), ни Полина (Роуз) Кутеповы, ни Полина Агуреева (Крис). Какое счастье, оказывается, может доставить наблюдение за тем, как женщины хлопочут по хозяйству. То они вешают белье, то отжимают, то гладят, то вяжут, а глаз не оторвать.
Сестры зарабатывают на жизнь тем, что вяжут перчатки, и фоменковских актрис иногда и вправду хочется уподобить виртуозным вязальщицам. Спица к спице, крючок к крючку, и вдруг прямо у них из-под рук на свет появляется что-то теплое, мягкое и легкое.
Иногда актерам (особенно мужчинам, которые здесь на подсобных ролях) не достает пресловутой фоменковской легкости. Прийт Педаяс тактично устранился из своего спектакля, позволив актерам играть то, к чему они привыкли. Они работают почти безукоризненно, но временами спектакль, будто старый баркас, неуклюже поскрипывает на поворотах.
Потом-то выяснилось, что Педаяс был прав. Но после тройного удара Петра Фоменко (вышедшие у него в этом сезоне «Одна абсолютно счастливая деревня», «Семейное счастие», «Война и мир» это безоговорочные сценические шедевры) идти на спектакль эстонца было боязно. И, выражаясь словами рассказчика Майкла (Кирилл Пирогов) из пьесы Фрила, «некоторые опасения не случились, а некоторые произошли».
Конечно, Брайан Фрил такого бы в жизни не написал, поскольку отличный драматург и вообще классик ирландской литературы. Но более бездарный и безграмотный перевод на московской сцене еще поискать. Даже если закрыть глаза на стилистическую несуразицу (ну нельзя по-русски сказать «Опять вечная дилемма (!), что готовить на ужин»), поневоле вздрогнешь, когда тебе начнут рассказывать о римском папе Пиусе XI вместо Пия XI.
Хуже всех, однако, пришлось древнекельтскому богу Лугу, которому Брайан Фрил посвятил свою драму. Дело в том, что в оригинале пьеса называется “Dancing at Lughnasa” («Танцы на праздник Лугназад»), и именем солнечного бога Луга у Фрила освещена вся пасмурная жизнь пятерых «синих чулков» из ирландской глухомани. Каждый год 1 августа ирландцы разжигают в честь бога Луга костры, танцуют и прыгают через них. Однако переводчик Валентин Хитрово-Шмыров, упрямо мешая божий дар с яичницей, отчего-то именует кельтского бога Лунасом. Да и зачем ему, в самом деле, эти кликухи языческие разбирать?
Пятеро сестер из пьесы Брайана Фрила живут как раз в узкой щелочке между «Пиусом» и «Лунасом», между католицизмом и язычеством. Наши «три сестры» по сравнению с ними были счастливицы. Им хоть было о чем мечтать и куда стремиться. В Москву, в Москву.
У ирландок же, за неимением Москвы, другой клич: «К Маркони, к Маркони!». Маркони имя старенького радиоприемника, которому сестры поклоняются не меньше, чем любому языческому идолу. Когда Маркони вздумается заработать, бедные замарашки преображаются, их глаза загораются, и они устраивают ритуальные танцы вокруг радиоприемника.
Их восторженный вопль разбудит мурашек на коже. Точно такой же гортанный крик тысячелетия назад издавали женщины, вступая в танец вокруг костров. И фоменковские актрисы безошибочно находят ту древнюю ноту. Они не врут ни лицом, ни жестом, ни голосом. Не врут ни Галина Тюнина (Кейт), ни Мадлен Джабраилова (Мегги), ни Ксения (Агнес), ни Полина (Роуз) Кутеповы, ни Полина Агуреева (Крис). Какое счастье, оказывается, может доставить наблюдение за тем, как женщины хлопочут по хозяйству. То они вешают белье, то отжимают, то гладят, то вяжут, а глаз не оторвать.
Сестры зарабатывают на жизнь тем, что вяжут перчатки, и фоменковских актрис иногда и вправду хочется уподобить виртуозным вязальщицам. Спица к спице, крючок к крючку, и вдруг прямо у них из-под рук на свет появляется что-то теплое, мягкое и легкое.
Иногда актерам (особенно мужчинам, которые здесь на подсобных ролях) не достает пресловутой фоменковской легкости. Прийт Педаяс тактично устранился из своего спектакля, позволив актерам играть то, к чему они привыкли. Они работают почти безукоризненно, но временами спектакль, будто старый баркас, неуклюже поскрипывает на поворотах.
Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 1.06.2001
- На пиру у старосветских помещиковАлена Карась, «Российская газета», 27.12.2001
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- «Танцы на праздник урожая»«Афиша», 29.10.2001
- Танцы у костраОлег Дуленин, 24.10.2001
- Оля Мухина и ее «Ю»Марина Мурзина, «АиФ Москва», 3.10.2001
- Да-да, нет-нет Оли МухинойКонстантин Александров, «dellAPT», 1.10.2001
- Могу лететь? - Лети!Елена Гинцберг, «dellAPT», 1.10.2001
- Москва слезам не веритЮрий Алесин, «www.MoscowOut.ru», 1.10.2001
- «Ю» Ольги Мухиной во МХАТе им. ЧеховаДжон Фридман, «“Moscow Times”», 27.09.2001
- Чай, кофе, потанцуемАнтон Красовский, «Независимая газета», 27.09.2001
- Молодая кровьГригорий Заславский, «Русский журнал», 26.09.2001
- Разбиваются сердца под воздействием винцаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 25.09.2001
- Из жизни шпротАлексей Филиппов, «Известия», 24.09.2001
- Время ЮИрина Корнеева, «Время МН», 20.09.2001
- Я комедиант. Ничтожная роль?Наталия Каминская, «Культура», 13.09.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Галина Тюнина«Афиша», 9.07.2001
- Бабье царство по-ирландскиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 24», 07.2001
- Пять сестер и один ребенокСаша Канноне, «Московские новости», 07.2001
- Женщины ПедаясаЕлена Ковальская, «Афиша», 25.06.2001
- Дансинг в пустынеЕкатерина Васенина, «Новая газета», 25.06.2001
- Сегодня праздник у девчат, сегодня будут танцыИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 8.06.2001
- «Танцы на празднике урожая»Маша Иванова, «Итоги», 5.06.2001
- Между Пиусом и ЛунасомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 1.06.2001
- Сестер стало пятьОлег Зинцов, «Ведомости», 1.06.2001
- Тоскливый праздникЕлена Губайдуллина, «Независимая газета», 1.06.2001
- Чужие на «празднике урожая»Ирина Леонидова, «Культура», 31.05.2001
- Мастерская без мастераРоман Должанский, «Коммерсант», 31.05.2001
- Танцующие на светуМария Седых, «Общая газета», 31.05.2001
- Мастерская успехаОльга Романцова, «Вести.Ru», 31.05.2001
- Танцующие в теснотеМарина Давыдова, «Время новостей», 30.05.2001
- Пять сестерОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 30.05.2001
- Танцы в сельских интерьерахИрина Корнеева, «Время МН», 29.05.2001
- Танцы по-ирландскиАлексей Филиппов, «Известия», 29.05.2001
- Сладкий яд большого мираЕлена Дьякова, «Газета.Ru», 28.05.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Известен адрес, где хранится спасительная красотаЯн Смирницкий, 03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Андрей в поход собрался«Финансовая Россия, № 7», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Амазонки неавангардаЛариса Юсипова, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Уроки музыкиАнатолий Смелянский, «Московские новости», 12.01.2001
- Театр семьиОлег Дуленин, «Планета Красота, № 1-2», 01.2001
- «Гармония мира не знает границ┘»Марина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 24», 2001