Безумный мир на подмостках
Фоменко и Туминас призывают на помощь высшие силы
Среди большого количества московских премьер два спектакля «Безумная из Шайо» в Мастерской Петра Фоменко и «Ревизор» у вахтанговцев в постановке Римаса Туминаса выделяются своей неординарной темой.
Туминас сильно рисковал, решив поставить известную каждому со школьной скамьи пьесу Гоголя. Но он все-таки сумел заметить в «Ревизоре» то, мимо чего проходили остальные режиссеры. Помните, Городничий, узнав о приезде ревизора, наказывает своим подчиненным, что ежели тот будет спрашивать о церкви (на которую были выделены из государственной казны деньги), то она, мол, сгорела┘ Ясное дело: денежки пошли ему и его чиновникам в карман. Выходит, они настолько погрязли в своих темных делишках, что уже и Бога не боятся и думают, что ежели поставят свечку в храме и попросят прощение у Всевышнего, то все их грехи будут «списаны». Но весь казус заключается в том, что и этой утешительной малости они себя лишили, не построив церкви в городе. И теперь во время спектакля свечи горят у груды кирпичей, когда-то предназначенных для храма. Где совесть у этих людей? А нет ее, и за это гоголевские персонажи расплачиваются: словно в мистическом триллере, с колосников сцены опускается огромный каркас церкви, который, двигаясь по кругу на тросах, сметает все и всех на своем пути. Казалось, такой апокалипсический финал несоединим с жанром комедии. Но дело в том, что литовский режиссер увидел в Гоголе не только замечательного комедиографа и мастера «обличительного смеха», но и философа, духовного наставника. Туминас уверен, что именно сегодня, когда общество особенно нуждается в нравственном очищении, «Ревизора» надо решать в стиле притчи, всеобъемлющей «человеческой комедии».
Маленькие, суетные людишки, забыв о своей душе, ведут себя в спектакле как одна шайка-лейка во главе с «паханом» Сквозник-Дмухановским. Городничий (Сергей Маковецкий) привык к своему высокому положению, поэтому у него все холодеет внутри, когда представляет, что сделают с ним после разжалования в «рядовые» его лучшие «друзья». В ужасе он лезет на позорный столб, установленный на сцене, и оттуда пытается оправдываться перед народом. Но приближенные не дают ему испытать радость самобичевания и устанавливают перед ним кафедру. В этой режиссерской метафоре, несомненно, читается едкая ирония по поводу той самой кафедры, которая должна служить для проповеди добра. Здесь же она предоставляется обаятельному подлецу, готовому ради собственной выгоды «подложить» под Хлестакова свою эмансипированную жену (Людмила Максакова) и взбалмошную дочь (Нонна Гришаева).
Вечер в честь знаменитого гостя в доме Городничего разыгрывается по всем канонам комической буффонады, где Хлестакову (Олег Макаров) позволяется все. Сидеть на столе, покрытом персидским ковром, где рядом с заморскими фруктами лежат горы картошки, в пьяном виде мочиться городничихе в подол платья, лежать на коленях обомлевших от счастья «отцов» города, которые потом выносят его на вытянутых руках, словно драгоценный сосуд. Не случайно перед отъездом, собирая с чиновников деньги и складывая их в огромный сундук, он искренне говорит, что ему нигде не было так хорошо, как здесь. Именно на этом сундуке зрители впервые увидят сидящего в одной ночной рубашечке Ивана Александровича, приезжающего в город N на железной детской кроватке. Сильный художественный образ, благодаря ему у зрителей возникнет подозрение, что с головкой у Хлестакова не все в порядке┘ Кстати, ничего удивительного в том нет, уж если у такого зубра, как Городничий, «крыша» поехала и он фитюльку принял за ревизора, то что говорить о мамином сыночке, свихнувшемся в своем департаменте от постоянных издевательств над собой?
Если в спектакле Туминаса безумие преследует героев, то персонажи фоменковского спектакля давно живут в нем. Не случайно пьеса Жана Жироду называется «Безумная из Шайо». Сумасшедшая графиня Орели в исполнении Галины Тюниной спасает жителей рабочего квартала Парижа от преступной мафии, решившей провернуть грандиозную махинацию с нефтью, якобы здесь обнаруженной. Понятно, что это блеф, но люди напуганы: а вдруг аферистам удастся осуществить свой безумный проект, и тогда они лишатся своих жалких жилищ┘ В Шайо начинается паника. Длинный пролог к дальнейшим криминальным событиям понадобился режиссеру для того, чтобы создать коллективный портрет людей, выброшенных на обочину жизни.
Каждый день в дешевом питейном заведении собираются мусорщики, продавцы, полицейские, сутенеры, проститутки. Тут все друг друга хорошо знают, поэтому можно часами сидеть и слушать маленький оркестр или изливать душу случайно подвернувшемуся собеседнику. Но в последнее время сюда зачастила странная троица в цилиндрах и потертых смокингах, а к ним присоединился еще один подозрительный субъект, пьющий только воду и почему-то постоянно нюхающий ее. Чужаки ведут себя очень высокомерно, говорят шепотом, но их все-таки удается разоблачить сумасшедшей из Шайо, обладающей необыкновенной интуицией и чутьем на дрянных людишек. Есть у нее еще три подружки такие же, как она, безумные дамы, давно живущие в своем иллюзорном мире добра, где нет места злу. Собравшись в подвале у графини Орели и раскачиваясь на ее широкой постели, подвешенной, словно люлька, к потолку, они разрабатывают план ликвидации аферистов.
Этот безумный квартет в исполнении Галины Тюниной, Натальи Курдюбовой, Мадлен Джабраиловой и Полины Кутеповой смешон, трогателен и по-детски наивен. Может показаться, что старушки играют в палачей, а на самом деле ничего противозаконного совершить не могут. Но ведь у сумасшедших своя логика┘ Обманным путем они завлекают учредителей мифической компании в жилище Орели и предлагают им спуститься в подземную клоаку, где якобы те могут обнаружить нужную им нефть. Огромная чугунная плита закрывается за ними, и больше никто никогда после этого их не увидит. Жестоко? Но ведь и справедливо┘
Если в спектакле «Ревизор» Туминас призывает на помощь высшие силы, чтобы наказать зло, то в постановке Фоменко душевнобольные защищают мир от злых людей. За художественным вымыслом читается то, что два замечательных режиссера не зря обратились к теме безумия в современном мире, где каждый человек, несмотря на все уродства окружающей действительности, должен отвечать за свои поступки и приумножать добро, сокращая тем самым зону зла и «протаптывая» тропинку к сердцам других людей.
Туминас сильно рисковал, решив поставить известную каждому со школьной скамьи пьесу Гоголя. Но он все-таки сумел заметить в «Ревизоре» то, мимо чего проходили остальные режиссеры. Помните, Городничий, узнав о приезде ревизора, наказывает своим подчиненным, что ежели тот будет спрашивать о церкви (на которую были выделены из государственной казны деньги), то она, мол, сгорела┘ Ясное дело: денежки пошли ему и его чиновникам в карман. Выходит, они настолько погрязли в своих темных делишках, что уже и Бога не боятся и думают, что ежели поставят свечку в храме и попросят прощение у Всевышнего, то все их грехи будут «списаны». Но весь казус заключается в том, что и этой утешительной малости они себя лишили, не построив церкви в городе. И теперь во время спектакля свечи горят у груды кирпичей, когда-то предназначенных для храма. Где совесть у этих людей? А нет ее, и за это гоголевские персонажи расплачиваются: словно в мистическом триллере, с колосников сцены опускается огромный каркас церкви, который, двигаясь по кругу на тросах, сметает все и всех на своем пути. Казалось, такой апокалипсический финал несоединим с жанром комедии. Но дело в том, что литовский режиссер увидел в Гоголе не только замечательного комедиографа и мастера «обличительного смеха», но и философа, духовного наставника. Туминас уверен, что именно сегодня, когда общество особенно нуждается в нравственном очищении, «Ревизора» надо решать в стиле притчи, всеобъемлющей «человеческой комедии».
Маленькие, суетные людишки, забыв о своей душе, ведут себя в спектакле как одна шайка-лейка во главе с «паханом» Сквозник-Дмухановским. Городничий (Сергей Маковецкий) привык к своему высокому положению, поэтому у него все холодеет внутри, когда представляет, что сделают с ним после разжалования в «рядовые» его лучшие «друзья». В ужасе он лезет на позорный столб, установленный на сцене, и оттуда пытается оправдываться перед народом. Но приближенные не дают ему испытать радость самобичевания и устанавливают перед ним кафедру. В этой режиссерской метафоре, несомненно, читается едкая ирония по поводу той самой кафедры, которая должна служить для проповеди добра. Здесь же она предоставляется обаятельному подлецу, готовому ради собственной выгоды «подложить» под Хлестакова свою эмансипированную жену (Людмила Максакова) и взбалмошную дочь (Нонна Гришаева).
Вечер в честь знаменитого гостя в доме Городничего разыгрывается по всем канонам комической буффонады, где Хлестакову (Олег Макаров) позволяется все. Сидеть на столе, покрытом персидским ковром, где рядом с заморскими фруктами лежат горы картошки, в пьяном виде мочиться городничихе в подол платья, лежать на коленях обомлевших от счастья «отцов» города, которые потом выносят его на вытянутых руках, словно драгоценный сосуд. Не случайно перед отъездом, собирая с чиновников деньги и складывая их в огромный сундук, он искренне говорит, что ему нигде не было так хорошо, как здесь. Именно на этом сундуке зрители впервые увидят сидящего в одной ночной рубашечке Ивана Александровича, приезжающего в город N на железной детской кроватке. Сильный художественный образ, благодаря ему у зрителей возникнет подозрение, что с головкой у Хлестакова не все в порядке┘ Кстати, ничего удивительного в том нет, уж если у такого зубра, как Городничий, «крыша» поехала и он фитюльку принял за ревизора, то что говорить о мамином сыночке, свихнувшемся в своем департаменте от постоянных издевательств над собой?
Если в спектакле Туминаса безумие преследует героев, то персонажи фоменковского спектакля давно живут в нем. Не случайно пьеса Жана Жироду называется «Безумная из Шайо». Сумасшедшая графиня Орели в исполнении Галины Тюниной спасает жителей рабочего квартала Парижа от преступной мафии, решившей провернуть грандиозную махинацию с нефтью, якобы здесь обнаруженной. Понятно, что это блеф, но люди напуганы: а вдруг аферистам удастся осуществить свой безумный проект, и тогда они лишатся своих жалких жилищ┘ В Шайо начинается паника. Длинный пролог к дальнейшим криминальным событиям понадобился режиссеру для того, чтобы создать коллективный портрет людей, выброшенных на обочину жизни.
Каждый день в дешевом питейном заведении собираются мусорщики, продавцы, полицейские, сутенеры, проститутки. Тут все друг друга хорошо знают, поэтому можно часами сидеть и слушать маленький оркестр или изливать душу случайно подвернувшемуся собеседнику. Но в последнее время сюда зачастила странная троица в цилиндрах и потертых смокингах, а к ним присоединился еще один подозрительный субъект, пьющий только воду и почему-то постоянно нюхающий ее. Чужаки ведут себя очень высокомерно, говорят шепотом, но их все-таки удается разоблачить сумасшедшей из Шайо, обладающей необыкновенной интуицией и чутьем на дрянных людишек. Есть у нее еще три подружки такие же, как она, безумные дамы, давно живущие в своем иллюзорном мире добра, где нет места злу. Собравшись в подвале у графини Орели и раскачиваясь на ее широкой постели, подвешенной, словно люлька, к потолку, они разрабатывают план ликвидации аферистов.
Этот безумный квартет в исполнении Галины Тюниной, Натальи Курдюбовой, Мадлен Джабраиловой и Полины Кутеповой смешон, трогателен и по-детски наивен. Может показаться, что старушки играют в палачей, а на самом деле ничего противозаконного совершить не могут. Но ведь у сумасшедших своя логика┘ Обманным путем они завлекают учредителей мифической компании в жилище Орели и предлагают им спуститься в подземную клоаку, где якобы те могут обнаружить нужную им нефть. Огромная чугунная плита закрывается за ними, и больше никто никогда после этого их не увидит. Жестоко? Но ведь и справедливо┘
Если в спектакле «Ревизор» Туминас призывает на помощь высшие силы, чтобы наказать зло, то в постановке Фоменко душевнобольные защищают мир от злых людей. За художественным вымыслом читается то, что два замечательных режиссера не зря обратились к теме безумия в современном мире, где каждый человек, несмотря на все уродства окружающей действительности, должен отвечать за свои поступки и приумножать добро, сокращая тем самым зону зла и «протаптывая» тропинку к сердцам других людей.
Любовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Зачем вы девушки?Дина Годер, «Еженедельный журнал», 25.12.2002
- Рядовая Лебедушкин хочет к мамеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.12.2002
- Пролетая над гнездом«Итоги», 23.12.2002
- Наряд вне очередиОлег Зинцов, «Ведомости», 23.12.2002
- Мотылек в камуфляже как мимикрия современностиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 23.12.2002
- Рядовая Лебедушкин нашел Отелло в казармеДуня Войницкая, «Комсомольская правда», 21.12.2002
- Крылышками бяк-бяк-бякАртур Соломонов, «Газета», 20.12.2002
- Спасти рядового ЛебедушкинаМарина Давыдова, «Время новостей», 20.12.2002
- Один барабан, две трубы┘Ирина Корнеева, «Время МН», 19.12.2002
- Ангельский способ откосить от армииАлексей Филиппов, «Известия», 19.12.2002
- Неуставное отношение к театруРоман Должанский, «Коммерсант», 19.12.2002
- Военно-полевой романЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 19.12.2002
- Попытка полетаАлена Карась, «Российская газета», 19.12.2002
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Чертог сиялГлеб Ситковский, «Алфавит», 21.11.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Под солнцем АлександраМарина Давыдова, «Консерватор», 4.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Прогулки с Пушкиным«Итоги», 1.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Поэт идет┘Вера Максимова, «Независимая газета», 27.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- Торгуйтесь, торгуйтесь┘Елена Ямпольская, «Новые известия», 26.09.2002
- Алгебра вдохновенияНаталия Каминская, «Культура», 26.09.2002
- Чудесный сплавАлександр Соколянский, «Ведомости», 26.09.2002
- Светлы «Египетские ночи»Ирина Корнеева, «Время МН», 25.09.2002
- Куклы доктора ПиндемонтиАлена Солнцева, «Время новостей», 25.09.2002
- Мастерская Петра Фоменко устроила «Египетские ночи»Алексей Филиппов, «Известия», 25.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Зачет по высшей математикеМария Сперанская, «МК-Бульвар», 29.07.2002
- МИХАИЛ РОЩИН. ВРЕМЯ АНТИГЕРОЯМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 24.07.2002
- Поэзия Гумилева вдохновила «фоменковцев»Ирина Леонтьева, «Труд», 23.07.2002
- Восточные грезы любвиПавел Руднев, «Ваш Досуг», 8.07.2002
- Десять лет спустяАлексей Филиппов, «Известия», 8.07.2002
- «Отравленная туника» Н. ГумилеваЕлена Ковальская, «Афиша», 8.07.2002
- Отравленная туникаДина Годер, «Еженедельный Журнал», 4.07.2002
- Византийские сныНина Агишева, «Московские новости», 2.07.2002
- Гость из прошлого«Итоги», 2.07.2002
- Осторожно, отравлено!Екатерина Васенина, «Новая газета», 1.07.2002
- Ожившая «Отравленная туника»Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 29», 07.2002
- Гипноз пространстваОлег Недоловский, «Современная драматургия, № 4», 07.2002
- Женщины обольщают и не всегда остаются в живыхГалина Облезова, «Новое время, № 29», 07.2002
- Любовь и смерть в ВизантииМария Хализева, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Перекресток ГекубыИрина Алпатова, «Культура», 27.06.2002
- Любовь в ВизантииЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 26.06.2002
- Отравленная туникаАлена Карась, «Российская газета», 25.06.2002
- Балканский синдромЕлена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Возвращение блудного режиссераВиктория Никифорова, «Эксперт», 24.06.2002
- От страстей свободны лишь рабы. И то - евнухиАнастасия Томская, «Комсомольская правда», 21.06.2002
- Русская поэзия с македонским акцентомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.06.2002
- Для красотыГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.06.2002
- На ядыОлег Зинцов, «Ведомости», 20.06.2002
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Коммерсант», 19.06.2002
- Люди, тигры и жирафыИрина Корнеева, «Время МН», 19.06.2002
- Македонец отправился в ВизантиюАртур Соломонов, «Газета», 19.06.2002
- Поэзия и правдаМарина Давыдова, «Время новостей», 19.06.2002
- Ключ к Серебряному векуМайа Одина, «Газета.ру», 18.06.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Танцы до экстазаОлег Дуленин, «Знамя, № 6», 06.2002
- На нарах творчестваИрина Алпатова, «Культура», 30.05.2002
- Лицедей это диагноз«Итоги», 27.05.2002
- Театр должен быть утопленОльга Романцова, «Вести.ru», 27.05.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Лицедей, как он естьАлексей Филиппов, «Известия», 16.05.2002
- Безумие в день кровяной колбасыМарина Райкина, «Московский комсомолец», 15.05.2002
- Драма на гастроляхИрина Корнеева, «Время МН», 15.05.2002
- Диагноз лицедейДарья Коробова, «Независимая газета», 15.05.2002
- Альбом семейных фотографийЕлена Губайдуллина, «Известия», 14.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Мастерская П. Фоменко. «Безумная из Шайо» Ж. Жироду«Театральная афиша», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- Вечность пахнет нефтьюПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Бешеные бабки«Итоги», 8.04.2002
- Трест, который сгинулОлег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Спасатели из «Мастерской»Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир. Начало романаКристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. ФоменкоАлексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Homo ludens из ШайоМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Зашевелилась театральная жизнь под «Золотой маской»Олег Прялкин, «Россiя», 13.03.2002
- Старосветские помещикиЕлена Ковальская, «Афиша», 1.02.2002
- Одна абсолютно счастливая семьяГлеб Ситковский, 19.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 12.01.2002
- Гоголь в гостях у УайлдераМарина Давыдова, «Время Новостей», 9.01.2002
- Карбаускис во МХАТеГригорий Заславский, «Русский журнал», 8.01.2002
- Сочинение о двух влюбленныхАлексей Филиппов, «Известия», 8.01.2002
- Старосветская челядьМария Хализева, «Вечерний клуб», 01.2002