Честь безумцу!
В пьесе Жана Жироду «Безумная из Шайо» парижские люмпены, почти как Актер из горьковского «На дне», забывший любимое стихотворение, мучаются оттого, что не могут отыскать слова старинной песенки «Прекрасная полячка», их никто не помнит. Ближе к финалу выясняется, что еще живы те, кто в состоянии пропеть «Полячку» до конца. Песенка, вроде, и немудрящая, но будет жаль, если она исчезнет из человеческой памяти. К слову сказать, я расслышала в музыкальной партитуре спектакля «Мастерской П. Фоменко» голоса еще пяти полячек, польский квинтет «Партита», поющий Баха. Пластинка с пятью паненками в сиреневых платьицах на конверте была необыкновенно популярна тридцать лет тому назад. Тогда же томик Жироду одна из чуть ли ни святынь, окно в Париж. Эти пьесы позволяли нам, хоть и ненадолго, почувствовать себя гражданами мира. «Впервые на русском языке» так назывался устный альманах литературоведа Ефима Эткинда. Он собирал большой зал ленинградского Дома писателей на улице Воинова. На сцене переводчики-миссионеры. «А сейчас свои переводы из Джона Донна прочтет Иосиф Бродский». Такое не забывается.
Впервые на русском языке поставил Петр Фоменко в ленинградском Театре Комедии «Троянской войны не будет» Жироду с Сергеем Дрейденом в главной роли. В одной из статей, посвященных последней премьере «Мастерской», критик говорит об акимовских традициях в спектаклях Петра Наумовича того периода. Мысль спорная. В начале 70-х была предпринята дерзкая, обреченная на неудачу по многим причинам, попытка сделать из Театра Комедии, оставшегося без Акимова, совершенно иной, интеллектуальный, экспериментальный театр. Пьеса Жироду идеально вписывалась в эту программу.
Однако сегодня какой наивной, многословной сказкой выглядит его «Безумная из Шайо»! Луи Жуве поставил последнюю пьесу Жироду в 1945-м, вскоре после окончания войны. А может быть, наивность, частенько ходящая рука об руку с мудростью, это то, что делает людей счастливыми и творчески состоятельными? «Грешили ли мы наивностью? Думаю, да. Но именно эта наивность и стала побудительной силой для тех, кто что-то делал. Наша неспособность увидеть реальность такой, какой она была, или в какую она превращалась ничего общего не имевшей с нашей мечтой, и помогла нам сделать то немногое, что было сделано», говорил Стрелер.
«Безумная из Шайо» в сценической редакции «Мастерской» подверглась неизбежным сокращениям, и главное опасение, что пьеса безнадежно устарела, по счастью, не сбылось. Снова, как в «Войне и мире», в первом акте «Безумной из Шайо» все действие происходит на авансцене. Над четырьмя привычными колоннами маркизы знак того, что действие происходит в парижском кафе. Уличные музыканты Кирилл Пирогов, Илья Любимов, Борис Горбачев, Павел Баршак, их живая музыка чудесно обволакивает зал. На сцене много народа, и поначалу ловишь себя на том, что отвлекаешься, фокусируя внимание на говорящих, в то время как важна общая картина. В ней, в этой картине, очевидны почти цитаты из импрессионистов Мане, Ренуара, Лотрека.
Ты оказываешься в плену деталей, подробностей, легких, изящных мазков. Как, например, сидят визитки на Алексее Колубкове и Андрее Казакове! И дело не только в том, что их хорошо сшили, а в том, как артисты «держат спину». Как пластичен, как верно чувствует стиль Олег Нирян в роли биржевого зайца Шопена! Как идут цветочнице Сибилле Полине Агуреевой очки и кудряшки, какую симпатичную пару она составляет с нежным и трогательным мальчиком, рассыльным при кафе «Франсис» Глебом Пускепалисом! Много шарма вносит в спектакль Ирина Пегова (посудомойка Ирма), ее природная, особая естественность, подвижность при почти рубенсовской фактуре позволяют говорить о важном и перспективном приобретении «Мастерской» (Ирина прославилась своей студенческой работой на курсе П. Н. Фоменко в платоновской «Фро»).
Нельзя не заметить, как удачно раскладывается «Безумная из Шайо» в труппе, будто набирая курсы (в премьере заняты три поколения «Мастерской»), Петр Наумович примерялся к распределению ролей в конкретной пьесе. Сказанное относится, в первую очередь, к квартету «безумных», возглавляемому Орели Галиной Тюниной. Еще с ленинградских времен (права Марина Давыдова, углядевшая связь нового спектакля с ленинградским периодом режиссера), проявился любимый режиссером женский типаж очаровательной чудачки. Эта галерея открывается, без сомнения, Ниной Бегак Ольгой Антоновой в спектакле «Этот милый, старый дом», другой Ольгой Волковой в «Родственниках» и «Моем друге Моцарте». Неприспособленные к жизни, странные фантазерки милей Петру Наумовичу, чем стандартные красавицы.
Роль Орели (она и есть Безумная из Шайо), сыгранную Галиной Тюниной, можно назвать бенефисной. Гордый профиль и седые космы, певучий, с легкой трещинкой, голос. Кто она, Орели? Царица-нищенка? Галина Тюнина сочетает «показ» с психологическим «проживанием», эксцентрику с лирикой. Во многом благодаря этой работе, головное многословие пьесы наполняется живым, театральным содержанием. Под стать ей партнерши «безумные старушки из Пасси, Сан-Сюльпис и Конкорд» в исполнении Натальи Курдюбовой (еще одно новое, многообещающее имя «Мастерской»), Мадлен Джабраиловой и Полины Кутеповой. На первый взгляд, может показаться жестоким решение режиссера изуродовать молодые лица. На деле же очевидно, что игра чрезвычайно увлекательна для актрис и лишний раз доказывает, что умение играть характерные роли сильная сторона женского состава «Мастерской».
Второй акт спектакля, где как раз и появляются все четыре героини, происходит в другом зале, задействовано все пространство, галерея, лестница. В центре подвешенная на тросах кровать Орели, качающийся островок-пристанище живущих прошлым героинь, у каждой из которых свои «глюки» и призраки. Суд, состоящий из Орели, Констанс, Габриэль и Жозефины вместе с городской беднотой, постановляет отправить в преисподнюю, вернее в канализацию «учредителей», воротил-спекулянтов, готовых перекопать и изуродовать город. Тех, кто представляет опасность для культуры и атмосферы Парижа. Но едва спустившись в люк, они появляются вновь. Режиссер не скрывает, что вся эта, придуманная Жаном Жироду, история, всего лишь представление.
Премьеру играли параллельно с фестивальными показами «Войны и мира». Три «Золотые Маски», полученные в финале, стали поводом к обсуждению давно наболевшей проблемы. Почему, обласканный премиями и огромным зрительским успехом, театр до сих пор ютится в тесных зальчиках бывшего «Киева»? (На эту тему «ЭС» подробно писала в № 29 за 2001 год). Каково же было изумление театрального мира по поводу «выхода из положения», придуманного в недрах мэрии проекта решения о передаче «Мастерской» помещения Центра Анатолия Васильева на Сретенке! Оставим в стороне абсурдность самой идеи (представить «фоменок» на улицах белого васильевского «города» ни одно, даже самое пылкое воображение, не сможет). Кошмарнее произвол и уверенность властей в праве сталкивать художников, решать проблемы одного театра за счет другого, особенно, если учесть, что речь идет о двух театрах с большой буквы, лучших из тех, что есть в Москве. Это обстоятельство признано за пределами отечества. В том, что Петр Наумович от такой чести откажется, вряд ли кто-то сомневался. Хочется надеяться, что поведение «отказника» не скажется на поисках нового дома для «Мастерской» любимого режиссера.
Попавший на Кутузовский чувствует себя счастливцем-избранником. Почему работы «Мастерской» окружены такой безоговорочной любовью? Причем, что удивительно, и зрителей, и критиков. Склонный к скепсису, зоил задумается и выскажет мысль: «А не является ли Петр Фоменко новым Лукой, лакировщиком действительности“?» Мысль не новая. О сознательной «утешительной» функции режиссера писал в своей книге «Предлагаемые обстоятельства» Анатолий Смелянский. В сегодняшнем хаосе зритель жаждет утешения, но утешение утешению рознь. То, что предлагает «Мастерская», возможность ощутить связь времен, вспомнить нужные слова, без которых трудно жить. Режиссер и его актеры восстанавливают в правах те старые чувства, те воспоминания о прошлом, что в наши дни равносильны «правде святой». А значит прав старик Беранжер: «Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой!»
Впервые на русском языке поставил Петр Фоменко в ленинградском Театре Комедии «Троянской войны не будет» Жироду с Сергеем Дрейденом в главной роли. В одной из статей, посвященных последней премьере «Мастерской», критик говорит об акимовских традициях в спектаклях Петра Наумовича того периода. Мысль спорная. В начале 70-х была предпринята дерзкая, обреченная на неудачу по многим причинам, попытка сделать из Театра Комедии, оставшегося без Акимова, совершенно иной, интеллектуальный, экспериментальный театр. Пьеса Жироду идеально вписывалась в эту программу.
Однако сегодня какой наивной, многословной сказкой выглядит его «Безумная из Шайо»! Луи Жуве поставил последнюю пьесу Жироду в 1945-м, вскоре после окончания войны. А может быть, наивность, частенько ходящая рука об руку с мудростью, это то, что делает людей счастливыми и творчески состоятельными? «Грешили ли мы наивностью? Думаю, да. Но именно эта наивность и стала побудительной силой для тех, кто что-то делал. Наша неспособность увидеть реальность такой, какой она была, или в какую она превращалась ничего общего не имевшей с нашей мечтой, и помогла нам сделать то немногое, что было сделано», говорил Стрелер.
«Безумная из Шайо» в сценической редакции «Мастерской» подверглась неизбежным сокращениям, и главное опасение, что пьеса безнадежно устарела, по счастью, не сбылось. Снова, как в «Войне и мире», в первом акте «Безумной из Шайо» все действие происходит на авансцене. Над четырьмя привычными колоннами маркизы знак того, что действие происходит в парижском кафе. Уличные музыканты Кирилл Пирогов, Илья Любимов, Борис Горбачев, Павел Баршак, их живая музыка чудесно обволакивает зал. На сцене много народа, и поначалу ловишь себя на том, что отвлекаешься, фокусируя внимание на говорящих, в то время как важна общая картина. В ней, в этой картине, очевидны почти цитаты из импрессионистов Мане, Ренуара, Лотрека.
Ты оказываешься в плену деталей, подробностей, легких, изящных мазков. Как, например, сидят визитки на Алексее Колубкове и Андрее Казакове! И дело не только в том, что их хорошо сшили, а в том, как артисты «держат спину». Как пластичен, как верно чувствует стиль Олег Нирян в роли биржевого зайца Шопена! Как идут цветочнице Сибилле Полине Агуреевой очки и кудряшки, какую симпатичную пару она составляет с нежным и трогательным мальчиком, рассыльным при кафе «Франсис» Глебом Пускепалисом! Много шарма вносит в спектакль Ирина Пегова (посудомойка Ирма), ее природная, особая естественность, подвижность при почти рубенсовской фактуре позволяют говорить о важном и перспективном приобретении «Мастерской» (Ирина прославилась своей студенческой работой на курсе П. Н. Фоменко в платоновской «Фро»).
Нельзя не заметить, как удачно раскладывается «Безумная из Шайо» в труппе, будто набирая курсы (в премьере заняты три поколения «Мастерской»), Петр Наумович примерялся к распределению ролей в конкретной пьесе. Сказанное относится, в первую очередь, к квартету «безумных», возглавляемому Орели Галиной Тюниной. Еще с ленинградских времен (права Марина Давыдова, углядевшая связь нового спектакля с ленинградским периодом режиссера), проявился любимый режиссером женский типаж очаровательной чудачки. Эта галерея открывается, без сомнения, Ниной Бегак Ольгой Антоновой в спектакле «Этот милый, старый дом», другой Ольгой Волковой в «Родственниках» и «Моем друге Моцарте». Неприспособленные к жизни, странные фантазерки милей Петру Наумовичу, чем стандартные красавицы.
Роль Орели (она и есть Безумная из Шайо), сыгранную Галиной Тюниной, можно назвать бенефисной. Гордый профиль и седые космы, певучий, с легкой трещинкой, голос. Кто она, Орели? Царица-нищенка? Галина Тюнина сочетает «показ» с психологическим «проживанием», эксцентрику с лирикой. Во многом благодаря этой работе, головное многословие пьесы наполняется живым, театральным содержанием. Под стать ей партнерши «безумные старушки из Пасси, Сан-Сюльпис и Конкорд» в исполнении Натальи Курдюбовой (еще одно новое, многообещающее имя «Мастерской»), Мадлен Джабраиловой и Полины Кутеповой. На первый взгляд, может показаться жестоким решение режиссера изуродовать молодые лица. На деле же очевидно, что игра чрезвычайно увлекательна для актрис и лишний раз доказывает, что умение играть характерные роли сильная сторона женского состава «Мастерской».
Второй акт спектакля, где как раз и появляются все четыре героини, происходит в другом зале, задействовано все пространство, галерея, лестница. В центре подвешенная на тросах кровать Орели, качающийся островок-пристанище живущих прошлым героинь, у каждой из которых свои «глюки» и призраки. Суд, состоящий из Орели, Констанс, Габриэль и Жозефины вместе с городской беднотой, постановляет отправить в преисподнюю, вернее в канализацию «учредителей», воротил-спекулянтов, готовых перекопать и изуродовать город. Тех, кто представляет опасность для культуры и атмосферы Парижа. Но едва спустившись в люк, они появляются вновь. Режиссер не скрывает, что вся эта, придуманная Жаном Жироду, история, всего лишь представление.
Премьеру играли параллельно с фестивальными показами «Войны и мира». Три «Золотые Маски», полученные в финале, стали поводом к обсуждению давно наболевшей проблемы. Почему, обласканный премиями и огромным зрительским успехом, театр до сих пор ютится в тесных зальчиках бывшего «Киева»? (На эту тему «ЭС» подробно писала в № 29 за 2001 год). Каково же было изумление театрального мира по поводу «выхода из положения», придуманного в недрах мэрии проекта решения о передаче «Мастерской» помещения Центра Анатолия Васильева на Сретенке! Оставим в стороне абсурдность самой идеи (представить «фоменок» на улицах белого васильевского «города» ни одно, даже самое пылкое воображение, не сможет). Кошмарнее произвол и уверенность властей в праве сталкивать художников, решать проблемы одного театра за счет другого, особенно, если учесть, что речь идет о двух театрах с большой буквы, лучших из тех, что есть в Москве. Это обстоятельство признано за пределами отечества. В том, что Петр Наумович от такой чести откажется, вряд ли кто-то сомневался. Хочется надеяться, что поведение «отказника» не скажется на поисках нового дома для «Мастерской» любимого режиссера.
Попавший на Кутузовский чувствует себя счастливцем-избранником. Почему работы «Мастерской» окружены такой безоговорочной любовью? Причем, что удивительно, и зрителей, и критиков. Склонный к скепсису, зоил задумается и выскажет мысль: «А не является ли Петр Фоменко новым Лукой, лакировщиком действительности“?» Мысль не новая. О сознательной «утешительной» функции режиссера писал в своей книге «Предлагаемые обстоятельства» Анатолий Смелянский. В сегодняшнем хаосе зритель жаждет утешения, но утешение утешению рознь. То, что предлагает «Мастерская», возможность ощутить связь времен, вспомнить нужные слова, без которых трудно жить. Режиссер и его актеры восстанавливают в правах те старые чувства, те воспоминания о прошлом, что в наши дни равносильны «правде святой». А значит прав старик Беранжер: «Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой!»
Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- Зачем вы девушки?Дина Годер, «Еженедельный журнал», 25.12.2002
- Рядовая Лебедушкин хочет к мамеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.12.2002
- Пролетая над гнездом«Итоги», 23.12.2002
- Наряд вне очередиОлег Зинцов, «Ведомости», 23.12.2002
- Мотылек в камуфляже как мимикрия современностиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 23.12.2002
- Рядовая Лебедушкин нашел Отелло в казармеДуня Войницкая, «Комсомольская правда», 21.12.2002
- Крылышками бяк-бяк-бякАртур Соломонов, «Газета», 20.12.2002
- Спасти рядового ЛебедушкинаМарина Давыдова, «Время новостей», 20.12.2002
- Один барабан, две трубы┘Ирина Корнеева, «Время МН», 19.12.2002
- Ангельский способ откосить от армииАлексей Филиппов, «Известия», 19.12.2002
- Неуставное отношение к театруРоман Должанский, «Коммерсант», 19.12.2002
- Военно-полевой романЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 19.12.2002
- Попытка полетаАлена Карась, «Российская газета», 19.12.2002
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Чертог сиялГлеб Ситковский, «Алфавит», 21.11.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Под солнцем АлександраМарина Давыдова, «Консерватор», 4.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Прогулки с Пушкиным«Итоги», 1.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Поэт идет┘Вера Максимова, «Независимая газета», 27.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- Торгуйтесь, торгуйтесь┘Елена Ямпольская, «Новые известия», 26.09.2002
- Алгебра вдохновенияНаталия Каминская, «Культура», 26.09.2002
- Чудесный сплавАлександр Соколянский, «Ведомости», 26.09.2002
- Светлы «Египетские ночи»Ирина Корнеева, «Время МН», 25.09.2002
- Куклы доктора ПиндемонтиАлена Солнцева, «Время новостей», 25.09.2002
- Мастерская Петра Фоменко устроила «Египетские ночи»Алексей Филиппов, «Известия», 25.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Зачет по высшей математикеМария Сперанская, «МК-Бульвар», 29.07.2002
- МИХАИЛ РОЩИН. ВРЕМЯ АНТИГЕРОЯМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 24.07.2002
- Поэзия Гумилева вдохновила «фоменковцев»Ирина Леонтьева, «Труд», 23.07.2002
- Восточные грезы любвиПавел Руднев, «Ваш Досуг», 8.07.2002
- Десять лет спустяАлексей Филиппов, «Известия», 8.07.2002
- «Отравленная туника» Н. ГумилеваЕлена Ковальская, «Афиша», 8.07.2002
- Отравленная туникаДина Годер, «Еженедельный Журнал», 4.07.2002
- Византийские сныНина Агишева, «Московские новости», 2.07.2002
- Гость из прошлого«Итоги», 2.07.2002
- Осторожно, отравлено!Екатерина Васенина, «Новая газета», 1.07.2002
- Ожившая «Отравленная туника»Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 29», 07.2002
- Гипноз пространстваОлег Недоловский, «Современная драматургия, № 4», 07.2002
- Женщины обольщают и не всегда остаются в живыхГалина Облезова, «Новое время, № 29», 07.2002
- Любовь и смерть в ВизантииМария Хализева, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Перекресток ГекубыИрина Алпатова, «Культура», 27.06.2002
- Любовь в ВизантииЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 26.06.2002
- Отравленная туникаАлена Карась, «Российская газета», 25.06.2002
- Балканский синдромЕлена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Возвращение блудного режиссераВиктория Никифорова, «Эксперт», 24.06.2002
- От страстей свободны лишь рабы. И то - евнухиАнастасия Томская, «Комсомольская правда», 21.06.2002
- Русская поэзия с македонским акцентомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.06.2002
- Для красотыГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.06.2002
- На ядыОлег Зинцов, «Ведомости», 20.06.2002
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Коммерсант», 19.06.2002
- Люди, тигры и жирафыИрина Корнеева, «Время МН», 19.06.2002
- Македонец отправился в ВизантиюАртур Соломонов, «Газета», 19.06.2002
- Поэзия и правдаМарина Давыдова, «Время новостей», 19.06.2002
- Ключ к Серебряному векуМайа Одина, «Газета.ру», 18.06.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Танцы до экстазаОлег Дуленин, «Знамя, № 6», 06.2002
- На нарах творчестваИрина Алпатова, «Культура», 30.05.2002
- Лицедей это диагноз«Итоги», 27.05.2002
- Театр должен быть утопленОльга Романцова, «Вести.ru», 27.05.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Лицедей, как он естьАлексей Филиппов, «Известия», 16.05.2002
- Безумие в день кровяной колбасыМарина Райкина, «Московский комсомолец», 15.05.2002
- Драма на гастроляхИрина Корнеева, «Время МН», 15.05.2002
- Диагноз лицедейДарья Коробова, «Независимая газета», 15.05.2002
- Альбом семейных фотографийЕлена Губайдуллина, «Известия», 14.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Мастерская П. Фоменко. «Безумная из Шайо» Ж. Жироду«Театральная афиша», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- Вечность пахнет нефтьюПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Бешеные бабки«Итоги», 8.04.2002
- Трест, который сгинулОлег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Спасатели из «Мастерской»Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир. Начало романаКристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. ФоменкоАлексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Homo ludens из ШайоМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Зашевелилась театральная жизнь под «Золотой маской»Олег Прялкин, «Россiя», 13.03.2002
- Старосветские помещикиЕлена Ковальская, «Афиша», 1.02.2002
- Одна абсолютно счастливая семьяГлеб Ситковский, 19.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 12.01.2002
- Гоголь в гостях у УайлдераМарина Давыдова, «Время Новостей», 9.01.2002
- Карбаускис во МХАТеГригорий Заславский, «Русский журнал», 8.01.2002
- Сочинение о двух влюбленныхАлексей Филиппов, «Известия», 8.01.2002
- Старосветская челядьМария Хализева, «Вечерний клуб», 01.2002