Бомжихи в стиле декаданс
Петр Фоменко любит их всех
Актерский матриархат, установившийся в театре «Мастерская Петра Фоменко», начался еще в стенах РАТИ. Никогда и ни в одном театре еще не бывало так мало актрис. Никогда и нигде не случалось, чтобы все студентки вырастали в хороших актрис.
Предполагаю, что ставить пьесу Жана Жироду «Безумная из Шайо» Фоменко решил не потому, что ему так близки идеи основателя интеллектуальной драмы, а потому, что у пьесы, несмотря на весь ее интеллектуализм и многословие, легкое дыхание, французский шарм и четыре женские роли, рассчитанные на успех.
В пьесе, как и в театре, царит матриархат. Безумная старуха задумала избавить мир от жадных авантюристов, готовых перерыть весь Париж в поисках нефти. В сущности, пафос пьесы Жироду тот же, что у его современника Бертольта Брехта: мир, в котором правят деньги, подлежит уничтожению. Как и Брехт, Жироду с надеждой вглядывается в городские низы. Плоским, карикатурным, но безликим сильным мира сего противостоят колоритные индивидуальности. У Брехта молодая проститутка Шен-Те, у Жироду четыре безумные старухи. Вот только форму своим идеям Жироду, как и подобает французу, придал куда более изящную и менее навязчивую, чем Брехт.
Говоря словами Экзюпери, это пьеса для тех, кто понимает, что такое жизнь. Здесь правят бал безумные (но не помешанные настаивает автор!), разгуливают призраки, а энергичных дельцов могут засудить хотя бы за то, что они не знают названия ни одного цветка. Текст пестрит обаятельнейшей чушью, каждая реплика старухи Орели уже готовый анекдот. Бродячие музыканты наигрывают всегда одну и ту же песенку, а жонглер жонглирует воображаемыми кольцами┘
Словом, атмосфера уличного парижского кафе, в которой фантазия Фоменко расцветает прелестными цветами. Все же одним обаянием и «атмосферностью» спектакля не удержишь. Чтобы ставить «Безумную из Шайо» нужна Актриса. Фоменко вырастил ее сам. Галина Тюнина в роли Орели так обаятельно-властна, так естественно-эксцентрична, с таким видимым наслаждением окунается в мир причуд своей героини, что через минуту после ее появления начинаешь завидовать той свободе, когда по утрам можно читать «Голуа», всегда один и тот же номер от 1896 года, вести беседы с давно ушедшим любовником, а потом отправляться кормить бездомных котов. Эта Орели понимает, что такое жизнь┘
Надев седой парик и элегантное платье в стиле «гранж», Тюнина напоминает не старуху, а скорее фею, обратившуюся в старуху для каких-то тайных целей. Она то еле ходит, то вспархивает за стойку бара движением балерины, чередует французский с русским и заставляет завсегдатаев кафе искать боа, потерянное три года назад.
Вот, оказывается, зачем нужен театр-дом. Здесь ничто не пропадает даром, одна роль вытекает из другой. Год назад в «Войне и мире» Тюнина сыграла Аннетт Шерер, наделив толстовскую героиню неподражаемо смешной привычкой перекидывать больную, негнущуюся ногу через стулья. Теперь ясно, что маленькая роль Аннетт была эскизом к Орели.
Или Полина Кутепова в роди Жозефины, безумной из Конкорд. Начав расправляться с амплуа лирической героини, Кутепова раз от раза все смелей примеряет острую характерность. В «Танцах на празднике урожая» играла блаженную деревенскую дурочку. Теперь вроде бы копирует современную бомжиху (даже фонарь под глазом не побоялась нарисовать), а получается┘ бомжиха в стиле декаданс, лишенная и тени вульгарности.
Собравшись вчетвером, да еще приведя с собой каждая по фантому, безумные старухи (Тюнина, Кутепова, Наталья Курдюбова и Мадлен Джабраилова) решают судьбу нефтяных дельцов. «Убей их всех!» смачно требует не вполне трезвым голосом Жозефина. Орели заманивает их запахом керосина в канализационный люк и захлопывает крышку, предварительно поинтересовавшись, не видали ли они зеленую шкатулочку, которую она потеряла в возрасте семи лет┘
Помимо четырех больших женских ролей в пьесе есть и две незаметные судомойка Ирма и цветочница Сибилла. Но можно только позавидовать Ирине Пеговой, выпускнице курса Фоменко последнего призыва, вместе с которой Петр Наумович создал подробнейшую партитуру роли Ирмы. Или Полине Агуреевой, сыгравшей почти бессловесную цветочницу. Дело не в том, что в «Мастерской» все сегодня артисты, а завтра статисты, а в умении любое «кушать подано» превратить в настоящую роль. Сибилла Агуреевой явно сбежала с картины «Завтрак на траве». Вдобавок она так трогательно близорука, так мило поправляет пенсне, а цветочки, вплетенные в ее волосы, вздрагивают в такт ее движениям, что Агуреева вызывает не меньше восхищения, чем остальные исполнительницы.
Фоменко заботится о каждой, смакует каждую деталь, словно боится, что останется незамеченной чья-то осиная талия, или роскошная грудь, или прелестные ножки в полосатых чулочках┘ Наверное, поэтому к Фоменко, как и на другие курсы РАТИ, поступают обычные девочки, а выходят красавицы.
На Западе «Безумную из Шайо» обычно ставили на звезд в возрасте. В «Мастерской» старух играют молодые. Возможно, что-то и теряется. Во всяком случае, когда безумные старухи удаляются, цепляясь за своих призраков, не ощущаешь горечи, а только легкость от игры.
Вот сейчас кончатся поклоны, в гримерных будет раздаваться их звонкий хохот, они снимут парики, умоются и вернутся к своим молодым, полным тайн, жизням.
Vive la France!
Предполагаю, что ставить пьесу Жана Жироду «Безумная из Шайо» Фоменко решил не потому, что ему так близки идеи основателя интеллектуальной драмы, а потому, что у пьесы, несмотря на весь ее интеллектуализм и многословие, легкое дыхание, французский шарм и четыре женские роли, рассчитанные на успех.
В пьесе, как и в театре, царит матриархат. Безумная старуха задумала избавить мир от жадных авантюристов, готовых перерыть весь Париж в поисках нефти. В сущности, пафос пьесы Жироду тот же, что у его современника Бертольта Брехта: мир, в котором правят деньги, подлежит уничтожению. Как и Брехт, Жироду с надеждой вглядывается в городские низы. Плоским, карикатурным, но безликим сильным мира сего противостоят колоритные индивидуальности. У Брехта молодая проститутка Шен-Те, у Жироду четыре безумные старухи. Вот только форму своим идеям Жироду, как и подобает французу, придал куда более изящную и менее навязчивую, чем Брехт.
Говоря словами Экзюпери, это пьеса для тех, кто понимает, что такое жизнь. Здесь правят бал безумные (но не помешанные настаивает автор!), разгуливают призраки, а энергичных дельцов могут засудить хотя бы за то, что они не знают названия ни одного цветка. Текст пестрит обаятельнейшей чушью, каждая реплика старухи Орели уже готовый анекдот. Бродячие музыканты наигрывают всегда одну и ту же песенку, а жонглер жонглирует воображаемыми кольцами┘
Словом, атмосфера уличного парижского кафе, в которой фантазия Фоменко расцветает прелестными цветами. Все же одним обаянием и «атмосферностью» спектакля не удержишь. Чтобы ставить «Безумную из Шайо» нужна Актриса. Фоменко вырастил ее сам. Галина Тюнина в роли Орели так обаятельно-властна, так естественно-эксцентрична, с таким видимым наслаждением окунается в мир причуд своей героини, что через минуту после ее появления начинаешь завидовать той свободе, когда по утрам можно читать «Голуа», всегда один и тот же номер от 1896 года, вести беседы с давно ушедшим любовником, а потом отправляться кормить бездомных котов. Эта Орели понимает, что такое жизнь┘
Надев седой парик и элегантное платье в стиле «гранж», Тюнина напоминает не старуху, а скорее фею, обратившуюся в старуху для каких-то тайных целей. Она то еле ходит, то вспархивает за стойку бара движением балерины, чередует французский с русским и заставляет завсегдатаев кафе искать боа, потерянное три года назад.
Вот, оказывается, зачем нужен театр-дом. Здесь ничто не пропадает даром, одна роль вытекает из другой. Год назад в «Войне и мире» Тюнина сыграла Аннетт Шерер, наделив толстовскую героиню неподражаемо смешной привычкой перекидывать больную, негнущуюся ногу через стулья. Теперь ясно, что маленькая роль Аннетт была эскизом к Орели.
Или Полина Кутепова в роди Жозефины, безумной из Конкорд. Начав расправляться с амплуа лирической героини, Кутепова раз от раза все смелей примеряет острую характерность. В «Танцах на празднике урожая» играла блаженную деревенскую дурочку. Теперь вроде бы копирует современную бомжиху (даже фонарь под глазом не побоялась нарисовать), а получается┘ бомжиха в стиле декаданс, лишенная и тени вульгарности.
Собравшись вчетвером, да еще приведя с собой каждая по фантому, безумные старухи (Тюнина, Кутепова, Наталья Курдюбова и Мадлен Джабраилова) решают судьбу нефтяных дельцов. «Убей их всех!» смачно требует не вполне трезвым голосом Жозефина. Орели заманивает их запахом керосина в канализационный люк и захлопывает крышку, предварительно поинтересовавшись, не видали ли они зеленую шкатулочку, которую она потеряла в возрасте семи лет┘
Помимо четырех больших женских ролей в пьесе есть и две незаметные судомойка Ирма и цветочница Сибилла. Но можно только позавидовать Ирине Пеговой, выпускнице курса Фоменко последнего призыва, вместе с которой Петр Наумович создал подробнейшую партитуру роли Ирмы. Или Полине Агуреевой, сыгравшей почти бессловесную цветочницу. Дело не в том, что в «Мастерской» все сегодня артисты, а завтра статисты, а в умении любое «кушать подано» превратить в настоящую роль. Сибилла Агуреевой явно сбежала с картины «Завтрак на траве». Вдобавок она так трогательно близорука, так мило поправляет пенсне, а цветочки, вплетенные в ее волосы, вздрагивают в такт ее движениям, что Агуреева вызывает не меньше восхищения, чем остальные исполнительницы.
Фоменко заботится о каждой, смакует каждую деталь, словно боится, что останется незамеченной чья-то осиная талия, или роскошная грудь, или прелестные ножки в полосатых чулочках┘ Наверное, поэтому к Фоменко, как и на другие курсы РАТИ, поступают обычные девочки, а выходят красавицы.
На Западе «Безумную из Шайо» обычно ставили на звезд в возрасте. В «Мастерской» старух играют молодые. Возможно, что-то и теряется. Во всяком случае, когда безумные старухи удаляются, цепляясь за своих призраков, не ощущаешь горечи, а только легкость от игры.
Вот сейчас кончатся поклоны, в гримерных будет раздаваться их звонкий хохот, они снимут парики, умоются и вернутся к своим молодым, полным тайн, жизням.
Vive la France!
Алла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Зачем вы девушки?Дина Годер, «Еженедельный журнал», 25.12.2002
- Рядовая Лебедушкин хочет к мамеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.12.2002
- Пролетая над гнездом«Итоги», 23.12.2002
- Наряд вне очередиОлег Зинцов, «Ведомости», 23.12.2002
- Мотылек в камуфляже как мимикрия современностиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 23.12.2002
- Рядовая Лебедушкин нашел Отелло в казармеДуня Войницкая, «Комсомольская правда», 21.12.2002
- Крылышками бяк-бяк-бякАртур Соломонов, «Газета», 20.12.2002
- Спасти рядового ЛебедушкинаМарина Давыдова, «Время новостей», 20.12.2002
- Один барабан, две трубы┘Ирина Корнеева, «Время МН», 19.12.2002
- Ангельский способ откосить от армииАлексей Филиппов, «Известия», 19.12.2002
- Неуставное отношение к театруРоман Должанский, «Коммерсант», 19.12.2002
- Военно-полевой романЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 19.12.2002
- Попытка полетаАлена Карась, «Российская газета», 19.12.2002
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Чертог сиялГлеб Ситковский, «Алфавит», 21.11.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Под солнцем АлександраМарина Давыдова, «Консерватор», 4.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Прогулки с Пушкиным«Итоги», 1.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Поэт идет┘Вера Максимова, «Независимая газета», 27.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- Торгуйтесь, торгуйтесь┘Елена Ямпольская, «Новые известия», 26.09.2002
- Алгебра вдохновенияНаталия Каминская, «Культура», 26.09.2002
- Чудесный сплавАлександр Соколянский, «Ведомости», 26.09.2002
- Светлы «Египетские ночи»Ирина Корнеева, «Время МН», 25.09.2002
- Куклы доктора ПиндемонтиАлена Солнцева, «Время новостей», 25.09.2002
- Мастерская Петра Фоменко устроила «Египетские ночи»Алексей Филиппов, «Известия», 25.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Зачет по высшей математикеМария Сперанская, «МК-Бульвар», 29.07.2002
- МИХАИЛ РОЩИН. ВРЕМЯ АНТИГЕРОЯМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 24.07.2002
- Поэзия Гумилева вдохновила «фоменковцев»Ирина Леонтьева, «Труд», 23.07.2002
- Восточные грезы любвиПавел Руднев, «Ваш Досуг», 8.07.2002
- Десять лет спустяАлексей Филиппов, «Известия», 8.07.2002
- «Отравленная туника» Н. ГумилеваЕлена Ковальская, «Афиша», 8.07.2002
- Отравленная туникаДина Годер, «Еженедельный Журнал», 4.07.2002
- Византийские сныНина Агишева, «Московские новости», 2.07.2002
- Гость из прошлого«Итоги», 2.07.2002
- Осторожно, отравлено!Екатерина Васенина, «Новая газета», 1.07.2002
- Ожившая «Отравленная туника»Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 29», 07.2002
- Гипноз пространстваОлег Недоловский, «Современная драматургия, № 4», 07.2002
- Женщины обольщают и не всегда остаются в живыхГалина Облезова, «Новое время, № 29», 07.2002
- Любовь и смерть в ВизантииМария Хализева, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Перекресток ГекубыИрина Алпатова, «Культура», 27.06.2002
- Любовь в ВизантииЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 26.06.2002
- Отравленная туникаАлена Карась, «Российская газета», 25.06.2002
- Балканский синдромЕлена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Возвращение блудного режиссераВиктория Никифорова, «Эксперт», 24.06.2002
- От страстей свободны лишь рабы. И то - евнухиАнастасия Томская, «Комсомольская правда», 21.06.2002
- Русская поэзия с македонским акцентомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.06.2002
- Для красотыГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.06.2002
- На ядыОлег Зинцов, «Ведомости», 20.06.2002
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Коммерсант», 19.06.2002
- Люди, тигры и жирафыИрина Корнеева, «Время МН», 19.06.2002
- Македонец отправился в ВизантиюАртур Соломонов, «Газета», 19.06.2002
- Поэзия и правдаМарина Давыдова, «Время новостей», 19.06.2002
- Ключ к Серебряному векуМайа Одина, «Газета.ру», 18.06.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Танцы до экстазаОлег Дуленин, «Знамя, № 6», 06.2002
- На нарах творчестваИрина Алпатова, «Культура», 30.05.2002
- Лицедей это диагноз«Итоги», 27.05.2002
- Театр должен быть утопленОльга Романцова, «Вести.ru», 27.05.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Лицедей, как он естьАлексей Филиппов, «Известия», 16.05.2002
- Безумие в день кровяной колбасыМарина Райкина, «Московский комсомолец», 15.05.2002
- Драма на гастроляхИрина Корнеева, «Время МН», 15.05.2002
- Диагноз лицедейДарья Коробова, «Независимая газета», 15.05.2002
- Альбом семейных фотографийЕлена Губайдуллина, «Известия», 14.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Мастерская П. Фоменко. «Безумная из Шайо» Ж. Жироду«Театральная афиша», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- Вечность пахнет нефтьюПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Бешеные бабки«Итоги», 8.04.2002
- Трест, который сгинулОлег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Спасатели из «Мастерской»Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир. Начало романаКристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. ФоменкоАлексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Homo ludens из ШайоМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Зашевелилась театральная жизнь под «Золотой маской»Олег Прялкин, «Россiя», 13.03.2002
- Старосветские помещикиЕлена Ковальская, «Афиша», 1.02.2002
- Одна абсолютно счастливая семьяГлеб Ситковский, 19.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 12.01.2002
- Гоголь в гостях у УайлдераМарина Давыдова, «Время Новостей», 9.01.2002
- Карбаускис во МХАТеГригорий Заславский, «Русский журнал», 8.01.2002
- Сочинение о двух влюбленныхАлексей Филиппов, «Известия», 8.01.2002
- Старосветская челядьМария Хализева, «Вечерний клуб», 01.2002