Имя полуденного незнакомца
Петр Фоменко поставил притчу о безумии, которое спасет мир
Мы живем в странном мире. У нас разговоры «про это» заменяют стихи о любви, улыбка ассоциируется исключительно с жевательной резинкой, а на вопрос «кто хочет стать миллионером» никто не может дать вразумительного ответа. Бесконечная погоня за призраком comme il faut превращается в смысл нашего существования, не давая задумываться над тенью, промелькнувшей на лице любимого человека. Мы боимся остановиться, упустить ветер сиюминутности, наполняющий паруса успеха. Рассвет над озером, тишина леса после грозы, отблески мокрой листвы в свете фонарей все это кажется нам несущественным и несопоставимым с теми важными и серьезными делами, которыми мы изо дня в день заняты. Собственно говоря, об этом и поставил свой новый спектакль Петр Фоменко.
По интенсивности работы мэтры нашей режиссуры оставляют далеко позади своих молодых коллег. Петр Наумович Фоменко не исключение. После «Одной абсолютно счастливой деревни», «Семейного счастья» и «Войны и мира» спектаклей, которые объединили осмысление традиций русского психологического театра с экспериментами в области сценической формы, он обратился к пьесе известного французского драматурга XX века Жана Жироду «Безумная из Шайо».
Итак, залитое солнцем парижское кафе. Деревянные столики, ненавязчивый шансон. Кто-то зовет судомойку. Меланхоличный официант с внешностью славянского княжича (Олег Любимов) стоит, лениво прислонившись к колонне. Атмосфера летнего дня возникает еще до начала спектакля, когда подгоняемые третьим звонком зрители смешиваются с завсегдатаями кафе. Да, это неподражаемый стиль «Мастерской П. Фоменко», легкий, как игристое вино, и изысканный, как дорогой коньяк. И как уместны здесь слова: «Париж наименее исследованная точка в мире». Фоменки знают об этом не понаслышке┘
Но ленивое течение летнего дня нарушается появлением респектабельных господ в черном, которые заставляют музыкантов прекратить игру, а зрителей прислушаться к своей беседе об акциях и инвестициях. Оказывается, эти господа (как, впрочем, и положено важным господам) задумали организовать Объединенный Банк Парижских Недр с целью добывать нефть прямо из сточных вод. Надо лишь сравнять с землей несколько районов города┘
В самый разгар дискуссии возникает эксцентричная особа, одетая в нечто акварельно-лиловое. Привидение? Фантом? Это и есть главный персонаж графиня Орели, известная как Безумная из Шайо.
Угловато-грациозная пластика, струящийся балахон, подчеркивающий худобу, парик «перец с солью», графичный грим с акцентом на глаза. И голос хрипловатый, проникновенный, голос вышедшей в тираж кинодивы. «В полдень всех мужчин зовут Фабрис», с неподражаемыми интонациями произносит она, и веришь, что тысячи мужчин были согласны именоваться Фабрисами, только бы их звал этот голос.
Галина Тюнина играет Легенду о Женщине недосягаемой, недоступной, притягивающей, манящей, очаровывающей и покоряющей. Марлен Дитрих? Эдит Пиаф? Лидия Вертинская? Ослепительная красота, роскошный каприз, шокирующая искренность. Тюнина непостижимым образом соединяет воспоминания о «великих старухах» Малого театра с силуэтами обольстительных интеллектуалок эпохи модерна. Она воплощает дух Парижа, второго вечного города Европы, магию которого ни понять, ни продать, ни купить невозможно.
Пьеса Жана Жироду предстает у Фоменко самой настоящей притчей. Сюжет о противостоянии так называемых деловых людей и загадочных «безумных», которые на самом деле как раз и являются носителями разума, расцвечивается парадоксальными диалогами в духе Уайльда и Кокто. В отличном переводе Н. Рыковой сохранилась элегантная непринужденность первоисточника.
Петр Фоменко сознательно микширует социальные аспекты, превращая конфликт пьесы в поединок повседневной реальности и творческого преображения мира, прозы жизни и самой Жизни. «Безумные» оказываются у него творцами изменяющих мир иллюзий. Разговор здесь не о банальном антибуржуазном протесте, а о свободе человека и о любви, как о высшем проявлении этой свободы.
В «Безумной из Шайо» вполне можно увидеть и смысловые, и эстетические параллели с «Чудом святого Антония», которое Фоменко ставил в Театре им. Евг. Вахтангова. Но в новой работе феерическая элегантность формы дополняется принципами работы с актерами, которые, собственно, и составляют главное ноу-хау «Мастерской». Для Петра Фоменко принципиально, что дам весьма преклонного возраста играют молодые актрисы. Именно это обстоятельство придает происходящему ту безудержность театральной игры и блеск профессионализма, которые ставят сам этот спектакль в оппозицию всему нашему театральному обиходу.
Неудачные актерские работы в спектаклях Фоменко редки, как подснежники в Булонском лесу, а посему вряд ли кого удивили изысканная характерность у Мадлен Джабраиловой (Безумная из Сан-Сюльпис) и пленительное сочетание шарма и деятельной активности у Полины Кутеповой (Безумная из Конкорд). Открытием стала дебютантка Наталья Курдюбова, показавшая свою Безумную из Пасси почти мифологической Сивиллой, нервной, суховатой, старой┘ и при этом странно красивой.
Роли второго плана точны и изящны: непосредственная и полная жизненной энергии судомойка Ирма (Ирина Пегова), педантичный Спасатель и рассудительный Рабочий (Тагир Рахимов), похожий на Гарри Поттера мальчик-рассыльный (Глеб Пускепалис).
«Грош цена стражам порядка, коли они не защищают жизнь», говорит Орели полицейскому (Сергей Якубенко). Эта простая мысль звучит в устах Безумной из Шайо фантастическим парадоксом, но получается, что именно такие парадоксы только и могут вернуть нас к жизни, как вернули они к жизни юного утопленника, с которым Орели познакомилась в полдень.
Автор и редакция журнала «Планета Красота» поздравляют Петра Фоменко и Галину Тюнину с присуждением Национальной премии «Золотая Маска» и желают новых творческих успехов.
По интенсивности работы мэтры нашей режиссуры оставляют далеко позади своих молодых коллег. Петр Наумович Фоменко не исключение. После «Одной абсолютно счастливой деревни», «Семейного счастья» и «Войны и мира» спектаклей, которые объединили осмысление традиций русского психологического театра с экспериментами в области сценической формы, он обратился к пьесе известного французского драматурга XX века Жана Жироду «Безумная из Шайо».
Итак, залитое солнцем парижское кафе. Деревянные столики, ненавязчивый шансон. Кто-то зовет судомойку. Меланхоличный официант с внешностью славянского княжича (Олег Любимов) стоит, лениво прислонившись к колонне. Атмосфера летнего дня возникает еще до начала спектакля, когда подгоняемые третьим звонком зрители смешиваются с завсегдатаями кафе. Да, это неподражаемый стиль «Мастерской П. Фоменко», легкий, как игристое вино, и изысканный, как дорогой коньяк. И как уместны здесь слова: «Париж наименее исследованная точка в мире». Фоменки знают об этом не понаслышке┘
Но ленивое течение летнего дня нарушается появлением респектабельных господ в черном, которые заставляют музыкантов прекратить игру, а зрителей прислушаться к своей беседе об акциях и инвестициях. Оказывается, эти господа (как, впрочем, и положено важным господам) задумали организовать Объединенный Банк Парижских Недр с целью добывать нефть прямо из сточных вод. Надо лишь сравнять с землей несколько районов города┘
В самый разгар дискуссии возникает эксцентричная особа, одетая в нечто акварельно-лиловое. Привидение? Фантом? Это и есть главный персонаж графиня Орели, известная как Безумная из Шайо.
Угловато-грациозная пластика, струящийся балахон, подчеркивающий худобу, парик «перец с солью», графичный грим с акцентом на глаза. И голос хрипловатый, проникновенный, голос вышедшей в тираж кинодивы. «В полдень всех мужчин зовут Фабрис», с неподражаемыми интонациями произносит она, и веришь, что тысячи мужчин были согласны именоваться Фабрисами, только бы их звал этот голос.
Галина Тюнина играет Легенду о Женщине недосягаемой, недоступной, притягивающей, манящей, очаровывающей и покоряющей. Марлен Дитрих? Эдит Пиаф? Лидия Вертинская? Ослепительная красота, роскошный каприз, шокирующая искренность. Тюнина непостижимым образом соединяет воспоминания о «великих старухах» Малого театра с силуэтами обольстительных интеллектуалок эпохи модерна. Она воплощает дух Парижа, второго вечного города Европы, магию которого ни понять, ни продать, ни купить невозможно.
Пьеса Жана Жироду предстает у Фоменко самой настоящей притчей. Сюжет о противостоянии так называемых деловых людей и загадочных «безумных», которые на самом деле как раз и являются носителями разума, расцвечивается парадоксальными диалогами в духе Уайльда и Кокто. В отличном переводе Н. Рыковой сохранилась элегантная непринужденность первоисточника.
Петр Фоменко сознательно микширует социальные аспекты, превращая конфликт пьесы в поединок повседневной реальности и творческого преображения мира, прозы жизни и самой Жизни. «Безумные» оказываются у него творцами изменяющих мир иллюзий. Разговор здесь не о банальном антибуржуазном протесте, а о свободе человека и о любви, как о высшем проявлении этой свободы.
В «Безумной из Шайо» вполне можно увидеть и смысловые, и эстетические параллели с «Чудом святого Антония», которое Фоменко ставил в Театре им. Евг. Вахтангова. Но в новой работе феерическая элегантность формы дополняется принципами работы с актерами, которые, собственно, и составляют главное ноу-хау «Мастерской». Для Петра Фоменко принципиально, что дам весьма преклонного возраста играют молодые актрисы. Именно это обстоятельство придает происходящему ту безудержность театральной игры и блеск профессионализма, которые ставят сам этот спектакль в оппозицию всему нашему театральному обиходу.
Неудачные актерские работы в спектаклях Фоменко редки, как подснежники в Булонском лесу, а посему вряд ли кого удивили изысканная характерность у Мадлен Джабраиловой (Безумная из Сан-Сюльпис) и пленительное сочетание шарма и деятельной активности у Полины Кутеповой (Безумная из Конкорд). Открытием стала дебютантка Наталья Курдюбова, показавшая свою Безумную из Пасси почти мифологической Сивиллой, нервной, суховатой, старой┘ и при этом странно красивой.
Роли второго плана точны и изящны: непосредственная и полная жизненной энергии судомойка Ирма (Ирина Пегова), педантичный Спасатель и рассудительный Рабочий (Тагир Рахимов), похожий на Гарри Поттера мальчик-рассыльный (Глеб Пускепалис).
«Грош цена стражам порядка, коли они не защищают жизнь», говорит Орели полицейскому (Сергей Якубенко). Эта простая мысль звучит в устах Безумной из Шайо фантастическим парадоксом, но получается, что именно такие парадоксы только и могут вернуть нас к жизни, как вернули они к жизни юного утопленника, с которым Орели познакомилась в полдень.
Автор и редакция журнала «Планета Красота» поздравляют Петра Фоменко и Галину Тюнину с присуждением Национальной премии «Золотая Маска» и желают новых творческих успехов.
Александр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Зачем вы девушки?Дина Годер, «Еженедельный журнал», 25.12.2002
- Рядовая Лебедушкин хочет к мамеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.12.2002
- Пролетая над гнездом«Итоги», 23.12.2002
- Наряд вне очередиОлег Зинцов, «Ведомости», 23.12.2002
- Мотылек в камуфляже как мимикрия современностиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 23.12.2002
- Рядовая Лебедушкин нашел Отелло в казармеДуня Войницкая, «Комсомольская правда», 21.12.2002
- Крылышками бяк-бяк-бякАртур Соломонов, «Газета», 20.12.2002
- Спасти рядового ЛебедушкинаМарина Давыдова, «Время новостей», 20.12.2002
- Один барабан, две трубы┘Ирина Корнеева, «Время МН», 19.12.2002
- Ангельский способ откосить от армииАлексей Филиппов, «Известия», 19.12.2002
- Неуставное отношение к театруРоман Должанский, «Коммерсант», 19.12.2002
- Военно-полевой романЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 19.12.2002
- Попытка полетаАлена Карась, «Российская газета», 19.12.2002
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Чертог сиялГлеб Ситковский, «Алфавит», 21.11.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Под солнцем АлександраМарина Давыдова, «Консерватор», 4.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Прогулки с Пушкиным«Итоги», 1.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Поэт идет┘Вера Максимова, «Независимая газета», 27.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- Торгуйтесь, торгуйтесь┘Елена Ямпольская, «Новые известия», 26.09.2002
- Алгебра вдохновенияНаталия Каминская, «Культура», 26.09.2002
- Чудесный сплавАлександр Соколянский, «Ведомости», 26.09.2002
- Светлы «Египетские ночи»Ирина Корнеева, «Время МН», 25.09.2002
- Куклы доктора ПиндемонтиАлена Солнцева, «Время новостей», 25.09.2002
- Мастерская Петра Фоменко устроила «Египетские ночи»Алексей Филиппов, «Известия», 25.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Зачет по высшей математикеМария Сперанская, «МК-Бульвар», 29.07.2002
- МИХАИЛ РОЩИН. ВРЕМЯ АНТИГЕРОЯМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 24.07.2002
- Поэзия Гумилева вдохновила «фоменковцев»Ирина Леонтьева, «Труд», 23.07.2002
- Восточные грезы любвиПавел Руднев, «Ваш Досуг», 8.07.2002
- Десять лет спустяАлексей Филиппов, «Известия», 8.07.2002
- «Отравленная туника» Н. ГумилеваЕлена Ковальская, «Афиша», 8.07.2002
- Отравленная туникаДина Годер, «Еженедельный Журнал», 4.07.2002
- Византийские сныНина Агишева, «Московские новости», 2.07.2002
- Гость из прошлого«Итоги», 2.07.2002
- Осторожно, отравлено!Екатерина Васенина, «Новая газета», 1.07.2002
- Ожившая «Отравленная туника»Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 29», 07.2002
- Гипноз пространстваОлег Недоловский, «Современная драматургия, № 4», 07.2002
- Женщины обольщают и не всегда остаются в живыхГалина Облезова, «Новое время, № 29», 07.2002
- Любовь и смерть в ВизантииМария Хализева, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Перекресток ГекубыИрина Алпатова, «Культура», 27.06.2002
- Любовь в ВизантииЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 26.06.2002
- Отравленная туникаАлена Карась, «Российская газета», 25.06.2002
- Балканский синдромЕлена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Возвращение блудного режиссераВиктория Никифорова, «Эксперт», 24.06.2002
- От страстей свободны лишь рабы. И то - евнухиАнастасия Томская, «Комсомольская правда», 21.06.2002
- Русская поэзия с македонским акцентомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.06.2002
- Для красотыГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.06.2002
- На ядыОлег Зинцов, «Ведомости», 20.06.2002
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Коммерсант», 19.06.2002
- Люди, тигры и жирафыИрина Корнеева, «Время МН», 19.06.2002
- Македонец отправился в ВизантиюАртур Соломонов, «Газета», 19.06.2002
- Поэзия и правдаМарина Давыдова, «Время новостей», 19.06.2002
- Ключ к Серебряному векуМайа Одина, «Газета.ру», 18.06.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Танцы до экстазаОлег Дуленин, «Знамя, № 6», 06.2002
- На нарах творчестваИрина Алпатова, «Культура», 30.05.2002
- Лицедей это диагноз«Итоги», 27.05.2002
- Театр должен быть утопленОльга Романцова, «Вести.ru», 27.05.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Лицедей, как он естьАлексей Филиппов, «Известия», 16.05.2002
- Безумие в день кровяной колбасыМарина Райкина, «Московский комсомолец», 15.05.2002
- Драма на гастроляхИрина Корнеева, «Время МН», 15.05.2002
- Диагноз лицедейДарья Коробова, «Независимая газета», 15.05.2002
- Альбом семейных фотографийЕлена Губайдуллина, «Известия», 14.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Мастерская П. Фоменко. «Безумная из Шайо» Ж. Жироду«Театральная афиша», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- Вечность пахнет нефтьюПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Бешеные бабки«Итоги», 8.04.2002
- Трест, который сгинулОлег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Спасатели из «Мастерской»Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир. Начало романаКристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. ФоменкоАлексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Homo ludens из ШайоМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Зашевелилась театральная жизнь под «Золотой маской»Олег Прялкин, «Россiя», 13.03.2002
- Старосветские помещикиЕлена Ковальская, «Афиша», 1.02.2002
- Одна абсолютно счастливая семьяГлеб Ситковский, 19.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 12.01.2002
- Гоголь в гостях у УайлдераМарина Давыдова, «Время Новостей», 9.01.2002
- Карбаускис во МХАТеГригорий Заславский, «Русский журнал», 8.01.2002
- Сочинение о двух влюбленныхАлексей Филиппов, «Известия», 8.01.2002
- Старосветская челядьМария Хализева, «Вечерний клуб», 01.2002