Французские юродивые на московской сцене
В «Мастерской Петра Фоменко» играют «Безумную из Шайо»
Театр «Мастерская Петра Фоменко» в начале апреля наконец выпустил первую в этом сезоне премьеру. Спектакль по пьесе Жана Жироду «Безумная из Шайо» худрук театра поставил вместе со своим учеником из РАТИ Николаем Дручеком. На сцену вышла целая плеяда молодых актеров-«фоменок». Но в главной роли звезда труппы Галина Тюнина.
Героиня пьесы Жана Жироду, написанной им незадолго до смерти в 1944 году, старая безумная графиня Орели из парижского квартала Шайо. Этот ходячий анахронизм, бесполезное ископаемое парижских недр выступает перед современниками адвокатом прежних добрых времен, когда деревья были большими, модницы пользовались не крахмалом, а настоящей рисовой пудрой и миром правили не деньги, а красота. И хотя графиня может похвастаться лишь следами былой прелести, именно она решает спасти мир от врагов рода человеческого коммерсантов, председателей, президентов и изыскателей, готовых перерыть весь Париж в поисках ископаемых полезных. Всех этих представителей делового мира, посредников между товаром и покупателями, спектаклем и зрителями, Жироду называет попросту сутенерами.
Сегодня, когда даже в программку к спектаклю «Мастерской» вложена рекламная бумажка с благодарностью фирме-спонсору, пьеса выглядит не столько антибуржуазной, сколько абсурдной. И не потому, что глашатаями истины, судьями и прокурорами здесь выступают четыре городские сумасшедшие, а потому, что избавиться от заразы оказывается удивительно просто: достаточно поманить коммерсантов запахом нефти, и они, как крысы за дудочкой, сами пойдут в ловушку.
«Мастерской Петра Фоменко» удалось выветрить из этой странной истории запах нафталина и превратить ее в театральный фарс. Несмотря на то что в пьесе верховодят замшелые старые девы, спектакль получился очень молодым. Два действия идут на разных сценах театра. В первом зрители оказываются в светлом парижском кафе, заполненном уличными музыкантами, торговцами, жонглерами и прочим веселым сбродом, который представляет третье поколение «фоменок». Удачнее других на сцене «Мастерской» дебютировали девушки, показав, что в ближайшем будущем лицо театра Фоменко останется-таки женским. Ирина Пегова, заявившая о себе в дипломном спектакле Василия Сенина «Фро», идеально вписалась в роль жизнерадостной и непритязательной судомойки Ирмы. Наталья Курдюбова отлично сыграла Констанс, вздорную и своенравную безумную из Пасси, оказавшись на уровне с «ветеранами» Галиной Тюниной, Мадлен Джабраиловой и Полиной Кутеповой, каждая из которых придумала свою колоритнейшую сумасшедшую.
Роль самой главной безумной, той, что из Шайо, привлекательна, но сложна для бенефиса, особенно в столь юном возрасте. В свое время ее танцевала Майя Плисецкая. Галина Тюнина одна из немногих современных актрис, которой по плечу этот полный морока образ французской юродивой. Она пытается быть непохожей на себя: скрывает париком высокий лоб, монотонно говорит потусторонним голосом и изображает древнюю старуху. Но старость Тюниной не дается, сквозь наигранную немощь проступает знакомый декадентский силуэт. Безумие ее героини не болезнь, а жизненная позиция, согласно которой сумасшествие есть высшее здравомыслие. Похоже, театр Фоменко эту позицию разделяет.
Героиня пьесы Жана Жироду, написанной им незадолго до смерти в 1944 году, старая безумная графиня Орели из парижского квартала Шайо. Этот ходячий анахронизм, бесполезное ископаемое парижских недр выступает перед современниками адвокатом прежних добрых времен, когда деревья были большими, модницы пользовались не крахмалом, а настоящей рисовой пудрой и миром правили не деньги, а красота. И хотя графиня может похвастаться лишь следами былой прелести, именно она решает спасти мир от врагов рода человеческого коммерсантов, председателей, президентов и изыскателей, готовых перерыть весь Париж в поисках ископаемых полезных. Всех этих представителей делового мира, посредников между товаром и покупателями, спектаклем и зрителями, Жироду называет попросту сутенерами.
Сегодня, когда даже в программку к спектаклю «Мастерской» вложена рекламная бумажка с благодарностью фирме-спонсору, пьеса выглядит не столько антибуржуазной, сколько абсурдной. И не потому, что глашатаями истины, судьями и прокурорами здесь выступают четыре городские сумасшедшие, а потому, что избавиться от заразы оказывается удивительно просто: достаточно поманить коммерсантов запахом нефти, и они, как крысы за дудочкой, сами пойдут в ловушку.
«Мастерской Петра Фоменко» удалось выветрить из этой странной истории запах нафталина и превратить ее в театральный фарс. Несмотря на то что в пьесе верховодят замшелые старые девы, спектакль получился очень молодым. Два действия идут на разных сценах театра. В первом зрители оказываются в светлом парижском кафе, заполненном уличными музыкантами, торговцами, жонглерами и прочим веселым сбродом, который представляет третье поколение «фоменок». Удачнее других на сцене «Мастерской» дебютировали девушки, показав, что в ближайшем будущем лицо театра Фоменко останется-таки женским. Ирина Пегова, заявившая о себе в дипломном спектакле Василия Сенина «Фро», идеально вписалась в роль жизнерадостной и непритязательной судомойки Ирмы. Наталья Курдюбова отлично сыграла Констанс, вздорную и своенравную безумную из Пасси, оказавшись на уровне с «ветеранами» Галиной Тюниной, Мадлен Джабраиловой и Полиной Кутеповой, каждая из которых придумала свою колоритнейшую сумасшедшую.
Роль самой главной безумной, той, что из Шайо, привлекательна, но сложна для бенефиса, особенно в столь юном возрасте. В свое время ее танцевала Майя Плисецкая. Галина Тюнина одна из немногих современных актрис, которой по плечу этот полный морока образ французской юродивой. Она пытается быть непохожей на себя: скрывает париком высокий лоб, монотонно говорит потусторонним голосом и изображает древнюю старуху. Но старость Тюниной не дается, сквозь наигранную немощь проступает знакомый декадентский силуэт. Безумие ее героини не болезнь, а жизненная позиция, согласно которой сумасшествие есть высшее здравомыслие. Похоже, театр Фоменко эту позицию разделяет.
Роман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Зачем вы девушки?Дина Годер, «Еженедельный журнал», 25.12.2002
- Рядовая Лебедушкин хочет к мамеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.12.2002
- Пролетая над гнездом«Итоги», 23.12.2002
- Наряд вне очередиОлег Зинцов, «Ведомости», 23.12.2002
- Мотылек в камуфляже как мимикрия современностиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 23.12.2002
- Рядовая Лебедушкин нашел Отелло в казармеДуня Войницкая, «Комсомольская правда», 21.12.2002
- Крылышками бяк-бяк-бякАртур Соломонов, «Газета», 20.12.2002
- Спасти рядового ЛебедушкинаМарина Давыдова, «Время новостей», 20.12.2002
- Один барабан, две трубы┘Ирина Корнеева, «Время МН», 19.12.2002
- Ангельский способ откосить от армииАлексей Филиппов, «Известия», 19.12.2002
- Неуставное отношение к театруРоман Должанский, «Коммерсант», 19.12.2002
- Военно-полевой романЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 19.12.2002
- Попытка полетаАлена Карась, «Российская газета», 19.12.2002
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Чертог сиялГлеб Ситковский, «Алфавит», 21.11.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Под солнцем АлександраМарина Давыдова, «Консерватор», 4.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Прогулки с Пушкиным«Итоги», 1.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Поэт идет┘Вера Максимова, «Независимая газета», 27.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- Торгуйтесь, торгуйтесь┘Елена Ямпольская, «Новые известия», 26.09.2002
- Алгебра вдохновенияНаталия Каминская, «Культура», 26.09.2002
- Чудесный сплавАлександр Соколянский, «Ведомости», 26.09.2002
- Светлы «Египетские ночи»Ирина Корнеева, «Время МН», 25.09.2002
- Куклы доктора ПиндемонтиАлена Солнцева, «Время новостей», 25.09.2002
- Мастерская Петра Фоменко устроила «Египетские ночи»Алексей Филиппов, «Известия», 25.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Зачет по высшей математикеМария Сперанская, «МК-Бульвар», 29.07.2002
- МИХАИЛ РОЩИН. ВРЕМЯ АНТИГЕРОЯМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 24.07.2002
- Поэзия Гумилева вдохновила «фоменковцев»Ирина Леонтьева, «Труд», 23.07.2002
- Восточные грезы любвиПавел Руднев, «Ваш Досуг», 8.07.2002
- Десять лет спустяАлексей Филиппов, «Известия», 8.07.2002
- «Отравленная туника» Н. ГумилеваЕлена Ковальская, «Афиша», 8.07.2002
- Отравленная туникаДина Годер, «Еженедельный Журнал», 4.07.2002
- Византийские сныНина Агишева, «Московские новости», 2.07.2002
- Гость из прошлого«Итоги», 2.07.2002
- Осторожно, отравлено!Екатерина Васенина, «Новая газета», 1.07.2002
- Ожившая «Отравленная туника»Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 29», 07.2002
- Гипноз пространстваОлег Недоловский, «Современная драматургия, № 4», 07.2002
- Женщины обольщают и не всегда остаются в живыхГалина Облезова, «Новое время, № 29», 07.2002
- Любовь и смерть в ВизантииМария Хализева, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Перекресток ГекубыИрина Алпатова, «Культура», 27.06.2002
- Любовь в ВизантииЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 26.06.2002
- Отравленная туникаАлена Карась, «Российская газета», 25.06.2002
- Балканский синдромЕлена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Возвращение блудного режиссераВиктория Никифорова, «Эксперт», 24.06.2002
- От страстей свободны лишь рабы. И то - евнухиАнастасия Томская, «Комсомольская правда», 21.06.2002
- Русская поэзия с македонским акцентомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.06.2002
- Для красотыГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.06.2002
- На ядыОлег Зинцов, «Ведомости», 20.06.2002
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Коммерсант», 19.06.2002
- Люди, тигры и жирафыИрина Корнеева, «Время МН», 19.06.2002
- Македонец отправился в ВизантиюАртур Соломонов, «Газета», 19.06.2002
- Поэзия и правдаМарина Давыдова, «Время новостей», 19.06.2002
- Ключ к Серебряному векуМайа Одина, «Газета.ру», 18.06.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Танцы до экстазаОлег Дуленин, «Знамя, № 6», 06.2002
- На нарах творчестваИрина Алпатова, «Культура», 30.05.2002
- Лицедей это диагноз«Итоги», 27.05.2002
- Театр должен быть утопленОльга Романцова, «Вести.ru», 27.05.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Лицедей, как он естьАлексей Филиппов, «Известия», 16.05.2002
- Безумие в день кровяной колбасыМарина Райкина, «Московский комсомолец», 15.05.2002
- Драма на гастроляхИрина Корнеева, «Время МН», 15.05.2002
- Диагноз лицедейДарья Коробова, «Независимая газета», 15.05.2002
- Альбом семейных фотографийЕлена Губайдуллина, «Известия», 14.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Мастерская П. Фоменко. «Безумная из Шайо» Ж. Жироду«Театральная афиша», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- Вечность пахнет нефтьюПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Бешеные бабки«Итоги», 8.04.2002
- Трест, который сгинулОлег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Спасатели из «Мастерской»Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир. Начало романаКристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. ФоменкоАлексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Homo ludens из ШайоМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Зашевелилась театральная жизнь под «Золотой маской»Олег Прялкин, «Россiя», 13.03.2002
- Старосветские помещикиЕлена Ковальская, «Афиша», 1.02.2002
- Одна абсолютно счастливая семьяГлеб Ситковский, 19.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 12.01.2002
- Гоголь в гостях у УайлдераМарина Давыдова, «Время Новостей», 9.01.2002
- Карбаускис во МХАТеГригорий Заславский, «Русский журнал», 8.01.2002
- Сочинение о двух влюбленныхАлексей Филиппов, «Известия», 8.01.2002
- Старосветская челядьМария Хализева, «Вечерний клуб», 01.2002