Трест, который сгинул
В Мастерской П. Фоменко выпустили «Безумную из Шайо»
В последней (1942 г.) пьесе Жана Жироду происходят следующие события: квартет аферистов, собравшийся для организации треста типа МММ или «Рога и копыта», внезапно меняет планы, привлеченный перспективами поиска нефти в парижском районе Шайо. Но местная сумасшедшая, желая защитить родной квартал от посягательств капитала, при поддержке других безумиц и прочей городской бедноты заманивает последователей С. Мавроди и О. Бендера в ловушку и спускает, натурально, в самый глухой колодец ле канализасьон де Пари.
И вот вы сидите в маленьком зале на Кутузовском проспекте, смотрите, как вдохновенно хулиганят на сцене чудесные актрисы Мастерской, и думаете: зачем все это либерте-эгалите-фратерните Петру Фоменко? После «Одной абсолютно счастливой деревни», после инсценировок Льва Толстого и обретенной, казалось, в этих спектаклях гармонии с собой и с миром? Что за фантазия поставить антибуржуазный фарс, автор которого называет любую коммерческую деятельность сутенерством и устраивает показательный суд над буржуями?
Первое объяснение происходящего на сцене Мастерской, конечно, театральное. Труппе Петра Фоменко необходимы тексты, где есть несколько ярких женских ролей, потому что у этого театра, по общему мнению, «женское лицо». «Безумная из Шайо», в сущности, бенефис Галины Тюниной, отлично играющей главную комическую старуху, но здесь нашлась работа и для Полины Кутеповой, и для Мадлен Джабраиловой, и для актрис, пришедших в Мастерскую в этом сезоне (Ирина Пегова и Наталья Курдюбова) и уже заслуживших первые похвалы рецензентов. К слову, логика фоменковского стиля такова, что порождает универсальные эпитеты, гуляющие по газетным полосам словно бы сами по себе: написав про «женское лицо», рука готова тут же вывести что-нибудь про кружева, с коими режиссерскую манеру Петра Фоменко сравнивают уж который год.
В «Безумной из Шайо» много той изящной игры, элегантных стилизаций и заразительной, все оправдывающей театральности, по которым безошибочно узнается фоменковский метод работы с актерами и пьесой и за которые Мастерскую так любит интеллигентная московская публика: о, как в этом театре умеют изобразить кафе-шантан, как носят чепчики и шляпки, как мило поют, как забавно грассируют! В «Безумной из Шайо», кроме того, придуман и такой удачный фокус: первое действие идет в одном зале, второе в другом; до антракта игровая площадка вытянута вдоль зрительских рядов, после угрожающе сжата вокруг огромного канализационного люка в штаб-квартире безумных старушек, откуда представители бизнес-класса отправляются в смрадное чрево Парижа, которого боятся, как грешники геенны (из люка и впрямь валит пар, а страшный суд театра над капиталом мы наблюдали несколькими сценами раньше).
Рассказав, как все это устроено, можно вернуться к вопросу зачем. И признать, что гармония с миром, по всей видимости, состояние не вечное и рано или поздно Петр Фоменко все равно взялся бы объяснять, что его в этом мире не устраивает. Жироду для этого вроде бы слишком дидактичен, а пьеса слишком плоская, но как раз это и позволяет сыграть «Безумную из Шайо» так, чтобы пафос не приняли всерьез, не сочли за ворчание, не сразу почувствовали в дурачествах комических старух привкус желчи, которая в новом спектакле, право слово, есть, хотя и в дозах вполне гомеопатических. Но что со всем этим делать, по совести, не очень понятно: вот разве сказать в который раз, что театр Фоменко это волшебство и все там, как всегда, легко и ажурно, так что даже и Жироду довольно мил сатиры смелый властелин, весь в кружевах, приятно посмотреть на человека.
И вот вы сидите в маленьком зале на Кутузовском проспекте, смотрите, как вдохновенно хулиганят на сцене чудесные актрисы Мастерской, и думаете: зачем все это либерте-эгалите-фратерните Петру Фоменко? После «Одной абсолютно счастливой деревни», после инсценировок Льва Толстого и обретенной, казалось, в этих спектаклях гармонии с собой и с миром? Что за фантазия поставить антибуржуазный фарс, автор которого называет любую коммерческую деятельность сутенерством и устраивает показательный суд над буржуями?
Первое объяснение происходящего на сцене Мастерской, конечно, театральное. Труппе Петра Фоменко необходимы тексты, где есть несколько ярких женских ролей, потому что у этого театра, по общему мнению, «женское лицо». «Безумная из Шайо», в сущности, бенефис Галины Тюниной, отлично играющей главную комическую старуху, но здесь нашлась работа и для Полины Кутеповой, и для Мадлен Джабраиловой, и для актрис, пришедших в Мастерскую в этом сезоне (Ирина Пегова и Наталья Курдюбова) и уже заслуживших первые похвалы рецензентов. К слову, логика фоменковского стиля такова, что порождает универсальные эпитеты, гуляющие по газетным полосам словно бы сами по себе: написав про «женское лицо», рука готова тут же вывести что-нибудь про кружева, с коими режиссерскую манеру Петра Фоменко сравнивают уж который год.
В «Безумной из Шайо» много той изящной игры, элегантных стилизаций и заразительной, все оправдывающей театральности, по которым безошибочно узнается фоменковский метод работы с актерами и пьесой и за которые Мастерскую так любит интеллигентная московская публика: о, как в этом театре умеют изобразить кафе-шантан, как носят чепчики и шляпки, как мило поют, как забавно грассируют! В «Безумной из Шайо», кроме того, придуман и такой удачный фокус: первое действие идет в одном зале, второе в другом; до антракта игровая площадка вытянута вдоль зрительских рядов, после угрожающе сжата вокруг огромного канализационного люка в штаб-квартире безумных старушек, откуда представители бизнес-класса отправляются в смрадное чрево Парижа, которого боятся, как грешники геенны (из люка и впрямь валит пар, а страшный суд театра над капиталом мы наблюдали несколькими сценами раньше).
Рассказав, как все это устроено, можно вернуться к вопросу зачем. И признать, что гармония с миром, по всей видимости, состояние не вечное и рано или поздно Петр Фоменко все равно взялся бы объяснять, что его в этом мире не устраивает. Жироду для этого вроде бы слишком дидактичен, а пьеса слишком плоская, но как раз это и позволяет сыграть «Безумную из Шайо» так, чтобы пафос не приняли всерьез, не сочли за ворчание, не сразу почувствовали в дурачествах комических старух привкус желчи, которая в новом спектакле, право слово, есть, хотя и в дозах вполне гомеопатических. Но что со всем этим делать, по совести, не очень понятно: вот разве сказать в который раз, что театр Фоменко это волшебство и все там, как всегда, легко и ажурно, так что даже и Жироду довольно мил сатиры смелый властелин, весь в кружевах, приятно посмотреть на человека.
Олег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Зачем вы девушки?Дина Годер, «Еженедельный журнал», 25.12.2002
- Рядовая Лебедушкин хочет к мамеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.12.2002
- Пролетая над гнездом«Итоги», 23.12.2002
- Наряд вне очередиОлег Зинцов, «Ведомости», 23.12.2002
- Мотылек в камуфляже как мимикрия современностиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 23.12.2002
- Рядовая Лебедушкин нашел Отелло в казармеДуня Войницкая, «Комсомольская правда», 21.12.2002
- Крылышками бяк-бяк-бякАртур Соломонов, «Газета», 20.12.2002
- Спасти рядового ЛебедушкинаМарина Давыдова, «Время новостей», 20.12.2002
- Один барабан, две трубы┘Ирина Корнеева, «Время МН», 19.12.2002
- Ангельский способ откосить от армииАлексей Филиппов, «Известия», 19.12.2002
- Неуставное отношение к театруРоман Должанский, «Коммерсант», 19.12.2002
- Военно-полевой романЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 19.12.2002
- Попытка полетаАлена Карась, «Российская газета», 19.12.2002
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Чертог сиялГлеб Ситковский, «Алфавит», 21.11.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Под солнцем АлександраМарина Давыдова, «Консерватор», 4.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Прогулки с Пушкиным«Итоги», 1.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Поэт идет┘Вера Максимова, «Независимая газета», 27.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- Торгуйтесь, торгуйтесь┘Елена Ямпольская, «Новые известия», 26.09.2002
- Алгебра вдохновенияНаталия Каминская, «Культура», 26.09.2002
- Чудесный сплавАлександр Соколянский, «Ведомости», 26.09.2002
- Светлы «Египетские ночи»Ирина Корнеева, «Время МН», 25.09.2002
- Куклы доктора ПиндемонтиАлена Солнцева, «Время новостей», 25.09.2002
- Мастерская Петра Фоменко устроила «Египетские ночи»Алексей Филиппов, «Известия», 25.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Зачет по высшей математикеМария Сперанская, «МК-Бульвар», 29.07.2002
- МИХАИЛ РОЩИН. ВРЕМЯ АНТИГЕРОЯМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 24.07.2002
- Поэзия Гумилева вдохновила «фоменковцев»Ирина Леонтьева, «Труд», 23.07.2002
- Восточные грезы любвиПавел Руднев, «Ваш Досуг», 8.07.2002
- Десять лет спустяАлексей Филиппов, «Известия», 8.07.2002
- «Отравленная туника» Н. ГумилеваЕлена Ковальская, «Афиша», 8.07.2002
- Отравленная туникаДина Годер, «Еженедельный Журнал», 4.07.2002
- Византийские сныНина Агишева, «Московские новости», 2.07.2002
- Гость из прошлого«Итоги», 2.07.2002
- Осторожно, отравлено!Екатерина Васенина, «Новая газета», 1.07.2002
- Ожившая «Отравленная туника»Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 29», 07.2002
- Гипноз пространстваОлег Недоловский, «Современная драматургия, № 4», 07.2002
- Женщины обольщают и не всегда остаются в живыхГалина Облезова, «Новое время, № 29», 07.2002
- Любовь и смерть в ВизантииМария Хализева, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Перекресток ГекубыИрина Алпатова, «Культура», 27.06.2002
- Любовь в ВизантииЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 26.06.2002
- Отравленная туникаАлена Карась, «Российская газета», 25.06.2002
- Балканский синдромЕлена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Возвращение блудного режиссераВиктория Никифорова, «Эксперт», 24.06.2002
- От страстей свободны лишь рабы. И то - евнухиАнастасия Томская, «Комсомольская правда», 21.06.2002
- Русская поэзия с македонским акцентомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.06.2002
- Для красотыГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.06.2002
- На ядыОлег Зинцов, «Ведомости», 20.06.2002
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Коммерсант», 19.06.2002
- Люди, тигры и жирафыИрина Корнеева, «Время МН», 19.06.2002
- Македонец отправился в ВизантиюАртур Соломонов, «Газета», 19.06.2002
- Поэзия и правдаМарина Давыдова, «Время новостей», 19.06.2002
- Ключ к Серебряному векуМайа Одина, «Газета.ру», 18.06.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Танцы до экстазаОлег Дуленин, «Знамя, № 6», 06.2002
- На нарах творчестваИрина Алпатова, «Культура», 30.05.2002
- Лицедей это диагноз«Итоги», 27.05.2002
- Театр должен быть утопленОльга Романцова, «Вести.ru», 27.05.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Лицедей, как он естьАлексей Филиппов, «Известия», 16.05.2002
- Безумие в день кровяной колбасыМарина Райкина, «Московский комсомолец», 15.05.2002
- Драма на гастроляхИрина Корнеева, «Время МН», 15.05.2002
- Диагноз лицедейДарья Коробова, «Независимая газета», 15.05.2002
- Альбом семейных фотографийЕлена Губайдуллина, «Известия», 14.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Мастерская П. Фоменко. «Безумная из Шайо» Ж. Жироду«Театральная афиша», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- Вечность пахнет нефтьюПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Бешеные бабки«Итоги», 8.04.2002
- Трест, который сгинулОлег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Спасатели из «Мастерской»Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир. Начало романаКристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. ФоменкоАлексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Homo ludens из ШайоМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Зашевелилась театральная жизнь под «Золотой маской»Олег Прялкин, «Россiя», 13.03.2002
- Старосветские помещикиЕлена Ковальская, «Афиша», 1.02.2002
- Одна абсолютно счастливая семьяГлеб Ситковский, 19.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 12.01.2002
- Гоголь в гостях у УайлдераМарина Давыдова, «Время Новостей», 9.01.2002
- Карбаускис во МХАТеГригорий Заславский, «Русский журнал», 8.01.2002
- Сочинение о двух влюбленныхАлексей Филиппов, «Известия», 8.01.2002
- Старосветская челядьМария Хализева, «Вечерний клуб», 01.2002