Сочинение по Пушкину
Премьера в театре Петра Фоменко
Актеры Мастерской Петра Фоменко вечные ученики своего лукавого мастера, обожающего из подручных средств творить изощренную театральную реальность. На этот раз его послушные артисты написали «театральное сочинение» по произведениям Пушкина и Брюсова, во всем несхожим и объединенным лишь общей темой: легендой о том, как египетская царица Клеопатра назначила смерть ценою своей любви и нашлись-таки смельчаки, за ночь с ней расплатившиеся жизнью. Сначала Фоменко использует пушкинские наброски «Мы проводили вечер на даче», «Гости съезжались на дачу» и повесть «Египетские ночи» (таково и название спектакля), чтобы воспроизвести атмосферу литературного салона, где приезжий итальянец, синьор Пиндемонти, развлекает гостей княгини Д. поэтическими импровизациями на заданную тему ею и становится сюжет с Клеопатрой. Все жаждут приключений, игры, обмениваются рискованными взглядами и не всегда впопад цитируют знаменитые стихи филологическое попурри, придуманное автором спектакля, способно любого сбить с толку. Хотя искушенный постановщик сразу отводит упреки в эклектичности, обозначив жанр спектакля как «Сцены. Этюды. Эпизоды», а за логику признает лишь законы метаморфозы, происходящей на наших глазах.
Ясно, что главное здесь не сюжетная канва, а театральная ворожба, стихия игры, в которой фоменковские артисты как никто умеют избежать банальности и продемонстрировать интеллигентность тона чем и делают свой театр одинаково модным и для ценителей, и для неофитов. Настроение создают детали: лавровые венки, восточные колокольчики, плащ Клеопатры, смело декорированный искусственными фаллосами┘ Пародия на светский салон сменяется потешным спектаклем: все персонажи подыгрывают импровизатору, представляя героев «Египетских ночей», и вот уже письменный стол, за которым творил сочинитель Чарский, превращается в ложе Клеопатры, а невинное гусиное перо, подобно секире, вершит казнь. Все актеры играют несколько ролей: Полина Агуреева это и глуповатая графиня К. , и, когда вылезает из кринолина, муза Чарского, или просто «Такая дрянь» это слова самого Пушкина: «Когда находила на него такая дрянь (так называл он вдохновение), Чарский запирался в своем кабинете и писал с утра до поздней ночи». Полина Кутепова разбитная вдовушка Зинаида Вольская и сама Клеопатра, полуобнаженная и на котурнах из связанных книг. Алексей Колубков отставной генерал Сорохтин, который все вздыхал: «Ах, Пушкин, Пушкин!» становится Флавием, первым любовником-самоубийцей, и так далее. Три ночи Клеопатры разыгрывают актеры, и так как ночи эти принципиально неэротичны, зрителям не остается ничего другого, как смеяться.
Пафосную ноту вносит Карэн Бадалов в роли импровизатора актер в самом деле играет отменно, то зависая в порыве вдохновения где-то под колосниками, то деловито подсчитывая гонорар, но неизменно покоряя зал музыкой пушкинского стиха. Когда вслед звучат фрагменты уже брюсовской поэмы «Египетские ночи», контраст становится особенно очевиден, и только постановщик так увлечен своими манипуляциями, что будто не чувствует разницы. Вообще на этом безусловно изящном и вдохновенном, местами очень смешном спектакле закрадывается крамольная мысль: почему временами он так похож на студенческий капустник выпускников-отличников? Они блестяще выучены, преданы своему руководителю, очень стараются но все это еще только счастливый «час ученичества», за которым должна наконец начаться взрослая жизнь. Возможно, природа фоменковского дарования такова, что в нем всегда присутствует детство, которое сродни гениальности. Или публика хочет в театре забыть о том, что она взрослая. Или магия театральной игры оказывается самодостаточной. Да и «всякий талант неизъясним», как говорит в спектакле хитрый итальянец. Все это уважительные причины, чтобы не мечтать о неком новом качестве уже хорошо известных и любимых фоменковских актеров, а просто довериться таланту.
Ясно, что главное здесь не сюжетная канва, а театральная ворожба, стихия игры, в которой фоменковские артисты как никто умеют избежать банальности и продемонстрировать интеллигентность тона чем и делают свой театр одинаково модным и для ценителей, и для неофитов. Настроение создают детали: лавровые венки, восточные колокольчики, плащ Клеопатры, смело декорированный искусственными фаллосами┘ Пародия на светский салон сменяется потешным спектаклем: все персонажи подыгрывают импровизатору, представляя героев «Египетских ночей», и вот уже письменный стол, за которым творил сочинитель Чарский, превращается в ложе Клеопатры, а невинное гусиное перо, подобно секире, вершит казнь. Все актеры играют несколько ролей: Полина Агуреева это и глуповатая графиня К. , и, когда вылезает из кринолина, муза Чарского, или просто «Такая дрянь» это слова самого Пушкина: «Когда находила на него такая дрянь (так называл он вдохновение), Чарский запирался в своем кабинете и писал с утра до поздней ночи». Полина Кутепова разбитная вдовушка Зинаида Вольская и сама Клеопатра, полуобнаженная и на котурнах из связанных книг. Алексей Колубков отставной генерал Сорохтин, который все вздыхал: «Ах, Пушкин, Пушкин!» становится Флавием, первым любовником-самоубийцей, и так далее. Три ночи Клеопатры разыгрывают актеры, и так как ночи эти принципиально неэротичны, зрителям не остается ничего другого, как смеяться.
Пафосную ноту вносит Карэн Бадалов в роли импровизатора актер в самом деле играет отменно, то зависая в порыве вдохновения где-то под колосниками, то деловито подсчитывая гонорар, но неизменно покоряя зал музыкой пушкинского стиха. Когда вслед звучат фрагменты уже брюсовской поэмы «Египетские ночи», контраст становится особенно очевиден, и только постановщик так увлечен своими манипуляциями, что будто не чувствует разницы. Вообще на этом безусловно изящном и вдохновенном, местами очень смешном спектакле закрадывается крамольная мысль: почему временами он так похож на студенческий капустник выпускников-отличников? Они блестяще выучены, преданы своему руководителю, очень стараются но все это еще только счастливый «час ученичества», за которым должна наконец начаться взрослая жизнь. Возможно, природа фоменковского дарования такова, что в нем всегда присутствует детство, которое сродни гениальности. Или публика хочет в театре забыть о том, что она взрослая. Или магия театральной игры оказывается самодостаточной. Да и «всякий талант неизъясним», как говорит в спектакле хитрый итальянец. Все это уважительные причины, чтобы не мечтать о неком новом качестве уже хорошо известных и любимых фоменковских актеров, а просто довериться таланту.
Нина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Зачем вы девушки?Дина Годер, «Еженедельный журнал», 25.12.2002
- Рядовая Лебедушкин хочет к мамеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.12.2002
- Пролетая над гнездом«Итоги», 23.12.2002
- Наряд вне очередиОлег Зинцов, «Ведомости», 23.12.2002
- Мотылек в камуфляже как мимикрия современностиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 23.12.2002
- Рядовая Лебедушкин нашел Отелло в казармеДуня Войницкая, «Комсомольская правда», 21.12.2002
- Крылышками бяк-бяк-бякАртур Соломонов, «Газета», 20.12.2002
- Спасти рядового ЛебедушкинаМарина Давыдова, «Время новостей», 20.12.2002
- Один барабан, две трубы┘Ирина Корнеева, «Время МН», 19.12.2002
- Ангельский способ откосить от армииАлексей Филиппов, «Известия», 19.12.2002
- Неуставное отношение к театруРоман Должанский, «Коммерсант», 19.12.2002
- Военно-полевой романЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 19.12.2002
- Попытка полетаАлена Карась, «Российская газета», 19.12.2002
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Чертог сиялГлеб Ситковский, «Алфавит», 21.11.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Под солнцем АлександраМарина Давыдова, «Консерватор», 4.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Прогулки с Пушкиным«Итоги», 1.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Поэт идет┘Вера Максимова, «Независимая газета», 27.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- Торгуйтесь, торгуйтесь┘Елена Ямпольская, «Новые известия», 26.09.2002
- Алгебра вдохновенияНаталия Каминская, «Культура», 26.09.2002
- Чудесный сплавАлександр Соколянский, «Ведомости», 26.09.2002
- Светлы «Египетские ночи»Ирина Корнеева, «Время МН», 25.09.2002
- Куклы доктора ПиндемонтиАлена Солнцева, «Время новостей», 25.09.2002
- Мастерская Петра Фоменко устроила «Египетские ночи»Алексей Филиппов, «Известия», 25.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Зачет по высшей математикеМария Сперанская, «МК-Бульвар», 29.07.2002
- МИХАИЛ РОЩИН. ВРЕМЯ АНТИГЕРОЯМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 24.07.2002
- Поэзия Гумилева вдохновила «фоменковцев»Ирина Леонтьева, «Труд», 23.07.2002
- Восточные грезы любвиПавел Руднев, «Ваш Досуг», 8.07.2002
- Десять лет спустяАлексей Филиппов, «Известия», 8.07.2002
- «Отравленная туника» Н. ГумилеваЕлена Ковальская, «Афиша», 8.07.2002
- Отравленная туникаДина Годер, «Еженедельный Журнал», 4.07.2002
- Византийские сныНина Агишева, «Московские новости», 2.07.2002
- Гость из прошлого«Итоги», 2.07.2002
- Осторожно, отравлено!Екатерина Васенина, «Новая газета», 1.07.2002
- Ожившая «Отравленная туника»Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 29», 07.2002
- Гипноз пространстваОлег Недоловский, «Современная драматургия, № 4», 07.2002
- Женщины обольщают и не всегда остаются в живыхГалина Облезова, «Новое время, № 29», 07.2002
- Любовь и смерть в ВизантииМария Хализева, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Перекресток ГекубыИрина Алпатова, «Культура», 27.06.2002
- Любовь в ВизантииЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 26.06.2002
- Отравленная туникаАлена Карась, «Российская газета», 25.06.2002
- Балканский синдромЕлена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Возвращение блудного режиссераВиктория Никифорова, «Эксперт», 24.06.2002
- От страстей свободны лишь рабы. И то - евнухиАнастасия Томская, «Комсомольская правда», 21.06.2002
- Русская поэзия с македонским акцентомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.06.2002
- Для красотыГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.06.2002
- На ядыОлег Зинцов, «Ведомости», 20.06.2002
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Коммерсант», 19.06.2002
- Люди, тигры и жирафыИрина Корнеева, «Время МН», 19.06.2002
- Македонец отправился в ВизантиюАртур Соломонов, «Газета», 19.06.2002
- Поэзия и правдаМарина Давыдова, «Время новостей», 19.06.2002
- Ключ к Серебряному векуМайа Одина, «Газета.ру», 18.06.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Танцы до экстазаОлег Дуленин, «Знамя, № 6», 06.2002
- На нарах творчестваИрина Алпатова, «Культура», 30.05.2002
- Лицедей это диагноз«Итоги», 27.05.2002
- Театр должен быть утопленОльга Романцова, «Вести.ru», 27.05.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Лицедей, как он естьАлексей Филиппов, «Известия», 16.05.2002
- Безумие в день кровяной колбасыМарина Райкина, «Московский комсомолец», 15.05.2002
- Драма на гастроляхИрина Корнеева, «Время МН», 15.05.2002
- Диагноз лицедейДарья Коробова, «Независимая газета», 15.05.2002
- Альбом семейных фотографийЕлена Губайдуллина, «Известия», 14.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Мастерская П. Фоменко. «Безумная из Шайо» Ж. Жироду«Театральная афиша», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- Вечность пахнет нефтьюПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Бешеные бабки«Итоги», 8.04.2002
- Трест, который сгинулОлег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Спасатели из «Мастерской»Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир. Начало романаКристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. ФоменкоАлексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Homo ludens из ШайоМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Зашевелилась театральная жизнь под «Золотой маской»Олег Прялкин, «Россiя», 13.03.2002
- Старосветские помещикиЕлена Ковальская, «Афиша», 1.02.2002
- Одна абсолютно счастливая семьяГлеб Ситковский, 19.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 12.01.2002
- Гоголь в гостях у УайлдераМарина Давыдова, «Время Новостей», 9.01.2002
- Карбаускис во МХАТеГригорий Заславский, «Русский журнал», 8.01.2002
- Сочинение о двух влюбленныхАлексей Филиппов, «Известия», 8.01.2002
- Старосветская челядьМария Хализева, «Вечерний клуб», 01.2002