Муза в декольте
В Театре Петра Фоменко премьера долгожданные загадочные «Египетские ночи». Пушкинские «Египетские ночи» обрываются на самом интересном месте. Спасибо Петру Фоменко теперь мы знаем, что случилось после того, как Клеопатра выбрала трех любовников, которым после ночи с ней предстояло умереть, и грустный взор остановила на самом молодом из них. Дальнейшее в свое время описал Валерий Брюсов в своих «Египетских ночах». Фоменко искусно соединил его поэму с пушкинскими стихами, и вышло забавное продолжение классической истории. Романтические ночи с отважными любовниками разочаровывают Клеопатру. Первый герой твердо решил покончить с собой, и ласки царицы египетской не производят на него никакого впечатления. Второй занят только самим собой. Третий, правда, по молодости лет в Клеопатру влюбляется, но так донимает ее своими чувствами, что царице приходится его выгнать.
Помимо двух версий «Египетских ночей» в спектакле Фоменко использовано несколько пушкинских стихотворений и прозаических отрывков, где звучит та же тема Cleopatra e i suoi amanti. Композиционные стыки обработаны, как швы у Армани. Проза плавится в стихи, стихи застывают прозой. Из-под кринолинов выглядывают туники. Ампирный стол оборачивается античным пиршественным ложем. Пир Клеопатры любительским спектаклем, разыгранным гостями княгини Д. Рыжая, легкая, как язык пламени, Полина Кутепова то романтической героиней, то скептичной декаденткой, то царицей египетской.
Тайный смысл этой виртуозной стилистической игры печален. Из наслаждений Фоменко решительно предпочитает искусство. Любовные страсти умело скомпрометированы во второй части спектакля. Пресловутые «Египетские ночи», которых с таким интересом ждет зритель, оказываются неубедительным мельтешением под багровым покрывалом. Зато первая часть, посвященная восторгам вдохновения, зажигает и актеров, и зал священным огнем.
Первая часть спектакля это роман с поэзией. К литератору Чарскому (Андрей Щенников) приходит импровизатор (Карэн Бадалов) и уводит у него музу (Полина Агуреева). Они сочиняют стихи (перо, как в чернильницу, окунается в декольте музы), разглагольствуют о поэзии, трепещут в восторгах умиленья. Они поддаются сладкому ритму: тарам-тарам-тарам, покоя сердце просит. Чертиком с гравюры Калло взлетает под потолок импровизатор и, размахивая недоштопанными штанами, падает в пропасть импровизации. Предвкушение творчества, холодный, безумный ветерок вдохновения пронизывает крошечную сцену.
Фоменко возвращает изначальный смысл понятию «актерский ансамбль». В какой-то момент его героям, замороченным музой, не хватает слов, и они, в радостном возбуждении, начинают распевать пушкинские строки на мотив Россини. Глядя на них, невольно соглашаешься с режиссером: любовь не стоит поэзии. Все страсти Клеопатры пустяк по сравнению с искусством. Особенно с искусством в тесном подвале на Кутузовском.
Помимо двух версий «Египетских ночей» в спектакле Фоменко использовано несколько пушкинских стихотворений и прозаических отрывков, где звучит та же тема Cleopatra e i suoi amanti. Композиционные стыки обработаны, как швы у Армани. Проза плавится в стихи, стихи застывают прозой. Из-под кринолинов выглядывают туники. Ампирный стол оборачивается античным пиршественным ложем. Пир Клеопатры любительским спектаклем, разыгранным гостями княгини Д. Рыжая, легкая, как язык пламени, Полина Кутепова то романтической героиней, то скептичной декаденткой, то царицей египетской.
Тайный смысл этой виртуозной стилистической игры печален. Из наслаждений Фоменко решительно предпочитает искусство. Любовные страсти умело скомпрометированы во второй части спектакля. Пресловутые «Египетские ночи», которых с таким интересом ждет зритель, оказываются неубедительным мельтешением под багровым покрывалом. Зато первая часть, посвященная восторгам вдохновения, зажигает и актеров, и зал священным огнем.
Первая часть спектакля это роман с поэзией. К литератору Чарскому (Андрей Щенников) приходит импровизатор (Карэн Бадалов) и уводит у него музу (Полина Агуреева). Они сочиняют стихи (перо, как в чернильницу, окунается в декольте музы), разглагольствуют о поэзии, трепещут в восторгах умиленья. Они поддаются сладкому ритму: тарам-тарам-тарам, покоя сердце просит. Чертиком с гравюры Калло взлетает под потолок импровизатор и, размахивая недоштопанными штанами, падает в пропасть импровизации. Предвкушение творчества, холодный, безумный ветерок вдохновения пронизывает крошечную сцену.
Фоменко возвращает изначальный смысл понятию «актерский ансамбль». В какой-то момент его героям, замороченным музой, не хватает слов, и они, в радостном возбуждении, начинают распевать пушкинские строки на мотив Россини. Глядя на них, невольно соглашаешься с режиссером: любовь не стоит поэзии. Все страсти Клеопатры пустяк по сравнению с искусством. Особенно с искусством в тесном подвале на Кутузовском.
Виктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Зачем вы девушки?Дина Годер, «Еженедельный журнал», 25.12.2002
- Рядовая Лебедушкин хочет к мамеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.12.2002
- Пролетая над гнездом«Итоги», 23.12.2002
- Наряд вне очередиОлег Зинцов, «Ведомости», 23.12.2002
- Мотылек в камуфляже как мимикрия современностиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 23.12.2002
- Рядовая Лебедушкин нашел Отелло в казармеДуня Войницкая, «Комсомольская правда», 21.12.2002
- Крылышками бяк-бяк-бякАртур Соломонов, «Газета», 20.12.2002
- Спасти рядового ЛебедушкинаМарина Давыдова, «Время новостей», 20.12.2002
- Один барабан, две трубы┘Ирина Корнеева, «Время МН», 19.12.2002
- Ангельский способ откосить от армииАлексей Филиппов, «Известия», 19.12.2002
- Неуставное отношение к театруРоман Должанский, «Коммерсант», 19.12.2002
- Военно-полевой романЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 19.12.2002
- Попытка полетаАлена Карась, «Российская газета», 19.12.2002
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Чертог сиялГлеб Ситковский, «Алфавит», 21.11.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Под солнцем АлександраМарина Давыдова, «Консерватор», 4.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Прогулки с Пушкиным«Итоги», 1.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Поэт идет┘Вера Максимова, «Независимая газета», 27.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- Торгуйтесь, торгуйтесь┘Елена Ямпольская, «Новые известия», 26.09.2002
- Алгебра вдохновенияНаталия Каминская, «Культура», 26.09.2002
- Чудесный сплавАлександр Соколянский, «Ведомости», 26.09.2002
- Светлы «Египетские ночи»Ирина Корнеева, «Время МН», 25.09.2002
- Куклы доктора ПиндемонтиАлена Солнцева, «Время новостей», 25.09.2002
- Мастерская Петра Фоменко устроила «Египетские ночи»Алексей Филиппов, «Известия», 25.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Зачет по высшей математикеМария Сперанская, «МК-Бульвар», 29.07.2002
- МИХАИЛ РОЩИН. ВРЕМЯ АНТИГЕРОЯМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 24.07.2002
- Поэзия Гумилева вдохновила «фоменковцев»Ирина Леонтьева, «Труд», 23.07.2002
- Восточные грезы любвиПавел Руднев, «Ваш Досуг», 8.07.2002
- Десять лет спустяАлексей Филиппов, «Известия», 8.07.2002
- «Отравленная туника» Н. ГумилеваЕлена Ковальская, «Афиша», 8.07.2002
- Отравленная туникаДина Годер, «Еженедельный Журнал», 4.07.2002
- Византийские сныНина Агишева, «Московские новости», 2.07.2002
- Гость из прошлого«Итоги», 2.07.2002
- Осторожно, отравлено!Екатерина Васенина, «Новая газета», 1.07.2002
- Ожившая «Отравленная туника»Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 29», 07.2002
- Гипноз пространстваОлег Недоловский, «Современная драматургия, № 4», 07.2002
- Женщины обольщают и не всегда остаются в живыхГалина Облезова, «Новое время, № 29», 07.2002
- Любовь и смерть в ВизантииМария Хализева, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Перекресток ГекубыИрина Алпатова, «Культура», 27.06.2002
- Любовь в ВизантииЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 26.06.2002
- Отравленная туникаАлена Карась, «Российская газета», 25.06.2002
- Балканский синдромЕлена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Возвращение блудного режиссераВиктория Никифорова, «Эксперт», 24.06.2002
- От страстей свободны лишь рабы. И то - евнухиАнастасия Томская, «Комсомольская правда», 21.06.2002
- Русская поэзия с македонским акцентомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.06.2002
- Для красотыГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.06.2002
- На ядыОлег Зинцов, «Ведомости», 20.06.2002
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Коммерсант», 19.06.2002
- Люди, тигры и жирафыИрина Корнеева, «Время МН», 19.06.2002
- Македонец отправился в ВизантиюАртур Соломонов, «Газета», 19.06.2002
- Поэзия и правдаМарина Давыдова, «Время новостей», 19.06.2002
- Ключ к Серебряному векуМайа Одина, «Газета.ру», 18.06.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Танцы до экстазаОлег Дуленин, «Знамя, № 6», 06.2002
- На нарах творчестваИрина Алпатова, «Культура», 30.05.2002
- Лицедей это диагноз«Итоги», 27.05.2002
- Театр должен быть утопленОльга Романцова, «Вести.ru», 27.05.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Лицедей, как он естьАлексей Филиппов, «Известия», 16.05.2002
- Безумие в день кровяной колбасыМарина Райкина, «Московский комсомолец», 15.05.2002
- Драма на гастроляхИрина Корнеева, «Время МН», 15.05.2002
- Диагноз лицедейДарья Коробова, «Независимая газета», 15.05.2002
- Альбом семейных фотографийЕлена Губайдуллина, «Известия», 14.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Мастерская П. Фоменко. «Безумная из Шайо» Ж. Жироду«Театральная афиша», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- Вечность пахнет нефтьюПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Бешеные бабки«Итоги», 8.04.2002
- Трест, который сгинулОлег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Спасатели из «Мастерской»Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир. Начало романаКристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. ФоменкоАлексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Homo ludens из ШайоМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Зашевелилась театральная жизнь под «Золотой маской»Олег Прялкин, «Россiя», 13.03.2002
- Старосветские помещикиЕлена Ковальская, «Афиша», 1.02.2002
- Одна абсолютно счастливая семьяГлеб Ситковский, 19.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 12.01.2002
- Гоголь в гостях у УайлдераМарина Давыдова, «Время Новостей», 9.01.2002
- Карбаускис во МХАТеГригорий Заславский, «Русский журнал», 8.01.2002
- Сочинение о двух влюбленныхАлексей Филиппов, «Известия», 8.01.2002
- Старосветская челядьМария Хализева, «Вечерний клуб», 01.2002