«Фоменки» переночевали с Пушкиным
«Египетские ночи» в Мастерской Петра Фоменко
Премьера Петра Фоменко должна быть гениальной по определению. Особенно если это премьера по Пушкину, который, как известно, тоже «наше все». На сей раз «фоменки», словно подшутив над ожиданиями, связанными с каждой их новой работой, сделали спектакль о том, как трудно быть гением.
Поначалу не знаешь, что рассматривать публику в зале или реквизит на сцене. Там всяческая бронза, лавровые венки, нечто расшитое золотом, тяжелые рамы, остывшие свечи, плащ Клеопатры, утыканный бронзовыми змеящимися фаллосами (нич-чего себе!), и книги, книги, книги┘ Словно был Пушкин, да весь вышел, а те, что при нем были, поехали Сергеича то ли отпевать, то ли хоронить, то ли открывать памятник его имени. В зале тоже как-то по-домашнему, но пафосно: артисты народные, критики заслуженные, букеты пышные. Даже тот отрадный факт, что рядом примостилась одна из самых известных «фоменок» красавица Кутепова (играет Полина, значит Ксения), как-то напрягает: ручку и листок для заметок лучше спрятать: вдруг звезда краем глаза глупость какую увидит? Сестре расскажет┘
Актеры высыпают на сцену черные, чопорные, на все пуговицы застегнутые и впрямь как с похорон. Может, не подразумевалось, но как-то так выглядит: солнце закатилось, русской поэзии; актеры, извилисто огибая столы да колонны, ходят с зажженными свечками, осматривают друг друга и как-то не торопятся приступать к делу. Кто романсы поет, кто стихи читает. Речь бессвязна, реплики безответны, перебивают друг друга, не слушают. Каждый каждому как препятствие, как ком в горле. Графиня Вольская (Полина Кутепова), трагичная, как вдова поэта, периодически вскакивает, просит всех поговорить «о странностях любви», захлебывается цитатой, не договаривает и садится, безответная, на место. Графиня D. (Наталья Курдюбова) поет романсы, прекомично гримасничая. Графиня К. (Полина Агуреева) выныривает из огромного воротника, как черепашка из панциря, вклинивается в разговор и, тоже непонятая, втягивается обратно. Эстета Вершнева (Илья Любимов) все время тошнит репликой «Когда я был во Флоренции┘». Молодой человек Алексей Иванович (Павел Баршак) отирает колонну и дуется, когда его перебивают. Что до генерала в отставке Сорохтина (Алексей Колубков) он вообще сидит спиной к публике и, как китайский болванчик, когда ткнут его пальцем, произносит обиженно, как бы укоряя безвременно погибшего поэта: «Ах, Пушкин, Пушкин!».
«Сцены. Этюды. Эпизоды» написано по поводу жанра спектакля. Это значит, структуру определили и все сопутствующие «ночам» предметы и темы (стихи разных лет, «Гости съезжались на дачу», «Отрывок» и даже фрагменты поэмы Брюсова «Египетские ночи»), так или иначе вмонтированные в композицию. В первых двух эпизодах (интродукция «Ах, Пушкин, Пушкин!» и «Мы проводили вечер на даче») персонажи уже заявлены, но двоятся, троятся и как будто сами еще не знают, кто они. Герои повести, рассуждающие в салоне о госпоже Сталь, Наполеоне, Клеопатре и сочинениях господина Пушкина? Сообщество скучающих актеров, поэтов и богемных неврастеников? Их несогласованные голоса раздражают, как оркестр, разминающийся дольше положенного времени.
Но, к счастью, появляется Он праздник всеобщего раскрепощения, разоблачения и коллективного творчества на радость всем тем, от кого тошнит: тощий, чахлый, глаза голодные, ноги винтом, а пресловутые штаны столь удручающего вида, что кажется, шаркнув ножкой, итальянец не “Signor, lei voglia perdonarmi se┘” должен сказать, а пропищать что-то вроде «мии бежинци, подайте на пропитание». Хуже импровизатора Карэна Бадалова выглядит только его слуга Джузеппе (Борис Горбачев). Но он может то, чего не могут другие, творить без публики, музыки и даже штанов.
Чарский (Андрей Щенников) ведет итальянского оборванца в зал княгини D. , как целителя к прокаженным. Актеры встречают его самопальным гимном: распевая хором стихи Пушкина на мотив увертюры Россини, впервые выступают как ансамбль, единое целое. Синьор Пиндемонти не успевает и рта раскрыть, как все роли в импровизированной трагедии уже расхватаны. Распустив волосы и сняв вдовий траур, Кутепова-Клеопатра встает на котурны (книги Пушкина и мадам де Сталь, связанные стопками). Плакавший по Сергеичу генерал вызывается быть Флавием, первым любовником Клеопатры, как самурай, обнажает большой живот и бросается в постель, как на поле боя. Знаток Флоренции становится умником Критоном, измотавшим Клеопатру не столько любовью, сколько культурной болтовней. Робкий молодой человек Алексей Иванович «ее мальчиком», той последней жертвой, имени которой история не донесла.
Вот тут, ближе к ночи (эти сцены играют уже по Брюсову, развившему эскиз Пушкина), и начинается то, чего словами не описать. Импровизация, азарт и то пиршество ансамблевого духа, когда, кажется, все происходит само собой: актеры загораются друг от друга, набирают обороты, как бешеная карусель, а режиссер тут вроде и не при чем, хотя ведь точно стоял у колыбели. Как пушкинский импровизатор. Вон он подглядывает из кулис, подносит реквизит да на очередную актерскую импровизацию «И стыло гретое вино┘ Хорошо?» кивает вместе с другими: «Хорошо, хорошо».
О том ли речь идет, что вот, мол, из какого сора, и что «театр это чудо», и как трудно «зависеть от царей, зависеть от народа», сохраняя свободу и азарт, уж и неважно. Было бы чудо. А оно было.
Поначалу не знаешь, что рассматривать публику в зале или реквизит на сцене. Там всяческая бронза, лавровые венки, нечто расшитое золотом, тяжелые рамы, остывшие свечи, плащ Клеопатры, утыканный бронзовыми змеящимися фаллосами (нич-чего себе!), и книги, книги, книги┘ Словно был Пушкин, да весь вышел, а те, что при нем были, поехали Сергеича то ли отпевать, то ли хоронить, то ли открывать памятник его имени. В зале тоже как-то по-домашнему, но пафосно: артисты народные, критики заслуженные, букеты пышные. Даже тот отрадный факт, что рядом примостилась одна из самых известных «фоменок» красавица Кутепова (играет Полина, значит Ксения), как-то напрягает: ручку и листок для заметок лучше спрятать: вдруг звезда краем глаза глупость какую увидит? Сестре расскажет┘
Актеры высыпают на сцену черные, чопорные, на все пуговицы застегнутые и впрямь как с похорон. Может, не подразумевалось, но как-то так выглядит: солнце закатилось, русской поэзии; актеры, извилисто огибая столы да колонны, ходят с зажженными свечками, осматривают друг друга и как-то не торопятся приступать к делу. Кто романсы поет, кто стихи читает. Речь бессвязна, реплики безответны, перебивают друг друга, не слушают. Каждый каждому как препятствие, как ком в горле. Графиня Вольская (Полина Кутепова), трагичная, как вдова поэта, периодически вскакивает, просит всех поговорить «о странностях любви», захлебывается цитатой, не договаривает и садится, безответная, на место. Графиня D. (Наталья Курдюбова) поет романсы, прекомично гримасничая. Графиня К. (Полина Агуреева) выныривает из огромного воротника, как черепашка из панциря, вклинивается в разговор и, тоже непонятая, втягивается обратно. Эстета Вершнева (Илья Любимов) все время тошнит репликой «Когда я был во Флоренции┘». Молодой человек Алексей Иванович (Павел Баршак) отирает колонну и дуется, когда его перебивают. Что до генерала в отставке Сорохтина (Алексей Колубков) он вообще сидит спиной к публике и, как китайский болванчик, когда ткнут его пальцем, произносит обиженно, как бы укоряя безвременно погибшего поэта: «Ах, Пушкин, Пушкин!».
«Сцены. Этюды. Эпизоды» написано по поводу жанра спектакля. Это значит, структуру определили и все сопутствующие «ночам» предметы и темы (стихи разных лет, «Гости съезжались на дачу», «Отрывок» и даже фрагменты поэмы Брюсова «Египетские ночи»), так или иначе вмонтированные в композицию. В первых двух эпизодах (интродукция «Ах, Пушкин, Пушкин!» и «Мы проводили вечер на даче») персонажи уже заявлены, но двоятся, троятся и как будто сами еще не знают, кто они. Герои повести, рассуждающие в салоне о госпоже Сталь, Наполеоне, Клеопатре и сочинениях господина Пушкина? Сообщество скучающих актеров, поэтов и богемных неврастеников? Их несогласованные голоса раздражают, как оркестр, разминающийся дольше положенного времени.
Но, к счастью, появляется Он праздник всеобщего раскрепощения, разоблачения и коллективного творчества на радость всем тем, от кого тошнит: тощий, чахлый, глаза голодные, ноги винтом, а пресловутые штаны столь удручающего вида, что кажется, шаркнув ножкой, итальянец не “Signor, lei voglia perdonarmi se┘” должен сказать, а пропищать что-то вроде «мии бежинци, подайте на пропитание». Хуже импровизатора Карэна Бадалова выглядит только его слуга Джузеппе (Борис Горбачев). Но он может то, чего не могут другие, творить без публики, музыки и даже штанов.
Чарский (Андрей Щенников) ведет итальянского оборванца в зал княгини D. , как целителя к прокаженным. Актеры встречают его самопальным гимном: распевая хором стихи Пушкина на мотив увертюры Россини, впервые выступают как ансамбль, единое целое. Синьор Пиндемонти не успевает и рта раскрыть, как все роли в импровизированной трагедии уже расхватаны. Распустив волосы и сняв вдовий траур, Кутепова-Клеопатра встает на котурны (книги Пушкина и мадам де Сталь, связанные стопками). Плакавший по Сергеичу генерал вызывается быть Флавием, первым любовником Клеопатры, как самурай, обнажает большой живот и бросается в постель, как на поле боя. Знаток Флоренции становится умником Критоном, измотавшим Клеопатру не столько любовью, сколько культурной болтовней. Робкий молодой человек Алексей Иванович «ее мальчиком», той последней жертвой, имени которой история не донесла.
Вот тут, ближе к ночи (эти сцены играют уже по Брюсову, развившему эскиз Пушкина), и начинается то, чего словами не описать. Импровизация, азарт и то пиршество ансамблевого духа, когда, кажется, все происходит само собой: актеры загораются друг от друга, набирают обороты, как бешеная карусель, а режиссер тут вроде и не при чем, хотя ведь точно стоял у колыбели. Как пушкинский импровизатор. Вон он подглядывает из кулис, подносит реквизит да на очередную актерскую импровизацию «И стыло гретое вино┘ Хорошо?» кивает вместе с другими: «Хорошо, хорошо».
О том ли речь идет, что вот, мол, из какого сора, и что «театр это чудо», и как трудно «зависеть от царей, зависеть от народа», сохраняя свободу и азарт, уж и неважно. Было бы чудо. А оно было.
Ольга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Зачем вы девушки?Дина Годер, «Еженедельный журнал», 25.12.2002
- Рядовая Лебедушкин хочет к мамеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.12.2002
- Пролетая над гнездом«Итоги», 23.12.2002
- Наряд вне очередиОлег Зинцов, «Ведомости», 23.12.2002
- Мотылек в камуфляже как мимикрия современностиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 23.12.2002
- Рядовая Лебедушкин нашел Отелло в казармеДуня Войницкая, «Комсомольская правда», 21.12.2002
- Крылышками бяк-бяк-бякАртур Соломонов, «Газета», 20.12.2002
- Спасти рядового ЛебедушкинаМарина Давыдова, «Время новостей», 20.12.2002
- Один барабан, две трубы┘Ирина Корнеева, «Время МН», 19.12.2002
- Ангельский способ откосить от армииАлексей Филиппов, «Известия», 19.12.2002
- Неуставное отношение к театруРоман Должанский, «Коммерсант», 19.12.2002
- Военно-полевой романЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 19.12.2002
- Попытка полетаАлена Карась, «Российская газета», 19.12.2002
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Чертог сиялГлеб Ситковский, «Алфавит», 21.11.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Под солнцем АлександраМарина Давыдова, «Консерватор», 4.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Прогулки с Пушкиным«Итоги», 1.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Поэт идет┘Вера Максимова, «Независимая газета», 27.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- Торгуйтесь, торгуйтесь┘Елена Ямпольская, «Новые известия», 26.09.2002
- Алгебра вдохновенияНаталия Каминская, «Культура», 26.09.2002
- Чудесный сплавАлександр Соколянский, «Ведомости», 26.09.2002
- Светлы «Египетские ночи»Ирина Корнеева, «Время МН», 25.09.2002
- Куклы доктора ПиндемонтиАлена Солнцева, «Время новостей», 25.09.2002
- Мастерская Петра Фоменко устроила «Египетские ночи»Алексей Филиппов, «Известия», 25.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Зачет по высшей математикеМария Сперанская, «МК-Бульвар», 29.07.2002
- МИХАИЛ РОЩИН. ВРЕМЯ АНТИГЕРОЯМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 24.07.2002
- Поэзия Гумилева вдохновила «фоменковцев»Ирина Леонтьева, «Труд», 23.07.2002
- Восточные грезы любвиПавел Руднев, «Ваш Досуг», 8.07.2002
- Десять лет спустяАлексей Филиппов, «Известия», 8.07.2002
- «Отравленная туника» Н. ГумилеваЕлена Ковальская, «Афиша», 8.07.2002
- Отравленная туникаДина Годер, «Еженедельный Журнал», 4.07.2002
- Византийские сныНина Агишева, «Московские новости», 2.07.2002
- Гость из прошлого«Итоги», 2.07.2002
- Осторожно, отравлено!Екатерина Васенина, «Новая газета», 1.07.2002
- Ожившая «Отравленная туника»Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 29», 07.2002
- Гипноз пространстваОлег Недоловский, «Современная драматургия, № 4», 07.2002
- Женщины обольщают и не всегда остаются в живыхГалина Облезова, «Новое время, № 29», 07.2002
- Любовь и смерть в ВизантииМария Хализева, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Перекресток ГекубыИрина Алпатова, «Культура», 27.06.2002
- Любовь в ВизантииЕлена Ямпольская, «Новые Известия», 26.06.2002
- Отравленная туникаАлена Карась, «Российская газета», 25.06.2002
- Балканский синдромЕлена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Возвращение блудного режиссераВиктория Никифорова, «Эксперт», 24.06.2002
- От страстей свободны лишь рабы. И то - евнухиАнастасия Томская, «Комсомольская правда», 21.06.2002
- Русская поэзия с македонским акцентомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.06.2002
- Для красотыГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.06.2002
- На ядыОлег Зинцов, «Ведомости», 20.06.2002
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Коммерсант», 19.06.2002
- Люди, тигры и жирафыИрина Корнеева, «Время МН», 19.06.2002
- Македонец отправился в ВизантиюАртур Соломонов, «Газета», 19.06.2002
- Поэзия и правдаМарина Давыдова, «Время новостей», 19.06.2002
- Ключ к Серебряному векуМайа Одина, «Газета.ру», 18.06.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Танцы до экстазаОлег Дуленин, «Знамя, № 6», 06.2002
- На нарах творчестваИрина Алпатова, «Культура», 30.05.2002
- Лицедей это диагноз«Итоги», 27.05.2002
- Театр должен быть утопленОльга Романцова, «Вести.ru», 27.05.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Лицедей, как он естьАлексей Филиппов, «Известия», 16.05.2002
- Безумие в день кровяной колбасыМарина Райкина, «Московский комсомолец», 15.05.2002
- Драма на гастроляхИрина Корнеева, «Время МН», 15.05.2002
- Диагноз лицедейДарья Коробова, «Независимая газета», 15.05.2002
- Альбом семейных фотографийЕлена Губайдуллина, «Известия», 14.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Мастерская П. Фоменко. «Безумная из Шайо» Ж. Жироду«Театральная афиша», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- Вечность пахнет нефтьюПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Бешеные бабки«Итоги», 8.04.2002
- Трест, который сгинулОлег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Спасатели из «Мастерской»Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир. Начало романаКристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. ФоменкоАлексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Homo ludens из ШайоМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Зашевелилась театральная жизнь под «Золотой маской»Олег Прялкин, «Россiя», 13.03.2002
- Старосветские помещикиЕлена Ковальская, «Афиша», 1.02.2002
- Одна абсолютно счастливая семьяГлеб Ситковский, 19.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 12.01.2002
- Гоголь в гостях у УайлдераМарина Давыдова, «Время Новостей», 9.01.2002
- Карбаускис во МХАТеГригорий Заславский, «Русский журнал», 8.01.2002
- Сочинение о двух влюбленныхАлексей Филиппов, «Известия», 8.01.2002
- Старосветская челядьМария Хализева, «Вечерний клуб», 01.2002